Шпаргалка по "Международному торговому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 38 ответов на вопросы по дисциплине "Международное торговое право"

Файлы: 1 файл

конвенции и соглашение по торговле.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

1.Международное   торговое  право, виды его   источников. Базовые  понятия.

Оно представляет собой сложный комплекс внутринациональных и международно-правовых норм, а также правовых обычаев и деловых обыкновений, регулирующих широкий спектр экономических (хозяйственных) отношений, имеющих международный характер. Право международной торговли не является самостоятельной отраслью национального или международного права и включает в себя нормы гражданского, административного, таможенного, финансового, арбитражно-процессуального, экологического и других отраслей права. Организационными формами регулирования межгосударственных торгово-экономических отношений являются международные экономические организации.  
1 января 1995 года была создана Всемирная торговая организация (ВТО), ставшая организационно-правовой основой системы международной торговли.  
Документы ВТО определяют ключевые договоренности, которые должны учитывать правительства при создании и применении законодательных или нормативных актов в сфере торговли. База договоренностей ВТО включает в себя 56 документов, договоренностей и соглашений. Страна, вступающая в ВТО, принимает все установленные правовые документы. Единственной льготой является увеличение сроков реализации договоренностей для развивающихся стран. ВТО создает основу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами.  
Сегодня ВТО выполняет функции многостороннего торгового договора для участвующих в ней стран, и заменяет собой систему из нескольких тысяч двусторонних договоров и соглашений, что дает немалые преимущества членам организации, но усложняет внешнеэкономические связи государств не входящих в нее. Членами ВТО являются 132 государства и еще 31 страна, среди которых Российская Федерация, которые ведут переговоры о вступлении в нее.  
Подавляющая часть мировой торговли (более 90%) приходится на страны-члены этой организации. Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая, таким образом, экономический рост, развитие и повышение благосостояния людей.

2. Международные  организации. 

Международные организации — постоянные объединения межправительственного или неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений в целях содействия решению оговоренных в соглашениях международных проблем.

Термин «международные организации» как правило, применяют для обозначения как международных межправительственных (межгосударственных) организаций, так и международных неправительственных организаций. Однако эти организации имеют различную юридическую природу.

Международные межправительственные (межгосударственные) организации — постоянные объединения государств, созданные на основе международного договора в целях содействия решению оговоренных в договоре международных проблем.

Международные неправительственные организации — постоянные объединения национальных союзов, ассоциаций, обществ неправительственного характера для достижения общих целей в области здравоохранения, культуры, образования, науки и техники, благотворительности и т.п. Для признания за организацией статуса международной неправительственной организации она должна соответствовать следующим требованиям:

цель организации  — некоммерческая деятельность международного значения;

учреждение организации  осуществляется в соответствии с внутренним законодательством государства, а не на основе международного соглашения;

результативная  деятельность организации осуществляется как минимум в двух государствах.

Список международных организаций

Крупнейшие  международные организации:

ООН — (UN, United Nations)

ВОИС — Всемирная организация интеллектуальной собственности.

МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии.

ЮНЕСКО — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.

ВТО — (WTO, World Trade Organization)

Интерпол — (Interpol)

3.Международные   договоры.  Классификация.

Международный договор - соглашение между двумя  или несколькими государствами  или иными субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в политических, экономических или иных отношениях.

Классификация международных договоров

Классификация по кругу участников

двусторонние (т.е. договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой — несколько);

многосторонние 

с неограниченным числом участников (универсальные, общие)

с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные).

Классификация по возможности присоединения других участников

закрытые (т.е. договоры, участие в которых зависит  от согласия их участников);

открытые (т.е. договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств).

Классификация по объекту

договоры по политическим вопросам

договоры по правовым вопросам

договоры по экономическим вопросам и т.д.

4.Система Организаций Объединенных наций (ООН) и ее структура.

Организация Объединённых Наций, ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались  в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

К настоящему моменту  сформировалась устойчивая система ООН, которая включает в себя главные органы:

  • Генеральную Ассамблею ООН,
  • Совет безопасности ООН,
  • Экономический и Социальный Совет ООН,
  • Совет по Опеке ООН,
  • Международный Суд ООН, Секретариат ООН.
  • В систему также включаются и специализированные учреждения:
  • Международный валютный фонд,
  • Международный банк реконструкции и развития,
  • Международная финансовая корпорация,
  • Международная ассоциация развития,
  • Международная морская организация,
  • Международная организация гражданской авиации,
  • Международная организация труда,
  • Международный союз электросвязи,
  • Всемирный почтовый союз,
  • Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,

5.Конференция  ООН по торговле  и развитию (ЮНКТАД).

Учрежденная в 1964 году, в качестве постоянного межправительственного органа, Конференция ООН по торговле и развитию является ключевым органом Генеральной Ассамблеи по вопросам в области торговли и развития. Ей поручено ускорение торгового и экономического развития, в особенности развивающихся стран.

ЮНКТАД играет в системе ООН роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Ее главная цель состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику и развитию посредством торговли и инвестиций. Добиваясь достижения своих целей, ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.

Конференция ЮНКТАД, ее высший директивный орган, проводится раз  в четыре года. Исполнительный орган  — Совет по торговле и развитию — ежегодно проводит регулярные сессии, на которых рассматриваются результаты работы секретариата.

6. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

Комиссия  ООН по праву международной торговли (от англ. United Nations Commission on International Trade Law — ЮНСИТРАЛ) — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1966 году в целях содействия развитию права международной торговли.

Генеральная Ассамблея  предоставила Комиссии общий мандат, поручив ей содействовать прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. С тех пор Комиссия стала основным юридическим органом системы Организации Объединенных Наций в области права международной торговли.

В состав Комиссии входят шестьдесят госудaрств-членов, избираемых Генеральной Ассамблеей. Структура членского состава Комиссии обеспечивает представительство различных географических регионов мира и его основных экономических и правовых систем. Члены Комиссии избираются на шесть лет, причем срок полномочий половины членов Комиссии истекает через каждые три года.

7. Всемирная  торговая организация (ВТОI ГАТТ).

Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар. Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами. На июль 2008 г. в ВТО состояло 153 страны. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Правила ВТО  предусматривают ряд льгот для  развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции с развивающихся стран серьёзно ограничен.

Правила ВТО  регулируют только торгово-экономические  вопросы. Попытки США и ряда европейских  стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве "нелегитимного" конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности. Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. Текущие задачи организации между конференциями возложены на Генеральный Совет ВТО, собирающийся несколько раз в год в Женеве. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по наблюдению за торговой политикой стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит еще несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

Во главе организации  стоит Генеральный Директор с  соответствующим подчиненным ему  секретариатом.

8. Всемирная таможенная организация.

Всемирная таможенная организация (ВТО) — межправительственная организация по вопросам таможни.

ВТО основана 15 декабря 1950 года в Брюсселе, где были подписаны  три конвенции — Конвенция  о создании Совета таможенного сотрудничества, Конвенция об оценке таможенных пошлин и Конвенция о таможенной номенклатуре. Конвенции вступили в силу соответственно 4 ноября 1952 года, 28 июля 1953 года и 11 сентября 1959 года.

