Административные правлонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования заключаются в комплексном общетеоретическом анализе понятия правонарушения, его объективной и субъективной стороны, обобщение выводов отраслевых юридических наук по данной проблематике, разработка рекомендация по совершенствованию законодательства и практически его применения.
Поставленная цель достигалась путем решения следующих задач: выяснить и уточнить понятие правонарушения;
разработать и уточнить понятие объективной и субъективной стороны правонарушения, их соотношение;
выявить соотношение правонарушения и состава правонарушения;
разработать рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……… 3
1 Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности в законодательстве России…….…………
5
1.1 Понятие и признаки административного правонарушения…………………. 5
1.2 Классификация правонарушений……………………………………………… 10
1.3 Разграничение административных правонарушений от иных правонарушений……………………………………………………………………. 15
2 Анализ состава административного правонарушения………………………… 21
2.1 Понятие состава административного правонарушения. Объект, объективная сторона правонарушения ……………………………….…….…… 21
2.2 Анализ субъективной стороны административного правонарушения и его субъекта……………………………………………………….…….……………… 40
Заключение…………………………………………………………………………. 50
Глоссарий…………………………………………………………………………… 54
Список использованных источников……………………………………………… 56
Приложение А. Состав правонарушения………………………………………… 61
Приложение Б. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении……………………………………………………………………..
64
Приложение В. Представление об устранении нарушений требований ФЗ «Об ограничении курения табака»………………………………………………………
67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ админитр..doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….………

3

1 Административное правонарушение  как фактическое основание   административной ответственности  в законодательстве России…….…………

 

5

1.1 Понятие и признаки  административного правонарушения………………….

5

1.2 Классификация правонарушений………………………………………………

10

1.3 Разграничение административных  правонарушений от иных правонарушений…………………………………………………………………….

15

2 Анализ состава административного  правонарушения…………………………

21

2.1 Понятие состава  административного правонарушения. Объект, объективная сторона правонарушения  ……………………………….…….……

21

2.2 Анализ субъективной  стороны административного правонарушения  и его субъекта……………………………………………………….…….………………

40

Заключение………………………………………………………………………….

50

Глоссарий……………………………………………………………………………

54

Список использованных источников………………………………………………

56

Приложение А. Состав правонарушения…………………………………………

61

Приложение Б.  Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении……………………………………………………………………..

 

64

Приложение В. Представление об устранении нарушений требований ФЗ «Об ограничении курения табака»………………………………………………………

 

67


 

 

 

Введение

 

В современных условиях, когда новые социальные, политические и рыночные отношения находятся  в процессе становления и, в связи с этим, возрастает неустойчивость форм жизнедеятельности общества, усиливается значение борьбы и предупреждения нарушаемости, которая за последние 20 лет приняла катастрофические размеры и характеризуется не только количественным, но и качественным ростом.

Правонарушаемость проникла во все сферы жизнедеятельности  общества и государства: политическую, экономическую, социальную, управленческую, военную, образовательную и т.д.

Успешное решение задач  предупреждения правонарушаемости  и борьбы с ней зависит не только от умелого сочетания и применения организационных и правовых средств, но и от состояния юридической науки, которая является теоретической базой для законодательной и правоприменительной практики.

Положение усугубляется тем, что нормы административного законодательства издаются «на потребу» и быстро устаревают. «Только в 2006 году в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 20 раз вносились изменения», пишет М.Е. Труфанов.1

С практической точки  зрения актуальность исследования определяется и тем, что от верного определения понятия правонарушения, его состава, зависит правильная квалификация деяния, а соответственно, и уровень законности в Российской Федерации.

Разнообразные аспекты  анализа правонарушения, его состава и видов исследовались многими учеными, в частности, такими как С.С. Алексеев, Д.Н. Бахрах, Ф.А. Григорьев, В.М. Горшенев, В.П.Казимирчук, В.Н. Карташов, А.П. Корнеев, В.В. Лазорев, М.К. Маликов, П.В. Недбайло, Л.П., Л.П. Попов, В.М. Сырых, Л.С. Явич и др.

В то же время конкретно  исследования  правонарушений и его состава, при всем уважении к трудам указанных выше ученых, практически не проводились. За последние сорок лет была защищена лишь одна кандидатская диссертации Д.Г. Заряна2 в 2006 году, посвященная исследованию объективной стороны правонарушения.

Предметом исследования является дефиниция (определение) правонарушения, проблемы соотношения отдельных элементов объективной стороны с иными элементами и признаками состава правонарушения, его вида.

Цель и задачи исследования заключаются в комплексном общетеоретическом анализе понятия правонарушения, его объективной и субъективной стороны, обобщение выводов отраслевых юридических наук по данной проблематике, разработка рекомендация по совершенствованию законодательства и практически его применения.

