Административные правлонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования заключаются в комплексном общетеоретическом анализе понятия правонарушения, его объективной и субъективной стороны, обобщение выводов отраслевых юридических наук по данной проблематике, разработка рекомендация по совершенствованию законодательства и практически его применения.
Поставленная цель достигалась путем решения следующих задач: выяснить и уточнить понятие правонарушения;
разработать и уточнить понятие объективной и субъективной стороны правонарушения, их соотношение;
выявить соотношение правонарушения и состава правонарушения;
разработать рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……… 3
1 Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности в законодательстве России…….…………
5
1.1 Понятие и признаки административного правонарушения…………………. 5
1.2 Классификация правонарушений……………………………………………… 10
1.3 Разграничение административных правонарушений от иных правонарушений……………………………………………………………………. 15
2 Анализ состава административного правонарушения………………………… 21
2.1 Понятие состава административного правонарушения. Объект, объективная сторона правонарушения ……………………………….…….…… 21
2.2 Анализ субъективной стороны административного правонарушения и его субъекта……………………………………………………….…….……………… 40
Заключение…………………………………………………………………………. 50
Глоссарий…………………………………………………………………………… 54
Список использованных источников……………………………………………… 56
Приложение А. Состав правонарушения………………………………………… 61
Приложение Б. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении……………………………………………………………………..
64
Приложение В. Представление об устранении нарушений требований ФЗ «Об ограничении курения табака»………………………………………………………
67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ админитр..doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

Следует иметь в виду, что при неустановлении места совершения административного правонарушения вынесенное постановление подлежит отмене, а дело  возвращено на новое расследование. Так, согласно постановлению об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 18 Красноглинского района г. Самара от 24.10.2008г. Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.15 частью 4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управлять транспортным средством сроком на 4 месяца. Районный суд, рассмотрев административное дело по жалобе Г. указал, что он совершил обгон транспортного средства с выездом на сторону проезжей части дорого, предназначенную для встречного движения, в зоне действия дорожных знаков 1.12.2 и 5.15.7.

В то же время из видеоснимков, приложенных к протоколу, следует, что Г. совершил обгон не в том месте, о котором речь идет в протоколе – не в районе поселка Южный, а за остановкой общественного транспорта «Южный», где уже закончилась зона действия знака 1.1.2. и 5.15.7.

Следовательно, при рассмотрении дела не было установлено действительное место совершения Г. административного  правонарушения. Постановление судьи  отменено, дело направлено на новое  рассмотрение.24

По нашему мнению, обстановка совершения правонарушения - это совокупность социально значимых факторов, предусмотренных или подразумеваемых правовой нормой, влияющих на характер и степень общественной опасности правонарушения и учитываемых при квалификации правонарушения и определении меры юридической ответственности.

 Нельзя  отождествлять орудия и средства  совершения правонарушения. Показывается, что для целого ряда гражданско-правовых  правонарушений характерно использование  определенных в нормативно-правовом  акте орудий и средств. 

Исследуются средства совершения и иных разновидностей правонарушений, в результате чего делается вывод об их общеправовом, а не отраслевом значении.

Рассматривая проблему юридических средств, приходишь  к выводу, что субъективные права  и обязанности при злоупотреблении  правом и иных правонарушениях можно использовать в целях совершения правонарушений. Поэтому их следует рассматривать как специфические средства совершения правонарушения.

Определяются способы  совершения гражданско-правовых, административных, дисциплинарных, уголовных и иных правонарушений. Отмечается, что в ряде случаев законодатель прямо указывает на некоторые способы совершения гражданско-правовых правонарушений, ставя в зависимость от них правомерность или правонарушаемость деяния. В частности, в ГК РФ запрещено понуждение к совершению сделки в любых формах, например при помощи обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения. Данные способы являются обязательными для квалификации целого ряда гражданско-правовых правонарушений и выступают конструктивными признаками составов гражданско-правовых правонарушений. На основе этого делается вывод об их общеправовом, а не отраслевом значении.

Анализ конституционных  правонарушений приводит к выводу об особенностях объективной стороны, которая может находить свое выражение: в неисполнении субъектом конституционных обязанностей; недолжном исполнении конституционных обязанностей; прямом нарушении конституционных запретов; злоупотреблении полномочиями.