Учредительная сессия Совета таможенного сотрудничества, в которой приняли участие таможенные службы 17 стран Европы, состоялась 26 января 1953 года. Поэтому Международный день таможенника каждый год отмечается 26 января.

Со временем Совет В  настоящее время ВТО объединяет 171 государство. Россия, правопреемница СССР, является членом ВТО с 1992 года. В июле 2000 года русскому языку был придан статус рабочего языка Всемирной таможенной организации (наряду с английским, французским и испанским) для использования его в так называемой гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

Главными задачами организации  с момента ее создания являются гармонизация и унификация таможенных систем, совершенствование  таможенного законодательства, развитие международного сотрудничества.

ВТО поддерживает тесные контакты с Интерполом, службой ООН по контролю над наркотиками, контртеррористическим комитетом Совбеза ООН.

В июне 2005 года Советом ВТО  были приняты Рамочные стандарты  безопасности и облегчения мировой  торговли, цель которых — упростить  таможенные процедуры, защитить каналы международной торговли от их использования террористическими организациями и преступными синдикатами и сделать торговые и таможенные механизмы прозрачными. Основными принципами системы, которая будет применяться таможенными службами в мире, являются переход к автоматическим таможенным процедурам (когда таможня работает на основе данных, предоставляемых компаниями, и осуществляет лишь выборочный контроль), предварительный обмен данными автоматизированным способом, создание технологий контроля транспортных средств и контейнеров, а также создание партнерских отношений с бизнесом.

Генеральный секретарь ВТО  Мишель Данэ в январе 2006 года принял участие в заседании Совета руководителей  таможенных служб СНГ в Санкт-Петербурге, где представил стратегию внедрения Рамочных стандартов.

Россия является страной-участником Всемирной таможенной организации  и входит в состав стран Совета таможенного сотрудничества (СТС).

9. Международный  валютный фонд (МВФ).

Международный валютный фонд, МВФ — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.

На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — заместитель государственного секретаря США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит.[1] В настоящее время МВФ объединяет 185 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

МВФ предоставляет  кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и  рекомендации МВФ в отношении  развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь привязывании её к международным финансовым потокам.

Основные функции МВФ

  • содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  • расширение мировой торговли
  • кредитование
  • стабилизация денежных обменных курсов

Официальные цели МВФ

1) «способствовать  международному сотрудничеству  в валютно-финансовой сфере»;

2) «содействовать  расширению и сбалансированному  росту международной торговли»  в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

3) «обеспечивать  стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;

4) оказывать  помощь в создании многосторонней  системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

5) предоставлять  временно государствам-членам средства  в иностранной валюте, которые  давали бы им возможность «исправлять  нарушения равновесия в их  платежных балансах».

10.Группа  всемирного банка.

Группа  Всемирного банка (ВБ) или Всемирный банк — международная организация, создана в 1944 в результате подписания 45 государствами Бреттон-Вудского соглашения. Тем же договором создан и Международный валютный фонд (МВФ). Штаб-квартира всех организаций, входящих в группу Всемирного банка, находится в США, в Вашингтоне, округ Колумбия.

Цели и задачи Всемирного банка

Главной задачей  ВБ является содействие устойчивому  экономическому росту в развивающихся  странах и сокращению нищеты. Приоритетными для ВБ являются структурные преобразования: либерализация торговли, приватизация, реформа образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. Главное преимущество сотрудничества с ВБ для страны-получателя заключается в существенно заниженных по сравнению с другими международными кредиторами процентных ставках по займам. Другая перспективная выгода для получателя помощи ВБ состоит в том, что за кредитами ВБ идут межправительственные кредиты, повышается кредитный рейтинг страны для частных инвесторов.

Отличие ВБ от МВФ состоит в том, что ВБ оказывает долгосрочную помощь и только развивающимся странам, а МВФ нацелен на преодоление временных финансовых кризисов в любой стране. Группа Всемирного банка состоит из пяти организаций:

  • Международного банка реконструкции и развития (МБРР)
  • Международной финансовой корпорации (МФК)
  • Международной ассоциации развития (МАР)
  • Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ)
  • Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)

11.Всемирная  организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) - международная организация, регулирующая вопросы правового регулирования интеллектуальной собственности.

Сфера деятельности

Была создана  на основании Конвенции, принятой на состоявшейся в 1967 году в Стокгольме дипломатической конференции государств-членов Парижского союза по охране промышленной собственности, Бернского союза по охране произведений литературы и искусства и других специальных союзов.

ВОИС провозгласила  своей задачей поощрение творческой деятельности человека, содействие охране интеллектуальной собственности во всём мире, а также модернизацию и повышение эффективной деятельности отдельных международных организаций и союзов в области промышленной собственности (Парижский союз) и охраны произведений литературы и искусства (Бернский союз). При этом, Парижский и Бернский союзы полностью автономны в вопросах, относящихся к их компетенции.

Деятельность  ВОИС распространяется на все виды интеллектуальной собственности: авторские права на литературные, художественные и научные произведения, Смежные права (исполнительская деятельность артистов), а также на изобретения, научные открытия, промышленные образцы и т.д.

Структура

Высший орган  ВОИС - Генеральная ассамблея, состоящая  из государств-участников Конвенции, которые  являются членами какого-либо союза. Кроме того, созывается конференция государств-участников Конвенции, независимо от их членства в том или ином союзе. Образуется Координационный комитет, состоящий из государств - членов исполкомов Парижского и Бернского союзов. Административный орган ВОИС - Международное бюро (в Женеве, Швейцария).

Большинство работы в ВОИС выполняется через комитеты, включая Действующий Комитет по Патентам, Действующий Комитет по Авторским и Смежным Правам, Консультативный Комитет по Защите прав, Межправительственный комитетс доступом к Генетическому Банку, Традиционным Знаниям и Фольклору, и Рабочая Группа по реформе Договора о Патентной Кооперации.

12.Европейский  союз (ЕС).

Европейский союз (Евросоюз) — объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС — уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Право ЕС

Особенностью  Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.

Право ЕС состоит  из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право — учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право — акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права.

Право ЕС обладает прямым действием на территории стран  ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.

Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс  реализации целей ЕС и Сообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. C учетом структуры ЕС («три опоры») право ЕС подразделяется также на право Европейских сообществ, Шенгенское право и др.

Включает 25 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме северной части острова), Мальту.

13.Экономические региональные организации (Европа, Европа-Азия, Америка, Азия -Тихий океан, Арабские государства, Африка).

