Административные правлонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования заключаются в комплексном общетеоретическом анализе понятия правонарушения, его объективной и субъективной стороны, обобщение выводов отраслевых юридических наук по данной проблематике, разработка рекомендация по совершенствованию законодательства и практически его применения.
Поставленная цель достигалась путем решения следующих задач: выяснить и уточнить понятие правонарушения;
разработать и уточнить понятие объективной и субъективной стороны правонарушения, их соотношение;
выявить соотношение правонарушения и состава правонарушения;
разработать рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……… 3
1 Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности в законодательстве России…….…………
5
1.1 Понятие и признаки административного правонарушения…………………. 5
1.2 Классификация правонарушений……………………………………………… 10
1.3 Разграничение административных правонарушений от иных правонарушений……………………………………………………………………. 15
2 Анализ состава административного правонарушения………………………… 21
2.1 Понятие состава административного правонарушения. Объект, объективная сторона правонарушения ……………………………….…….…… 21
2.2 Анализ субъективной стороны административного правонарушения и его субъекта……………………………………………………….…….……………… 40
Заключение…………………………………………………………………………. 50
Глоссарий…………………………………………………………………………… 54
Список использованных источников……………………………………………… 56
Приложение А. Состав правонарушения………………………………………… 61
Приложение Б. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении……………………………………………………………………..
64
Приложение В. Представление об устранении нарушений требований ФЗ «Об ограничении курения табака»………………………………………………………
67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ админитр..doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

Административное  правонарушение – это вариант  юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму  действия либо бездействия. Правонарушение характеризуется следующими признаками: противоправность  деяния; общественная опасность; виновность; предусмотренность юридической ответственности.

Особое внимание уделяется признаку общественной опасности, который исследуется не только на основе отечественного, но и зарубежного законодательства. Определяется специфика его проявления в отраслевых правонарушениях. Общественная опасность раскрывается через характеристики направленности деяния, его интенсивности, способов, времени, обстановки, орудий, средств, мотивов, форм вины и целей.

Общественная  опасность свойственна для всех разновидностей правонарушений, а не только для преступлений. В качестве одного из аргументов наличия общественной опасности у всех правонарушений указывается, что за многие их виды предусмотрены меры ответственности более суровые, чем за некоторые преступления.

По сравнению  с административными правонарушениями последствия от совершения преступлений носят более тяжкий характер, но при этом целый ряд административных и уголовных правонарушений характеризуется одинаковыми по своим характеристикам действиями.

Поэтому обоснованно  приходим к выводу, что критерий характера и степени общественной опасности вполне подходит для деления противоправных деяний на административные правонарушения и преступления, но он не является приемлемым для классификации правонарушений на преступления и проступки, т.к. целый ряд проступков по своим последствиям может причинять более тяжкий вред, чем некоторые преступления. Следует отказаться от данного критерия классификации, а проводить ее в зависимости от отраслевой принадлежности.  

Правом определять наличие или отсутствие общественной опасности административного правонарушения (деяния) обладает законодатель и правоприменитель в рамках «административного усмотрения». Так, ст. 29 КоАП  устанавливает, что при малозначительности, а значит, и отсутствие общественной опасности совершенного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Юридическим выражением признака общественной опасности  административного правонарушения является противоправность, которая  состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное  нормой права,  или не совершает действия, предписанного правовым актом.

Состав правонарушения по праву считается одной из фундаментальнейших категорий административного права, постоянно находящейся  на пике профессионального интереса. Между тем, отечественное законодательство ХХ века не только никогда не раскрывало понятие состава правонарушения, но до шестидесятых годов даже не упоминало о нем в текстах административного законодательства вплоть до настоящего времени.

Состав правонарушения - это теоретическая конструкция, абстракция, сформулированная учеными-юристами, а правонарушение - факт реальной действительности. Именно из этой посылки необходимо исходить, выявляя соотношение правонарушения и состава правонарушения. Состав правонарушения раскрывает и дополняет ряд признаков и характеристик самого правонарушения. Так, объект правонарушения конкретизирует признак общественной опасности, выражающийся в дезорганизации и нарушении общественных отношений и причинении вреда. Общественная опасность связана с такими признаками объективной стороны состава, как место, время, орудия и средства совершения правонарушения, которые влияют на ее характеристику. В правоприменительной практике на основании наличия или отсутствия вреда делается вывод о существовании у деяния свойств общественной опасности. Общественная опасность находит свое выражение и в субъективных признаках состава правонарушения (форме вины, мотивах, целях и т.д.).

