Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Международному праву"

Файлы: 1 файл

ответы МП.docx

— 224.29 Кб (Скачать файл)

Председатели Совета[2] сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в порядке латинского алфавита.

Постоянные члены  Великобритания

  •  КНР
  •  Россия
  •  США
  •  Франция

Постоянные члены совбеза ООН имеют «право вето».

Место Китая до 25 октября 1971 года занимала Китайская Республика, с 1949 года контролирующая только Тайвань и некоторые прилегающие к нему острова.

Россия является постоянным членом СБ ООН с 24 декабря 1991 года[3] как государство-правопреемник СССР.

Непостоянные члены

В настоящее время непостоянными  членами СБ ООН являются:

2012—2013

2013-2014

 Австралия

 Азербайджан

 Гватемала

 Аргентина

 Марокко

 Люксембург

 Пакистан

 Руанда

 Того

 Республика  Корея


 

Принятие  решений


Решения СБ (кроме процедурных) требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что каждому из пяти постоянных членов СБ принадлежит право вето в отношении решений Совета. При этом воздержание постоянного члена от голосования не считается препятствием к принятию решения.

Как правило, решения СБ оформляются в виде резолюций.

 

60. Правовой режим территорий в международном праве. Правовые способы и основания изменения территории

 

Под территорией понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космос и окружающие Землю Луна и другие небесные тела.

Основные правовые режимы территории:

1) Территории государств — находятся в пределах государственных границ и на них распространяется полная и исключительная власть государства.

2) Территории со смешанным режимом — это территории, где действуют одновременно нормы МП и национального законодательства прибрежного государства. Они не входят в состав государственной территории, на них не распространяется суверенитет государства, но прибрежные страны имеют здесь суверенные права на разведку и разработку ресурсов, охрану окружающей среды.

3) Территории с международным режимом — это территории, не входящие в состав государственных территорий: водные пространства за пределами исключительных экономических зон, Международный район морского дна, воздушное пространство за пределами государственной территории, Антарктика, космическое пространство и небесные тела, находящиеся в нем.

4) Территории со специальным международным режимом — это демилитаризованные и нейтрализованные территории, зоны мира в случае их установления. Правовой статус их устанавливается на основе международных договоров, заключаемых субъектами МП (например, Антарктика).

Государственная территория - это часть земного шара, в  т.ч. суша и ее недра, воды и воздух, которая находится под суверенитетом  данного государства и в пределах которой оно осуществляет свою государственную  власть. Это называется территориальным  верховенством, входящим в состав суверенитета государства. Территория государства  состоит:

- Сухопутная территория (материковая часть, острова, анклавы) 
- Водная территория (внутренние воды и территориальное море шириной 12 миль) 
- Воздушная территория над сушей и водами государства

- Объекты условно приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли, официальные резиденции дипломатических представительств в других странах).

Территория одного государства  отделяется от территории другого государства  государственными границами, которые  определяют пределы государственной  территории и распространения территориального верховенства.

Процедура установления границ включает: 
- делимитация - установление линии государственной границы по крупномасштабной карте;

- демаркация - установление  линии государственной границы  на местности. 
Территория государства и его границы могут быть изменены на основании:

- самоопределения наций;

- плебисцита - голосования  населения спорной территории о ее государственной принадлежности.

- цессии - соглашения государств  о территориальных уступках на  компенсационной основе -отторжение территории как санкция - т.е. территориальные изменения, направленные на исключение возможности противоправных действий с них.

61. Понятие, виды органов внешних сношений

 Право внешних сношений - это система принципов, регламентирующих структуру, порядок формирования функций и юридический статус органов государства, которые обеспечивают его представительства в международном сообществе.

Для осуществления официальных  отношений с другими субъектами МП каждое государство имеет специальные  органы:

1)внутригосударственные;

2) зарубежные

Внутригосударственные органы бывают:

 

 а) органы, представляющие государство по всем аспектам его международных связей и выполняющие общеполитические функции в международных отношениях. Они действуют на основе конституции  государства. 
  К ним относятся: глава государства, правительство и его глава, ведомство иностранных дел. 
  б) органы, представляющие государство в одной из областей его международных связей. 
  Зарубежные органы внешних сношений делятся:

 

 1) постоянные:

 

  - дипломатические  представительства (посольства и  миссии);

 

  - консульские  представительства;

 

 - торговые  представительства;

 

 - постоянные  представительства при международных  организациях. 
  2) временные:

 

  - официальные  представители, участвующие в  мероприятиях политико-дипломатического  характера;

 

  - миссии, направленные в другие государства;

 

  - делегации,  участвующие в международных  переговорах, конгрессах, конференциях.

62. Региональные международные организации (общая характеристика)

 

 

Региональный статус имеют  отдельные общеполитические либо комплексные по своим функциям организации, которые обеспечивают сотрудничество государств, расположенных в пределах географического района, и заинтересованных в координации внешней политики, внешнеэкономических связей, социальных, культурных, правовых отношений.

Для признания организации  региональной необходимо:

1) пространственное единство  государств-членов, их размещение в пределах более или менее целостного региона;

2) пространственное ограничение  целей, задач и действий государств-членов, т. е. соответствующая субъектному  составу функциональная ориентация без притязаний на вмешательство в дела, выходящие за регионально-координационные рамки.