В 90-х годах в регионе  действовало более 15 официальных  и неофициальных организаций  интеграционного типа. Главная из них - АСЕАН. Это субрегиональная организация, охватывающая зону девяти стран Юго-Восточной Азии. Одна из ее основных конкретных задач - создание к 2008 г. зоны свободной торговли в ЮВА. Учредители АСЕАН - Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур и Филиппины. В 1984 г. в АСЕАН вступил Бруней, в 1995-м - Вьетнам, в 1997-м - Лаос и Мьянма, а в 1999 г. - Камбоджа. С 1989г. статус наблюдателя в АСЕАН имеет Папуа-Новая Гвинея,

Ежегодно страны АСЕАН  проводят встречи на уровне министров  иностранных дел, после закрытия которых с 1979 г. проводятся так называемые постминистерские конференции (ПМК) - встречи представителей стран АСЕАН с государствами, имеющими статус официальных партнеров АСЕАН. В их число входят США, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Южная Корея, а с 1997 г. - Россия (в качестве гостя и наблюдателя Россия участвовала в работе ПМК с 1991 г.) и КНР.

С 1971 г. страны АСЕАН на совещании в Куала-Лумпуре (Малайзия) провозгласили своей целью создание в ЮВА Зоны мира, свободы и нейтралитета (ЗОПФАН) и Зоны, свободной от ядерного оружия. Но до начала 90-х годов вопросы военно-политического взаимодействия не занимали в работе АСЕАН большого места.

В 1991 г. на постминистерской конференции АСЕАН впервые был  обсужден военно-политический вопрос - предстоявший вывод американских военных баз с Филиппин. В 1992 г. на аналогичной конференции ставился вопрос о положении, создавшемся в связи с территориальным спором вокруг архипелага Спратли, на который претендуют одновременно КНР, Тайвань и несколько стран АСЕАН. После этого в 1994 г. и было принято решение учредить региональный диалог по вопросам безопасности в качестве постоянного, для чего с 1995 г. в рамках постминистерских конференций стал проводиться упоминавшийся выше региональный форум АСЕАН по вопросам безопасности.

Следующим по важности является Азиатско-тихоокеанский экономический совет (АТЭС или АРЕС - Asia Pacific Economic Cooperation). Это единственная общерегиональная экономическая организация межгосударственного характера. Ее цель - создание в 2010 г. зоны, свободной и открытой для торговли и инвестиций (Азиатско-тихоокеанского экономического сообщества) для индустриально развитых стран, а к 2020 г. - для развивающихся стран - участниц АТЭС. В состав АТЭС входят страны АСЕАН (кроме Бирмы и Лаоса), США, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, КНР, Гонконг и Тайвань (тайваньские представители не участвуют во встречах на уровне глав правительств), Россия (с 1997 г.), Мексика, Чили, Папуа-Новая Гвинея и ряд тихоокеанских островных государств. С 1993 г. ежегодно проводятся совещания АТЭС на уровне глав правительств. Прием в АТЭС новых членов заморожен до 2007 г.

Помимо этой межгосударственной структуры в  регионе действует ряд других организаций. С 1990г. в качестве азиатской  подгруппы АТЭС функционирует Восточноазиатский экономический совет (East Asian Economic Caucus), в который входят страны АСЕАН, Япония, Южная Корея, Новая Зеландия, Тайвань и Гонконг. Кроме того, действуют Тихоокеанская конференция по торговле и экономическому развитию (PAFTAD - Conference on Pacific Trade and Economic Development), Экономический совет бассейна Тихого океана (РВЕС - Pacific Basin Economic Council), Совет тихоокеанского экономического сотрудничества (РЕСС - Pacific Economic Cooperation Council). Россия является участницей двух последних организаций.

 

14.Конвенция  ООН о договорах международной  купли-продажи товаров (Вена, 1980г.): основные положения и сфера  применения.

Международное экономическое соглашение. Принята  в 1980 г., вступила в силу 1 января 1988 г. Конвенция обеспечивает широкую унификацию национальных законодательств, применяющихся к отношениям по договору купли-продажи, когда коммерческие предприятия сторон договора находятся в разных государствах.

Конвенция состоит  из 4 частей, включающих 102 статьи: сфера  применения и общие положения; заключение договора; купля-продажа товаров; заключительные положения. Третья часть В.к. включает: общие положения; обязательства продавца; обязательства покупателя; переход риска; положения, общие для обязательств продавца и покупателя. Государство может быть участником как 2-й и 3-й части В.к., так и одной из них.

Конвенция обеспечивает широкую унификацию национальных законодательств, применяющихся по договору купли-продажи, когда коммерческие организации - стороны  договора находятся в разных государствах. Они подлежат применению вместо др. норм национальных законодательств в 2-х случаях: государства, к которым принадлежат стороны договора, являются участниками Конвенции; право государства - участника Конвенции должно применяться в силу коллизионной нормы (кроме КНР и США).

Конвенция не затрагивает  действия др. международных актов, которые  заключены ранее или будут  заключены в будущем по вопросам, являющимся предметом ее регулирования.

 

 

15.Принципы  международных коммерческих договоров (УНИДРУА, 1994г.).

Прежде всего, отметим, что УНИДРУА - это международная неправительственная организация, занимающаяся вопросами подготовки международных конвенций и иных документов в сфере международной торговли. Среди других разработок этой организации наиболее известные Оттавские Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге и Конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 года.

Первая редакция Принципов международных коммерческих договоров (далее - Принципы) датирована 1994 годом. В 2004 г. вышла новая редакция, о которой в дальнейшем мы и будем вести речь.

По своему юридическому статусу Принципы - это не международный договор (конвенция), обязательный для государства. Это скорее обычай международной торговли, который признается белорусским законодательством в качестве источника права (п. 1 ст. 1093 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК РБ)). По общему правилу, чтобы Принципы применялись (полностью или частично), во внешнеэкономическом договоре должна содержаться ссылка на них.

Настоящие Принципы устанавливают общие нормы для  международных коммерческих договоров. 
Они подлежат применению в случае, если стороны согласились, что их договор будет регулироваться этими Принципами. 
Они могут применяться, когда стороны согласились, что их договор будет регулироваться "общими принципами права", "lex mercatoria" или аналогичными положениями. 
Они могут использоваться для решения вопроса, возникающего в случае, когда оказывается невозможным установить соответствующую норму применимого права. 
Они могут использоваться для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов. 
Они могут служить моделью для национального и международного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Генеральное  соглашение по торговле услугами (ГАТТ).

Генеральное соглашение по торговле услугами было подписано во время Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Данное соглашение преломляет принципы, заложенные в основу торговли товарами системы ГАТТ/ВТО применительно к торговле услугами.

ГАТС состоит из:

- основных принципов,  правил, применяемых к тем мерам,  которые влияют на торговлю  услугами, приложения, которые определяют правила и принципы для специфических секторов;

- обязательства  стран по либерализации доступа  на их рынки иностранных поставщиков услуг в секторах и подсекторах услуг, перечисленных в перечнях специфических обязательств каждой из стран.

