Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Международному праву"

Файлы: 1 файл

ответы МП.docx

— 224.29 Кб (Скачать файл)

Признание обычно выражается в том, что государство или группа государств обращаются к правительству возникшего государства и заявляют об объеме и характере своих отношений  с вновь возникшим государством. Такое заявление, как правило, сопровождается выражением желания установить с признаваемым государством дипломатические отношения и обменяться представительствами.

Различают две доктрины (или теории) признания:

  1. конституитивную — признание рассматривается как конституирование нового субъекта международного права;
  2. декларативную — признание есть констатация факта появления нового субъекта международного права.

Конститутивная теория исходит из того, что если нет признания, то нет и субъекта международного права. Следовательно, отсюда делались и делаются далеко идущие политические, экономические, военные, дипломатические выводы в отношении непризнанного государства.

Конститутивная теория несовместима с международным правом, поскольку  она игнорирует тот факт, что государство  еще до признания пользуется всеми  правами и обязанностями, вытекающими  из принципа суверенитета. Эта теория откровенно ставит права и обязанности  вновь возникшего государства в  зависимость от воли «старых» членов сообщества государств. Непризнание  каким-либо государством другого государства  вовсе не означает, что оно может  не считаться с правами государства, которое им не признано.

Декларативная теория признания заключается в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства, но не создает его. «Государство возникает и существует самостоятельно,— писал Ф. Ф. Мартене — Признанием его лишь констатируется его рождение». Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа, «будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием или нет».

Новое государство имеет право  на международное признание. Такое  право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной  целостности и невмешательства  во внутренние дела.

Российское международное право  всегда стояло и стоит на позициях декларативной доктрины признания.

К формам признания международного права относятся:

1)    юридическая форма, которая выступает в двух видах:

  • де-юре (dejure) — признание полное, окончательное и официальное: устанавливаются официальные отношения, признается право государства распоряжаться своим имуществом, вкладами и другими ценностями, находящимися за границей, иммунитет от юрисдикции иностранных судов. Признание де-юре влечет за собой, как правило, установление дипломатических отношений;
  • де-факто (defacto) — когда по соглашению устанавливаются отношения в одной из областей международных связей государств (консульские, торгово-экономические). Носит временный, переходный характер. Признание де-факто — выражение неуверенности, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны.Этот вид признания может быть реализован, например, путем участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Например, в ООН есть государства, которые не признают друг друга, но это не мешает им нормально участвовать в ее работе.

2)    фактическая форма, или признание (adhoc) — признание в каждом конкретном случае и только для него. Эта форма признания не создает юридической базы для будущих отношений. Государства или правительства вступают в официальный контакт друг с другом вынужденно, для решения каких-либо конкретных вопросов, но вместе с тем не желают признавать друг друга

15. Дипломатические иммунитеты и привилегии членов персонала дипломатических представительств

 

 

Дипломатическое представительство (диппредставительство) — зарубежный орган внешних сношений государства. Учреждается на основе взаимного  соглашения между государствами. Выступает  от имени учредившего его государства. В основном, служит для поддержания  дипломатических отношений.

Обмен дипломатическими представительствами  между государствами возможен на одном из трех уровней. Каждому уровню соответствует определенный класс  главы представительства. Наиболее высокий уровень — посольство, во главе которого стоит дипломатический  представитель, имеющий класс посла. Далее следуют миссия, возглавляемая  посланником, и затем миссия, возглавляемая  поверенным в делах.

Основным международным  нормативно-правовым актом, регулирующим виды и функции дипломатических  представительств, процедуры назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, является Венская конвенция о  дипломатических сношениях. «Конвенция о специальных миссиях» 1969 г. и «Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов» 1973 г. также регулирует деятельность дипломатических представительств.

Привилегии и  иммунитеты главы дипломатического представительства и дипломатических агентов. Конвенция содержит общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно привилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть основанием ареста, заключения под стражу или содержания под стражей.

Государство пребывания обязано  относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства.

Воплощением и конкретизацией этой общей нормы являются обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 Уголовного кодекса РФ дипломатические представители иностранных государств пользуются иммунитетом. Положение об иммунитете от административной юрисдикции содержится в ст. 17 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Иммунитет от гражданской  юрисдикции не распространяется на случаи:

а) вещных исков, относящихся  к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства  пребывания, если только дипломат не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя  завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к  любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами официальных функций.

