Административные правлонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования заключаются в комплексном общетеоретическом анализе понятия правонарушения, его объективной и субъективной стороны, обобщение выводов отраслевых юридических наук по данной проблематике, разработка рекомендация по совершенствованию законодательства и практически его применения.
Поставленная цель достигалась путем решения следующих задач: выяснить и уточнить понятие правонарушения;
разработать и уточнить понятие объективной и субъективной стороны правонарушения, их соотношение;
выявить соотношение правонарушения и состава правонарушения;
разработать рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……… 3
1 Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности в законодательстве России…….…………
5
1.1 Понятие и признаки административного правонарушения…………………. 5
1.2 Классификация правонарушений……………………………………………… 10
1.3 Разграничение административных правонарушений от иных правонарушений……………………………………………………………………. 15
2 Анализ состава административного правонарушения………………………… 21
2.1 Понятие состава административного правонарушения. Объект, объективная сторона правонарушения ……………………………….…….…… 21
2.2 Анализ субъективной стороны административного правонарушения и его субъекта……………………………………………………….…….……………… 40
Заключение…………………………………………………………………………. 50
Глоссарий…………………………………………………………………………… 54
Список использованных источников……………………………………………… 56
Приложение А. Состав правонарушения………………………………………… 61
Приложение Б. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении……………………………………………………………………..
64
Приложение В. Представление об устранении нарушений требований ФЗ «Об ограничении курения табака»………………………………………………………
67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ админитр..doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, не может  оцениваться как административное правонарушение общественно опасное противоправное и административно наказуемое деяние (действие или бездействие) совершенное помимо воли человека, то есть лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчет.

А.И. Стахов, Д.Г. Степанов, Э.Г. Боброва, Т.В. Лордкипанидзе указывают, что «деяние физического лица считается виновным, если данное лицо осознавало противоправность своего поведения, желало наступления вредных последствий такого деяния,  либо косвенно способствовало их наступлению. Деяние юридического лица признается виновным, если у него имелась возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых мерами административной ответственности, но данным лицом не были приняты все, зависящие от него меры по их соблюдении».7

Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных выше признаков. Отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением,

Исследование показало, что КоАП РФ допускает и объективное  вменение, так как предусматривает административную ответственность родителей и иных законных представителей несовершеннолетних за их появление в состоянии опьянения или распитие ими алкогольной продукции, потребление наркотических средств  или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22 КоАП РФ).

Причем, указанная выше норма противоречит ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ провозгласившей презумпцию невиновности.

 

1.2 Классификация  правонарушений

 

Классификация в любой отрасли знаний означает распределение каких-либо объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от общих признаков. В административном праве классификаторский метод применяется очень широко, в том числе и по отношению к важнейшему правовому институту – правоотношению.

В дореволюционный период ряд советских нормативных актов оперировали понятием «проступка»: декрет СНК «О революционном трибунале печати», декрет «О суде» № 3, декрет «Об организации гласных товарищеских судов во всех воинских частях Петроградского военного округа», Инструкции НКЮ «Об организации и действии местных народных судов».8

Весьма интересно, что  правовая оценка данного обстоятельства в науке этого времени является неоднозначной. Так, Ш.С. Грингауз считает, что «законы, включающие это деяние преступных деяний, с термином «проступки»  не связывали никаких отличных от преступных последствий.

П.Г. Мишунин, наоборот, считает, что природа проступка коренным образом отличается от природы преступления, добавляя, что различия касаются степени  общественной опасности наказуемости. Проступок наказуем в административном и дисциплинарном порядке, а преступление в уголовном.9

Последнее мнение представляется более верным, его  подтверждают также некоторые нормативные  документы. Например, Положение «О ротных товарищеских судах» от 23 июля 1918 года предусматривало следующие меры воздействия за незначительные проступки против военного порядка, военного долга и товарищества:

  1. выговор перед собранием роты;
  2. денежное взыскание не свыше 300 рублей;
  3. лишение отпуска на срок не свыше одного месяца;
  4. присуждение к обязательным работам в части вне очереди или к несению нарядов вне очереди не свыше 15 суток10.

Существует и другая точка зрения. Так, Э.А. Васильев считает, что процесс выделения административных правонарушений в самостоятельную  группу противоправных деяний не был одномоментным и длился эволюционным путем более двух столетий. Исторический анализ теоретических воззрений показал, что вплоть до 20-х годов прошлого столетия в правовой доктрине преобладало мнение о том, что административные правонарушения являются разновидностью уголовных деликтов.

В законодательстве большинство  зарубежных стран административные правонарушения не выделяются в качестве самостоятельного вида противоправных деяний. Ответственность за совершение таких деяний предусмотрена уголовным  законодательством. Различие между такого рода преступлениями и преступными посягательствами проводится, в основном, по характеру санкций, устанавливаемых в зависимости от тяжести деяний.

Однако, Э.А. Васильев пришел к выводу о том, что дуолизм  российского законодательства о публично- правовой ответственности в сфере административных и уголовных деликтов является прогрессивной особенностью национального законодательства, позволяющей более эффективно распределять государственные ресурсы в целях повышения результативности борьбы с преступлениями и административными правонарушениями.11

Административные  правонарушения можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от источника, устанавливающего состав административного  правонарушения, можно выделить административные правонарушения, предусмотренные КоАП,  и административные правонарушения, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации.