Наиболее важными общими принципами являются:

- принцип применения  режима наибольшего благоприятствования (РНБ): так же, как и в области торговли товарами, режим доступа на рынок услуг, который предоставляется государством, должен распространяться на всех стран-участниц. Так же, как и в области торговли товарами, из РНБ допускаются изъятия в силу преференциальных отношений стран в рамках регионального сотрудничества (процедура подготовки подобного изъятия определена приложением к ГАТС об изъятиях из обязательств по статье II);

- принцип прозрачности (транспарентность) регулирования торговли услугами;

- принцип взаимного  признания стандартов или критериев в отношении разрешений, лицензирования или сертификации поставщиков услуг, необходимых для предоставления услуг;

- принцип функционирования  монопольных поставщиков услуг  закрепляет, что монопольный поставщик  услуг должен действовать таким образом, чтобы не нарушался принцип РНБ или какое-либо из специфических обязательств, взятых государством;

- принцип, по  которому должны приниматься  меры по дальнейшей либерализации  доступа на рынок услуг и  меры для обеспечения более  активного участия развивающихся стран в торговле услугами.

17. Международная  конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 1999 г.)

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур была заключена в Киото в 1973 г. и вступила в силу в 1974 г. Членами Конвенции являются более 60 государств (в том числе страны Европейского сообщества, США, Китай, Канада, Япония и др.).

Целью Киотской Конвенции является упрощение и  гармонизация таможенных процедур и правил.

Конвенция, с  одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой стороны, на то, чтобы такое ускорение и упрощение не привели к нанесению ущерба интересам государства и общества в части пополнения доходной части государственного бюджета, защиты внутреннего рынка, иных публичных интересов государства и общества, то есть, чтобы таможенные администрации могли эффективно решать стоящие перед ними задачи. Конвенция предусматривает, что направлением, в котором должны двигаться таможенные администрации в современных условиях, является переход на методы таможенного контроля, основанные на применении постаудита и управления рисками.

Положения Конвенции  сформулированы не в виде норм прямого действия, а в виде принципов, которые, собственно, и являются базой для выработки на основе этих принципов конкретных правил регулирования тех или иных процедур и поиска того самого баланса между ускорением и упрощением таможенных формальностей как мерой содействия внешнеторговой деятельности и обеспечением надежности таможенного контроля, то есть компромисса между интересами бизнес-сообщества и государства.

 

18.Международные  правила толкования торговых  терминов «Инкотермс».

Инкоте́рмс (англ. Incoterms, International commerce terms) — международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договора международной купли-продажи, которые определены заранее в международно признанном документе. Эти условия регламентируют момент передачи права собственности на товар (и, соответственно, ответственность за испортившийся в пути товар, неправильное оформление документов на груз и т. д.).

Последняя редакция документа получила название ИНКОТЕРМС 2000, опубликованы Международной торговой палатой. Таким образом, можно избежать или, по крайней мере, в значительной степени сократить неопределённость различной интерпретации таких терминов в различных странах.

 

19.Международная  конвенция о гармонизированной   системе  описания  и  кодировании   товаров (1988 г.)

Международный классификатор товаров, предназначенный  для использования странами при  разработке таможенного тарифа и  ведения статистического учета  внешнеторговых операций. Совет таможенного  сотрудничества в 1973 году создал Комитет  по разработке Гармонизированной системы описания и кодирования товаров на основе Брюссельской таможенной номенклатуры, стандартной международной торговой классификации ООН и других международных классификаторов. К началу 1981 года Комитет завершил возложенную на него работу. Совет таможенного сотрудничества в 1983 году принял проект Международной конвенции по Гармонизированной системе и объявил ее открытой для подписания как странами-членами Совета, так и всеми другими государствами мира, желающими к ней присоединиться. Конвенция вступила в силу с 1 января 1988 года. Основные классификационные признаки Гармонизированной системы: степень обработки продукта и изделия, вид материала, потребительское свойство товара, значение его для мировой торговли. Весь товарный поток международной торговли в соответствии с классификационными положениями Гармонизированной системы объединен в шесть подразделов и двадцать один раздел. В каждом разделе выделяются группы, подгруппы, позиции, субпозиции. Гармонизированная система распространяется только на товары, которые подлежат таможенному контролю и рекомендованы для включения в объемы экспорта и импорта видимых и движимых товаров. Услуги, покупаемые у других стран или продаваемые за границу, не могут быть объектом таможенного досмотра , поэтому таможенный статистикой не учитываются. Объем их экспорта и импорта учитывается лишь при составлении платежного баланса (balance of payments).

20.Общие  условия контракта на поставку  оборудования и машин для экспорта (1953г.).

????????????????????????????????????????????

21.Соглашение  об общих условиях поставок  товаров между организациями  государств-участников Содружества  Независимых Государств (1992г.).

 

Настоящее Соглашение  направлено  на   создание   благоприятных условий   для  сохранения  и  развития  хозяйственных  связей  между субъектами   хозяйствования   в   рамках   Содружества   Независимых Государств   с   учетом   заключенных   между   ними  соглашений  об

экономическом  сотрудничестве,  а  также   обеспечивает   при   этом одинаковую   ответственность   всех   субъектов   хозяйствования  за выполнение ими своих  договорных  обязательств  в  их  экономическом пространстве в целом.

     Соглашение  основывается     на     принципах,     согласованных правительствами государств  в  части  реализации  межгосударственных экономических соглашений.

Соглашение  распространяется  на  отношения  между субъектами хозяйствования (независимо  от  форм  собственности),  государств  - участников Содружества по межгосударственным экономическим связям.

 

22. Соглашение ВТО о таможенной оценке.

Определение таможенной стоимости – центральное звено  в процессе таможенного оформления товаров. Методика определения таможенной стоимости импортируемых товаров  определена Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (Соглашение о таможенной стоимости – СТС). Основной принцип определения таможенной стоимости базируется на стоимости сделки, заявленной самим импортером. Таможенные власти могут отклонить цену, основанную на стоимости сделки только в том случае, если есть основания сомневаться в подлинности или точности заявленной цены на импортируемый товар. Но и в подобном случае таможенный орган обязан предоставить импортеру возможность подтвердить заявленную им цену и, если предоставленное подтверждение не удовлетворит таможенный орган, выдать импортеру письменный ответ с указанием причин отклонения заявленной стоимости сделки и необходимости ее определения другим способом. Кроме того, Соглашение требует, чтобы национальное законодательство в области таможенного регулирования предоставляло импортерам следующие права:

право истребовать импортируемые товары для выпуска для свободного обращения при внесении обеспечения уплаты таможенных платежей;

право на конфиденциальность информации, ставшей известной таможенному органу;

право на обжалование решения, без угрозы штрафных санкций, в независимый орган внутри таможенной администрации, судебные органы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Соглашение  ВТО по техническим барьерам  в торговле.

Соглашение по техническим барьерам в торговле признает за каждой страной право устанавливать обязательные технические нормы – технические регламенты и стандарты, требования по соблюдению которых являются добровольными.

Технические регламенты должны базироваться на научно-обоснованных данных; должны быть сформулированы и должны применяться таким образом, чтобы не создавать произвольных или ненужных препятствий в международной торговле. Технические регламенты должны применяться на основе режима наибольшего благоприятствования и не должны быть более обременительными для импортных товаров, чем для товаров национального производства.

