Анализ недобросовестной конкуренции в Республике Беларусь: эмпирический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля над их деятельностью и поведением на товарных рынках.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……………………
4
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНЦИИ……................…..
8
1.1 Недобросовестная конкуренция и монополия…………………...
22
1.2 Недобросовестная конкуренция: национальный правовой аспект…………………………………………………………………
1
35
1.3 Недобросовестная конкуренция: международно—правовой аспект………………………………………………………………......

41
ГЛАВА 2
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ…………………………………………………………….


46
2. 1 Средства антимонопольного регулирования………………….
49
2.2 Контроль экономической концентрации………………………...
55
2.3 Проблемы правового поля………………………………………..
59
ГЛАВА 3
Анализ недобросовестной конкуренции в Республике Беларусь: эмпирический аспект………………………………………………….
61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

3) по административной процедуре «Выдача документа о согласии на реорганизацию хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарных рынках» выдано 4 заключения.

4) по административной процедуре «Выдача документа о согласии на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов» выдано 12 заключений.

В целях контроля за экономической концентрацией на местных товарных рынках рассмотрено 116 проектов создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано:

1) создание 9 холдингов;

2) 70 реорганизации в форме присоединения хозяйствующих субъектов;

3) преобразование 3 хозяйствующих субъектов в ОАО;

4) создание 4 Ассоциаций.

Рассмотрено и согласовано 109 заявлений на совершение сделок по приобретению акций, долей уставных фондов хозяйствующих субъектов

В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено:

1) на республиканском уровне – более 30 обращений хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.

Коллегией Департамента принято решение по 1 заявлению о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о признании 1 факта недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

В связи с непредставлением информации (документов), необходимой для осуществления антимонопольным органом своих функций, составлены и направлены в суд протоколы об административном правонарушении по статье 11.24 КоАП в отношении должностных лиц 3 хозяйствующих субъектов.

Вынесено 1 предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства Республики Беларусь:

2) на местном уровне – 74 обращения хозяйствующих субъектов, проведено 142 проверки хозяйствующих субъектов и органов управления по вопросам антимонопольного регулирования, соблюдения антимонопольного законодательства. Облисполкомами, Минским горисполкомом установлено 28 нарушений антимонопольного законодательства, допущенных 15 хозяйствующими субъектами и 13 органами государственного управления.

Увеличение интереса к анализу товарных рынков говорит о том, что Республика Беларусь стремится улучшить экономическое положение в стране путем добросовестной конкуренции, привлечь иностранных инвесторов и увеличить экспорт собственной продукции на внешний рынок. Конкурируя с другими странами.

Таким образом, можно отметить, что за последние три года пиковое значение хозяйствующих субъектов занимающих доминирующее положение на товарном рынке было в 2011 году возможно это связано с упрощением системы регистрации субъектов хозяйствования. А для малых хозяйствующих субъектов – существует упрощенная система налогообложения, позволяющая интенсивно развиваться, что способствует улучшению экономического состояния страны (Приложение А).

Также можно проследить увеличение количества субъектов хозяйствования, исключенных из государственного реестра в связи с утратой доминирующего положения. На взгляд автора – это связано с тем, что очень сложно конкурировать в условиях кризиса. Крупные предприятия, укоренившиеся на товарном рынке, смогли удержаться на плаву, чего нельзя сказать о малых или вновь появившихся, которым пришлось пробиваться в неравной борьбе, зачастую путем недобросовестной конкуренции.

Это привело к резкому скачку нарушения антимонопольного законодательства в 2010 году, когда только начинает набирать силу, антимонопольное регулирование, а государство руководствуется международными нормами и опытом других стран. Однако в 2012 году показатель нарушений антимонопольного законодательства опять вырос и это в основном правонарушения связанные с использованием товарных знаков (знаков обслуживания), что приводит к смешению с товарными знаками правообладателя (Хипп&ко к ОАО «Гамма вкуса»), а также использования технологий производства только при условии покупки у правообладателя этой технологии необходимых для производства компонентов (ООО «Харвист—Милк» к ОАО «Полоцкий молочный комбинат»).

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения.

1. Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем, чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.

2. Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена, прежде всего, построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

3. Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

4. Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.

Дальнейшего развития и разработки потребует методологическая база по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий.

Многие белорусские граждане регистрируют на себя товарный знак, используемый на импортных товарах, и запрещают всем конкурентам импортировать в Беларусь и продавать здесь товары, обозначенные этим товарным знаком.

И столкнувшись с такой ситуацией, субъекты хозяйствования не всегда знают, как им следует поступать. Процедура преследования нарушителей через законодательство о недобросовестной конкуренции на сегодняшний день для Беларуси несколько экзотична и широко не используется.

О том, что нарушителей в данном случае необходимо преследовать именно таким образом, знают либо юристы с большим практическим опытом в данной сфере, либо те, кто через такую процедуру уже проходил.

