Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Международному праву"

Файлы: 1 файл

ответы МП.docx

— 224.29 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие, виды и формы международно-правовой ответственности

 

Международно-правовая ответственность - это неблагоприятные юридические последствия,наступающие в результате нарушения субъектом международного права своего международного обязательства.

Виды и формы международной  правовой ответственности:

2 вида:

-Политическая(моральная)

-Материальная

Политическая  ответственность наступает в  результате нарушения нормы международного права, даже если не наступил материальный ущерб.

К формам политической ответственности можно отнести:

1.Сатисфакции - принесение извинений, выражение сожалений,заверение,что подобного больше не повторится,наказание конкретных виновников и иные формы морального удовлетворения пострадавшей стороны. Не должна быть чрезмерной и унизительлной.

2.Репрессалии-ответные насильственные,но не вооруженные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом.

3.Приостановление прав и привилегий,вытекающих из членства в международной организации-лишение права голоса в международной организаций,например,за неуплату членского взноса. Лишение возможности участвовать в выборах организации. Приостановление членства.

4.Исключение из международной организации-крайние меры.

5.Ограничение отдельных суверенных прав агрессора-например,установление оккупационного режима,демилитаризация экономики,запрещение некоторых партий,объединений; лишение государства части территорий.

 

 

  1. Понятие, источники, принципы международного воздушного права. ИКАО - международная организация гражданской авиации

 

Международное воздушное  право - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.

Важнейшими принципами современного международного воздушного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории; обеспечение безопасности международной гражданской авиации; свобода полетов в международном воздушном пространстве.

В 1919 г. была подписана Парижская  конвенция о воздушных передвижениях: закрепила принцип суверенитета государств над воздушным пространством. 
В 1944 г. Чикагская конвенция о гражданской авиации установила принципы МВП, учредила ^ Межд. организацию гражданской авиации (ИКАО).

ИКАО - является учреждением ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности. Существует с 1947 года. Уставной целью ИКАО является обеспечение безопасного, упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской авиации, в том числе международных перевозок.

 

 

 

 

 

  1. Международные переговоры – как основное средство разрешения международных споров. Международная согласительная (примирительная) процедура. Следственные и согласительные комиссии.

 

Один из основополагающих принципов современного международного права – принцип мирного разрешения международных споров – запрещает государствам обращаться к войне для разрешения возникающих между ними разногласий. Необходимость строгого соблюдения этого принципа всеми государствами мира диктуется появлением новых видов оружия, применение которого может привести к гибели мировой цивилизации. При разрешении разногласий между государствами возникает необходимость разграничения таких понятий, как «спор» и « спорная ситуация».

Спорная Ситуация – это столкновение интересов, состояние напряженности между двумя или несколькими государствами, возникающее по вопросу факта или права (например, толкования или применения международного договора).

Спор – разногласие между государствами, по поводу предмета спора, соблюдающееся предъявлением взаимных претензий.

Международная согласительная процедура: ее назначение – содейтсвоовать вступлению в переговоры. Различают добрые услуги и посредничество. Добрые услуги – деятельность 3 лица по организации проведения переговоров, их задача – склонить спорящее государство к установлению прямых дипломатических контактов к началу переговоров. Посредничество (медиация) – это не только деятельность 3 стороны по организации переговоров, но и и непосредственное участие в них. Посредник может вносить рекомендации в решение проблем (но они не являются обязательными).

Различие  Д.у. и Поср-ва: Д.у.не предусматривают вникания в суть спора, а Посредники это делают.

Следственные и согласительные комиссии создаются, утверждаются на основе сособого соглашения, заключаемого спорящими сторонами с целью урегулирования спора на основе добросовестного и беспристрастного расследования.

 

 

  1. Формы политической ответственности: санкции, реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация

 

Самыми распространенными формами политической ответственности являются реторсии, репрессалии, сатисфакции, санкции, ресторации, исключение из м/н орг-ии и подавление агрессора силой.

Санкции –принудительные меры, которые применяются в государству-нарушителю. Санкции как форма принуждения применяются только в отношении тяжких международных преступления. (Например, в 1990 к Ираку были применены санкции за его агрессию против Кувейта).

Реторсии – отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны дипломатов в ответ на аналогичные действия с другой стороны; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в т.ч. и глав государств.

Репрессалии – правомерные принудительные действия 1 государства против другого в ответ на неправомерные действия с целью восстановления нарушенного права (н-р, введение запрета на ввоз товаров)

Сатисфакция  (удовлетворение) – предоставление государством-нарушителем удовлетворения требований пострадавшему государству за причиненный ущерб. Государство-нарушитель  приносит официальные извинения, выражает сожаление и т.д.