Соглашение требует, чтобы каждая из стран-членов ВТО  создала свои информационные центры, в которых заинтересованными предприятиями могла бы быть получена информация в отношении:

технических регламентов  и добровольных стандартов (действующих и разрабатываемых);

процедур оценки соответствия (действующих и разрабатываемых).

Соглашение  под термином "стандарт" понимает:

характеристики  продукции;

процессы и  методы производства, влияющие на характеристики, качество продукции;

терминологию  и символику;

требования, предъявляемые  к упаковке и маркировке продукции.

Соглашение устанавливает, что применяемые стандарты и  технические регламенты должны преследовать цель обеспечения качества импортируемой продукции, защиты здоровья людей, жизни животных и растений или окружающей среды. При этом стандарты должны применяться на недискриминационной основе, то есть в соответствии с принципом режима наибольшего благоприятствования распространяться на все страны-члены ВТО и в соответствии с национальным режимом одинаково действовать в отношении иностранных и национальных товаров. Стандарты, технические регламенты и правила их применения должны быть четко сформулированы и должны применяться таким образом, чтобы не создавать ненужных препятствий в торговле.

24. Соглашение  ВТО по процедурам импортного  лицензирования

Соглашение устанавливает  следующие правила:

процедуры выдачи лицензии не должны быть более обременительными, чем того требует система лицензирования;

процедуры должны быть понятными и предсказуемыми;

процедуры не должны необоснованно откладываться и  затягиваться.

Соглашение признает право стран в определенных случаях  требовать от импортеров представления лицензии на импорт товаров, например, случаи введения количественных ограничений импорта.

Лицензии должны выдаваться преимущественно одним  административным органом, названным в положении о лицензировании.

Соглашение также  обязывает страны-члены публиковать всю информацию, касающуюся выдачи импортных лицензий, чтобы импортеры, экспортеры, правительства стран-участниц были осведомлены:

о правах лиц, фирм и институтов на подачу заявок на лицензию;

об административных органах, ответственных за выдачу лицензий;

о товарах, требующих  лицензирования.

Кроме того, с  целью защиты прав импортеров и для  ускорения процедуры, Соглашение прямо устанавливает, что:

заполнение заявок и сами процедуры, включая возобновление лицензии, должны быть максимально простыми;

заявки не должны отклоняться по причине незначительных ошибок при заполнении документов, если эти ошибки не искажают основные содержащиеся в нем данные;

преднамеренные  неточности, имеющие целью исказить данные, или большие погрешности  не должны наказываться строго, а ограничиваться вынесением предупреждения;

в выдаче лицензии не должно быть отказано по причине  незначительного несоответствия в  данных о цене, количестве или весе товара, указанных в лицензии, если изменения данных вызваны осложнениями в торговле, потери веса при погрузке или доставке.

25. Соглашение  по правилам происхождения

Соглашение по правилам происхождения регулирует процедуры определения страны происхождения товара в случаях применения непреференциальных инструментов торговой политики таких, как режим наибольшего благоприятствования, защитные меры, антидемпинговые и компенсационные пошлины, требования к маркировке страны происхождения, и любые дискриминационные количественные ограничения или тарифные квоты.

Соглашение понимает под правилами происхождения совокупность законов, нормативных актов и решений административных органов общего применения, используемых страной-членом для определения страны происхождения товара. Данное соглашение требует, чтобы страны-члены ВТО гармонизировали и сделали ясными эти правила.

26. Соглашение  по предотгрузочной инспекции  товаров

Соглашение по предотгрузочной инспекции товаров  направлено на то, чтобы снизить трудности, с которыми сталкиваются экспортеры при проведении сделок со странами, использующими предотгрузочную инспекцию. В дополнение к этому соглашение создает механизм рассмотрения претензий, что позволяет экспортерам, которые считают, что указанные ими цены пересмотрены инспекционной компанией произвольно, подать жалобу назначенному старшему должностному лицу инспектирующей компании или, если это не принесет результатов, передать дело в орган по рассмотрению претензий, существующий в рамках Соглашения.

Некоторые страны прибегают к услугам независимых  компаний для подтверждения качества и количества товаров, которые они хотели бы импортировать. Эти проверки проводятся обычно до отправки товаров в стране-экспортере, что гарантирует импортеру, что товары отвечают технической спецификации и стандартам качества, указанным в контракте, а также, что количество экспортируемых товаров соответствует контракту. Услугами таких компаний пользуются не только частные коммерческие компании, но и компании, осуществляющие государственные закупки. Кроме того, предотгрузочная инспекция товаров своей основной целью может ставить контроль за завышением или занижением цен на импортируемые товары, а также предотвращение мошенничества или другой порочной практики. Таким образом, можно выделить следующие цели предотгрузочной инспекции:

подтверждение стоимости товара;

гарантия того, что товар классифицирован экспортером согласно товарной номенклатуре страны-импортера;

гарантия того, что физически количество товара соответствует условиям контракта.

В связи с  этим, контракты на обязательную инспекцию  товаров перед отправкой можно  сгруппировать в две категории по целям, с которыми нанимают специальные инспекционные компании.

Первая категория  – контракты, основной целью которых  является предотвращение оттока капитала за рубеж посредством завышения таможенной стоимости товара.

Вторая категория  контрактов ставит своей целью предотвратить недобор прибыли от таможенных пошлин и сборов вследствие занижения стоимости или намеренного искажения классификации импортируемых товаров с целью занижения таможенной стоимости.

27. Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам

Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам  дополняет Соглашение по сельскому  хозяйству, регулируя вопросы применения мер санитарного и фитосанитарного  характера таким образом, чтобы  это не являлось еще одним нетарифным барьером в торговле. Соглашение определяет санитарные и фитосанитарные меры как меры, необходимые для того, чтобы защитить жизнь и здоровье человека, животных и растений от рисков, возникающих в связи с проникновением на территорию страны болезней и их переносчиков, загрязняющих веществ, болезней, переносимых животными, растениями, а также продукции из них.

Соглашение признает право стран вводить подобные меры, но требует, чтобы они были основаны на международных стандартах и научно обоснованных рекомендациях. Соглашение требует от стран-участниц регулярно публиковать информацию о действующих мерах подобного характера. Важно отметить, что данное соглашение разрешает применять подобного рода меры на, фактически, дискриминационной основе в отношении товаров из тех стран, из которых исходит угроза заражения.

Соглашение позволяет  странам отклоняться от международных стандартов в данной области в тех случаях, когда международные стандарты неприменимы.

Кроме того, Соглашение разрешает временное превентивное применение санитарных и фитосанитарных мер в случае, когда научного обоснования риска нет, но де-факто ситуация требует применения подобных мер.

Страна-участница  может установить более высокий  уровень санитарной и фитосанитарной защиты при достаточном, в первую очередь, научном, обосновании.

В последнее  время проблема применения мер санитарного  характера широко обсуждалась в  рамках ВТО в связи со случаями ящура (так называемого "коровьего  бешенства") в Англии и запретами  по этой причине на ввоз говядины из этой страны.

