Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:19, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и источники современного международного права.
2. Процесс создания норм международного права и их виды.
...
64. Правовой статус космического пространства

Файлы: 1 файл

междунар право лекции.doc

— 637.50 Кб (Скачать файл)

Особенностями этой организации следует назвать  ярко выраженный политический характер, направленный на решение вопросов мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Этим она отличается от ранее существовавших межправительственных организаций.

Важнейшими  этапом создания ООН стала конференция в Думбартон-Оксе в 1944 году, на которой были согласованы основные принципы и параметры деятельности будущей организации. На Ялтинской конференции в феврале 1945 года главы правительств трех государств - советского, британского и американского обсудили пакет документов, принятый на конференции в Думбартон-Оксе, дополнили

его в ряде пунктов, и приняли решение  о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.

На  конференции в Сан-Франциско, проходившей  с 25 апреля по 26 июня 1945 года были приняты учредительные документы Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года пять постоянных членов Совета Безопасности и большинство других государств сдали на хранение ратификационные грамоты. С этого момента Устав ООН вошел в силу.

Устав ООН является единственным международным  документом, положения которого обязательны для всех государств. Значение Устава ООН состоит в том, что он не только является конституционным документом, регулирующим жизнедеятельность международной организации безопасности, но и призван играть исключительную роль в качестве фундамента формирования системы коллективной безопасности, равной для всех государств, и выработки своеобразного кодекса поведения государств в военной, политической, экономической, экологической и гуманитарной областях.

 

ООН - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. В соответствии с Уставом ООН главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке, Секретариат и Международный Суд.

 

22. Генеральная Ассамблея ООН.

Генеральная Ассамблея ООН. Важную роль в выполнении многообразных функций ООН играет Генеральная Ассамблея совещательный представительный орган, в котором представлены все

государства — члены ООН. Генеральная Ассамблея  наделена в соответствии с Уставом ООН рядом весьма важных функций, и прежде всего в рассмотрении кардинальных вопросов мировой политики:

укрепления  международного мира, смягчения международной напряженности, сокращения вооружений и разоружения, создания условий для развития дружественных отношений и сотрудничества

между государствами в самых различных  областях.

 

В соответствии со ст. 10 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочена обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и делать рекомендации государствам - членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам. Генеральная Ассамблея наделена также полномочиями рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, а также обсуждать широкий круг проблем

сотрудничества  государств в политической, экономической, социальной, экологической, научно-технической и иных областях и выносить рекомендации по ним.

 

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии, которые открываются в третий вторник сентября, а также специальные и чрезвычайные специальные сессии. В ходе регулярной сессии

Генеральной Ассамблеи  проводятся заседания пленума Генеральной Ассамблеи, Генерального комитета, Комитета по проверке полномочий и семи главных комитетов: Первого (вопросы разоружения и безопасности), Специального политического (политические вопросы), Второго (экономические и финансовые вопросы), Третьего (социальные и гуманитарные вопросы), Четвертого (вопросы деколонизации), Пятого(административные и бюджетные вопросы) и Шестого (правовые вопросы). Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Генеральным секретарем и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии. Она включала на первой части 1-й сессии

Генеральной Ассамблеи 33 вопроса, а начиная с 20-й сессии включает  более 100 вопросов.

Генеральная Ассамблея  позволяет осуществлять обмен мнениями и выработку согласованных решений, создает уникальные условия для дипломатических переговоров и консультаций между представителями

государств и  дает возможность значительному  числу глав государств и правительств, а также министров иностранных дел встречаться и обсуждать интересующие их проблемы мировой политики.

Генеральная Ассамблея  играет существенную роль в деятельности ООН. Она внесла значительный вклад в разработку и подготовку ряда важных международных документов. В рамках ООН проводится

большая работа по дальнейшему прогрессивному развитию и кодификации принципов и норм международного права. Обеспечение этой исключительно важной сферы деятельности ООН прямо предусматривается в ст. 13 Устава ООН, где отмечается, что Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях «содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации».

 

Каждый член Генеральной Ассамблеи независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/з присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Решения по другим вопросам, включая определение дополнительных категорий вопросов, которые подлежат решению большинством в 2/3 голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании. По некоторым важным вопросам, таким как выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, прием новых членов в ООН, назначение Генерального секретаря ООН, приостановление прав и привилегий членов Организации, исключение из Организации ее членов, бюджетные вопросы и другие административно-технические вопросы, Генеральная Ассамблея принимает обязательные решения. По остальным, в том числе связанным с поддержанием международного мира и безопасности, Генеральная Ассамблея принимает резолюции и декларации, имеющие рекомендательный характер.

 

В работе Генеральной  Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Кроме того, получили

право участвовать  в качестве наблюдателей Организация освобождения Палестины и представители ряда международных организаций (специализированных учреждений ООН, ОАГ, ЛАГ, ОАЕ, ЕС и др.).

