Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:19, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и источники современного международного права.
2. Процесс создания норм международного права и их виды.
...
64. Правовой статус космического пространства

Файлы: 1 файл

междунар право лекции.doc

— 637.50 Кб (Скачать файл)

Высшим  органом ОАЕ является Конференция (Ассамблея) глав государств и правительств, состоящая из глав государств и правительств или надлежащим образом аккредитованных представителей. Каждое государство на конференции имеет один голос. Решения конференции принимаются большинством в две трети голосов.

Совет министров ОАЕ состоит из министров иностранных дел или других министров, назначенных государствами-участниками. В обязанности Совета входит работа по подготовке к Конференции.

Генеральный секретариат возглавляет Генеральный  секретарь, избираемый на 4 года Ассамблеей.

В рамках ОАЕ действует региональный механизм по разрешению споров — Комитет  по посредничеству, примирению и арбитражу.

Местопребывание штаб-квартиры ОАЕ — г. Аддис-Абеба (Эфиопия).

Организация Исламская конференция

Формально Организация Исламская конференция (Исламский Конгресс) была создана еще в 1954 г., однако ее реальная деятельность началась с 1969 г., когда была созвана Конференция стран — участниц ОИК на высшем уровне для активизации ее деятельности Против Израиля и для защиты исламских святынь в Иерусалиме.

Поэтому постоянно действующий орган  ОИК — Секретариат во главе  с Генеральным секретарем находится  временно («до полного освобождения Иерусалима») в Джидде (Саудовская Аравия). Официальные языки ОИК — арабский, английский, французский.

ОИК действует на основании устава утвержденного в 1972 г. Членами ОИК являются свыше 50 государств. Мусульманские меньшинства в немусульманских странах направляют своих представителей в ОИК в качестве наблюдателей. Цели ОИК:

содействие  укреплению мусульманских государств;

охрана  святых мест;

поддержка борьбы палестинского народа;

сотрудничество  в экономической, социальной и культурной областях.

ОИК была создана на базе принципов ислама, а также признания принципов  Устава ООН. Она имеет представителя  в статусе постоянного наблюдателя при ООН.

Органы  ОИК:

Конференция глав государств и правительств (созывается по мере необходимости);

Конференция министров иностранных дел (созывается раз в год);

Секретариат;

Комиссии  по политическим, экономическим, социальным и иным вопросам.

 

Ассоциация  государств Юго-Восточной Азии

Ассоциация  государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была создана в 1967 г. на основании Бангкокской декларации, дополненной в 1976 г. Договором о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, и Декларации согласия.

Ныне  членами АСЕАН являются Бруней, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма (Бирма), Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа (будет принята после решения внутренних вопросов). В 1996 г. АСЕАН приняла решение включить Россию и Китай в число своих полноправных партнеров. Россия еще с 1991 г. взяла курс на развитие отношений с сообществом «азиатских тигров», как иногда называют АСЕАН. Постоянными партнерами АСЕАН являются также США, Австралия, Япония, Южная Корея, Канада, Новая Зеландия и Европейский Союз. В этих странах открыты подразделения АСЕАН. В частности, действует Московский комитет АСЕАН, в который входят представители Индонезии, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Филиппин, Сингапура, Таиланда и Вьетнама.

Цели  АСЕАН:

создание  в районе региона мира, свободы и нейтралитета;

содействие  сотрудничеству государств в экономической, социальной и культурной сферах;

установление  в рамках АСЕАН зоны свободной  торговли;

взаимодействие  с другими региональными организациями.

Высший  орган АСЕАН — Конференция глав государств и правительств, созываемая раз в три года. Ежегодные встречи министров иностранных дел. Текущую работу между конференциями и встречами осуществляет Постоянный комитет. Встречи других министров проводятся по мере необходимости.

Секретариат АСЕАН возглавляет Генеральный секретарь, избираемый на три года. Местопребывание Секретариата — г. Джакарта (Индонезия).

 

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Организация стран-экспортеров нефти создана  в 1960 г. и действует на основании Устава 1965 г. Интересно, что членами ОПЕК могут стать только страны, в значительных размерах экспортирующие сырую нефть. Сегодня в ОПЕК входят 12 государств.

Высшим  органом ОПЕК является Конференция  государств-членов, созываемая два раза в год.

Исполнительный орган ОПЕК — Совет управляющих, образуемый из управляющих, которые назначаются государствами и утверждаются Конференцией.

Экономическая комиссия ОПЕК разрабатывает меры по обеспечению стабильности нефтяных рынков, координации политики в области цен и энергетики.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, назначаемым Конференцией на три года.

Местопребывание штаб-квартиры ОПЕК — г. Вена (Австрия).

На  долю ОПЕК приходится более трети  мировой добычи нефти, она устанавливает  единые продажные цены на нефть, таким образом она оказывает существенное влияние на мировую торговлю нефтью.

 

 

30. Понятие и порядок работы  международных конференций.

Международная конференция — это встреча  официальных представителей двух или более государств для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. Различия в наименовании конференции (конгресс, совещание, встреча и т.д.) не имеют особого юридического значения.