Объективная сторона  финансовых правонарушений исследуется  в тесной взаимосвязи с иными разновидностями правонарушений (уголовными и административными). Из анализа нормативно-правовых актов, предусматривающих различные виды финансовых правонарушений, следует, что в большинстве случаев законодатель конкретно не указывает, какие именно последствия должны наступить в результате совершения финансового правонарушения. Вред от совершения финансового правонарушения может быть причинен бюджетной, налоговой, страховой, кредитной системе, системе внебюджетных целевых фондов. В большинстве случаев он носит имущественный характер и заключается в недополучении соответствующим бюджетом денежных средств, их расходовании не по назначению, упущенной выгоде. Определенная доля финансовых правонарушений причиняет организационный вред, когда деяние выражается в противодействии законной деятельности финансовых органов. Для финансовых правонарушений характерна однородность нарушаемых ими отношений.

Уголовно-противоправные деяния характеризуются направленностью  на различные виды общественных отношений, что вытекает из самой структуры УК РФ и круга охраняемых им отношений. Отечественный законодатель при описании деяния и последствий преступлений использует различные способы их изложения: казуальный и абстрактный, выражающийся через различные оценочные понятия. Оценочные понятия имеют как положительную, так и отрицательную сторону. С одной стороны, использование оценочных понятий позволяет не вносить изменений в уголовный закон в зависимости от конкретных экономических, политических и иных условий. С другой стороны, оценочные понятия оставляют большое поле для следственного и судейского субъективизма. В этом смысле целесообразно обратиться к законодательному опыту некоторых зарубежных стран, в которых уголовные кодексы содержат специальный раздел, посвященный различным терминам и определениям (в том числе и оценочным).

В объективной реальности правонарушение выражается в совершении противоправного деяния, наступлении  общественно опасных последствий  и причинной связи, которые учеными-цивилистами  выделяются в качестве отдельных элементов правонарушения. Межу тем элемент - это некая целостность, характеризующаяся определенными взаимосвязанными составляющими, когда наличие одного невозможно без существования другого. Поэтому противоправное деяние, последствия и причинную связь необходимо рассматривать не как самостоятельные элементы, а как составляющие объективной стороны правонарушения. Все они находятся в тесной взаимосвязи. Последствия не могут наступить, если не будет совершено противоправное деяние, и имеют юридическое значение только при наличии причинной связи между ними и деянием.

Четырехэлементная конструкция  состава правонарушения признана не только в науке уголовного права, но и в науках конституционного, трудового, административного, финансового  и уголовно-процессуального права. С философских позиций любому субъекту в его практической деятельности, в том числе и противоправной, всегда противостоит определенный объект. Поэтому очевидна необходимость включения объекта в структуру состава правонарушения. Причем правонарушение совершает конкретный субъект (физическое или юридическое лицо).

Считаем нецелесообразно  поддерживать мнение, что основанием ответственности в частном праве  является не правонарушение, а нарушение  субъективных прав. Как можно нарушить субъективное право, не нарушив норму объективного права!

Субъективное и объективное  право взаимосвязаны, и первое не может существовать без второго. «Только естественные права не от власти закона, а от природы. Но и в этом случае власть, государство обязаны уважать и защищать эти права, в том числе и посредством закрепления их в объективном праве».25

Объективная сторона  гражданско-правового правонарушения выражается не в нарушении субъективных прав, а в совершении противоправного  деяния. Формы выражения вреда  носят разнообразный характер: убытки, упущенная выгода, организационные последствия, отсутствие реальной возможности использовать принадлежащее субъекту право и т.д.

Анализируя объективную  сторону семейно-правовых правонарушений. Вырисовывается системность охраны семейно-правовых отношений, за нарушение которых предусмотрены не только меры семейно-правовой, но и административной и уголовной ответственности.

Особенность объективной  стороны правонарушений в частном  праве заключается и в характеристике самой противоправности. Она состоит не только в нарушении норм, сформулированных в законе, но и прав и обязанностей, закрепленных в договоре. Внедоговорная противоправность связана с нарушением абсолютных правоотношений. Объективно нарушение абсолютных правоотношений может выражаться в причинении имущественного ущерба; издании незаконного акта публичной власти; незаконных действиях должностных лиц; совершении незаконных действий, посягающих на праве порядок в целом и т.д.

 

2.2 Анализ субъективной  стороны административного правонарушения и его субъекта

 

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует внутреннее,  психическое отношение правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям.