 

23. Совет  Безопасности ООН.

Один  из главных органов Организации Объединенных Наций, состоящий из 15 членов: пять из них -

постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов - «непостоянные» избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной п. 2 ст. 23 Устава ООН.

Существует особая процедура принятия решений в  Совете Безопасности в зависимости от их важности. Решения по процедурным вопросам считаются принятыми, если за них поданы голоса любых

девяти членов Совета. Для принятия решений по всем другим вопросам требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно одному или нескольким постоянным членам Совета проголосовать против какого-либо решения - и оно считается отклоненным. Такая процедура называется наложением вето постоянным членом. Тем самым достигается согласованность действий постоянных членов Совета Безопасности в области поддержания международного мира и безопасности.

Вместе  с тем, начиная с 1971 года, когда  Китай не принимал участия в голосовании по резолюции № 305 от 19 декабря 1971 года по кипрскому вопросу, в деятельности Совета Безопасности сложилась

практика, вылившаяся в процедуру «неучастия»  постоянных членов Совета в голосовании, которая, однако, не расценивается как вето.

Устав ООН закрепляет за Советом Безопасности исключительно большие полномочия в деле предотвращения войны и создания условий для мирного и плодотворного сотрудничества государств. За послевоенный период не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывавшего споры и разногласия между государствами, на

которое не обращалось бы внимание Совета Безопасности, причем значительное число их (свыше 165 за послевоенные годы) стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности. Совет

Безопасности  стал основой механизма коллективного  обеспечения исполнения норм международного права.

 

Совет Безопасности может принимать, согласно Уставу ООН, юридические акты двоякого рода. Как и другие главные органы ООН, Совет может принимать рекомендации, то есть юридические акты,

предусматривающие определенные методы и процедуры, с  которыми тому или иному государству предлагается сообразовывать свои действия. Рекомендации не налагают на государства юридических

обязательств.

Совет Безопасности может также принимать  юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. Некоторые решения Совета Безопасности, принятые в соответствии с Уставом ООН, в определенных случаях могут являться и юридическими актами, имеющими общее нормоустанавливающее значение. При этом

исключается возможность обжалования или  пересмотра принятых Советом Безопасности решений в каком-либо другом органе. Такие решения являются окончательными и не подлежат ревизии. Однако сам  Совет Безопасности может пересмотреть свое решение, например, вследствие вновь открывшихся обстоятельств, неизвестных Совету при принятии первоначального решения, или может вернуться к рассмотрению какого-либо вопроса и изменить свои первоначальные

резолюции.

Основной  формой принимаемых Советом Безопасности рекомендаций и обязательных решений на протяжении всей его деятельности являются резолюции, которых принято свыше 730. Наряду с этим в практике Совета Безопасности все более заметную роль стали играть заявления председателя Совета, число которых превысило 100.

Устав ООН обеспечивает непрерывное функционирование Совета Безопасности и предписывает «быстрые и эффективные действия» от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания ООН. Согласно правилам процедуры, промежуток между заседаниями Совета Безопасности не должен превышать 14 дней, хотя на практике это правило не всегда соблюдалось.

 

С 1987 года сложилась новая форма деятельности Совета Безопасности, стали проводиться встречи министров иностранных дел пяти постоянных членов Совета с Генеральным секретарем ООН. Первая такая встреча была проведена 25 сентября 1987 года. Все это свидетельствует о жизнеспособности системы ООН.

 

24. Экономический и Социальный  Совет ООН.

Экономический и Социальный Совет создан для  того, чтобы под руководством Генеральной Ассамблеи осуществлять конкретные задачи ООН в области международного экономического и социального

сотрудничества, сформулированные в гл. IX Устава. Этими задачами является содействие повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и

развития; разрешению международных  проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и других подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Как подчеркивается в ст. 55 Устава ООН, осуществление указанных задач, направлено «на создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношении между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов».

 

По  поручению Совета Безопасности и  Генеральной Ассамблеи ЭКОСОС занимается также подготовкой проектов некоторых международных конвенций, он может созывать различные международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию. По просьбе членов ООН и специализированных

учреждений  Совет с разрешения Генеральной  Ассамблеи представляет им необходимую техническую помощь и консультации.

На  Совет возложены следующие задачи: изучение международных проблем в экономической и социальной областях; составление. Докладов по вопросам культуры, здравоохранения и образования, поощрения, уважения и соблюдения прав человека и основных свобод.

ЭКОСОС  осуществляет координацию экономической  и социальной деятельности ООН и ее 16 специализированных учреждений, а также других институтов системы ООН. На Совете обсуждаются международные экономические и социальные проблемы  глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств и для системы

ООН в целом.

Совет состоит из 54 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 61 Устава, с обновлением 1/3 состава Совета каждый год, при этом

выбывающие  члены могут быть переизбраны. Ежегодно Совет избирает председателя и двух заместителей.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"