Именно таковы Европейский  Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Строго региональный характер имела Организация Варшавского Договора (ОВД).

В настоящее время ОБСЕ объединяет все без исключения государства  Европы, две североамериканские страны и все бывшие союзные республики СССР, в том числе среднеазиатские республики и Казахстан.

Противоречивыми, с позиций  регионального регулирования, являются черты Организации Североатлантического договора (НАТО). Сформированный в 1949 г. военно-политический блок объединил как государства Северной Америки, так и Западной Европы; а затем и Юго-Восточной Европы.

Судьба НАТО тесно соприкасается  с состоянием и перспективами ОБСЕ.

При штаб-квартире НАТО в  Брюсселе аккредитировано Представительство Российской Федерации. Учреждена Межведомственная комиссия РФ по взаимодействию с НАТО и выполнению Основополагающего акта.

63. Межд. Преступление, межд. Деликт, межд-прав. Ответственность

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

- тягчайшее международно-противоправное  деяние, посягающее на основы  существования государств и наций,  подрывающее важнейшие принципы международного права, угрожающее международному миру и безопасности. В подготовленном Комиссией международного права проекте статей об ответственности государств подчеркивается, что международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается какпреступление перед международным сообществом в целом, составляет международное преступление. Объектом М.п. могут быть всеобщий мир и международная безопасность; добрососедские отношения между народами и государствами; права народов и наций на самоопределение; законы и обычаи войны. 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕЛИКТ

- совершаемое субъектам  международного права действие (бездействие), представляющее собой нарушение  международно-правовых норм и  принципов или договорных обязательств, которое влечет за собой международно-правовую ответственность этого субъекта. Субъект международного права, совершивший М.д., именуется делинквентом. Вопрос о том, всегда ли М.д. является умышленным деянием, в теории международного права является спорным. Комиссия международного права в подготавливаемом ею проекте статей об ответственности государств использует не понятие "М.д.", а понятие "международно-противоправное деяние" , которое означает либо международное правонарушение, либо международное преступление. В теории международного права высказывается мнение, что М.д. - это обязательно умышленное международно-противоправное деяние, в отличие от правонарушения, совершаемого без умысла, без намерения причинить вред другому субъекту международного права. При таком подходе М.д. всегда является международным преступлением.

Международно-правовая ответственность — обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причинённый им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормымеждународного права, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором (абсолютная ответственность).

64. Государствоподобные образования

 

 

ГПО -  особые политико-религиозные  или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус.

В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно признанными благотворительными функциями.

На сегодняшний день насчитываются  порядка 7000 международных организаций, 300 из них межправительственные.

Выделяют ООН, ШОС, ОПЕК, НАТО, Совет  Европы, Лиго Арабских стран и др.

65. Источники международного права.

Источник международного права  – это установленная в процессе согласования воля государств форма  воплощения их согласованных решений, форма существования международно-правовых норм.  
В ст.38 Статусы Международного Суда ООН содержится перечень источников:

1. Основные:

  1. Международный договор
  2. международный обычай
  3. общие принципы права – правовые постулаты.

2. Вспомогательные: 

  1. суд. решения;
  2. резолюции международных организаций
  3. рекомендации

 

 

66. Принцип добросовестного  выполнения обязательств.

Одним из важнейших принципов современного международного права является принцип  добросовестного выполнения международных  обязательств.

В настоящее время в качестве общепризнанной нормы поведения  субъектов указанный принцип  закреплен в Уставе ООН.  Содержание этого принципа раскрывается в Декларации о принципах МП 1970 г..

В силу принципа добросовестного соблюдения международных договоров субъекты МП должны выполнять обязательства, вытекающие из МП, добросовестно. Выполнение обязательств должно осуществляться честно и точно. Только в этом случае исполнение международно-правовых обязательств может квалифицироваться как добросовестное. Государство не может уклоняться от выполнения обязательств, вытекающих из международно-правовых норм, и не может ссылаться ни на положения внутреннего права, ни на иные обстоятельства как на причину неисполнения или отказа от исполнения своих обязательств. Государство может отказаться от исполнения международно-правовых обязательств, однако такой отказ должен осуществляться только на основании международного права, что отражено в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

Значение принципа добросовестного  соблюдения международных обязательств заключается в том, что он является основой международного права, поскольку  без такого принципа действенность  международного права была бы проблематичной.

 

67. Правопреемство государств

— это переход прав и обязанностей одного государства другому государству, в связи с возникновением нового государства, хождением одного государства в состав другого, при разделении, при изменении территории.

Случаи  правопреемства


Правопреемство происходит в случаях перехода территории одного государства другому государству, а также в случаях образования новых государств. В связи с этим различают:

  • разделение — государство распалось на два (и более) государства. Старое государство исчезает, на его месте возникают новые (например, распад СССР в декабре 1991 г.)
  • выделение — из государства выделилась часть, но само государство осталось (например, выход Республики Ангилья из Федерации Сент-Китс и Невис в 1980 г.)
  • объединение — два и более государства становятся одним (например, объединение Народной Демократической Республики Йемен и Йеменской Арабской Республики в единое государство — Йеменскую Республику в 1990 г.)
  • присоединение — одно государство присоединяется к другому (например, к ФРГ присоединилась ГДР в октябре 1990 г.).

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"