Совет министров Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 17:18, реферат

Описание работы

Конституционная подотчетность Правительства Президенту носит, по нашему мнению, более широкий характер и связана не только с тем, что Совет Министров Республики Беларусь по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту Республики Беларусь отчет о своей деятельности.

Файлы: 1 файл

СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 35.64 Кб (Скачать файл)

СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Правовой статус Правительства

 

В соответствии со статьей 106 Конституции  исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство  – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган  государственного управления.

 

Такая конституционная формулировка определяет две основные черты Правительства.

 

Во-первых, статус Совета Министров  в системе исполнительной власти. Именно Совет Министров возглавляет  исполнительную власть в государстве. Такой статус Совета Министров существенно  отличается от статуса Кабинета Министров, предусмотренного первоначальной редакцией  Конституции Республики Беларусь 15 марта 1994 года. Ранее Кабинет Министров  создавался при Президенте для реализации полномочий исполнительной власти в  областях экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и иных сферах государственного управления.

 

Таким образом, Кабинет Министров  выполнял ранее двойственную функцию. С одной стороны, это был коллегиальный  орган при Президенте, создаваемый  в качестве вспомогательного органа для обеспечения власти Президента, как главы исполнительной власти. С другой стороны, Кабинет Министров  был предназначен для реализации исполнительной власти в различных  областях государственного управления и в этом плане являлся органом, в определенной степени наделенным самостоятельными полномочиями, не производными от полномочий Президента Республики Беларусь. Такие самостоятельные  полномочия были предоставлены Кабинету Министров Законом «О Кабинете Министров  Республики Беларусь», принятым в 1995 году.

 

Во-вторых, место Совета Министров  в системе органов государственного управления. Совет Министров определен  в качестве центрального органа государственного управления. По ранее действовавшей  редакции Конституции термин «центральный»  упоминался в отношении нижестоящих  органов управления по отношению  к Кабинету Министров. Так, в статье 100 Конституции в редакции от 15 марта 1994 года использовалась формулировка «министерства, государственные комитеты и иные центральные органы управления Республики Беларусь».

 

Законом «О Совете Министров Республики Беларусь» правовой статус Правительства  несколько уточнен. Согласно указанному закону, Совет Министров является коллегиальным центральным органом  государственного управления, осуществляющим в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных  ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

 

Для определения правового статуса  Совета Министров важное значение имеет характер его взаимоотношений с Президентом и Парламентом.

 

Так, в соответствии со статьей 106 Конституции  Совет Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

 

Конституционная подотчетность Правительства  Президенту носит, по нашему мнению, более  широкий характер и связана не только с тем, что Совет Министров  Республики Беларусь по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал  представляет Президенту Республики Беларусь отчет о своей деятельности.

 

В этом плане подотчетность тесно  связана с подконтрольностью  Совета Министров Президенту (например, правом Президента отменять акты Правительства) и ответственностью Правительства  перед Президентом (например, правом Президента отправлять в отставку Правительство).

 

Ответственность Правительства перед  Парламентом (политическая ответственность) выражается в двух основных формах: вотуме недоверия и отказе в доверии. Первая из них происходит по инициативе Палаты представителей и также выражается в двух вариантах. Как уже отмечалось, Палата представителей по инициативе не менее одной трети от полного  ее состава может выразить вотум  недоверия Правительству (первый вариант) или повторное отклонение этой палатой  программы деятельности Правительства  означает вотум недоверия Правительству (второй вариант).

 

Отказ же в доверии происходит по инициативе Правительства, которое  через Премьер-министра может поставить  перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству.

 

Для характеристики правового статуса  Правительства важное значение имеет также и срок его полномочий. Срок полномочий Премьер-министра начинается со времени его назначения Президентом Республики Беларусь. Конституция и Закон «О Совете Министров Республики Беларусь» не определяют, с какого времени начинается срок полномочий Правительства. На практике состав Правительства или большинства его членов утверждается Указом Президента Республики Беларусь. С этого времени и начинается срок полномочий Правительства. Совет Министров Республики Беларусь действует на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь.

 

Прекращение полномочий Правительства  осуществляется по двум основаниям. К  ним относятся сложение полномочий и отставка.

 

В соответствии с Конституцией и  Законом «О Совете Министров Республики Беларусь» Правительство слагает  свои полномочия перед вновь избранным  Президентом Республики Беларусь. Такое  сложение полномочий осуществляется после  вступления в должность вновь  избранного Президента с момента  принесения им присяги. О сложении полномочий Правительство принимает постановление. В Законе «О Совете Министров Республики Беларусь» имеется не совсем четкая формулировка о том, что Совет  Министров слагает полномочия перед  вновь избранным Президентом, если Президентом в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, не принято  решение об отставке Правительства  Республики Беларусь. Такая ситуация, по нашему мнению, привязывается к  отставке Правительства из-за того, что в законодательстве о государственной  службе определенные материальные и  правовые гарантии для членов Правительства  связаны с отставкой. В случае такой отставки Совет Министров  Республики Беларусь исполняет свои обязанности до сформирования нового состава Правительства Республики Беларусь.

 

Конституция и Закон о Совете Министров предусматривают и  еще три случая отставки Правительства  по разным основаниям. Первое основание  отставки – это собственная инициатива Правительства или его членов.

 

Совет Министров Республики Беларусь в полном составе, Премьер-министр, каждый член Правительства Республики Беларусь отдельно имеют право заявить  Президенту Республики Беларусь о своей  отставке, если сочтут невозможным  исполнять возложенные на них  обязанности.

