Анализ недобросовестной конкуренции в Республике Беларусь: эмпирический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля над их деятельностью и поведением на товарных рынках.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……………………
4
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНЦИИ……................…..
8
1.1 Недобросовестная конкуренция и монополия…………………...
22
1.2 Недобросовестная конкуренция: национальный правовой аспект…………………………………………………………………
1
35
1.3 Недобросовестная конкуренция: международно—правовой аспект………………………………………………………………......

41
ГЛАВА 2
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ…………………………………………………………….


46
2. 1 Средства антимонопольного регулирования………………….
49
2.2 Контроль экономической концентрации………………………...
55
2.3 Проблемы правового поля………………………………………..
59
ГЛАВА 3
Анализ недобросовестной конкуренции в Республике Беларусь: эмпирический аспект………………………………………………….
61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

По состоянию на начало 2002 года в республике работало 37% предприятий негосударственной формы собственности. Мало это или много с точки зрения формирования конкурентной среды экономики?

Исходя из теории рыночной экономики, достигнутый уровень реформирования государственной собственности в республике явно недостаточен, ведь приватизация должна содействовать достижению устойчивого развития экономики, позволяющего ограничить вмешательство государства в хозяйственную деятельность предприятия. Последнее создает предпосылки для развития предпринимательства, появление предприятий различных форм собственности. Формирование конкурентной среды может происходить тогда, когда доля государственных предприятий не превышает 30-40%. Утопией является мнение, бытующее в стране, что все государственные предприятия могут работать на рыночных условиях без изменения отношений собственности. Государственные предприятия смогут работать по рыночным правилам только при условии формирования конкурентной, рыночной среды. Она предполагает наличие конкурирующих предприятий с различной формой собственности. Неслучайно многие государственные предприятия испытывают большие трудности с реализацией своей продукции.

По состоянию на 1 января 2002 года в республике было 18571 предприятие с учетом бюджетных организаций, в том числе 11654 предприятий государственной и 6874 – частной собственности. Для формирования и развития конкурентной среды, исходя из мирового опыта, из указанного числа предприятий в негосударственной собственности должно было быть 11150 — 13000 предприятий. Таким образом, при сохранении сложившихся темпов преобразования государственной собственности рыночная, конкурентная среда в республике может быть создана через 35 — 40 лет.

В некоторых случаях приватизация приводит к ликвидации нежизнеспособных фирм, которые раньше удерживались на плаву благодаря правительственным субсидиям и покровительству. Банкротства, закрытие и ликвидация предприятий отнюдь не свидетельствуют о неправомерности приватизации. Закрытие убыточных фирм – как государственных, так и частных – может высвободить активы для их продуктивного использования, снять бремя с экономики и обеспечить возможности для более плодотворных капиталовложений и создания новых рабочих мест. На данный момент Предприятий с около нулевой рентабельностью в Беларуси почти половина, а неплатежеспособных больше трети.

Об этом говорится в опубликованном отчете Национального статистического комитета Республики Беларусь «оциально.-.экономическое положение Республики Беларусь в январе — апреле 2012 г.». Однако если рассмотреть данные о рентабельности более подробно, то окажется, что значительная часть белорусских предприятий работает с рентабельностью не выше 5%

Согласно статистике 44,7% всех организаций работают с рентабельностью от 0 до 5%. В промежуток от 5 до 10% попадают еще 21,2% компаний и столько же имеют рентабельность в пределах от 10 до 20% [33].

В погоне за выполнением плановых показателей по выпуску продукции многие белорусские предприятия отгружают свои товары буквально под честное слово. Это приводит к росту дебиторской задолженности и в особенности ее просроченной части. Так, на 1 апреля 2012 г. просроченная дебиторская задолженность белорусских компаний достигла 13,4 трлн рублей, или около $1,65 млрд в эквиваленте. С начала года эта цифра выросла на 15,5%. Рост числа таких организаций не может продолжаться бесконечно, и по достижению определенной критической массы может наступить кризис платежеспособности, когда большинство компаний будет не в состоянии оплатить или отсрочить оплату получаемого товара. Это является одной из основных проблем в связи с которой отсутствует  конкурентная среда.