В понятии  правонарушения само деяние предстает  абстрактно, с минимальной степенью конкретизации. В категории состава правонарушения уточняется, что деяние может быть совершено как в форме действия, так и в форме бездействия. Одновременно, раскрывая признак деяния, мы указываем, что оно должно быть осознанным и волевым, но сознание и воля являются уже характеристикой субъективной стороны правонарушения. Таким образом, деяние как признак правонарушения раскрывается и посредством характеристик субъективной стороны правонарушения. Деяние неотделимо от субъекта и связано с психикой последнего.

Наказуемость  как признак правонарушения означает, что за данное деяние установлена юридическая ответственность. Специально наказуемость не раскрывается ни в одном из элементов состава правонарушения, между тем только совокупность всех элементов и признаков состава может свидетельствовать о том, что данное деяние является наказуемым.

Состав административного  правонарушения характеризуют четыре элемента: объект; объективная сторона; субъект; субъективная сторона.

Административным  правонарушением являются виновные действия либо бездействие. При совершении административного  проступка вина может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности. Вина – это психическое отношение правонарушителя к совершенному деянию. Наличие вины правонарушителя (физического или юридического лица) в той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения.

В ст. 2.1 КоАП РФ дает новое специальное определение  вины юридического лица: юридическое  лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На практике это приводит к тому, что практически  все индивидуальные предприниматели  могут быть привлечены к административной ответственности за нарушением правил торговли, что не согласуется с  принципом справедливости. В связи  с этим полагаю исключить из КоАП РФ ст.2.1. как не отвечающую общим положениям института юридической ответственности в российском праве.

Исследование  признаков субъекта административного  правонарушения позволяет сделать  вывод  о том, что при принятии КоАП РФ законодателем остается без внимания вопрос, связанный  с совершением административного правонарушения лицом, которое хотя и находилось в состоянии вменяемости на момент совершения деяния, но заболело психической болезнью до принятие судьей, компетентным органом (должностным лицом) решения по делу, и, как следствие, утратило возможность осознавать  характер своих действий.

Поэтому, целесообразно  дополнить КоАП РФ статьей 4.8., предусматривающей  возможность освобождения такого лица от административного наказания.

 

Глоссарий

Административное правонарушение

Противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность

Административное правонарушение с формальным составом

связано с созданием факторов и условий, которые способны причинить материальный или физический вред и которые влекут наступление административной ответственности

Административные правонарушения с материальным составом

административные правонарушения, которые причиняют реальный, действительный вред, влекут наступление административной ответственности

Бездействие

Пассивное поведение, выражающееся в  несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло  совершить в силу лежащих на нем  обязанностей

Вина 

Психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному действию или бездействию и наступившему результату

Виновность 

данное деяние является результатом  свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением

Время совершения правонарушения

часть периода действия нормативно-правового  акта, в который совершается правонарушение, обладает следующими признаками: связано  с периодом действия нормативно-правового  акта; характеризуется последовательно  сменяющими друг друга событиями; представляет собой определенный временной период, в течение которого совершается правонарушение; закреплено в статье нормативно-правового акта

Гражданско-правовой деликт

деяние, нарушающее предписание, содержащееся в нормах гражданского права, в то время, как административное правонарушение – это деяние, нарушающее нормы административного права

Действие 

Активное нарушение установленной  обязанности, правила, нормы, стандарта

Злостные, систематические, продолжающиеся административные правонарушения

Ряд возобновляющихся во времени, тождественных действий или бездействия, составляющих в совокупности единое правонарушение

Место совершения правонарушения

часть территории, на которую распространяет свое действие нормативно-правовой акт  и на которой совершено правонарушение

Неоднократность

Совершение двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей  КоАП

Непосредственный объект

конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми  нормами, которые причиняют ущерб  данным правонарушением

Общий объект

совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемые нормами административного  права и охраняемые нормами административной ответственности