В связи с последним  пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции  дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Наше законодательство —  упомянутое выше Положение о дипломатических  и .консульских представительствах 1966 г. — несколько иначе формулирует эти нормы и предусматривает, что иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава представительства и члены дипломатического персонала вступают в гражданско-правовые отношения как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории нашей страны, наследовании или деятельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций.

Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие, показания он не обязан для этого являться в судебные или следственные органы.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и  пошлин, за исключением косвенных  налогов, включаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

Ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен. Соответствующие положения закреплены в Таможенном кодексе РФ (ст. 203).

Указанными "в Венской  конвенции привилегиями и иммунитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания.

Дипломатические курьеры  при исполнении своих обязанностей пользуются личной неприкосновенностью и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

В определенной степени привилегии и иммунитеты распространяются на членов административно-технического и обслуживающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: "если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно").

Как сказано в преамбуле  Венской конвенции о дипломатических сношениях, привилегии и иммунитеты "предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства". Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее государство.

Совершение дипломатическим  агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona non grata). В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.

 

 

 

16. Принцип мирного  разрешения споров.

Тесно связан с Принципом неприменения силы или угрозы силой.  
Основными международными актами являются Устав ООН, Декларация 1975 г. Все эти Акты устанавливают государства к мирному разрешению споров (путём переговоров, арбитража, примирения, посредничества и т.п.).

Положения Статута Лиги Наций фиксируют попытку обязать  государства к обращаться к мирным решениям споров, однако Статут не исключает  возможность военных столкновений.

В Парижском пакте 1928 г. обязанность мирного разрешения спора закреплена уже как императивная норма МП.

В МП закреплен принцип, свободы выбора мирных средств разрешения споров. 
Совет СБСЕ 1992 г. содержит предложения по выработке комплексной системы мер урегулирования международных споров.

В мп различают 

- спор

- спорная ситуация

Различия между ними имеют  юр значение 
Спор- разногласие между государствами по поводу каких либо норм права, или факта сопровождающиеся взаимным предъявлением претензий. 
Спорная ситуация- столкновение интересов не сопровождающаяся предъявлением явных претензий но сопровождающая напряженность в отношения государств. 
При рассмотрение споров в совете безопасности ООН спорящее государсво воздерживается от голосования, а в спорной ситуации воздерживаться не требуется.

СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

Виды:

-переговор

- обследования

- посредничество

- примирение

- арбитраж и судебное  разбирательство

- обращение к международным  организациям 

М переговор- основное средство разрешеие споров, прямой контакт сторон в целях достижения взаимноприемлемого решения 
само согласие вступить в переговоры, является эффективным началом решения проблемы.  
Переговоры могут быть двухсторонними и многосторонними (конференции)  
Разновидностью переговоров являются консультации. Они отличаются простотой и меньшей формальностью, как правило они предшествуют переговорам. 
Международная согласительная процедура- ее назначение, содействовать вступлению в переговоры. Она включает:  
1) добрые услуги и посредничество- они не представляют собой самостоятельного способа решения проблемы, "только сводят". Добрые услуги - деятельность 3 лица по организации переговоров. Задача др склонить спорящие государства к установлению прямых дипломатических контактов и началу переговоров. Предложения 3 стороны имею характер совета и не обязательный для государств.  
 
Посредничество/ медиация, не только деятельность по организации переговоров, но и участие в них. Посредник- активный участник. Не обязательны для спорящих сторон 
Различия ду и посредников. Добрые услуги 3 стороны не предусматривают вникание в суть спора. Посредники это делают.  
 
2) следственные и согласительные комиссии- создаются , утверждаются на основе особого соглашения заключаемого спорящими сторонами с целью урегулировать спор на основе добросовестного и беспристрастного расследования. Они расследуют дела и предлагают решение. Выводы комиссии имеют рекомендательный характер и не обязательны.  
Пример. Ссср и РФ оказывала добрые услуги совмество с Китаем, США, Японией, КНДР. Выступала посредником в решение споров по свертыванию ядерного оружия.  
 
3) международное арбитражное ( третейское) разбирательство 
Арбитраж- создается для решения конкретного дела, а может действовать постоянно.  
МА и третейский суд. Т е разрешение спора передается третьей стороне, арбитру. Его решение окончательно и обязательно для спорящих сторон. Обращение в арбитраж осуществляется только по добровольному решению сторон.  
Конвенция 1907 года признает третейский суд самым действенным и справедливым средством разрешения споров. В 1899 году была создана постоянная палата третейского суда а Гааге. Каждое государство участник конвенции 1907 года назначает не более 4 лиц в третейские судьи. Они избираются на срок 6 лет и полномочия не возобновляются. 

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"