Кого-то может испугать длительность процедуры (в общей сложности – с учетом возможных обжалований – она может занять около двух лет). И этот аспект действительно является проблемой, которую необходимо решать законодателю, а также пользоваться подобной процедурой чаще.

Ведь за два года конъюнктура рынка может здорово измениться и лицу, чьи права нарушил недобросовестный конкурент, положительное решение может уже не понадобиться. Более того, белорусские суды не взыскивают такую категорию убытков, как упущенная выгода. Поэтому недобросовестный конкурент заинтересован в затягивании процедуры – имея необоснованное преимущество, он особо ничем не рискует. Даже если признают его действия недобросовестной конкуренцией, и отменят через два года регистрацию товарного знака. За два года он заработает достаточно (и денег, и клиентов), чтобы затем этим воспользоваться. А потерпевший от недобросовестной конкуренции свои убытки с него не взыщет.

Да, в КоАП и УК имеются соответствующие статьи, которые предусматривают ответственность за недобросовестную конкуренцию. Однако практика их применения настолько мала, что вряд ли кто—то серьезно опасается быть привлеченным к ответственности по этим нормам.

5. Поэтому белорусскому законодателю необходимо серьезно поработать над увеличением привлекательности процедуры преследования за недобросовестную конкуренцию, и в частности процедуры признания недействительной правовой охраны товарных знаков в случае, если связанные с регистрацией действия владельца товарного знака признаны антимонопольным органом или судом недобросовестной конкуренцией.

Не совсем понятно, зачем растягивать на год процедуру признания недействительной правовой охраны товарного знака (6 месяцев Апелляционному совету дается на рассмотрение возражений, 6 месяцев – на вступление решения Апелляционного совета в силу). Для этой процедуры вполне хватило бы двух месяцев: один – на рассмотрение, один – на вступление в силу.

И совсем непонятно, зачем предусматривать, что срок рассмотрения обращения о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции составляет 2 месяца, если на практике он растягивается на полгода и больше. В данном случае, на наш взгляд, необходимо четко выдерживать установленный законодательством срок. Тогда ценность процедуры борьбы с недобросовестной конкуренцией только увеличится.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1 Агаев, Р. Г. Антимонопольная деятельность государства. Теоретические и организационно—правовые аспекты / Р. Г. Агаев. – Москва, 1994. – 284 с.

2 Аристотель. Сочинение / под редакцией А. Лосева. – Москва : Мысль, 1984. – Т. 4. – 268 с.

3 Белов, А. П. Недобросовестная конкуренция в международной торговле / А. П. Белов // Право и экономика. – 1999. – № 1. – С. 4—6.

4 Белов, А.П. Законодательство иностранных государств о недобросовестной конкуренции / А. П. Белов // Право и экономика. – 1999. – № 2. – С. 10—14.

5 Вабищевич, С. С., Маньковский, И. А. Хозяйственное право (правовое регулирование хозяйственной деятельности) / С. С. Вабищевич, И. А. Маньковский. – Минск : Молодежное, 2008. – 489 с.

6 Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь. — Минск, 2013. — Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/antitrust/national-competition-policy-in-the-rb. — Дата доступа: 24.03.2013.

7 Гражданский кодекс Республики Беларусь : Кодекс Республики Беларусь от 07 декабря 1998 г., № 218—З : с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2009 г., № 96—З // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология Проф. 2012 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2013.

8 Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г., № 238—З // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология Проф. 2012 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2013г.

9 Гражданское право : учебник в 2 ч. Часть 1 / под. общ. ред. В. Ф. Чигира. – Минск : Амалфея, 2002. – 512 с.

10 Даурова, Т. Монополистическая деятельность : понятие, виды, ответственность / Т. Даурова. // Закон. – 1996. – № 3. – С. 5.

11 Захарченко, С. С. Предпринимательское (хозяйственное) право / С. С. Захарченко. – Минск : БИП—С, 2004. – 111 с.

12 Иванов, И. Д. Современные монополии и конкуренция / И. Д. Иванов. – Москва, 1980. – 255 с.

13 Инструкция о порядке рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству : Постановление Минэкономики Республики Беларусь от 10 апреля 2006 г., № 57 // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология Проф. 2012 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2013.

14 Инструкция о применении мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства : Постановление Минэкономики Республики Беларусь от 17 апреля 2006 г., № 60 // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология Проф. 2012 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2013.

15 Инструкция о проведении административной процедуры «Выдача документа о согласии на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов юридических лиц» : Постановление Минэкономики Республики Беларусь от 30 ноября 2009 г., № 188 // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология Проф. 2012 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2013.

16 Инструкция о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции : Постановление Минэкономики Республики Беларусь от 17 апреля 2006 г., № 61 // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология Проф. 2012 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2013.

17 Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений : Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000 г., № 9 // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология Проф. 2012 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2012.

Информация о работе Анализ недобросовестной конкуренции в Республике Беларусь: эмпирический аспект