Анализ недобросовестной конкуренции в Республике Беларусь: эмпирический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля над их деятельностью и поведением на товарных рынках.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……………………
4
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНЦИИ……................…..
8
1.1 Недобросовестная конкуренция и монополия…………………...
22
1.2 Недобросовестная конкуренция: национальный правовой аспект…………………………………………………………………
1
35
1.3 Недобросовестная конкуренция: международно—правовой аспект………………………………………………………………......

41
ГЛАВА 2
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ…………………………………………………………….


46
2. 1 Средства антимонопольного регулирования………………….
49
2.2 Контроль экономической концентрации………………………...
55
2.3 Проблемы правового поля………………………………………..
59
ГЛАВА 3
Анализ недобросовестной конкуренции в Республике Беларусь: эмпирический аспект………………………………………………….
61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

Вследствие «очевидных» для большинства населения и средств массовой информации негативных последствий монополизации правительство берет деятельность монополий под контроль.

При этом Государство не стремится сделать все рынки совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:

— охрана и поощрение конкуренции;

— контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;

— контроль над ценами;

— защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса [28].

Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика. Она не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.

Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. Однако, следует помнить, что целью является не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции [25, c.49].

Как мы уже знаем, конкуренция есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества.

Когда же предприниматели заключают между собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка или уровня цены, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этих случаях становятся искусственно высокими, и не все покупатели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества.

Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование [6, с. 191].

Антимонопольное регулирование – предупреждение ограничения и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством:

— осуществления государственного контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

— принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

— осуществления государственного контроля над реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;

— осуществления государственного контроля над сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

— оказания содействия осуществлению общественного контроля над соблюдением антимонопольного законодательства;

— принятия иных мер [26].

С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие их.

 

 

1.2 Недобросовестная конкуренция: национальный правовой аспект

 

С точки зрения правового регулирования недобросовестной конкуренции можно выделить три группы стран. К первой группе относятся страны, в которых преследование недобросовестной конкуренции осуществляется на основе общих положений гражданского права об ответственности за внедоговорное правонарушение, деликт. На основании этих норм судебной практикой разработано понятие и определены виды недобросовестной конкуренции. К таким странам относятся Франция, Италия, Нидерланды, а также некоторые другие страны. Действующее во Франции законодательство о конкуренции (ордонанс № 86—1243 от 1 декабря 1986 года «О свободе цен и свободе конкуренции» и декрет № 86—1309 от 26 декабря 1986 года о порядке применения указанного ордонанса) выделяет антиконкурентную практику, ограничительную практику и экономическую конкуренцию как действия, создающие угрозу рынку и представляющие нарушение правил свободного предпринимательства.

Во вторую группу входят страны, в которых принято законодательство о недобросовестной конкуренции, определяющее как общее понятие, так и конкретные составы правонарушений из недобросовестной  конкуренции. К ним относятся Германия (где Закон о недобросовестной конкуренции был принят в 1909 году), Австрия, Испания, Швейцария, Греция, Япония, Канада и некоторые другие.

Третью группу составляют страны, где защита   против недобросовестной конкуренции осуществляется как на основе общих норм гражданского законодательства о деликтах, так и на основе норм, содержащихся в специальном законодательстве (в законах о конкуренции, в частности). К числу таких стран относятся Великобритания, Бельгия, США и ряд других стран. Например, в Англии может быть предъявлен иск из гражданского правонарушения, основанный на требовании из нарушения доверия, клеветы, смешении, а также иск на основе Закона о конкуренции 1980 года, Закона о купле-продаже товаров 1979 года, Закона о товарных знаках 1887 года и т. п.

25 января 2010 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 15 июля 2007 г. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания».

В нем, в частности, в новой редакции излагается ст. 25 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания», которая определяет основания для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.

Подпунктом 1.3 пункта 1 ст. 25 Закона определено, что предоставление правовой охраны товарному знаку может быть признано недействительным полностью или частично в течение срока действия правовой охраны, если связанные с регистрацией действия владельца товарного знака признаны антимонопольным органом или судом недобросовестной конкуренцией.

Таким образом, указанная норма закрепила возможность напрямую обращаться в суд в целях защиты хозяйствующим субъектом своих прав и законных интересов от любых направленных на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действий хозяйствующих субъектов—конкурентов, которые противоречат Закону Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (недобросовестная конкуренция).

