Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Международному праву"

Файлы: 1 файл

ответы МП.docx

— 224.29 Кб (Скачать файл)

 

17. Классификация  международных правонарушений.

Отсутствует конкретный перечень. Делятся на основе критерия общественной опасности: межд деликт, межд преступление. 
Межд преступление – деяние, нарушающее основополагающие нормы МП и представляющее особую обществ опасность для всего мира. Вина – прямой умысел. В Статьях дан примерный перечень прест: а) тяжкое нарушение межд обяз-в, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира и безопасности (агрессия), 
б)  -//- для обеспечения права народов на самоопределение (насильственное сохранение колониального господства), 
в) -//- для защиты человеческой личности (геноцид, рабство, апартеид), 
г) -//- для защиты окружающей среды (массовое загрязнение атмосферы и моря). 
Не исчерпывающий перечень. 
Межд деликт – всякое межд правонарушение, не являющееся преступлением.  
При совершении деликта право на обращение в суд имеет только потерпевшее гос-во. При совершении межд преступление – любое гос-во, группа гос-в ,межд сообщество в целом. 
Смежные деяния: 
- недружественный акт, 
- преступления межд хар-ра. 
Недружественный акт – поведение гос-ва, кот причиняет ущерб интересам другого гос-ва, но не нарушает норм МП. Это ущемление, незащищенных МП интересов гос-ва (повышение таможенных пошлин, национализация иностр соб-ти). Разрешение проблем – политические и моральные средства. 
Прест межд хар-ра – уголовно наказуемые деяния, совершенные физ лицами, и имеющие межд общ опасность. Они совершаются вне связи с политикой гос-ва физ лицами, не являющимися долж лицами гос-ва и не от его имени. Такие деяния нарушают и национальное право.

18. Соотношение внутригосударственного  и международного права.

Рецепция, трансформация, отсылка.

Функционирование МП невозможно без содействия внутригосударственного механизма. Процесс осуществления норм МП на территории государства — это процесс национально-правовой имплементации. 
     Формы национально-правовой имплементации: 
1. Рецепция — восприятие НП норм МП без изменения их содержания. Общая рецепция — это восприятие всего общего МП, всех вступивших в силу для данного государства меж. договоров. Специальная рецепция — это восприятие отдельных международно-правовых норм. Применяется в государствах, национальное законодательство которых придает нормам меж. договора силу норм внутригосударственного права. Теоретически общая рецепция не требует издания специального закона для применения норм МП: оно действует автоматически. На практике это не всегда возможно и зависит от характера норм конкретного международного соглашения. Рецепция представляет собой наиболее универсальный способ имплементации.  
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» указывается, что в соответствии с ФЗ «О международных договорах РФ» 1995 г. положения меж. договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений меж.договоров РФ требуется принятие национальных правовых актов. 
2.Трансформация — это преобразование нормы МП в норму НП посредством издания закона или иного НПА, который регулирует тот же вопрос, что и соответствующая международно-правовая норма. Трансформация не предполагает исчезновения одной нормы и появления другой. Трансформируемая норма продолжает существовать в неизменном виде. Но наряду с ней появляется новая норма внутреннего права, регулирующая тот же вопрос. При трансформации МП служит основой для появления национальной нормы. Трансформация — это способ выполнения меж. договора, позволяющий создать такую норму внутреннего права, которая не только обеспечивает выполнение гос-ом его меж.обязательств, но и отражает специфику национально-правовой системы конкретного гос-ва. Трансформация необходима во всех случаях, когда нормы международного договора имеют несамоисполнимый характер. Способы трансформации: отмена нормы НП, противоречащей международному договору; дополнение действующего права новой нормой, соответствующей международному договору; ратификация договора без изменения внутреннего закона, если соответствующие правила поведения уже закреплены в национальном праве. 
3. Отсылка — государство включает в свое законодательство нормы, отсылающие к МП и санкционирующие применение внутри страны правил международных договоров и международно-правовых обычаев. Общая (генеральная) отсылка относится ко всему МП и выражается в наличии в НП общего правила, придающего международным нормам силу внутреннего закона. Имеет большое сходство с общей рецепцией. Частичная (специальная) отсылка — определенная группа норм НП отсылается к определенной группе норм МП. (Кодекс торгового мореплавания РФ — вопросы распределения убытков при общей аварии решаются на основе Йорк-Антверпенских правил об общей аварии в редакции 1994 г.). Общая отсылка ко всему МП не превращает его нормы в НП. Отсылка возможна только в отношении самоисполнимых норм МП.

