Административные правлонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования заключаются в комплексном общетеоретическом анализе понятия правонарушения, его объективной и субъективной стороны, обобщение выводов отраслевых юридических наук по данной проблематике, разработка рекомендация по совершенствованию законодательства и практически его применения.
Поставленная цель достигалась путем решения следующих задач: выяснить и уточнить понятие правонарушения;
разработать и уточнить понятие объективной и субъективной стороны правонарушения, их соотношение;
выявить соотношение правонарушения и состава правонарушения;
разработать рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……… 3
1 Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности в законодательстве России…….…………
5
1.1 Понятие и признаки административного правонарушения…………………. 5
1.2 Классификация правонарушений……………………………………………… 10
1.3 Разграничение административных правонарушений от иных правонарушений……………………………………………………………………. 15
2 Анализ состава административного правонарушения………………………… 21
2.1 Понятие состава административного правонарушения. Объект, объективная сторона правонарушения ……………………………….…….…… 21
2.2 Анализ субъективной стороны административного правонарушения и его субъекта……………………………………………………….…….……………… 40
Заключение…………………………………………………………………………. 50
Глоссарий…………………………………………………………………………… 54
Список использованных источников……………………………………………… 56
Приложение А. Состав правонарушения………………………………………… 61
Приложение Б. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении……………………………………………………………………..
64
Приложение В. Представление об устранении нарушений требований ФЗ «Об ограничении курения табака»………………………………………………………
67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ админитр..doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

- с особо отягчающими  обстоятельствами (особо квалифицированны).

По способу описания признаков состава:

- простой (состоит  из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины);

- сложный (содержит  описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких  форм вины).

В зависимости от особенной  законодательной конструкции, связанной  с определением момента окончания  правонарушения:

- материальный (считается  оконченным с момент наступления  установленных в законе последствий);

- формальный (считается  оконченным с момента совершения  деяния и не требует наступления  конкретных последствий).21

Описание признаков  состава административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако в них указываются не все признаки состава, а лишь те, которые характерны для данного вида административного правонарушения и необходимы для его индивидуализации.

Указания на иные признаки состава административных правонарушений, содержатся в нормах Общей части  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, при отсутствии в тексте статьи, предусматривающей, в частности, ответственности за мелкое хулиганство, указание на то, что изложенные в ней действия могут быть признаны административным правонарушением (мелким хулиганством),если они совершены виновно, вменяемым лицом, достигшим возраста шестнадцати лет, подразумевается, что эти признаки входят в состав данного правонарушения, как и в состав любого другого правонарушения.

Таким образом, правильное понимание содержания той или  иной статьи Особенной части КоАП, невозможно при ее изолированном рассмотрении, вне связи с другими статьями. Определение признаков любого состава административного правонарушения требует не только анализа соответствующей статьи Особенной части, содержащей указания на признаки, обязательные для любого состава административного правонарушения.

Следует отметить, что  статьи Общей и Особенной части  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  содержат указание не на все признаки административных правонарушений.

Каждое административное правонарушение как явление реальной действительности обладает множество своеобразных признаков. В частности, мелкое хулиганство может быть совершено на улице, в общественном транспорте, в дневное или вечернее время, лицом, находящимся в состоянии  опьянения или в трезвом виде.

Однако далеко не все признаки совершенного административного правонарушения имеют юридическое значение. К их числу относятся лишь те, которые, в соответствии с законом, определяют правовые последствия совершенного деяния. Наиболее важные из них отражают специфические свойства общественно опасных деяний. В связи с чем, они используются законодателем для конструирования составов тех или иных административных правонарушений. Эти признаки именуются конструктивными признаками.

Помимо них юридическое  значение имеют и некоторые признаки, не входящие в состав административного правонарушения: обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, либо определяющие ее особенность, ответственность несовершеннолетних, военнослужащих, должностных лиц.

Найдя свое закрепление в соответствующей статье КоАП РФ, эти признаки становятся обязательными. Поэтому отсутствие в фактически совершенном деянии одного из указанных в соответствующей статье КоАП РФ признаков состава означает, что лицо не совершило административного правонарушения, предусмотренного данной статьей.

Например, постановлением и.о. мирового судьи судебного участка  № 44 Самарского района г. Самара от 11.08.2008 года П. привлечен к административной ответственности по ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ и подвергнут административному взысканию в виде лишения права управления транспортным средством на срок 4 месяца. П. обжаловал  данное решение в районный суд. П. припарковался на стоянке около Троицкого рынка в г. Самара, задним ходом выезжал на проезжую часть и, при совершении  этого маневра, его машина, хотя и выехала на встречную полосу движения, однако против хода движения не двигалась. При таких обстоятельствах районный суд признал, что данный выезд на полосу встречного движения (деяние) не может влечь ответственности П. по ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ, поскольку доводы заявителя обоснованы и никем не опровергнуты.22

Состав административного  правонарушения – это  своеобразная правовая модель административного  правонарушения, включающая в себя совокупность определенных признаков. Раз административное правонарушение является деянием личности, то как и любая сознательная человеческая деятельность, оно представляет собой единство внешних действий и сознание человека, то есть объективных и субъективных моментов.

Поэтому выделяются объективные  и субъективные признаки состава административного правонарушения. Объективные признаки характеризуют объект противоправного посягательства и внешнее выражение такого деяния. Субъективные признаки отражают юридическую характеристику личности и психическое отношение лица к содеянному и его последствиям.

Среди объективных и  субъективных признаков состава  административного правонарушения имеются как обязательные, так  и факультативные признаки. Обязательные признаки присущи всем составам административных правонарушений. Отсутствие в совершенном деянии одного из обязательных признаков означает отсутствие состава административного правонарушения. Факультативными являются признаки, которые характерны лишь для определенных составов административных правонарушений, в связи с чем не имеют юридического значения для квалификации других административных правонарушений.