Дела об установлении факта недобросовестной конкуренции в судебном порядке подведомственны судам, в соответствии с разграничением подведомственности, указанном в Гражданском процессуальном и Хозяйственном процессуальном кодексах Республики Беларусь.

В частности, судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь подведомственны гражданские дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов промышленной собственности (недобросовестная конкуренция, в части неправомерного использования товарных знаков (знаков обслуживания) (ст. 26 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь) [7].

В системе хозяйственных судов рассматриваются дела по иным, не связанным с использованием объектов промышленной собственности, фактам нарушения антимонопольного законодательства, в части недобросовестной конкуренции.

Факт недобросовестной конкуренции в административном порядке может быть установлен антимонопольным органом, функции которого в соответствии с нормой подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» выполняет Министерство экономики на товарных рынках республики, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов – на товарных рынках областей (г. Минска).

Порядок принятия решения определяется Инструкцией о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 г. № 61.

Важно отметить: заявления, подаваемые в антимонопольный орган должны содержать сведения и документы, установленные данной Инструкцией и подтверждать истинность сведений, изложенных в заявлении, содержать материалы, которыми заявитель обосновывает свои требования.

В соответствии с пунктом 5 Инструкции заявление, подаваемое в Департамент, должно содержать:

— сведения о заявителе и о хозяйствующем субъекте, в отношении которого подано заявление (наименования с указанием организационно—правовой формы, почтовые и юридические адреса, иная информация);

— описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на соответствующий пункт статьи 14 Закона, в которой содержаться формы недобросовестной конкуренции, существо требований, с которыми обращается заявитель;

— информацию об основных видах деятельности заявителя,  производимых и поставляемых на рынок товарах, географических границах деятельности, объемах производства и реализации товаров.

В случае отсутствия изложенных сведений, а также документов, свидетельствующих о нарушении антимонопольного законодательства (письменных доказательств), антимонопольный орган вправе отказать в принятии заявления по факту нарушения антимонопольного законодательства.

При избрании способа защиты от недобросовестных конкурентных действий хозяйствующему субъекту желательно тщательно анализировать (самостоятельно или с привлечением специалистов), с какой целью и каким образом осуществляются те или иные действия, можно ли применить меры их административного пресечения или следует обратиться в суд и т.п.

Говоря об административных способах защиты, следует отметить, что пресечение недобросовестной конкуренции относится к одной из основных задач «антимонопольного органа» (в настоящее время антимонопольное регулирование в Республике Беларусь  входит в компетенцию департамента ценовой политики Минэкономики):

1) Предписание антимонопольного органа.

Предписание представляет собой правообразующий юридический факт и является обязательным для исполнения письменным требование антимонопольного органа. Он направлен на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере применения антимонопольного законодательства и защиту прав предпринимателей. С помощью предписаний выполняются задачи и реализуются функции антимонопольного ведомства.

2) контрреклама.

Это особое правовое средство, которое антимонопольный орган вправе применить для того, чтобы пресечь недобросовестную конкуренцию, осуществляемую с использованием рекламы. Данная мера состоит в опровержении ненадлежащей рекламы, которое распространяется в целях ликвидации вызванных ею последствий.

3) отзыв товара от потребителя.

Недобросовестная конкуренция может причинить вред не только предпринимателям—конкурентам, но и потребителям. В таких случаях применяются средства, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.

4) недействительность сделок.

Все сделки должны соответствовать императивным требованиям законодательства о конкуренции и монополиях. Но так как на практике это происходит не всегда, встает вопрос об особом гражданско—правовом последствии незаконных сделок – их недействительности.

За виновные противоправные действия, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты хозяйствования несут юридическую ответственность. В зависимости от вида ответственности и необходимых мер, подлежащих применению к субъекту хозяйствования, они могут налагаться антимонопольным органом (Департамент ценовой политики является структурным подразделением центрального аппарата Министерства экономики Республики Беларусь, который осуществляет специальные функции в сфере разработки и реализации государственной антимонопольной политики [10]) или судом. К субъектам хозяйствования, нарушившим антимонопольное законодательство, могут применяться гражданские, административные или уголовные меры воздействия.

Информация о работе Анализ недобросовестной конкуренции в Республике Беларусь: эмпирический аспект