 

19. Понятие и источники, особенности  международного

экологического права

 

Международное экологическое право – это сформировавшаяся в качестве самостоятельной отрасли права совокупность общепризнанных принципов и норм, регулирующих международные экологические отношения, возникающие между государствами и другими субъектами международного права, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны природных объектов, имеющих общепланетарное значение для создания здоровой и плодотворной жизни в гармонии с природой в интересах как ныне живущих, так и будущих поколений.

Два аспекта  международного экологического права:

– оно является составной частью международного публичного права, которое на основе признанных международных принципов и специфических методов регулирует все формы международного сотрудничества различных государств;

– оно является продолжением (внутреннего) национального экологического права в РФ.

Источники международного экологического права разделяются:

– на общие (Устав ООН), конвенции общего характера, регулирующие наряду с иными вопросами и охрану окружающей среды (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.);

– специальные, посвященные непосредственно установлению обязывающих правил охраны климата, флоры, фауны, озонового слоя, атмосферного воздуха и т. д.

Международное обычное право не носит подчиненного договорному праву характера, несмотря на преобладание последних (по количеству и кругу решаемых вопросов). Особенностью данного вида права является его абсолютная универсальность, поскольку оно связывает все государства, в том числе не являющиеся сторонами универсальных, региональных, двусторонних договоров, и даже те, которые не являются членами ООН.

Общие принципы права, признанные цивилизованными  нациями, представляют собой совокупность норм международного права, имеющих основополагающее значение. Среди принципов, применение которых апробировано мировым сообществом, принцип свободного распоряжения народов своими естественными ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права с введением одновременного запрета на лишение народа принадлежащих ему средств существования, принцип свободы передвижения и выбора места проживания в пределах каждого государства.

«Мягкое право» охватывает разнообразные по содержанию и носящие чаще универсальный характер принципы и нормы, которые содержатся в решениях, резолюциях, рекомендациях и т. п. различных международных органов и организаций.

Судебная  практика – вспомогательный источник международного права в области охраны окружающей природной среды и природопользования. К вспомогательному праву относятся правила, принципы, стандарты, программы, доклады и т. д., принимаемые ООН и основными ее организациями.

 

20. Понятие и  виды субъектов международного  права

Субъекты международного права 
 1)ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА МП  
 
субъект- носитель международных прав и обязанностей; лицо, поведение которого регулируется мп, и которое может вступать в международные публичные правоотношения, защищать свои права путем заявления претензий в международные органы.  
 Субъекты могут быть: 
-1) первичными ( основные, суверенные) :  
-Государства  
-Народы или нации борющиеся за создание независимого государства 
2) вторичные ( производные , не суверенные) : 
- государство- подобные образование ( ватикан) 
- международные организации 
 
Любой субъект обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью 
 
Правоспособность- способность имет права и юр обязанности, этим качеством государство обладает с момента образования. А международное государство с момента вступления документов в силу. 
 
Дееспособность- осуществлять свои права и обязанности самостоятельно 
 
Деликтоспособность- способность нести юр ответственность за соверщенние нарушения.  
 
2)ГОСУДАРСТВО 
 
Государство- необходимая форма организации населения для участия в международном сообществе, для представительство и защиты его интересов. 
 Признаки :  
1) население 
2) суверенитет 
3) террирория 
 4) власть  
 
Территориальная структура:  
1) простое, унитарное . Государство , где единая система органов власти, конституция. Оно подразделяется на административно- территориальные единицы, но они не обладают политической независимостью. К унитарным относится франция япония великобритания и т д  
 
2) сложное. Могут быть в форме: федерации и конфедерации. 
 
 Федерация- объединение территориальных едениц пользующихся определенной политико- правовой самостоятельностью. Субъекты федерации обладают, конституцией, органами законодательной исполнительной и судебной власти. Сша россия германия. Но в межгос отношениях федеративные государства выступают как единый целостный субъект.  
 
Конфедерация- международное правовое объединение государств. Не союзное государство, а союз государств, создающих общий законо- совещательный орган для совершения общих задач. Конфедерация не является субъектом международного права. Субъектами являются ее отдельные члены.  
 
Правоприемство государств. - переход прав и обязанностей от одного государства к другому, всвязи с возникновением нового государства, вхождением одного гос- тва в другое, при разделение ,при изменение территории. 
 
 
3) НАЦИИ И НАРОДЫ БОРЮЩИЕСЯ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ (НБН) 
нбн никем не создаются , а возникают в результате исторического развития. Не каждая страна( народ) борющиеся за свое освобождение в праве претендовать на статус самостоятельного субъекта мп. Это могут быть только те нбн которые в процессе борьбы создают властные структуры, которые будут выступать от имени всей нации в межгос общение. В наст время право субъектностью обладает Палистина. 
 