Обязательным признаком  субъективной стороны административного  правонарушения является вина – психическое отношение лица к своим действиям и их последствиям, которая может проявляться в формах умысла или неосторожности. Эти формы вины различаются соотношением интеллектуальных и волевых моментов, характеризующих внутреннее отношение лица к содеянному и его последствиям.

Интеллектуальные критерии отражают процессы, происходящие в  сфере сознания правонарушителя, - понимание  общественной опасности совершенного деяния и предвидение его опасных  последствий.

Волевой критерий характеризует состояние воли лица – его желание (или предвидение) наступления указанных последствий.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их, или сознательно допускало наступление этих последствий.

Умысел характеризуется  сознанием характера совершенного деяния, предвидением его вредных  последствий и желанием их наступления (прямой умысел) или  сознательным допущением этих последствий (косвенный умысел) (статья 22 КоАП РФ).

Так, постановлением мирового судьи судебного участка № 44 Самарского района г. Самара от 1 августа 2008г. К. привлечен  к административной ответственности  по ч.4 ст. 12.12 КоАП РФ к лишению права управления транспортными средствами сроком на 4 месяца. К. обжаловал решение мирового судьи, указав, что не знал, что движется по дороге с односторонним движением, запрещающего знака не видел, поскольку у него резко ухудшилось здоровье и он искал аптеку чтобы купить лекарство, а расположение улиц в городе он знал плохо, кроме того, он является инвалидом 2-ой группы, у него плохое состояние здоровья и он вынужден передвигаться по городу только на личном транспорте.

Рассмотрев дело, апелляционная инстанция суда указала в решении следующее: в силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно протоколу, составленному инспектором ДПС ОГАИ Самарского РОВД г. Самары об административном правонарушении:  13.07.2008г. в 22 час. 40 мин. на ул. Некрасовская,12 в г. Самара, водитель  К., управляя транспортным средством, двигался во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения. Данные обстоятельства не отрицаются и самим К., при таких обстоятельствах доводы К. о его невиновности не могут быть приняты во внимание.26

Административное  правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение,  либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Неосторожность может быть в двух формах: самонадеянность и небрежность.

Так, интеллектуальные критерии при совершении неосторожного административного правонарушения, как и при умысле, могут заключаться в осознании общественно опасного характера совершаемого деяния и в предвидении возможности наступления вредных последствий такого деяния. В отличие от умысла волевой признак рассматриваемой формы вины характеризуется не желанием вредных последствий, а, напротив, надеждой на их предотвращение. Такая надежда основывается на реальных обстоятельствах, но является легкомысленной. Такая форма неосторожности именуется самонадеянностью.

Иной формой неосторожности является небрежность, которая заключается  в том, что лицо не предвидит возможности  наступления вредных последствий  своего деяния, хотя могло и должно было их предвидеть. Лицо должно и могло  было предвидеть возможность наступления вредных последствий своего деяния, исходя из своего жизненного опыта или профессионального или должностного положения. Возможность предвидения таких последствий основывается также на оценке реальной обстановки, в которой действовало лицо.

Административному праву известны составы как с умышленной, так и с неосторожной формой вины. Причем многим административным правонарушениям свойственны обе формы вины. Однако,  для некоторых составов характерна только умышленная форма вины (мелкое хулиганство, ст. 20.1. КоАП РФ), для других - только неосторожная. Относительно последней следует сказать, что она встречается довольно редко. 

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т.е. казуса или случая, при  котором административная ответственность лица не наступает. Суть дела здесь состоит в том, что лицо не должно было и не могло предвидеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий. В частности, такие казусы нередко встречаются в дорожно-транспортных происшествиях.

Ряд статей КоАП РФ не содержит указания на форму вины, свойственную составу, сформулированному в правовой норме. В некоторых случаях на нее указывают термины, применяемые законодателем при описании деяния. Если в некоторых случаях при характеристике действий, указанных в норме, законодатель употребляет такие термины, как «невыполнение законного требования», то это говорит о том, что данному составу присуща умышленная форма вины. В иных случаях вывод о форме вины может быть сделан в результате грамматического и логического толкования диспозиции статьи КоАП РФ, описывающей деяние.

Фактическим признаком  субъективной стороны состава административного  правонарушения могут характеризовать  мотив и цель, то есть существующие в сознании правонарушителя представление  о ценности или интересе, которое он желает получить, совершая административное правонарушение. Данные признаки включены в конструкцию незначительного числа составов административных правонарушений.

Информация о работе Административные правлонарушения