Практически во всех законодательных актах Республики Беларусь по данной проблеме особое внимание уделяется, прежде всего, ограничению монополистической деятельности субъектов хозяйствования. Вопросы же формирования конкурентной среды в республике остаются мало проработанными. И не случайно, дополнительно к принятым законам разрабатывается множество подзаконных актов, которые часто подменяют собой суть закона. Поэтому проблемы, касающиеся формирования, применения и совершенствования белорусского антимонопольного законодательства, требуют комплексного научного исследования. Сегодня обращается внимание на необходимость совершенствования нормативного регулирования защиты конкурентного процесса. Недостаточная правовая разработанность этих вопросов препятствует эффективному регулированию экономических отношений в РБ. Принятые же Законы фактически не действуют (Закон о ценообразовании и др.)

Итоги формирования и применения конкурентного законодательства и в России, и в Беларуси можно охарактеризовать следующим образом. Цели создания и развития конкуренции на товарном рынке законодательством о конкуренции не достигнуто, хотя в отдельных отраслях наметилась тенденция к формированию конкурентной среды. Не удалось ослабить действие монопольных структур, оставшихся от советского периода, особенно в Республике Беларусь; имеет место поступательное формирование новых монопольных структур.

Кроме того, законодательство Республики Беларусь значительно уже по рассматриваемой проблеме, чем в России. Это, в свою очередь, делает необходимым для Республики Беларусь принятие дополнительных законодательных актов (Закон о естественных монополиях и др.) в целях унификации законодательства при условии формирования Союзного государства.

Многие правовые проблемы обусловлены главным образом тем, что законодательство о конкуренции с самого начала рассматривалось как направленное против монополистической деятельности. При разработке законодательства не принималось во внимание, во - первых, сама цель развития конкурентных отношений, во - вторых, особенности национальных условий, заключающиеся в полном отсутствии конкурентных отношений, что требовало разработки жестких мер конкурентного регулирования и делало создание стимулирующих норм первоочередной задачей. Однако, вместо того, чтобы способствовать созданию соответствующих конкурентных отношений, законодательство о конкуренции пыталось лишь ослабить имеющуюся ограничительную практику.

 

 

2.3 Проблемы правового поля

 

Можно сформулировать общие проблемы правового поля по данному вопросу для двух стран:

1. Нерешенность проблемы демонополизации рынка. Если в России эта проблема возникает в связи с созданием холдингов, объединений на базе приватизированных предприятий с целью сохранения бывших монопольных структур. То в Республике Беларусь торможение процессов демонополизации идет при поддержке государства.

2. Недостаточность положительного  влияния иностранного предпринимательства  на конкуренцию на внутреннем  товарном рынке. В частности, в  Республике Беларусь наблюдается  негативное отношение к иностранному предпринимательству, для которого созданы дополнительные барьеры вхождения на внутренний рынок; формирование не равных условий для функционирования иностранного и отечественного бизнеса.

3. Тормозит развитие конкурентных  отношений и несовершенство налогового законодательства. В Беларуси существует 12 общегосударственных налогов и сборов. Кроме того, субъекты хозяйствования производят отчисления в ряд государственных фондов (поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, содействия занятости, охраны природы, фонд энергосбережения).

Дополнительной проблемой для Республики Беларусь является проблема перехода к свободному ценообразованию.

В настоящее время союз России и Беларуси формализован Договором и Уставом от 2 апреля 1997 г. В развитие Договора разработан ряд программ, направленных на развитие Союза России и Беларуси. Однако остается актуальной проблема формирование однородных правил регулирования конкуренции для единого экономического и правового пространства.

На этом процесс формирования антимонопольного законодательства не завершится. В дальнейшем с расширением границ Евросоюза, развитием отечественных экономик, вступлением в ВТО России, Беларуси, других стран потребуется проведение дальнейшей работы по унификации законодательства разных стран, формирующих единое мировое рыночное пространство.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

АНАЛИЗ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

 

В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики, облисполкомами, Минским  горисполкомом в 2010 году продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и органов государственного управления.