 

В том случае, когда вопрос касается Правительства в целом, Совет  Министров Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей  отставке и принимает постановление  Совета Министров Республики Беларусь об отставке.

 

Вторым основанием для отставки Правительства является инициатива Палаты представителей. Правительство  Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и в случае выражения Палатой  представителей Национального собрания Республики Беларусь вотума недоверия  Правительству.

 

Третье основание отставки –  инициатива Президента. В соответствии со статьей 106 Конституции Президент  Республики Беларусь вправе по собственной  инициативе принять решение об отставке Правительства Республики Беларусь и освободить от должности любого члена Правительства Республики Беларусь.

 

Отставка Премьер-министра Республики Беларусь не влечет за собой сложения полномочий Советом Министров Республики Беларусь в полном составе.

 

В случае отставки Совет Министров  Республики Беларусь по поручению Президента Республики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия до формирования нового Правительства Республики Беларусь.

 

Порядок формирования Правительства

 

Совет Министров Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, в том числе, Первого  заместителя Премьер-министра, и  министров. В его состав могут  входить руководители иных республиканских  органов государственного управления. Состав Совета Министров определяется Президентом Республики Беларусь. Формирование Совета Министров относится к  конституционным полномочиям Президента.

 

Премьер-министр Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

 

В случае двукратного отказа Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь в даче согласия на назначение Премьер-министра Республики Беларусь Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь и назначить новые выборы.

 

Законом «О Совете Министров Республики Беларусь» установлено, что Заместители  Премьер-министра Республики Беларусь, министры, Председатель Комитета государственной  безопасности Республики Беларусь, Председатель Государственного комитета по авиации  Республики Беларусь, Председатель Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, председатели комитетов при Совете Министров Республики Беларусь, заместители  Министра внутренних дел Республики Беларусь, Министра обороны Республики Беларусь, Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Председателя Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь, заместители иных министров и заместитель Председателя Государственного комитета по авиации Республики Беларусь – Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, заместители председателей комитетов при Совете Министров Республики Беларусь – Советом Министров Республики Беларусь.

 

Указанный порядок формирования Правительства (включая и некоторых иных руководящих  работников) был введен Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 года №516 «О совершенствовании системы республиканских  органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» и во многом изменил порядок формирования и состав Правительства.

 

Возглавляет Правительство Премьер-министр  Республики Беларусь, который:

 

1  осуществляет непосредственное  руководство деятельностью Правительства  Республики Беларусь и несет  персональную ответственность за  его работу;

 

2  организует работу Совета  Министров Республики Беларусь, руководит его заседаниями;

 

3  подписывает постановления  Совета Министров Республики  Беларусь;

 

4  издает распоряжения;

 

5  информирует Президента Республики  Беларусь об основных направлениях  деятельности Правительства Республики  Беларусь и о всех важнейших его решениях;

 

6  распределяет обязанности  между заместителями Премьер-министра  Республики Беларусь, координирует  их деятельность;

 

7  представляет без дополнительных  полномочий Правительство Республики  Беларусь в международных сношениях,  проводит переговоры и подписывает  международные договоры от имени  Совета Министров Республики  Беларусь в пределах компетенции  Правительства;

 

8  осуществляет полномочия Президента  Республики Беларусь в случае  вакансии должности Президента  или невозможности исполнения  им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики  Беларусь, до принесения присяги  вновь избранным Президентом  Республики Беларусь.

 

Кроме того, в соответствии с актами законодательства на Премьер-министра могут быть возложены и другие обязанности. Обычно Премьер-министр  в пределах своей компетенции  непосредственно координирует работу ряда министерств и государственных  комитетов (министерств обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел и  др.), работу отдельных структурных  подразделений Аппарата Совета Министров, руководит работой ряда комиссий при Совете Министров.

 

Заместители Премьер-министра Республики Беларусь:

 

1  осуществляют координацию  деятельности республиканских органов  государственного управления, подчиненных  Совету Министров Республики  Беларусь, контроль за работой этих органов и дают им указания по обеспечению исполнения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь и по иным вопросам их деятельности;

 

2  предварительно рассматривают  предложения и проекты документов, внесенные в Совет Министров  Республики Беларусь;

 

3  исполняют иные обязанности  в соответствии с распределением  функций;

 

4  несут ответственность за  состояние дел в управляемых  ими отраслях экономики и сферах  деятельности.

 

Распределение обязанностей между  заместителями Премьер-министра обычно осуществляется по отдельным группам  направлений их деятельности. Так, на одного из заместителей возложены вопросы  экономики, другой координирует деятельность республиканских органов управления в социальной сфере, третий – вопросы  агропромышленного комплекса, четвертый  – промышленность и так далее.

 

В случае отсутствия Премьер-министра Республики Беларусь его обязанности  исполняет Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, а при отсутствии последнего по поручению Премьер-министра Республики Беларусь и по согласованию с Президентом Республики Беларусь – один из заместителей Премьер-министра Республики Беларусь.

 

Компетенция Правительства

 

Вопросы компетенции Совета Министров  тесно связаны с его местом в системе государственной власти и его правовым статусом. Являясь  центральным органом государственного управления, осуществляющим исполнительную власть, руководство системой подчиненных  ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти, Правительство наделено достаточно широким кругом полномочий.

Информация о работе Совет министров Республики Беларусь