Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:19, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и источники современного международного права.
2. Процесс создания норм международного права и их виды.
...
64. Правовой статус космического пространства

Файлы: 1 файл

междунар право лекции.doc

— 637.50 Кб (Скачать файл)

 

1. Понятие и источники современного  международного права.

Международное право — это самостоятельная, специфическая система международных договорных и обычных норм, а также общепризнанных принципов, создаваемых путем согласования воль государств и других субъектов международного права, призванных регулировать самые разнообразные отношения (в том числе и военные) между ними и обеспечиваемых добросовестным выполнением субъектами международного права своих международных обязательств, а в случае необходимости — индивидуальным или коллективным принуждением.

Предметом регулирования международного публичного права являются политические взаимоотношения государств — вопросы обеспечения мира и международной безопасности, суверенитет государств, проблемы разоружения, которые носят межгосударственный характер. Отношения между государствами - сфера регулирования международного публичного права.

Субъекты  международного права — участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

 

Субъектами  международного права принято считать:

- государства — основные субъекты

- международные межправительственные организации

  также в качестве субъектов при определенных условиях могут признаваться:

- государствоподобные образования

- национально-освободительные движения

 

Источники международного права можно разделить на два вида - основные и вспомогательные. К основным источникам международного права относятся: международный договор как общий, так и специальный и международный обычай, как итог всеобщей практики.

К вспомогательным источникам международного права, в соответствии со статьей 38 Статута Международного Суда ООН, следует отнести: общие принципы права, признанные цивилизованными

нациями, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному публичному праву, представляющие различные правовые школы. В какой-то степени к вспомогательным

источникам  международного права следует отнести односторонние действия и акты государств, например, акты внутреннего законодательства, официальные заявления глав государств и правительств, делегаций на международных конференциях, совместные заявления государств, например, коммюнике по итогам переговоров.

 

Договор и обычай равны по юридической  силе.

 

2. Процесс создания норм международного  права и их виды.

Существуют  два основных способа создания нормы  международного права и одновременно два основных его источника - международный договор и обычай международно-правовой.

Обязательная  юридическая сила договорных (конвенционных) и обычных норм международного права  является одинаковой. Это закреплено практикой государств, Уставом ООН, Статутом Международного Суда ООН, Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г.

По  числу субъектов международного права (главным образом государств), признающих данные нормы юридически обязательными для себя правилами поведения, нормы международного права могут быть классифицированы как универсальные, региональные, локальные.

По  объему и содержанию заключающихся  в нормах международного права предписаний они подразделяются на общие, т.е. определяющие коренные основы поведения государств (и других субъектов международного права) в международных отношениях, и специальные, регулирующие более узкие вопросы, относящиеся к отдельным отраслям международных отношений. Среди специальных норм выделяют индивидуальные нормы, регулирующие международные отношения по какому-либо отдельному вопросу и не создающие постоянных правил международного поведения.

В дипломатической  практике и международно-правовой литературе нормы международного права нередко  называют принципами международного права.

К особой категории относятся общепризнанные нормы общего содержания, обладающие императивным характером.

 

 

Различают императивные и диспозитивные нормы международного права. Императивные нормы (jus cogens) - это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Диспозитивные нормы — это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению.

Среди императивных норм выделяют основные принципы международного права — это основополагающие нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Принципы международного права являются ядром системы международного права. В доктрине международного права выделяют десять основных принципов:

  1. Принцип неприменения силы и угрозы силой;
  2. Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
  3. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
  4. Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
  5. Принцип равноправия и самоопределения народов;
  6. Принцип суверенного равенства государств;
  7. Принцип добросовестного выполнения международно-правовых обязательств;
  8. Принцип нерушимости государственных границ;
  9. Принцип территориальной целостности государств;
  10. Принцип уважения прав человека и основных свобод.

 

 

3. Особенности международного права.

1.Наличие  специфических субъектов МП;

2. Отсутствие  надгосударствениых образований,  в силу чего нормы МП носят  больше координационный, чем императивный  характер. Воля одного государства  также не может выступать императивом  по отношению к др. государству;

3.Специфические  правовые нормы МП : обычай и договор:

4. Коллективный  порядок урегулирования МП споров.

 

4. Система международного права  и его значение в современных  условиях.

Система международного права - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычно-правовых), решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов международного права

(института международного признания, института правопреемства в отношении договоров, института международной ответственности и др.), отраслей международного права.

Основным элементом  системы международного права является правовая норма, т.е. юридически обязательное правило поведения.

Правовой характер норм международного права — исходная системообразующая связь, лежащая в основе нормативной базы, образующей международное право.

Главенствующее  место в международном праве  занимают институты международного права, которые составляют нормативно-правовую основу этой системы, пронизывают все ее элементы, обеспечивая ее устойчивость.

Отрасль международного права — это совокупность норм, институтов, регулирующих однородные отношения в определенной сфере межгосударственных связей: дипломатическое и консульское право, международное морское право, международное космическое право, право вооруженных конфликтов и др. В самостоятельные отрасли выделяются группы норм и принципов, относящиеся к регулированию вопросов населения, заключению международных договоров, охране окружающей среды и т.д. Каждая отрасль международного права, представляя собой самостоятельную систему норм и принципов в конкретной сфере международных отношений, является подсистемой единой системы международного права.