28. Соглашение по сельскому хозяйству

доступа на рынок (аграрный протекционизм осуществляется, посредством импортных барьеров тарифного характера);

государственной поддержки сельского хозяйства (субсидии и любые другие программы, направленные на то, чтобы увеличить или гарантировать доходы фермерских хозяйств);

экспортных субсидий (соглашение содержит изъятие из общего правила, запрещающего субсидировать  экспорт).

По первой проблеме страны-участницы договорились «связать»  ставки пошлин на большинство сельскохозяйственных товаров и снизить их от этого уровня на 37% в течение 6 лет – для развитых стран и 10 лет – для развивающихся. Кроме того, страны взяли на себя обязательства перевести нетарифные меры в тарифные эквиваленты. К таким мерам относятся: количественные ограничения импорта; выборочное лицензирование; добровольные ограничения экспорта; скользящие импортные сборы; нетарифные меры, применяемые государственными торговыми компаниями.

По второй проблеме, Соглашение направлено на снижение государственной  поддержки сельского хозяйства, но не запрещает ее. От среднего уровня, который определен для каждой страны-члена ВТО, вводятся следующие правила: субсидии должны быть уменьшены развитыми странами в течение 6 лет на 20%, а развивающимися – на 13%. Приложение 2 к Соглашению определяет какие виды деятельности, осуществляемые за счет государства, не подпадают под данное правило (например, услуги по созданию инфраструктуры – электрификация, постройка дорог и т.д.).

По третьему вопросу: развитые страны обязались  сократить прямые экспортные субсидии на 36% по стоимости от уровня 1986-1990 гг. и уменьшить количество субсидируемого экспорта на 21% в течение 6 лет; по количеству субсидируемого экспорта сокращение составило 21% для развитых стран и 14% - для развивающихся.

Соглашение распространяется на торговлю сельскохозяйственными товарами, исключая рыбу и рыбопродукты.

Кроме того, Соглашение устанавливает специальную систему защитных мер в отношении сельскохозяйственных товаров.

29.Унифицированные  правила по инкассо (1994г.).

Инкассо — посредническая банковская операция по передаче денежных средств от плательщика к получателю через банк с зачислением этих средств на счёт получателя. За выполнение инкассо банки взимают комиссионные.

a) Унифицированные  правила по инкассо (URC), редакция 1995, публикация N 522, применяются ко  всем инкассо, как они определены  в статье 2, если эти Правила  включены в текст инкассового  поручения, как оно определено  в статье 4, и являются обязательными для всех участвующих сторон, если только специально не оговорено иное и если только это не противоречит положениям федерального, республиканского либо местного законодательства и / или правилам, носящим обязательный характер.

Банки не обязаны  выполнять инкассо либо обрабатывать какие-либо инкассовые поручения или  последующие связанные с ними инструкции.

Если банк решает по какой-либо причине не выполнять  инкассо или какие-либо полученные им инструкции, относящиеся к инкассо, то он должен без задержки известить об этом сторону, от которой он получил инкассо или инструкции, посредством телекоммуникации или, если последнее невозможно, другими ускоренными методами.

Для целей  настоящих Правил сторонами по инкассо являются:

i) "доверитель" - сторона, которая поручает банку обработку инкассо;

ii) "банк - ремитент" - банк, которому доверитель поручил  обработку инкассо;

iii) "инкассирующий  банк" - любой банк, не являющийся  банком - ремитентом, участвующий в  процессе обработки инкассового поручения;

iv) "представляющий  банк" - инкассирующий банк, делающий представление плательщику.

b) "Плательщик" - лицо, которому должно быть сделано  представление в соответствии  с инкассовым поручением.

30.Унифицированные  правила и обычаи для документарных аккредитивов (1993г.)

Настоящие унифицированные  правила и обычаи для документарных аккредитивов, редакция 1993 года, публикация МТП N 500 применяются ко всем документарным аккредитивам, включая резервные аккредитивы в той мере, в которой эти Правила могут быть к ним применены. Они являются обязательными для всех заинтересованных сторон при отсутствии прямо выраженного соглашения об ином.

Унифицированные правила и обычаи для документарных  аккредитивов (UCP 500) представляют собой  уникальный свод правил, разработанный и утвержденный Банковской комиссией Международной торговой палаты (МТП), и отражают обобщенную и сформулированную в виде правил международную практику расчетов в форме документарных аккредитивов. В своей содержательной части существующие законодательные акты (Конвенция ООН «О независимых гарантиях и резервных аккредитивах», ст. 5 Единообразного торгового кодекса США и т.п.), а также многочисленные судебные решения опираются на положения действующих UCP.

UCP отличают следующие основные  черты:  
— правила устанавливаются самими участниками расчетов, а не законодательными или регулирующими органами;  
— последовательные редакции правил отражают изменения, происходящие в действующей практике проведения операций;  
— отдельные положения правил могут быть исключены или скорректированы условиями конкретного аккредитива;  
— правила пользуются всеобщим признанием в качестве основного инструмента регулирования отношений, возникающих в процессе совершения операций с документарными аккредитивами. 
Для понимания системы UCP необходимо охарактеризовать основные стадии их развития как свода правил. Под стадиями в данном случае понимаются не последовательные отрезки эволюции, а основополагающие аспекты правил, подвергавшиеся изменению с течением времени.

31.Унифицированные правила по договорным гарантиям (1978г.).

Настоящие правила  применяются к любой гарантии , поручительству или подобному обязательству, как бы оно ни было названо или  обозначено ("гарантия"), в которых  указывается на подчинение Унифицированным  правилам по тендерным гарантиям, гарантиям исполнения и гарантиям возврата платежа, и являются обязательными для всех заинтересованных сторон, если иное прямо не указано в тексте гарантии или в изменениях к ней.

В смысле настоящих  Правил:

a) "тендерная  гарантия" означает обязательство, выданное банком, страховой компанией или другой стороной ("гарант") по просьбе участника торгов ("принципала") или другой стороны, управомоченной на это принципалом ("инструктирующая сторона"), стороне, объявившей торги ("бенефициар"), по которому гарант обязуется - в случае неисполнения принципалом своих обязательств, вытекающих из представления предложения, произвести платеж бенефициару в пределах указанной суммы денег;

b) "гарантия  исполнения" означает обязательство,  выданное банком, страховой компанией или другой стороной ("гарант") по просьбе поставщика товаров или услуг, или другого подрядчика ("принципал"), или в соответствии с инструкциями банка, страховой компании или другой стороны, уполномоченной на это принципалом ("инструктирующая сторона") покупателю или заказчику ("бенефициар"), по которому гарант обязуется - в случае ненадлежащего исполнения принципалом условий контракта, заключенного между принципалом и бенефициаром ("контракт") - произвести платеж бенефициару в пределах указанной суммы денег или, если это предусмотрено в гарантии, по выбору гаранта, обеспечить исполнение контракта;

c) "гарантия  возврата платежей" означает обязательство,  выданное банком, страховой компанией  или другой стороной ("гарант") по просьбе поставщика товаров или услуг, или другого подрядчика ("принципала"), или в соответствии с инструкциями банка, страховой компании или другой стороны, уполномоченной на это принципалом ("инструктирующая сторона") покупателю или заказчику ("бенефициар"), по которому гарант обязуется - в случае невыполнения принципалом обязательств возместить, в соответствии с условиями контракта между принципалом и бенефициаром ("контракт") какую-либо сумму или суммы, авансированные или выплаченные бенефициаром принципалу и так или иначе не возвращенные ему, - произвести платеж бенефициару в пределах указанной суммы денег.