4) ВТОРИЧНЫЕ СУБЪЕКТ 
 
гос побод образования- особая политико- религиозная историческая или политико- территориальная единица, которая на основе международного акта или признания имеет относительно самомтоятельный международно правовой статус.  
В настоящее время к гпо относят Ватикан. 
Мальтийский орден- гпо оффициальное историко- религиозное формирование с международно- призванными благотворительными признаками. 
 Международные организации. (7000) 300 из них межправительственные.  
Выделяют: Оон, шос, опек, нато, совет европы, лига арабских стран и др 
Во вторичных выделяют нетрадиционный - тн

 

21. Понятие, виды, условия действительности международного  договора

Международный договор –  это соглашение между основными  субъектами МП, призванное регулировать их взаимоотношения путем установления определенных прав и обязанностей.

Классификация:

1. От уровня договаривающихся  сторон:

1) межгосударственные;

2) межправительственные;

3) межведомственные.

2. По числу участников:

1) двухсторонние;

2) многосторонние;

3. По объекту регулирования:

1) экономические;

2) научно-технические;

3) политические и т.д.

Действительным  считается международный договор, если он в целом или в какой-либо части не противоречит основным принципам  или императивным нормам международного права. Эта общепризнанная точка  зрения закреплена в Венской конвенции 1969 г. В ст. 53 этой Конвенции говорится: «Договор является ничтожным, если в  момент заключения он противоречит императивным нормам общего международного права».

Только действительные международные договоры могут порождать  правомерные последствия для  договаривающихся сторон, и только по таким договорам стороны могут  приобретать законные, а не мнимые права и обязанности, на достижение которых была направлена воля участников договора.

22. Понятие, источники, особенности  международного экономического  права

Международное экономическое  право принято характеризовать как совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами в области экономического сотрудничества.

Международные экономические  отношения реализуются в форме: купли-продажи товаров и услуг, подрядных работ, оказания технической помощи, перевозки пассажиров и грузов, предоставления кредитов либо их получения из иностранных источников, решения вопросов таможенной политики.

Источники. В число универсальных документов входят учредительные акты соответствующих м/н организаций, Ген. соглашение о тарифах и торговле 1947 г., Конвенция ООН о договорах м/н купли-продажи товаров 1980 г., Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г., различные соглашения по сырьевым товарам. Большой вклад в формирование международного экономического права вносят двусторонние договоры (договоры о международно-правовом режиме экономических связей, договоры, регулирующие движение товаров, услуг, капиталов через государственные границы, платежные, инвестиционные, кредитные и иные соглашения).

Выделяют следующие правовые  режимы.

Режим наибольшего  благоприятствования означает обязательство государства предоставлять другому государству — участнику соглашения преимущества и привилегии, которые им предоставлены или могут быть предоставлены в будущем любому третьему государству.

Преференциальный  режим означает предоставление льгот в сфере торговли, таможенных платежей, как правило, в отношении развивающихся стран либо в рамках экономического или таможенного союза.

Национальный  режим предусматривает уравнивание в определенных правах иностранных юридических и физических лиц с собственными юридическими и физическими лицами государства. Обычно это касается вопросов гражданской правоспособности, судебной защиты и т. п.

Специальный режим, устанавливаемый государствами в сфере экономического сотрудничества, означает введение каких-либо особых прав для иностранных юридических и физических лиц.

 

23. Понятие, особенности,  классификация общепризнанных принципов  международного права

 

Принципы международного права - это обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное  содержание международного права и  обладающие высшей юридической силой.

В отличии от норм, которые призваны регулировать конкретные правоотношения, принципы распространяют свои действия на целую область правоотношений.

Принципы долговечны и  меньше всего подвержены влиянию  обстоятельств.

Принципы находятся во взаимосвязи, т.е. нарушение одного ведет к несоблюдению других.

Основными принципами международного права являются:

1. Принципы  обеспечения и защиты глобальных  ценностей:

1) принцип всеобщего уважения  прав человека;

2) принцип равноправия  самоопределения народов и наций;

2. Принципы  м/н сотрудничества:

1) принцип сотрудничества;

2) принцип суверенного  равенства государств;

3) принцип добросовестного выполнения международных 
обязательств.

4) принцип невмешательства  во внутренние дела;

3. Принципы  обеспечения мира и безопасности:

1) . принцип неприменения  силы и угрозы силой;

2) принцип нерушимости государственных границ;

3) принцип территориальной целостности  государств;

4) принцип мирного разрешения международных споров;

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"