Объект административного правонарушения

охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение

Объективная сторона правонарушения

Характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущего административную ответственность

Повторность

Совершение одним и тем же лицом в течении года однородного  правонарушения, за которое оно уже  подвергалось административному наказанию

Понятие

Содержание

Предмет административного правонарушения

элемент охраняемого законом общественного  отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействия на которые правонарушитель причиняет вред этому отношения

Продолжаемое административное правонарушение

совокупность некоторых тождественных  деяний, за каждое из которых лицо подлежит административной ответственности

Родовой объект

определенный круг односторонних  общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную  часть общего объекта

Состав административного правонарушения

Характеризует четыре элемента: объект, объективная сторона; субъект; субъективная сторона

Степень общественной опасности

Единственный критерий отграничения административного правонарушения от преступного

Субъект административного правонарушения

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое  лицо

Субъективная сторона административного  правонарушения

Выражается как  в форме умысла, так и форме неосторожности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Нормативно-правовые акты:

 

  1. Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод [Текст] // Права человека. Сборник международных документов, -М., 1990. - ISBN 5-7712-0036-0.
  2. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц.текст по состоянию на 30.12.2008 г. [Текст] // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. - № 237; СЗ РФ .-2009.-№1.-Ст.2
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: офиц. текст по состоянию на 09.02.2009г. - М., «Проспект», 2009. - ISBN 978-5-392-00452-2.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. (Часть первая) [Текст]: офиц.текст по состоянию на 09.02.2009 г. // СЗ РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301; 2009 .- № 7 –Ст. 775.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации.  (Часть вторая) [Текст]: офиц.текст по состоянию на 09.04.2009 г. // СЗ РФ. -1996. -№ 5. Ст. 410; 2009.-№ 15.-Ст. 1778
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст по состоянию на 31.12.2008 г., -М., «Омега –Л», 2009. - ISBN 978-5-370-01366-9;
  7. Уголовно- процессуальный Кодекс Российской Федерации [Текст] от 22.10.2001г.Официальный текст, -М., 2008. Проспект, ISBN 978-5-392-00312-9;
  8. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений  в Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: федер. закон Российской Федерации от 24.07.2007г. № 210-ФЗ // Собрание  законодательства Российской Федерации от 30.07.2007г. -№ 31. - ст. 4003.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004г.г. [Текст] //Сборник законодательства Российской Федерации, 2003, № 30, ст.3046.
  10. Декрет Совета Народных Комиссаров «О революционном трибунале печати» [Текст] // Сборник узаконений РСФСР, 1918, № 28, ст. 362.
  11. Положение о ротных товарищеских судах от 23 июля 1918г. [Текст] //Собрание узаконений РСФСР, 1918, № 53, си. 597.

 

Научная  литература:

 