Если в гарантии не указано право, которому она подчиняется, применимым правом будет право местонахождения гаранта. В случае, если у гаранта более одного местонахождения, применимое право будет определяться по месту нахождения отделения, выдавшего гарантию.

Любой спор, возникающий в связи с  гарантией, может быть передан в арбитраж по соглашению между гарантом и бенефициаром, либо в соответствии с Правилами об Арбитражном суде Международной торговой палаты, Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ, либо в соответствии с другими арбитражными правилами по соглашению между гарантом и бенефициаром.

2. Если спор  между гарантом и бенефициаром, затрагивающий права и обязанности принципала или инструктирующей стороны, передается в арбитраж, принципал или инструктирующая сторона имеют право принять участие в арбитражном разбирательстве.

3. Если гарант  и бенефициар не пришли к  соглашению в отношении арбитража  или юрисдикции определенного суда, любой спор между ними в отношении гарантии будет решаться исключительно компетентным судом в стране местонахождения гаранта, а в случае, если у гаранта более одного местонахождения, компетентным судом страны его основного местонахождения или, по выбору бенефициара, компетентным судом страны нахождения отделения, выдавшего гарантию.

32.Соглашение  по инвестиционным мерам, связанным с торговлей

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с  торговлей запрещает странам  использовать пять видов мер данного характера, так как они противоречат принципу национального режима и положениям ГАТТ-94, предусматривающим отказ от применения количественных ограничений.

В соответствии с принципом национального режима, страны-члены обязаны обеспечить режим для реализации импортного товара на национальном рынке не хуже, чем режим, предоставляемый подобному товару отечественного производства.

Меры, запрещенные  к применению в связи с тем, что они распространяют более  льготный режим на товары местного производства по сравнению с импортом и таким образом нарушают принцип национального режима:

требование о  приобретении либо использовании предприятием с иностранным капиталом в  порядке, предписанном национальным законодательством, определенной доли товаров местного производства либо полученных из каких-либо местных источников (требование местной составляющей);

требование о  закупке либо использовании предприятием с иностранным капиталом импортируемых  товаров в определенной пропорции к объему либо к стоимости экспортируемых им местных товаров (требование торгового баланса). Так, в июне 1999 года США обратились в орган по разрешению споров с целью назначить консультации Правительству Индии. США заявили о том, что ряд индийских нормативных актов обязывает автопроизводителей использовать для производства определенное количество местных составляющих, а также ограничивает объем импорта исходя из результатов экспорта.

Меры, противоречащие положениям Статьи XI ГАТТ об использовании количественных ограничений:

требование об ограничении объема импорта количеством или стоимостью экспортируемых товаров;

требование об ограничении доступа к иностранной  валюте суммами, находящимися в распоряжении предприятия (валютное ограничение, приводящее к ограничению импорта);

требование о  фиксированном объеме обязательного экспорта (требование продажи товара на местном рынке, приводящее к ограничению экспорта).

Соглашение устанавливает  переходные периоды, в течение которых  запрещенные меры должны быть устранены. Для развитых стран этот период составляет 2 года, развивающихся – 5 лет, для стран с переходной экономикой – 7 лет (начиная с 1 января 1995 г.).

 

 

33.Международная  конвенция по безопасным контейнерам (1987г.). Унификация и упрощение тарифных правил перевозки контейнеров в международном смешанном сообщении.

 

Настоящая Конвенция  открыта для подписания до 15 января 1973 года в Отделении Организации  Объединенных Наций в Женеве и  впоследствии с 1 февраля 1973 года до 31 декабря 1973 года включительно в штаб-квартире Организации в Лондоне всеми государствами - членами Организации Объединенных Наций либо членами любого специализированного учреждения или Международного агентства по атомной энергии, либо участниками Статута Международного Суда, а также любым другим государством, приглашенным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций стать участником настоящей Конвенции.

2. Настоящая  Конвенция подлежит ратификации,  принятию или одобрению подписавшими  ее государствами.

3. Настоящая  Конвенция остается открытой  для присоединения к ней любого из государств, указанных в пункте 1.

4. Документы  о ратификации, принятии, одобрении  или присоединении сдаются на  хранение Генеральному Секретарю Организации (именуемому ниже "Генеральный Секретарь").

Настоящая Конвенция  теряет силу, если число Договаривающихся Сторон составляет менее пяти в течение какого-либо периода последовательных двенадцати месяцев.

34.Конвенция  ООН о международных смешанных  перевозках грузов (1980г.).

Государства — участники Конвенции, признавая,

что международные  смешанные перевозки являются одним из средств, содействующих целенаправленному развитию мировой торговли;

необходимость стимулирования беспрепятственного развития рациональных и эффективных смешанных перевозок, отвечающих потребностям соответствующего вида торговли;

желательность обеспечения надлежащего развития международных смешанных перевозок в интересах всех стран и необходимость рассмотрения особых проблем транзитных стран;

желательность установления определенных правил, относящихся к перевозке грузов в соответствии с договорами международной смешанной перевозки, включая справедливые положения об ответственности операторов смешанной перевозки;

необходимость того, чтобы настоящая Конвенция  не затронула применения какой-либо международной конвенции или национального закона, относящегося к регулированию и контролированию транспортных операций;

право каждого  государства регулировать и контролировать на национальном уровне операторов смешанной  перевозки и их операции;

необходимость учета особых интересов и проблем  развивающихся стран, например в том, что касается внедрения новых видов технологии, участия в смешанных перевозках их национальных перевозчиков и операторов, их экономической эффективности и максимального использования местной рабочей силы и страхования;

необходимость обеспечения сбалансированности интересов лиц, предоставляющих услуги в области смешанных перевозок и пользующихся ими;

необходимость облегчения таможенных процедур и надлежащего учета проблем транзитных стран;

Соглашаясь  о следующих основных принципах, согласно которым:

между развитыми  и развивающимися странами должен быть установлен справедливый баланс интересов  и достигнуто справедливое распределение  деятельности между этими группами стран в области международных  смешанных перевозок;

между оператором смешанной перевозки, грузоотправителями, организациями грузоотправителей и соответствующими национальными органами должны проводиться консультации в отношении условий предоставления услуг как до, так и после внедрения любой новой технологии смешанных перевозок грузов;

грузоотправители  свободны выбирать между использованием смешанных перевозок и перевозок, осуществляемых на отдельных этапах различными видами транспорта

35.Женевская  таможенная конвенция  о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975г.).

