Анализ недобросовестной конкуренции в Республике Беларусь: эмпирический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля над их деятельностью и поведением на товарных рынках.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……………………
4
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНЦИИ……................…..
8
1.1 Недобросовестная конкуренция и монополия…………………...
22
1.2 Недобросовестная конкуренция: национальный правовой аспект…………………………………………………………………
1
35
1.3 Недобросовестная конкуренция: международно—правовой аспект………………………………………………………………......

41
ГЛАВА 2
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ…………………………………………………………….


46
2. 1 Средства антимонопольного регулирования………………….
49
2.2 Контроль экономической концентрации………………………...
55
2.3 Проблемы правового поля………………………………………..
59
ГЛАВА 3
Анализ недобросовестной конкуренции в Республике Беларусь: эмпирический аспект………………………………………………….
61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

— охраны и поощрения конкуренции;

— осуществления контроля над хозяйствующими субъектами, обладающими существенной экономической властью на товарном рынке;

— регулирования процессов конкуренции на товарных рынках и контроля над структурой рынка;

— защиты прав и интересов потребителей;

— содействия малому предпринимательству [46].

Закон о конкуренции и иные нормативные акты, входящие в состав антимонопольного законодательства, подробно регламентируют все многообразие данных правовых средств, цели и порядок их применения на различных стадиях антимонопольного регулирования в РФ.

Цель административно-правовых средств антимонопольного регулирования состоит в том, чтобы:

— предупредить, ограничить и пресечь монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию;

— обеспечить условия для создания и эффективного функционирования товарных рынков в РФ.

Общим объектом воздействия правовых средств антимонопольного регулирования являются экономические отношения, складывающиеся на товарных рынках в Российской Федерации и тесным образом связанные с конкуренцией.

Адресатами антимонопольного регулирования в соответствии с российским законодательством являются, прежде всего, финансово-промышленные группы, холдинги, иные хозяйствующие субъекты, органы исполнительной власти, должностные лица, руководители крупных предприятий.

Включение в состав адресатов антимонопольного регулирования наряду с хозяйствующими субъектами органов государственной власти отражает особую ситуацию, сложившуюся в экономике Российской Федерации.

 

 

2.1 Средства антимонопольного регулирования

 

Средствами антимонопольного регулирования в соответствии с Российским законодательством являются: предписание, согласие, согласование, решение о разделении, внесение в реестр, склонение к добровольному прекращению нарушения, заключение договора, наложение взыскания Законодателем предусмотрен целый ряд мер по предупреждению монопольных действий прежде, чем будет применено наложение взыскания.

Средствами антимонопольного регулирования как инструментов борьбы с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией в своей основе содержат правовые ограничения, касающиеся деятельности зафиксированных в Законе о конкуренции субъектов. Использование этих ограничений вызвано необходимостью сдерживания неправомерного поведения в экономической сфере и защиты публичных интересов. Подобные ограничения, распространяясь на четко определенный круг субъектов, имеют как позитивный, так и принудительный характер. Первый проявляется в том, что законодатель ориентирует соответствующие субъекты на добросовестное, добровольное и своевременное реагирование в случае применения в отношении них конкретных средств регулирования. В то же время не исключается применение и негативных, т.е. принудительных, силовых мер (ограничений) за нарушения антимонопольного законодательства.

Большую группу инструментов антимонопольного воздействия образуют средства, применяемые в целях предупреждения противоправной антиконкурентной практики и контроля над экономической концентрацией. Основное содержание таких средств заключается в обязанности ответственных за антимонопольную деятельность лиц выполнять такие действия:

во-первых, всесторонне информировать антимонопольные органы о предполагаемых организационно—хозяйственных изменениях;

во-вторых, выполнять решение антимонопольного органа, принятое по итогам анализа полученной информации.

Перечень организационных структур включает в себя:

1) хозяйствующие субъекты, имеющие балансовую стоимость активов свыше 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

2) хозяйствующие субъекты, имеющие балансовую стоимость активов свыше 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

3) объединения коммерческих организаций (союзы или ассоциации);

4) государственные и муниципальные унитарные предприятия, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке превышает 35%;

5) хозяйствующие субъекты, включенные в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% (либо группы лиц, контролирующие деятельность указанных субъектов).

В отношении нарушителей антимонопольного законодательства предусмотрено применение гражданской ответственности и антимонопольных предписаний. Гражданская ответственность призвана лишить экономического смысла монополистическую деятельность. В этом случае субъекты монополистической деятельности лишаются монопольной прибыли. Согласно законодательству России в случае нарушения антимонопольных законов нарушители обязаны перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения антимонопольного законодательства. Если действием хозяйствующего субъекта, нарушающим антимонопольное законодательство, причинены убытки другому хозяйствующему субъекту либо иному лицу, эти убытки подлежат возмещению причинивших их хозяйствующим субъектом в соответствии с гражданским законодательством.

Республика Беларусь имеет довольно развитое законодательство, регулирующее процессы демонополизации, приватизации и развития предпринимательства (Приложение А). Основным законодательным актом является Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», 1 июля 1999 года вступил в силу новый Гражданский кодекс, приняты и действуют Инвестиционный и Банковский кодексы. Принят Закон «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», вступили в силу Закон РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», Закон «О рекламе».