Поскольку сфера  действия международного права постоянно расширяется, прежде всего, по объекту регулируемых им вопросов, то развивается и система международного права, формируются новые

отрасли (например, международное космическое право, международное право окружающей среды).

 

5. Соотношение  международного и внутригосударственного  права.

Международное право и внутригосударственное  правопредставляют собой две  самостоятельные правовые системы, отличающиеся по целому ряду параметров. Прежде всего, они отличаются по кругу субъектов. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, которые напротив, не могут быть субъектами международного публичного права, где субъектами могут быть государства, международные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, квазигосударства, правительства в изгнании. Субъекты международного права и субъекты внутригосударственного права отличаются своей правосубъектностью.

Эти правовые системы  различаются также своими объектами  и предметами регулирования. В корне отличается их механизмы реализации права. Источники международного публичного и внутригосударственного права также отличаются. В первом случае это договоры и обычаи, и определенное количество вспомогательных источников, согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН, во втором случае – конституция, законы и подзаконные акты, а в странах с прецедентной системой – прецеденты.

Однако  эти две различные и самостоятельные  системы права не существуют изолированно друг от друга. Международно-правовые нормы формально не являются производными от норм внутригосударственных и не могут оказывать влияния на обязательную силу внутригосударственных норм, однако, международное право может отсылать к внутригосударственному праву, а это последнее – к международному праву.

Международно-правовая норма и норма внутригосударственного права имеют различный предмет регулирования. Международно-правовые нормы регулируют только отношения между субъектами

международного  права, а внутригосударственные  нормы – субъектов внутреннего права государства. Государства не могут ссылаться на внутригосударственные нормы, чтобы освободить себя от выполнения международных обязательств.

Вместе с тем, с одной стороны на формирование норм международного права в определенной степени влияют нормы внутригосударственного нрава, с другой стороны, имеет место обратное влияние международного права на образование и развитие тех или иных норм внутригосударственного нрава. Главным образом такое влияние проявляется в том, что государства издают акты внутреннего

законодательства, необходимые для приведения в  действие нормы международною права внутри страны, и в ряде случаев такая рецепция или трансформация дает толчок для развития той или иной отрасли

внутреннего законодательства в новом направлении.

Государство, в  соответствии с императивной нормой международного права pacta sunt servanda, обязано выполнять все свои международные обязательства, независимо от того, где осуществляется

их выполнение за пределами или в пределах государственной территории, за пределами или в пределах действия его внутреннего права, однако государство само вправе определять способы их выполнения. Определение способов выполнения международных обязательств относится к проявлению государственного суверенитета и входит во внутреннюю компетенцию государства.

Исторически в  ходе развития международного права  сложилось две теории соотношения международного и внутригосударственного права: монистическая (в двух разновидностях) и дуалистическая. Сторонники монистической теории признавали единство этих двух правовых систем, рассматривая их как части единой системы права. При  этом одни авторы исходили из примата (верховенства) международного

права, другие —  из примата внутригосударственного права. Авторы дуалистической теории рассматривают международное право и внутригосударственное право как две относительно самостоятельные правовые системы.

Российская  наука международного права исходит  из того, что эти две правовые системы находятся в постоянном взаимодействии, которое проявляется в их взаимном влиянии друг на друга, осуществляется как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности. Имеются три способа приведения в действие норм международного права в рамках внутригосударственного правопорядка: отсылка, рецепция и трансформация.

Отсылкой  называется учет во внутренних законодательных  актах, определяющих поведение государственных органов, должностных лиц или граждан, общих положений или отдельных норм международногоправа, например, положений о признании de jure или de facto, онациональном режиме или режиме наибольшего благоприятствования, о нейтралитете, норм, относящихся к дипломатическому иммунитету и др.

В случае применения таких законодательных  актов в национальных судах, возникает вопрос, об органе государства, призванном определять содержание соответствующих международно-правовых положений и норм: сам ли суд, рассматривающий данное дело, или дипломатическое ведомство.

Рецепцией называется восприятие внутригосударственным правом нормы международного права без изменения ее содержания. Рецепция может иметь место как в общей форме, т. е. применительно ко

всему международному праву, так и в  специальной форме, т. е. применительно к отдельным международно-правовым нормам.

Примером  общей рецепции могут быть положения  конституции о том, что международное право является частью права страны. Примером специальной рецепции является принятие закона о введении в действие данного международного акта. Тем самым международно-правовые нормы, содержащиеся в этом акте, становятся нормами внутреннего права государства, издавшего закон1. Другим видом рецепции является определение автоматического действия договоров па территории государства по их вступлении в силу в качестве международных актов, то есть после ратификации или, если это обусловлено, после подписания. Такие договоры называются «самоисполнимыми». Они особенно широко известны практике США. «Самоисполнимые» договоры имеют такую же силу на территории государства, как и действующие законы.

Под трансформацией понимается преобразование нормы международного права в норму внутригосударственного права посредством принятия специального закона или иного нормативного

акта, который регулирует тот же вопрос, что и соответствующая международно-правовая норма. Подобный закон или иной нормативный акт, создавая новую внутригосударственную правовую норму,

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"