 

Договаривающиеся  Стороны, желая содействовать облегчению международной перевозки грузов дорожными транспортными средствами, считая, что улучшение условий  перевозок является одним из существенных факторов развития сотрудничества между ними, высказываясь в пользу упрощения и гармонизации административных, в частности пограничных, формальностей в области международных перевозок, согласились о нижеследующем:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ a) Определения Статья 1 При применении настоящей Конвенции: a) термин "операция МДП" означает перевозку грузов от таможни места отправления до таможни места назначения с соблюдением процедуры, так называемой процедуры МДП, установленной в настоящей Конвенции; b) термин "ввозные или вывозные пошлины и сборы" означает таможенные пошлины и все другие пошлины, налоги, сборы и прочие суммы, взимаемые при ввозе или вывозе или в связи с ввозом или вывозом грузов, но исключая суммы и сборы, ограниченные по величине до приблизительной стоимости оказанных услуг; c) термин "дорожное транспортное средство" означает не только механическое дорожное транспортное средство, но также любой прицеп или полуприцеп, предназначенный для его буксировки таким транспортным средством; d) термин "состав транспортных средств" означает сцепленные транспортные средства, которые участвуют в дорожном движении как одно целое; e) термин "контейнер" означает транспортное оборудование (клетка, съемная цистерна или другое подобное приспособление); i) представляющее собой полностью или частично закрытую емкость, предназначенную для помещения в нее грузов; ii) имеющее постоянный характер и в силу этого достаточно прочное, чтобы служить для многократного использования; iii) специально сконструированное для облегчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки грузов; iv) сконструированное таким образом, чтобы была облегчена его перегрузка, в частности с одного вида транспорта на другой; v) сконструированное таким образом, чтобы его можно было легко загружать и разгружать; vi) имеющее внутренний объем не менее одного кубического метра. "Съемные кузова" рассматриваются как контейнеры; f) термин "таможня места отправления" означает любую таможню Договаривающейся Стороны, где для всего груза или части его начинается международная перевозка с соблюдением процедуры МДП; g) термин "таможня места назначения" означает любую таможню Договаривающейся Стороны, где для всего груза или части его заканчивается международная перевозка с соблюдением процедуры МДП; h) термин "промежуточная таможня" означает любую таможню Договаривающейся Стороны, через которую дорожное транспортное средство, состав транспортных средств или контейнер ввозится или вывозится в ходе операции МДП; j) термин "лицо" означает как физическое, так и юридическое лицо; k) термин "тяжеловесные и громоздкие грузы" означает любой тяжелый или громоздкий предмет, который из-за своего веса, размеров или характера обычно не перевозится в закрытом дорожном транспортном средстве или в закрытом контейнере; l) термин "гарантийное объединение" означает объединение, признанное таможенными органами Договаривающейся Стороны в качестве гаранта для лиц, использующих процедуру МДП.

36.Европейская  конвенция о внешнеторговом арбитраже (1961г.).

Статья 1. Сфера применения Конвенции

1. Настоящая  Конвенция применяется:

а) к арбитражным  соглашениям как физических, так  и юридических лиц, которые на момент заключения такого соглашения имеют постоянное местожительство  или соответственно свое местонахождение в различных Договаривающихся Государствах, о разрешении в порядке арбитража споров, возникающих при осуществлении операций по внешней торговле;

б) к арбитражным  процессам и решениям, основанным на соглашениях, указанных в пункте 1 абзац "а" настоящей статьи.

2. Для применения  настоящей Конвенции:

а) термин "арбитражное соглашение" обозначает арбитражную оговорку в письменной сделке или отдельное арбитражное соглашение, подписанное сторонами или содержащееся в обмене письмами, телеграммами или в сообщениях по телетайпу, а в отношениях между государствами, в которых ни один из законов не требует письменной формы для арбитражного соглашения, - всякое соглашение, заключенное в форме, разрешенной этими законами;

б) термин "арбитраж" обозначает разбирательство споров как арбитрами, назначенными по каждому  отдельному делу (арбитраж ad hoc), так и постоянными арбитражными органами;

в) термин "местонахождение  юридического лица" обозначает место, где находится контора юридического лица, заключившего арбитражное соглашение.

 

37.Регламент  арбитражного суда Международной  торговой палаты (1988 г.).

Международная торговая палата (МТП)  — независимая некоммерческая международная организация, созданная в 1919 году и объединяющая в настоящее время тысячи предприятий, ассоциаций и компаний из 140 стран мира, способствующая решению наиболее актуальных проблем, стоящих перед бизнесом. МТП тесно взаимодействует с такими международными организациями, как ООН, ВТО, Всемирный банк и другими, являясь для них коллективным консультативным органом.

Основная цель МТП заключается в повышении  уважения к высоким стандартам этики ведения международного бизнеса. Деятельность МТП направлена на решение наиболее актуальных вопросов, среди которых такие, как разработка унифицированных правил и стандартов ведения бизнеса и решение задач, связанных с либерализацией международной торговли.

При МТП работает Международный арбитражный суд, созданный в 1923 году и сыгравший огромную роль в обеспечении мирового признания арбитража, как наиболее эффективного пути разрешения международных коммерческих споров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38.Нью-йоркская  конвенция о признании и проведение  в исполнение иностранных арбитражных решений (1958г.).

Правовую основу системы признания и исполнения решений международного коммерческого арбитража составляет Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. (далее – Конвенция), участниками которой на сегодняшний день являются 136 государств, в том числе: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Швейцария, Швеция, Канада, США, Япония, Российская Федерация. В соответствии со ст. I Конвенции арбитражное решение признается иностранным, если оно было вынесено «на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается его признание и приведение в исполнение», а также если оно «не считается внутренним» решением в том государстве, где исполняется. Это положение относится в равной степени как к решениям институциональных арбитражей, так и арбитражей ad hoc. 
Основные положения Нью-Йоркской конвенции сводятся к следующему: 
- договаривающиеся государства признают арбитражные решения как обязательные и приводят их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений (ст. III); 
- для признания и приведения в исполнение иностранного арбитражного решения заинтересованная сторона подает просьбу в компетентный орган государства, где испрашивается исполнение, совместно с которой подаются: а) должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом его заверенная копия; б) подлинное арбитражное соглашение или должным образом заверенная его копия; в) перевод указанных документов на официальный язык страны, где испрашивается признание и приведение в исполнение решения (ст. IV); 
- в признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть отказано по основаниям, предусмотренным ст. V Конвенции.Правовую базу признания и исполнения иностранных арбитражных решений в  России составляют Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-I «О международном коммерческом арбитраже», Арбитражный процессуальный кодекс РФ, а также Нью-Йоркская конвенция 1958 г. В соответствии со ст. 241 АПК РФ иностранные арбитражные решения «признаются и приводятся в исполнение в Российской Федерации арбитражными судами, если это предусмотрено международным договором РФ и федеральным законом».  
В качестве компетентного органа, в который подается заявление о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения, ст. 242 АПК РФ предусматривается арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или жительства должника либо, если они неизвестны, по месту нахождения его имущества.

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Международному торговому праву"