К числу объективных  признаков состава административного  правонарушения относятся объект и  объективная сторона административного  правонарушения.

Объектом административного правонарушения являются охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение. Деяние может быть признано административным правонарушением лишь в том случае, если оно причиняет ущерб или содержит угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям. Государство с помощью норм права охраняет не все общественные отношения, а лишь те из них, которые являются наиболее важными и сохранение которых отвечает интересам личности, общества и государства.

В качестве объекта административного правонарушения могут выступать отношения, урегулированные нормами различных отраслей права: финансового, гражданского и др. Основная часть общественных отношений, выступающих в качестве объектов административных правонарушений, регулируется нормами административного права. Все общественные отношения, признаваемые объектами административных правонарушений, охраняются санкциями норм, административного права.

Законодательством об административных правонарушениях охраняется множество общественных отношений, откладывающихся в различных сферах государственного управления. Вся совокупность названных общественных отношений является объектом административных правонарушений.

Множественность и разнообразие общественных отношений, образующих объект административного правонарушения, позволяет провести их классификацию. Это помогает уяснить структуру и содержание всей совокупности отношений, составляющих объект административного правонарушения, способствует определению объекта каждого совершенного административного правонарушения и его правильной квалификации.

В литературе выделяется общий, родовой и непосредственный объект административного правонарушения.

Общий объект – это совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере  государственного управления, регулируемые нормами административного права и охраняемые нормами административной ответственности.

Родовой объект – это определенный круг односторонних  общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта.

Непосредственный  объект – конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми  нормами, которые причиняют ущерб данным правонарушением.

Н.В. Макарейко указывает на наличие:

- видового объекта,  который представляет группу  общественных отношений, которые  охраняются административно-правовыми  нормами, общими для ряда проступков  одного рода;

- дополнительный объект (конкретные общественные отношения,  которым причиняется ущерб правонарушением, но они не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);

- факультативный объект (общественные отношения, которым  в зависимости от складывающихся  условий может быть причинен  ущерб, а может быть и не причинен).23

Предмет административного  правонарушения есть элемент охраняемого  законом общественного отношения, блага, ценности материального и  иного характера, воздействия на которые правонарушитель причиняет вред этому отношения.

Отличие предмета от объекта административного правонарушения заключается в следующем:

  1. объект есть в любом правонарушении, а предмет может не быть;
  2. предмет является факультативным элементом объекта;
  3. объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении).

Объективная сторона  состава административного правонарушения – это совокупность указанных  в административно-правовой норме  признаков, характеризующих внешнее  проявление правонарушения. Нормы административного  права, как нормы иных отраслей российского права предусматривают наказания за совершение  запрещенных действий или за невыполнение лицом своих правовых обязанностей. В связи с этим обязательным элементом объективной стороны состава административного правонарушения является деяние, которое может выражаться в действии или в бездействии.

Необходимо разграничивать понятия «объективная сторона правонарушения»  и «объективная сторона состава  правонарушения». Объективная сторона  правонарушения - это внешнее проявление правонарушения, заключающееся в деянии, последствиях, причинной связи, протекающих в определенном месте и в определенный временной промежуток с применением конкретных способов, орудий или средств в условиях окружающей обстановки. Объективная сторона состава правонарушения - это теоретическая конструкция, выводимая из содержания нормы, характеризующая внешнюю сторону правонарушения и заключающаяся в системе определенных в норме признаков.

Объективная сторона  правонарушения - это внешний акт  правонарушающего поведения, существующий в объективной реальности, тогда как объективная сторона состава правонарушения - это юридическое суждение о внешних формах правонарушения, выраженное в нормативно-правовом акте и отражающее волю законодателя. Нельзя отождествлять внешний акт противоправного поведения как объективную реальность (объективная сторона правонарушения) с юридическим суждением о нем, выраженным в нормативно-правовом акте (объективная сторона состава правонарушения). Они соотносятся между собой как явление и законодательное понятие о нем.

Действие как признак  объективной стороны - это противоправное общественно опасное проявление вовне социальной активности субъекта, влекущее неблагоприятные изменения  в объекте правовой охраны. Признаками правонарушающего действия являются: общественная опасность; противоправность; социальная активность субъекта; неблагоприятные изменения в объекте правовой охраны. Бездействие - это противоправное общественно опасное отсутствие проявления социальной активности субъекта, при условии, что он обязан был ее проявить, и имел для этого реальную возможность, влекущее неблагоприятные изменения в объекте правовой охраны. Отличительные признаки бездействия - отсутствие социальной активности субъекта и наличие реальной возможности действовать соответствующим образом.

Ненадлежащим образом  выполненное действие является формой деяния, которая занимает место между  действием и бездействием и отграничивается  от других форм по одному признаку - степени  антисоциальной активности субъекта.

Время, место, обстановка, способ, орудие и средство совершения правонарушения отражают общие закономерности совершения правонарушения и являются общетеоретическими, а не отраслевыми понятиями. Объективная сторона правонарушения характеризуется указанными признаками, и в любой отрасли законодательства они в той или иной степени учитываются в законодательных конструкциях правонарушений.

 Время совершения  правонарушения - это часть периода  действия нормативно-правового акта, в который совершается правонарушение, обладает следующими признаками: связано с периодом действия нормативно-правового акта; характеризуется последовательно сменяющими друг друга событиями; представляет собой определенный временной период, в течение которого совершается правонарушение; закреплено в статье нормативно-правового акта.

Место совершения правонарушения - это часть территории, на которую  распространяет свое действие нормативно-правовой акт и на которой совершено  правонарушение.

Информация о работе Административные правлонарушения