  1. Административное право [Текст]. Учебник / под редакцией Козлова Ю.М., Попова Л.П., -М., Юрист, 2003. - ISBN 5-7975-0138-4.
  2. Административное право [Текст]. / Под редакцией Попова Л.Л., -М., Юрист, 2002.- ISBN 5-7975-0488-Х.
  3. Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации. Часть 1. [Текст]. Учебник / А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. -М.: «Теис», 1995. - ISBN 5-7218-0024-0.
  4. Бочаров, С.Н. Административная юрисдикция [Текст]: Учебное пособие / Бочаров С.Н., Зубач А.В., Костенников М.В., Куракин А.В., Сальников М.Г., Тюрин В.А., -М.: МОСУ МВД России, издательство Щит и М, 2005. - ISBN 5-93004-195-4.
  5. Макарейко, Н.Н.  Административное право [Текст] / Н.Н. Макарейко, -М., Юристиздат, 2003. - ISBN 5-94979-058-4.
  6. Бахрах, Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству [Текст] / Д.Н. Бахрах, Э.Н. Ренов. -М.: Норма, 2004.- ISBN 5-89123-833-0.
  7. Васильев, Э.А.  Административное правонарушение и преступление: общие черты и различия [Текст]. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Э.А. Васильев. -М.: Изд-во МГУ, 2007.- 21с.
  8. Газетдинов, Е.В. Административная ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности (по материалам судебной практики) [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Е.В. Газетдинов. -М.: Изд-во МГТУ, 2008.- 22с.
  9. Григорьев, В.Н. Изъятие предметов и документов как способ получения доказательств в административном процессе [Текст] / В.Н. Григорьев, Р.Р Айгистов. -М.: Московская академия экономики и права, 2006. - ISBN 5-94979-058-4.
  10. Дугинец, А.С. Административная ответственность в российском праве [Текст] : диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / А.С. Дугинец. -М.: Изд-во МГУ, 2005.
  11. Зарян, Д.Г. Объективная сторона правонарушения. [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Д.Г.  Зарян – Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2006.-20с.
  12. Зарян, Д.Г. Время и место как признак объективной стороны состава правонарушения [Текст] / Д.Г.  Зарян //Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, Сер. «Юриспруденция», выпуск 56, -Тольятти, издательство ВУиТ, 2006.
  13. Зарян, Д.Г. О соотношении объекта и объективной стороны правонарушения [Текст] / Д.Г.  Зарян // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, Сер. «Юриспруденция», выпуск 56, -Тольятти, издательство ВУиТ, 2005.
  14. Зарян, Д.Г. Соотношение объективной стороны правонарушения и объективной стороны состава правонарушения [Текст] / Д.Г.  Зарян // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, Сер. «Юриспруденция», выпуск 56, -Тольятти, издательство ВУиТ, 2004.
  15. Карпов, А.А. Административная ответственность за посягательство на чужое имущество [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. / Карпов А.А. -М.: Изд-во МГПУ, 2009.-23с.
  16. Лапина, М. А. Структура административных правоотношений [Текст] М. А. Лапина // Административное право и процесс.2009. - №2.
  17. Мазутов, Н.И. Актуальные проблемы теории права [Текст] / Н.И Мазутов. -Саратов, издательство саратовской государственной академии права, 2003.-25с.
  18. Масленников, М.Я. Административная комиссия будет работать по – новому [Текст] / М.Я. Масленников // Юридическая мысль, 2003. - № 5.
  19. Обыденнов, В.В. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность в юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / В.В. Обыденнов. -М.: Изд-во МГУ, 2008.-22с.
  20. Панова, И.В. Некоторые вопросы административной ответственности в области строительства. / И.В. Панова // Закон.- 2009.- № 9.
  21. Плотникова, Л.Ю. Проблемы привлечения к административной ответственности за длящееся административное правонарушение [Текст] / Л.Ю.  Плотникова // Закон.- 2008.- № 9.
  22. Стахов, А.И. Административное право [Текст]: Учебник / А.И. Стахов, Д.Г.Степанов, Э.Г.Боброва, Т.В. Лордкипанидзе / под редакцией Колясханова И.Ш., -М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2008. - ISBN 978-238-01257-0
  23. Труфанов, М.Е. Применение норм административного права [Текст]: автореферат на соискание ученой степени доктора юридических наук. / М.Е Труфанов. -М.: Изд-во МГПУ, 2007.-20с.
  24. Хараджиев, Р.Ф. Ответственность должностных лиц в механизме реализации административных реформ. Проблемы теории и практики [Текст]: диссертация кандидата юридических наук / Р.Ф. Хараджиев - М.: Изд-во МГУ, 2003.-125с.
  25. Энциклопедия уголовного права, т.2. Уголовный закон [Текст]. Издание профессора Малинина, - СПб., 2005.- ISBN 5-91005-001-Х.
  26. Якимов, А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) [Текст] / А.Ю. Якимов // Государство и право.- 2003.- №4.

 

Материалы юридической  практики:

 

  1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Текст] ( в ред. постановлений Пленумов ВАС РФ от 20.06. 2007г. №42, от 26.07.2007г. №46, от 20.11.2008г. №60) // Вестник ВАС РФ.- 2009. -№1,
  2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2008г. «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» [Текст] //Бюллетень Верховного Суда  РФ. -2008. - № 1.
  3. Извлечение из решения Самарского районного суда [Текст].// Апелляционная практика по административным делам. // Юрист Поволжья.-2008. - № 11-12.
  4. И<span class="das

Информация о работе Административные правлонарушения