Однако эффективность законов определяется не только их содержанием, но, прежде всего, практикой их применения. Довольно часто правоприменительная практика расходится с нормами законов. Макроэкономические изменения неоднозначно влияют на ход процессов демонополизации и развития конкуренции в разных отраслях и регионах республики. Сформировавшийся в условиях дефицита недостаточно диверсифицированный потребительский спрос, преобладание антиконкурентного сознания у предпринимателей, несовершенство информационного обеспечения и неполнота первичной экономической информации создают дополнительные трудности для развития конкуренции и деятельности субъектов рынка.

Можно отметить следующие проблемы, характерные для антимонопольного и конкурентного законодательства Республики Беларусь.

1) нестабильность законодательства. При этом среди основных причин нестабильности, можно назвать частое регулирование отношений подзаконными актами.

2) не комплексность и недостаточная согласованность нормативных актов друг с другом. Так уже более двух лет действует новый Гражданский Кодекс, однако до сих пор не приняты законы, им предусмотренные.

3) гиперболизированная роль государства в регулировании экономических отношений. В Республике действует сплошная разрешительная система (регистрация субъектов хозяйствования, лицензирование, цены и др.), а также система запретов и наказаний за огромное количество нарушений.

4) Недостаточные гарантии прав собственности. Существует дискриминация в отношении негосударственной собственности при закупке сырья, выдаче различных разрешений и др.

Каждый из конкурентных законов включает в состав применимого законодательства соответствующие нормы Конституции Республики Беларусь. Конституция (часть 1, ст. 13) определяет, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Также государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Однако на практике такого равенства пока нет. Государство всеми мерами, иногда и объективно поддерживает производителя, в том числе и неэффективно работающего [20].

Основным законодательным актом в области антимонопольного и конкурентного законодательства в Республике Беларусь является Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Этим Законом юридически закреплялись основные положения антимонопольного регулирования, направленные на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынка, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

При реализации идеи формирования конкурентной среды белорусское законодательство из-за отсутствия собственного опыта ориентировалось на апробированные модели зарубежных правовых актов. В целом, это правильно, так как в развитых странах мира антимонопольное законодательство имеет более чем вековую историю и нацелено на то, чтобы «гарантировать работоспособность и результативность конкурентной экономической системы. Но, с другой стороны, нормы, принципы и практика применения права других стран не смогли в полной мере адекватно отразить современное состояние белорусской экономики.

По закону монополистическая деятельность может проявляться в следующим формах.

1) злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке (ст. 5).

Запрещается и признается в установленном порядке неправомерной деятельность (действия или бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе совместно с другими хозяйствующими субъектами, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции, либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей посредством:

— создания препятствий для доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;

— изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке;

— установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов.

2) соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции (ст. 6).

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом:

— раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;

— исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

— необоснованное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;

— необоснованное ограничение производства товаров.

 

 

 

2.2 Контроль экономической концентрации

 

Законодательство Беларуси предусматривает предварительный контроль экономической концентрации антимонопольным органом. Целью такого контроля является предупреждение возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов. Закон различает два вида экономической концентрации, требующей предварительного антимонопольного контроля: создание союзов, ассоциаций, концернов и других объединений, а также создание холдинговых компаний, приобретение акций, паев, долей в уставных капиталах хозяйствующих субъектов. Антимонопольный орган Беларуси вправе отказать в согласии на создание объединений, если это может привести к ограничению конкуренции. Антимонопольный орган вправе в целях развития конкуренции принять решение о принудительной реорганизации хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке [30;14].

Хотя данный законодательный акт включает в себя положения по антимонопольной и конкурентной деятельности, на деле же проблемы развития конкуренции остаются нерешенными. Анализ состояния конкурентной среды на различных рынках в РБ свидетельствует о том, что несмотря на существование конкурентного законодательства продолжают существовать сферы, где формирование конкурентных отношений либо вообще не происходит, либо происходит крайне медленно.

На проведение антимонопольной политики, в том числе, был направлен и Закон «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (от 19.01.1993 г. с новыми редакциями 1995 г., 1996 г., 1999 г.). На данный момент его заменил Закон «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» в ред. Закона Республики Беларусь от 16.07.2010 N 172—З. Законом определялись правовые основы разгосударствления и приватизации с целью создания эффективной социально ориентированной экономики. Однако на практике этот Закон фактически не работал [42].

Всего по состоянию на 1 января 2002 г. в Республике Беларусь реформировано 3474 государственных и арендных предприятий, что составляло 18,7% от общего числа предприятий республики. Из них 857 – республиканской и 2617 – коммунальной собственности. Из общего числа реформированных предприятий 1418 – преобразовано в акционерные общества, 721 – выкуплено трудовыми и арендными коллективами, 943 – проданы на аукционе, 385 – по конкурсу. На преобразованных предприятиях работало около 750 тысяч человек.

В отраслевом разрезе реформировано 1093 предприятия торговли, 240 – общественного питания, 395 – бытового обслуживания населения, 584 – агропромышленного комплекса, 380 – промышленности, 233 – строительные предприятия.

Информация о работе Анализ недобросовестной конкуренции в Республике Беларусь: эмпирический аспект