Шпаргалка "трудовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:32, шпаргалка

Описание работы

Как отрасль права трудовое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе применения труда граждан, а также иные взаимосвязанные с ними отношения по поводу применения этого труда.

Предмет трудовою права составляют две группы общественных отношений: собственно трудовые отношения и иные взаимосвязанные с ними отношения по поводу применения труда, имевшего место в прошлом, либо осуществляемого в настоящее время, либо предполагаемого в будущем.

Файлы: 1 файл

Ответы к трудовому праву.doc

— 1.65 Мб (Скачать файл)

1. Предмет и понятие  трудового права.

Как отрасль права трудовое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе применения труда граждан, а также иные взаимосвязанные с ними отношения по поводу применения этого труда. 
 
Предмет трудовою права составляют две группы общественных отношений: собственно трудовые отношения и иные взаимосвязанные с ними отношения по поводу применения труда, имевшего место в прошлом, либо осуществляемого в настоящее время, либо предполагаемого в будущем. 
 
Первая группа перечисленных общественных отношений является доминирующей, поскольку иные взаимосвязанные с ними отношения признаются производными от них, хотя и оказывают на их развитие обратное воздействие. 
 
Собственно трудовые отношения - это общественные отношения, возникающие между работодателем и работником в связи с выполнением последним определенной трудовой функции в условиях конкретной организации труда. 
 
Этим отношениям присущи только им характерные черты, позволяющие отграничить их от сходных или смежных отношений, в частности от гражданско-правовых, а именно:

  1. данные отношения возникают и развиваются в процессе труда;
  2. являются выражением свободного волеизъявления граждан, что проявляется в договорной основе этих отношений;
  3. имеют возмездный характер;
  4. предполагают присоединение исполнителя работы к трудовому коллективу с обязательным подчинением его дисциплине труда и действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка;
  5. обусловливают необходимость личного участия работника в процессе труда;
  6. возникают с момента фактического допуска гражданина к работе правомочным на то должностным лицом;
  7. прекращаются в момент объявления работнику приказа об увольнении и выдачи ему трудовой книжки на руки.

 

 

 

2. метод трудового права

Под методом принято понимать совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения.

Предмет дает, как мы видели, ответ  на вопрос, какие общественные отношения регулирует данная отрасль права, а метод - каким способом осуществляется это регулирование. Метод трудового права — это комплекс способов правового регулирования труда. Он отвечает на вопрос, как, какими способами, приемами осуществляется правовое регулирование труда.

Основные черты этого метода могут быть представлены в следующем виде:

·  Вовлечение граждан в общественное производство идет не с помощью директивного предписания, а на основе свободной заинтересованности, то есть путем предоставления участникам трудовых отношений договорной свободы. Добровольный и договорной характер трудовых отношений закреплен в статье 37 Конституции РФ.

·  Трудовым отношениям, как и гражданско-правовым, присуще юридическое равенство сторон. Однако трудовые отношения помимо этого связаны с властно-распорядительными отношениями между работником и руководящими органами предприятия, что создает ситуацию неравенства сторон и сближает трудовые отношения с административными.

·  Трудовое право характеризуется сочетанием централизованного и локального регулирования. В локальных актах, принимаемых по соглашению сторон, определяются распорядок рабочего дня, устанавливается время отдыха (перерыва), согласуются графики отпусков и другие вопросы, детально регламентирующие условия труда работников. Важно, чтобы нормы локальных актов не противоречили федеральному законодательству.

· Применение санкций и защита прав работников осуществляются во внесудебном порядке, за исключением вопросов, связанных с восстановлением на работе работников. Меры ответственности по трудовому праву имеют имущественно дисциплинарный характер. К ним относятся замечание, выговор, лишение премиальной оплаты и другие неблагоприятные последствия вплоть до увольнения или освобождения от должности.

 

 

 

3. основные принципы  трудового права и их значение.

 1. Принципы трудового права - это установленные с помощью законодательства положения, основывающиеся на общепризнанных нормах международного права и Конституции РФ, предусматривающие правила регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. 
2. К основным принципам правового регулирования трудовых отношений относятся, в частности: 
• свобода труда, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; 
• запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; 
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; 
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, права на отдых;

равенство прав и возможностей работников; 
обеспечение права каждого работника на выплату справедливой заработной платы не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов; 
обеспечение права работников на участие в управлении организацией;

• социальное партнерство',  
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; 
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке; 
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;  
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора; 
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства;

• обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Правовые принципы следует отличать и от конкретных правовых норм. Устанавливая общее правило поведения на основе руководящей идеи, правовой принцип не содержит основных элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции, санкции). С его помощью нельзя урегулировать конкретное отношение между человеком и организацией. Однако правовой принцип дает возможность правильно понять сущность правовой нормы, которая эти отношения регулирует. Будучи элементами правовой политики, правовые принципы предопределяют содержание и сущность не только действующих, но и будущих правовых норм.

В необходимых случаях они восполняют пробелы в законодательном регулировании  отдельных сторон общественных отношений, не урегулированных правом. Этим самым они помогают практическим органам в решении вопросов, еще не урегулированных конкретными нормами права, а также в правильном применении юридических норм. Этим определяется значение основных принципов.

 

 

4. Принцип свободы  труда и запрещение принудительного  труда и дискриминации. +2 и 4ст.

