Анализ недобросовестной конкуренции в Республике Беларусь: эмпирический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля над их деятельностью и поведением на товарных рынках.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……………………
4
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНЦИИ……................…..
8
1.1 Недобросовестная конкуренция и монополия…………………...
22
1.2 Недобросовестная конкуренция: национальный правовой аспект…………………………………………………………………
1
35
1.3 Недобросовестная конкуренция: международно—правовой аспект………………………………………………………………......

41
ГЛАВА 2
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ…………………………………………………………….


46
2. 1 Средства антимонопольного регулирования………………….
49
2.2 Контроль экономической концентрации………………………...
55
2.3 Проблемы правового поля………………………………………..
59
ГЛАВА 3
Анализ недобросовестной конкуренции в Республике Беларусь: эмпирический аспект………………………………………………….
61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

В случае нарушения антимонопольного законодательства юридические лица, должностные лица субъектов хозяйствования или граждане—предприниматели, обязаны в соответствии с предписаниями антимонопольных органов прекратить правонарушение, восстановить положение, существовавшее первоначально, заключить договор в соответствие с нормами, предписывающими антимонопольным законодательством, осуществить реорганизацию предприятия или совершить иные действия.

Прибыль, незаконно полученная хозяйствующим субъектом, в результате злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке, заключением соглашений и осуществлением действий ведущих к ограничению конкуренции или осуществляющим недобросовестную конкуренцию, взыскивается судом и направляется в установленном порядке в республиканский или местные бюджеты [47].

В соответствии со ст. 1030 Гражданского кодекса Республики Беларусь лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции.

В свою очередь, лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции вправе требовать от недобросовестного конкурента в судебном порядке возмещения причиненных убытков [7].

Уголовная ответственность субъектов предусмотрена ст.ст. 244–250 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Это действия, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, установлением или поддержанием монопольных цен, принуждение к совершению сделки или отказу от нее, ограничение конкуренции, незаконное использование деловой репутации конкурента и ее дискредитация, распространение ложной информации о товарах (услугах) и иные нарушения антимонопольного законодательства [49].

 

 

1.3 Недобросовестная конкуренция: международно-правовой аспект

 

В большинстве зарубежных стран меры по пресечению недобросовестной конкуренции интегрированы в антимонопольное законодательство. Однако есть и такие страны, где приняты специальные законы о недобросовестной конкуренции. Так, например, в Германии действует Закон о недобросовестной конкуренции 1909 года, в который вносились изменения и дополнения. Он подробно регламентирует как проблемы недобросовестной конкуренции, так и антимонопольные меры, сочетая в себе нормы материального и процессуального права [11, с. 63].

В Великобритании борьба с недобросовестной конкуренцией осуществляется как на основе норм «общего права» и уголовного законодательства, так и на основе специальных законов, например Закона о конкуренции 1980 года, Закона о товарных знаках 1887 года и ряде других [12, с. 65].

Таким образом, поскольку в разных странах экономическое развитие имеет свою специфику, то и принимаемые в них законы о недобросовестной конкуренции базируются на различных основаниях: общеконституционных принципах, принципах гражданского кодекса, прецедентного права и специальных законов.

Важно отметить, что любой закон о недобросовестной конкуренции должен быть приспособлен к меняющимся обстоятельствам. Этот закон должен устанавливать твердые правовые рамки и вместе с тем быть достаточно гибким в плане выработки и применения мер, которые, будучи адекватным и конкретным и постоянно меняющимся социальным и экономическим условиям в данной стране, смогут служить эффективным средством борьбы с теми или иными видами нечестной торговой практики.

Практически нет международных актов, регулирующих недобросовестную конкуренцию. В большинстве из имеющихся источников лишь провозглашается принцип свободы конкуренции как таковой.

На сегодняшний день основным международным договором, регулирующим вопрос недобросовестной конкуренции, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года (в редакции 1967 г.) [36].