Как правовой институт международные конференции  имеют много общего с международными организациями: они представляют собой собрание представителей государств; для обеспечения деятельности конференции создаются рабочие органы (комитеты, комиссии); эти органы действуют на основе правил, установленных государствами — участниками конференции. Основное отличие конференций от международных организаций заключается в том, что конференции — это временные органы.

Различают конференции, созываемые в рамках международных  организаций, и конференции, созываемые вне международных организаций; универсальные и региональные конференции; конференции с участием высших руководителей государств и конференции министров иностранных дел, послов и т.д.

Право международных конференций не кодифицировано. Источниками этого института являются обычные нормы и акты международных организаций.

Конференции созываются по инициативе одного или  нескольких государств или международной  организации. Созыву конференции предшествуют переговоры, во время которых согласуются  время и место проведения конференции, круг участников, предварительная повестка дня. В конференции могут участвовать наблюдатели (без права решающего голоса).

Порядок работы конференции определяется регламентами, утверждаемыми участниками конференции или органами созывающей международной организации.

На  конференции обычно создаются следующие комитеты: по проверке полномочий; по обеспечению работы конференции; по обсуждаемым проблемам; редакционный комитет по подготовке решения и др.

Решения конференции могут приниматься  путем голосования и консенсуса. Каждая делегация имеет на конференции один голос.

Акты  конференции могут содержать  тексты международных договоров, разработанных на конференции, или являться самостоятельными источниками международного права.

 

 

31. Понятие международно-правовой  ответственности.

В обеспечении  исполнения норм международного права важную роль играет институт ответственности. Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Содержание правоотношения международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.

Нормы о международно-правовой ответственности государств «разбросаны» по отдельным отраслям международного права, таким, как право международной правосубъектности, право международных организаций, право международной безопасности и др. В настоящее время Комиссией международного права ООН ведется работа по кодификации института ответственности.

Основаниями международной ответственности  являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.

Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.

Юридическими  основаниями ответственности являются: договор, обычай, решения международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающие юридически обязательные правила поведения для данного государства (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).

Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение, т.е. деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства.

Процессуальные  основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел  о правонарушениях и привлечения  к ответственности. В одних случаях  эта процедура детально зафиксирована в международно-правовых актах, в других — ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.

 

 

32. Виды и формы международно-правовой  ответственности.¨

Различают два вида ответственности государств: материальная и нематериальная. Последнюю  иногда называют политической ответственностью, но, на мой взгляд, это неточно. Дело в том, что международно-правовая ответственность в силу специфики данной правовой системы всегда выступает в политической форме. В то же время некоторые виды нематериальной ответственности (например, ресторация) выступают в виде конкретных материальных действий. Так что деление ответственности на материальную и нематериальную в достаточной степени условно и проводится больше в учебных целях.

Материальная  ответственность выражается в форме  реституций и репараций.

Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.). Разновидностью реституции является субституция — замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению.

Репарация — это возмещение материального  ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.

Репарации коренным образом отличаются от контрибуций. Контрибуции налагались государством-победителем в качестве «возмещения военных издержек» независимо от того, являлось оно потерпевшим или государством-агрессором. Репарации же — это всегда правомерное возложение обязанности возместить ущерб на правонарушителя. В настоящее время контрибуции запрещены международным правом.

Нематериальная  ответственность выражается в форме  ресторации, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных решений.

Ресторация  представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).

Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба. Это могут быть официальные выражения сожаления и сочувствия, оказание почестей флагу потерпевшего государства, исполнение гимна государства в торжественной обстановке, принесение извинений, официальное признание факта правонарушения и т.д. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осуществляемые в порядке ресторации.

Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Наиболее ярким примером этого вида ответственности могут служить меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании Второй мировой войны. Германия, в частности, лишилась значительной части своей территории, на оставшейся был установлен режим послевоенной оккупации. Была произведена демилитаризация Германии, а ее вооруженные силы были распущены. Был ликвидирован ряд государственных институтов, а некоторые учреждения признаны преступными. Отменялось действие многих нормативных актов. И, наконец, привлекались к уголовной ответственности высшие должностные лица Германии, а также служащие преступных организаций и военные преступники.

Декларативные решения выражаются в форме решения  международного органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.

 

 

33. Понятие и классификация международных  правонарушений.

Международное правонарушение представляет собой сложное правовое явление. С юридической точки зрения в качестве международного правонарушения рассматривается деяние субъекта международных правоотношений, в котором имеются признаки (элементы) состава международного правонарушения. От того, как сконструирован состав международного правонарушения, зависит, кто, за что и на основании каких международных норм будет привлечен к ответственности.

Международное правонарушение характеризуют следующие  основные признаки: международная общественная опасность, противоправность, причинно-следственная связь, наказуемость.

Международная общественная опасность — это  способность международного правонарушения причинять вред отношениям и объектам, охраняемым международным правом.

Противоправность  правонарушения обусловлена наличием правил поведения, зафиксированных в международно-правовых обязательствах государств и других субъектов международного права, и выражается в нарушении этих обязательств и, следовательно, прав других субъектов.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"