Свобода труда и запрещение принудительного труда - основополагающие начала международной и российской правовой политики в сфере труда, принципы общественной организации труда и трудового права.

Конституция РФ в качестве важнейшей  социально-правовой гарантии предоставляет  гражданам право свободно распоряжаться  своими способностями к труду (право  работать или не работать), реализовывать  их в любой не запрещенной законом форме, свободно выбирать организационно-правовые формы трудовой деятельности, профессию, род деятельности, занятий, место работы и условия труда. Свобода труда как принцип трудового права реализуется в нормах, обеспечивающих свободу трудового договора. Объективным продолжением принципа свободы труда является запрещение принудительного труда.

Международно-правовыми актами о  труде, Конституцией РФ (ст. 37), ТК РФ (ст. 2, 4 и др.) принудительный труд запрещен. Административное или какое  либо иное принуждение к труду, за исключением случаев, установленных федеральными законами, не допускается.

 

 

5. Источники трудового  права.

 

·  Источники трудового права представляют собой акты, содержащие правовые нормы, посредством которых регулируются трудовые отношения. Источники трудового права подразделяются на федеральные и локальные. 
 
К федеральным источникам относятся:

·  Конституция Российской Федерации, которая является юридической базой трудового законодательства;

·  Федеральные законы, содержащие нормы трудового права;

·  Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года (ФЗ РФ °197-ФЗ);

·  Нормативные Указы Президента РФ, направленные на регуляцию трудовых отношений.

·  Постановления Правительства РФ, регулирующие отношения, составляющие предмет трудового права;

·  Нормативные акты министерств, ведомств и комитетов Российской Федерации;

·  Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по спорным вопросам трудовых отношений.  
Следует отметить, что акты Пленума Верховного Суда Российской Федерации сами по себе являются источниками права. Они не могут вводить новые нормы или изменять старые. Но в результате обобщения судебной практики Верховный Суд РФ может прийти к выводу о необходимости внесения изменений в действующее законодательство. 
 
К локальным источникам трудового права относятся:

·  нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации;

·  правотворчество органов местного самоуправления;

·  правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

·  коллективные договоры и соглашения;

·  трудовые договоры;

·  приказы и распоряжения руководителей предприятий и учреждений. 
 
Особое место среди источников трудового права занимают акты Международной организации труда (МОТ). Российская Федерация признала действие на своей территории пятидесяти двух конвенций МОТ.

 

 

 

6. Действие нормативных актов  о труде  во времени и  в пространстве.

 

Действие нормативных актов  во времени

 

25 марта  1994 г. Государственная Дума приняла  Федеральный закон «О порядке  опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации». 25 мая он был принят Государственной Думой, а 1 июня одобрен Советом Федерации. 14 июня, как этого требует Конституция, он был подписан Президентом РФ.

Согласно  этому Закону, все законы вступают в силу через семь дней после их опубликования в «Российской  газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Другие акты палат  вступают в силу через 10 дней после их опубликования. Кроме того, в нормативном акте может быть указано, с какого времени он вступает в силу*.

Постановления Правительства  РФ вступают в силу с момента их утверждения. Все другие нормативные  акты, если в них не указано, когда  они вступают в силу, действуют со дня их принятия.

Нормативные акты о труде распространяются обычно на будущее, обратной силы не имеют, если в самом акте об этом не сказано.

Отмена актов - полная или частичная - наступает в связи с принятием новых актов или внесением изменений в действующие. И если акт официально не отменен, но пришел в противоречие с вновь принятым, первый утрачивает силу полностью или частично.

Действие нормативных актов в пространстве.

Имеется в виду территория государства — Российской Федерации; территория субъектов Федерации; территория конкретной организации. В соответствии с этим «свое» правовое пространство имеют федеральные нормативные акты о труде, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты.

Федеральные законы и другие нормативные акты о труде имеют одинаковую силу на территории всех субъектов Российской Федерации. Законы о труде и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации действуют лишь на их территории (республики, края, области и т.п.). При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон Российской Федерации.

Отдельные федеральные  нормативные акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации. К ним, например, относятся нормативные акты о труде для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для работников пустынных, полупустынных и высокогорных районов и т.п.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют на соответствующей территории. Характерной особенностью локальных нормативных актов о труде является то, что они распространяются в пределах конкретной организации.

Говоря о пространственном действии нормативных актов РФ о труде, следует иметь в виду, что они распространяются также на территории посольств, представительств, торговых судов под флагом России и другие тер образования РФ за рубежом. Далее необходимо отметить, что некоторые нормативные акты о труде РФ могут распространяться на граждан, работающих в других странах, если это, например, предусмотрено международными соглашениями в области внешней трудовой миграции.

 

7. Единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений.

Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. В трудовом праве это воплощается в принципе равенства прав и возможностей работников (ст. 2 ТК). Этот принцип лежит в основе трудовой правосубъектности, которая одинакова для всех граждан, независимо от возраста, пола, национальности, расы и других признаков. Равенство как принцип, способствующий единству трудового права, обеспечивается также общими основаниями возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.

Вместе с тем трудовое право  регламентирует трудовые отношения разнообразных категорий граждан, различающихся по профессиональным, возрастным, физиологическим, социальным, личностным и другим признакам, требующим специального регулирования, что и делает необходимой дифференциацию трудового права. Причем именно такая дифференциация обеспечивает подлинное равенство.

Информация о работе Шпаргалка "трудовое право"