В Европейском союзе основные нормы по этому вопросу содержатся в Римском Договоре о создании ЕЭС (теперь ЕС): ст. 85 и ст. 86. Этот Договор запрещает, как несовместимые с общим рынком, определенные виды неправомерной торговой практики, которые могут затронуть торговые отношения между членами ЕС и которые преследуют цель предотвратить, ограничить, или исказить конкуренцию на общем рынке. Соглашения, подпадающие под этот запрет, являются недействительными.

Однако нормы Договора применяются только к соглашениям, которые могут затронуть торговлю между членами ЕС, и не действуют формально за его пределами, хотя отношения фирм какой-либо страны ЕС с фирмами из других стран, не членов ЕС, могут попасть под регулирование, являющееся общим для стран ЕС [4, с. 15].

В рамках ООН огромное значение имеет также «Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил контроля за ограничительной деловой практикой», одобренный Резолюцией 35-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1980 года с последними изменениями в 2000 года.

В рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО) проблемы конкуренции включены в Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) в статью VIII «Монополии и эксклюзивные поставщики услуг» и в статью IX «Деловая практика». ГАТС является механизмом, при помощи которого устанавливаются ограничения права членов ВТО вводить меры, препятствующие международной торговле услугами, т.е. те меры, которые могут препятствовать конкурентной борьбе между субъектами из различных стран-членов ВТО.

Однако концепция конкуренции, идеологически пронизывая всю систему ВТО и ее документы, юридически зафиксирована в последних лишь ограниченно и частично. Так же обстояло дело и в Генеральном соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ): «В противовес Гаванской хартии (так называют Устав Международной торговой организации, принятый в марте 1948 г., но в силу так и не вступивший) ГАТТ лишь косвенно затрагивает вопросы конкуренции. Гаванская хартия интегрировала вопросы конкуренции в проблематику международной торговли, опередив в этом, как и в других вопросах, свое время. ВТО не рассматривает вопросы конкуренции во всей их международной значимости. Со стороны многих государств высказывалась критика такого ограничительного подхода к вопросам конкуренции и пожелание дополнить пакет ВТО еще одним соглашением — соглашением по конкуренции» [19, с. 168].

В составе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) функционирует «Комитет по вопросам конкуренции», среди важнейших документов которых можно назвать Рекомендации по сотрудничеству между странами участницами в связи с антиконкурентной практикой, которая касается международной торговли (1995 г.), и Рекомендации Совета ОЭСР по эффективной деятельности против злостной картельной практики (1998 г.).

В рамках СНГ важное влияние на развитие конкуренции оказывает Договор о проведении согласованной антимонопольной политики государств—участников СНГ [29].

Подводя итог, отметим, что регулирование недобросовестной конкуренции в условиях современного мирового рынка характеризуется стремлением государств выработать эффективные методы на основе деловой практики и этики бизнеса, существующей на внутреннем рынке и,

одновременно, сформировать общую культуру конкуренции на мировом рынке посредством деятельности международных организаций и выработки ими комплексов двух— и многосторонних соглашений.

Важно то, что в различных государствах существуют разные подходы к регулированию недобросовестной конкуренции. Более того, действия, признаваемые в одной стране недобросовестной конкуренцией, в другой могут таковой не считаться.

Таким образом, на современном этапе, который характеризуется процессами интеграции и глобализации, остро встает вопрос о выработке не просто эффективного законодательства по регулированию конкуренции в рамках одного государства, но и выработке норм регулирования поведения хозяйствующих субъектов на мировом рынке. В силу культурных отличий, отличий в традициях, уровнях развития общества и экономики разных стран создание унифицированного акта, регулирующего конкуренцию, является очень сложной задачей. Однако в перспективе представляется возможным и целесообразным создание Конвенции или многостороннего Договора о регулировании конкуренции и, в частности, защите от недобросовестной конкуренции на мировых рынках. Унифицированный акт, по моему мнению, должен, прежде всего, содержать однозначное, единообразное определение понятий «конкуренция», «недобросовестная конкуренция», «монополистическая деятельность» и т.п. и, кроме того, определить четкие критерии отнесения тех или иных действий к актам недобросовестной конкуренции.