11.03.2010 г. подписан Указ Президента Республики Беларусь № 149 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 и от 23 октября 2006 г. № 631», предусматривающий выделение управлений антимонопольной и ценовой политики в самостоятельные структурные подразделения облисполкомов.

Оценка уровня монополизации товарных рынков осуществлялась посредством изучения товарных рынков. В отчетном периоде изучено:

на республиканском уровне – 23 товарных рынка;

на местном уровне – 96 местных товарных рынков.

По вопросам формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее — Реестр), по результатам изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов. В Реестр включены:

  1. на республиканском уровне – 6 хозяйствующих субъектов;
  2. на местном уровне – 66 хозяйствующих субъектов.

В связи с утратой доминирующего положения исключены из Реестра:

  1. на республиканском уровне – 2 хозяйствующих субъекта;
  2. на местном уровне – 22 хозяйствующих субъекта.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции», заключено 7 соглашений с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение. Соглашениями определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги).

В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках постоянно осуществлялся государственный контроль над экономической концентрацией, в том числе:

  1. на республиканском уровне – выдано 24 заключения о согласии на создание холдингов, ассоциаций, союза и хозяйственной группы при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства; 16 – на реорганизацию хозяйствующих субъектов в форме присоединения;  8 – на реорганизацию  юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества; 26 – на совершение сделок по приобретению акций (долей) уставных фондов юридических лиц;
  2. на местном уровне – рассмотрено 92 проекта создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано: 31 реорганизация в форме присоединений хозяйствующих субъектов, преобразование 8 хозяйствующих субъектов в ОАО; создание 2 ассоциаций, 10 холдингов, 2 хозяйственных групп, 1 областного государственного объединения. Рассмотрено 53 ходатайства о согласовании сделок по приобретению акций (долей) в уставных фондах хозяйствующих субъектов и согласовано 47 ходатайств, по 6 обращениям согласование антимонопольного органа не требуется.

В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено:

  1. на республиканском уровне – 54 обращения хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.

Коллегией Департамента ценовой политики Министерства экономики приняты решения по 12 заявлениям о нарушениях антимонопольного законодательства  в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о признании 9 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»).

Подготовлены возражения и принято участие в судебных заседаниях Судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь по обращениям 4 хозяйствующих субъектов (ЧТУП «Мир красоты – холдинг», ИООО «Бримстон—Бел», ООО «Информторгсервис»,  АО «Гриндекс») на решения Департамента ценовой политики Министерства экономики. Судебной коллегией принято решение отказать в удовлетворении жалоб указанных хозяйствующих субъектов. За 2009 – 2010 гг. Апелляционным Советом Национального центра интеллектуальной собственности по поданным возражениям были приняты решения по отмене 15 товарных знаков, в отношении которых Департаментом признаны факты недобросовестной конкуренции, связанные с регистрацией товарных знаков.

В целях устранения выявленных нарушений антимонопольного законодательства выданы предписания 4 хозяйствующим субъектам;

на местном уровне – свыше 220 писем и заявлений по вопросам антимонопольного регулирования, соблюдения антимонопольного законодательства. В рамках контроля над соблюдением антимонопольного законодательства облисполкомами, Минским горисполкомом установлено 17 нарушений антимонопольного законодательства, допущенных 10 хозяйствующими субъектами и 7 органами управления.

По итогам рассмотрения заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, в 2010 году коллегией Департамента ценовой политики Министерства экономики приняты решения:

о признании 9 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14—2 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции») в действиях:

— УП «Мир красоты – холдинг», связанных с регистрацией товарных знаков «-ibd-», «EzFlow/Nail Systems», в отношении товаров 03 и 35 классов МКТУ (по заявлению ООО «Владлен де люкс»);

— гражданина Бабука А. И., должностного лица ОДО «Золотая Середина», связанных с регистрацией графического товарного знака (свидетельство №28868), в отношении товаров 09 класса МКТУ (по заявлению ОДО «АТЛАС ИНВЕСТ»);

Информация о работе Анализ недобросовестной конкуренции в Республике Беларусь: эмпирический аспект