Ресторация – восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо объекта(загрязнение водоемов – восстановление прежнего состояния)

  1. Принцип невмешательства во внутренние дела государства

 

Основное содержание принципа определено Уставом ООН. Устав не дает Организации права на вмешательство  в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и  не требует от государств-членов представлять такие дела на разрешение в порядке  Устава ООН.

Международное право в  принципе не регулирует внутригосударственные  отношения. Поэтому государства  и международные организации  не должны вмешиваться во внутреннюю компетенцию какого-либо государства. Вместе с тем государства могут  добровольно в силу присущего  им суверенитета распространить международно-правовое регулирование на некоторые свои внутренние общественные отношения (например, на сферу прав человека, экологической  безопасности, космической деятельности и др.).

 

 

6. Принцип сотрудничества государств

В соответствии с принципом  сотрудничества государств государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия.

С этой целью: 

а) государства сотрудничают с другими государствами в  деле поддержания международного мира и безопасности;

б)  государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех и  в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости;

в) государства осуществляют свои международные отношения в  экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;

г)    государства — члены ООН обязаны в сотрудничестве с ООН принимать совместные и ин-дивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава.

Государства сотрудничают в  экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники и содействуют  прогрессу в мире в области культуры и образования. Они должны сотрудничать в деле оказания содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

  

 

7. Способы прекращения действия международного договора

Вопрос о времени, условиях и порядке прекращения договора решается самими договаривающимися сторонами и фиксируются в договоре.

Срочные договоры прекращают  свое действие по истечении указанного в них срока. Договор может быть прекращен также: а) в связи с исполнением обязательств; б) с согласия всех договаривающихся государств (отмена); в) в связи с заключением нового договора по тем же вопросам и между теми же государствами (замена). Прекращение договора возможно посредством денонсации и аннулирования.

Денонсация — это отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором.

В частности, в договоре могут  определяться: а) срок, когда государство  вправе заявить о денонсации (например, по истечении определенного периода после вступления в силу); б) срок,  когда договор утрачивает силу для заявившего о денонсации государства (например, по истечении шести или двенадцати месяцев и т. д.); в) условия или обстоятельства, при которых возможна денонсация (например, если относящиеся к договору исключительные обстоятельства ставят под угрозу высшие интересы государства); г) форма и содержание уведомления о денонсации.

Аннулирование — это отказ государства от договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами международного права основания. Аннулирование, как и денонсация, представляет собой односторонний отказ от договора. При реализации права на денонсацию договора государство, за редким исключением, не обязано объяснять причины выхода из договора. Поскольку обстоятельства, на которые государство может ссылаться как на основания для аннулирования договора, заранее согласованы и закреплены нормами международного права, государство при выходе посредством аннулирования должно указать эти обстоятельства (причины).

Венской конвенцией о праве  международных договоров предусмотрены  следующие обстоятельства — основания  аннулирования договора: 1) существенное нарушение договора другими участниками; 2) невозможность исполнения договора (уничтожение его объекта); 3) коренное изменение обстоятельств.

 

 

 

8. Понятие и виды источников международного права

Источники международного права представляют собой установленные  государствами в процессе правотворчества  формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм.

К источникам международного права приложимы основные характеристики источников права в общей теории права. Однако в отличие от внутригосударственного права международное право не имеет таких конституционных норм или специальных актов, в которых дается перечень нормативных актов в привязке к компетенции принимающих их органов государства.

Сами государства, международные  организации и (в предусмотренных случаях) некоторые другие субъекты, согласуя свои интересы, определяют не только содержание международно-правовых норм, но и внешнюю форму их существования. Надлежащая оценка источников международного права обусловлена реальными процессами нормотворческой деятельности.

Презумпция разнообразия источников международного права присуща  Уставу Организации Объединенных Наций.

 




Таким образом, применительно  к современному состоянию международного правового регулирования можно  констатировать существование четырех разновидностей источников международного права: международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций, акты международных организаций и международных органов.

В систему международно-правового  регулирования наряду с источниками, т. е, нормативными юридическими актами и обычаями, входят правоприменительные акты, исходящие от самих государств и международных организаций, а также от международных и национальных судебных учреждений, иных организаций и органов, в том числе на уровне отдельных государств.

 

 

 

9. Иностранные граждане: понятие, правовой режим

В принципе правовое положение  иностранцев, как и правовое положение собственных граждан и апатридов, устанавливается государством, на территории которого они находятся, но с учетом соответствующих общепризнанных положений общего международного права, в частности касающихся возможности защиты их прав и интересов государством их национальной принадлежности.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"