Немаловажным представляется также и утверждение единого порядка урегулирования споров по вопросам недобросовестной конкуренции. Принятие подобного унифицированного акта может существенно облегчить деятельность компаний на международных рынках, сделав механизм международно—правового регулирования недобросовестной конкуренции более прозрачным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  БЕЛАРУСИ И РОССИИ

 

 

Законодательство Республики Беларусь по проблеме антимонопольного и конкурентного регулирования несовершенно и требует доработки по двум позициям: унификация нормативных актов по аналогии с действующим законодательством в России, поскольку внешняя торговля страны ориентирована главным образом на Россию, и с позиции доведения его до работающего законодательства. В этой связи поучителен опыт России в создании такого законодательства.

Одной из важнейших прерогатив государственного регулирования, выполнения функции «государство защищающее» является создание полноценного правового пространства, как важнейшего условия системной трансформации. Стабильность и последовательность законодательства чрезвычайно важна в любой ситуации, но при системной социально-экономической трансформации данный вопрос приобретает особое значение.

Прежде всего, сам характер переходной экономики предполагает высокий динамизм нормативно-правовой базы. Переход экономики в рыночной системе обуславливает масштабные изменения нормативных актов – как по количеству отменяемых законов, актов, так и по глубине изменяемых регулирующих норм. Также на первый план выходит проблема устойчивости принимаемых нормативных актов.

Антимонопольное законодательство представляет собой систему нормативно-правовых актов, включающую правила о поддержке добросовестной конкуренции, а также о предупреждении (ограничении и пресечении) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Анализ формирования и развития антимонопольного законодательства стран с рыночной экономикой позволяет сделать некоторые выводы для совершенствования правового поля стран с переходной экономикой. Тем более что при разработке первых законодательных и нормативных актов по антимонопольному регулированию и Россия и Беларусь использовали положения законодательства США, Германии и других стран [44, c. 92].

В настоящее время следует говорить о том, что конкурентное законодательство двух стран требует дальнейшей доработки. Это связано с тем, что законодательство двух стран было направлено, прежде всего, против существования монополий, при том, что фактически не был проработан вопрос формирования конкурентных отношений.

Основополагающее место в системе законодательства в России занимает Конституция страны. В нее включены положения о поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности, ограничении монополизма, о правовых основах единого рынка. И хотя в ряде Конституций зарубежных стран также имеются аналогичные нормы, но для России, с ее высокой степенью монополизации экономики, такие положения особенно актуальны.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление правовых основ единого рынка находится в ведении органов России. Поэтому антимонопольное законодательство, регулируя отношения в рамках всей территории страны, является федеральным.

Базовые положения Конституции России о конкуренции строятся на основе признания и обеспечения принципа свободы экономической деятельности. Свобода экономической деятельности – комплексная категория, включающая в себя предусмотренные и гарантированные законом:

1) право субъекта экономической  деятельности начинать, вести и  прекращать ее в любой не  запрещенной сфере и форме;

2) право получать, использовать  и передавать достоверную экономическую  информацию;

3) свободу от принудительной  и необоснованной деятельности, как со стороны других хозяйствующих  субъектов, так и со стороны  государственных органов;

4) право на защиту интересов экономически слабой стороны в ходе хозяйственной деятельности;

5) право любого субъекта экономической  деятельности на обжалование  решений и действий (или бездействия) органов государственной власти (местного самоуправления) и должностных лиц, если такие решения и действия приводят к ограничению свободы экономической деятельности.

Конституции устанавливает (часть 1 ст. 8), что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статьи Конституции получили развитие в конкурентных законах.

Антимонопольное законодательство, помимо Конституции, представлено системой законодательных актов. Центральное место принадлежит Закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Это был первый российский антимонопольный закон, он опирался на богатый опыт подготовки и применения законодательства о конкуренции зарубежных стран. В частности, в Законе использовалась концепция антимонопольного регулирования, основные экономические и юридические понятия, специфические юридические конструкции, типа соответствующий рынок, доминирующее положение, существенное ограничение конкуренции. Закон является инструментом государственного регулирования рыночных отношений и применяется с целью:

Информация о работе Анализ недобросовестной конкуренции в Республике Беларусь: эмпирический аспект