В зависимости от объекта административного правонарушения можно выделить:

-    административные  правонарушения, посягающие на права граждан;

- административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое  благополучие населения и общественную  нравственность;

- административные правонарушения, посягающие на права собственности;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и природопользования;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в промышленности, строительстве и энергетики;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения  в области дорожного движения;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в области связи и информации;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения  в области предпринимательства;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения  в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения  в области таможенного дела;

- административные правонарушения, посягающие на институты государственной  власти;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в области защиты Государственной границы и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства;

- административные правонарушения, посягающие на общественный порядок  и общественную безопасность;

- административные правонарушения, посягающие на общественные отношения в области воинского учета;

- административные правонарушения, посягающие на институты местного  самоуправления.

По степени общественной опасности  среди административных правонарушений выделяют административные правонарушения с квалифицированным составом, административные правонарушения с привилегированным составом.

Административные правонарушения с основным (простым) составом содержат признаки, смягчающие и отягчающие общественную опасность деяния.

 В административных правонарушениях с квалифицированным составом указываются признаки, повышающие общественную опасность деяния.

В административных правонарушениях  с привилегированным составом указываются  признаки, смягчающие общественную опасность  деяния.

В зависимости от субъекта административного правонарушения можно назвать: административные правонарушения с общим субъектом,    административные правонарушения со специальным субъектом,  административные правонарушения, совершенные юридическим лицом,  административные правонарушения, совершенные физическим лицом.

В зависимости от характера субъективной стороны административные правонарушения делятся на правонарушения с умышленной формой вины и правонарушения с неосторожной формой вины.

В зависимости от характера причиненного вреда административные правонарушения делятся на правонарушения с формальным составом и правонарушения с материальным составом.

Административные правонарушения с материальным составом – административные правонарушения, которые причиняют  реальный, действительный вред, влекут наступление административной ответственности.

Такие  административные правонарушения причиняют вред, имеющий имущественный  характер (порча, уничтожение, хищение  материальных ценностей), либо физический вред (например, причинение телесных повреждений).

Для административных правонарушений с материальным составом характерно наличие прямой причинно-следственной связи между причиняемым действительным вредом и совершенным деянием.

Административное правонарушение с формальным составом реальных последствий не причиняет. Оно связано с созданием факторов и условий, которые способны причинить материальный или физический вред и которые влекут наступление административной ответственности. Например, административным правонарушением с формальным составом является нарушение Правил дорожного движения, нарушение санитарных норм, не связанных с причинением материального или физического вреда.

В зависимости от содержания объективной  стороны административные правонарушения, а также административные правонарушения, совершенные повторно и неоднократно.

Л.Ю. Плотникова отмечает, что «Верховный суд пытался выделить критерии и  определить длящееся административное правонарушение. Так, согласно п.14 Постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» – длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнением или ненадлежащем выполнением обязанностей, возложенных на нарушителя законом».12

Продолжаемое административное правонарушение представляет собой совокупность некоторых  тождественных деяний, за каждое из которых лицо подлежит административной ответственности.

Повторное административное правонарушение – это деяние, совершенное  одним и тем же лицом в течение срока погашения административной ответственности, за которое данное лицо уже подвергалось административному наказанию.

Неоднократное административное правонарушение – это совершенная  одним и тем же лицом совокупность однородных административных правонарушений, предусмотренных одной статьей  или частью статьи КоАП.

 

 

1.3 Разграничение административных правонарушений от иных правонарушений

 

Административные правонарушения отличаются от иных правонарушений (преступлений, гражданских правонарушений, дисциплинарных правонарушений) по объекту посягательства и степени общественной опасности. Данное разграничение является одной из первоочередных и важных задач правоприменителя (органа или должностного лица).

Сложность решения данной задачи обусловлена наличием целого ряда признаков, присущих всем типам  противоправных деяний. Поскольку все  они являются опасными для личности, общество и государства. Каждое из них нарушает предписания, содержащиеся в правовых нормах. Однако, они различаются по иным закрепленным в законодательстве признакам.

Российская правовая система охраняется тремя видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными.

Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санаторных, экологических  норм в зависимости от конкретных обстоятельств могут применяться  уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания.

Сходство этих санкций  заключается, во-первых, в том, что  они защищают правопорядок. Во-вторых, в том, что они установлены  федеральными законами. В-третьих, они  применяются за виновные противоправные действия (правонарушения). В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения характерных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это. В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказуемости в течение установленных федеральными законами сроков.

Степень общественной опасности  является количественной оценкой правонарушения. Она определяется характером и размером вреда и является главным материальным признаком.

По этому признаку все правонарушения подразделяются на преступления и административные правонарушения, дисциплинарные проступки и гражданско-правовые деликты.

Преступление в отличие  от административного правонарушения обладает более высокой степенью общественной опасности, характером деяния, способом его совершения, наступившими последствиями, мотивом, целью, формой вины, юридическими признаками лица, совершившего деяние и другими.

Информация о работе Административные правлонарушения