Поставленная цель достигалась  путем решения следующих задач:

  1. выяснить и уточнить понятие правонарушения;
  2. разработать и уточнить понятие объективной и субъективной стороны правонарушения, их соотношение;
  3. выявить соотношение правонарушения и состава правонарушения;
  4. разработать рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения.

Логическая последовательность решения поставленных задач определила структуру ВКР, которая состоит  из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

 

 

1 Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности в законодательстве России

 

1.1 Понятие  и признаки административного  правонарушения

 

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установление порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.

Согласно Конституции  Российской Федерации (статья 72 пункт  «к»)3 административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Соответственно и законодательство об административных правонарушениях также находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Учитывая это обстоятельство, КоАП РФ к ведению Российской Федерации  в области законодательства об административных правонарушениях относит установление:

- общих положений и  принципов законодательства об  административных правонарушениях; 

-  перечня видов  административных наказаний и  правил их применения;

- административной ответственности   за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- порядок производства  по делам об административных  правонарушениях.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  определяет принципы, на которых строится законодательство об административной ответственности (принцип равенства перед законом, принцип невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением).

В результате проводимой в современный период в России судебно-правовой реформы существенному изменению подвергнуто административное законодательство.

В рамках его совершенствования значимым шагом явилось принятие 20 декабря 2001 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).4 Он основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права.

На рассмотрении в  Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации длительное время находится проект конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации». Советом по вопросам совершенствования правосудия при Президенте Российской Федерации рассмотрен «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации», планируется совершенствование и иных нормативных актов в сфере административного законодательства.

«Нельзя отрицать того, что  принимаемые в последнее время  нормативные акты (в том числе  КоАП) в значительной части усовершенствовали  административное и административно-процессуальное законодательство», отмечают В.Н. Григорьев и Р.Р. Айгистов.5

В законодательстве понятие  административного правонарушения было сформулировано в Основах законодательства Союза СССР и союзных республик  от 23.10.1980г. С уточнение оно было воспринято КоАП РСФСР. Согласно ему административное правонарушение (проступок) представляет собой посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1. КоАП РФ).

Понятие «нарушение законодательства»  и «правонарушение» взаимосвязаны между собой как род и вид. Любое правонарушение является нарушением, но не любое нарушение выступает в качестве правонарушения.

От иных социальных явлений  административное правонарушение отличается рядом признаков:

  1. общественной опасностью;
  2. административной противоправностью;
  3. виновностью;
  4. административной наказуемостью.

Поведение личности в  обществе может быть правомерным  и противоправным. Противоправное поведение  выражается в совершении гражданско-правовых деликтов дисциплинарных проступков, преступлений и административных правонарушений. Существенным признаком, присущим административному правонарушению, является его общественная опасность.

Как административное правонарушение поведение физического лица может быть оценено тогда, когда оно представило угрозу охраняемым законом общественным отношениям.

Верность  вывода о признании общественной опасности в качестве признака административного  правонарушения подтверждается и анализом уголовного законодательства. Так, в  статье 14 УК РФ закреплено понятие преступления, которым признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. Таким образом, уголовный закон оценивает как преступление не все общественно опасные деяния, а лишь их определенную часть.

Развивая данную позицию, следует сказать, что, если бы административные правонарушения не влекли вредных последствий, не представляли бы опасности для  личности, общества и государства, не требовалось бы устанавливать юридическую  ответственность за их совершения, создавать аппарат для борьбы с ними.

Однако необходимо признать, что общественная опасность отдельных  административных правонарушений не столь  очевидна, как опасность преступлений. Но взятые в своей совокупности даже такие безобидные, на первый взгляд, правонарушения дезорганизуют общественные отношения, в сохранение которых заинтересовано общество и государство. В связи с этим признание общественной опасности в качестве сущностного (материального) признака административного правонарушения означает, что деяние, лишенное его, не может квалифицироваться как административное правонарушение.

Юридическим выражением признака общественной опасности административного  правонарушения является его административная противоправность. Административным правонарушением может быть признано только такое поведение, которое запрещено нормами административного права, то есть противоречит содержащимся в них предписаниями.

Если общественная опасность  является качеством объективно присущим определенным деяниям, то их противоправность устанавливается законодателем в нормах, запрещающих совершение подобных деяний.

Общественная опасность  деяния не означает его обязательной противоправности, поскольку законодатель, к сожалению, не всегда оперативно реагирует  на существование общественно опасных деяний установлением правового запрета на их совершенствование. «Административное  правонарушение – это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое  принимает формирование либо действия, либо бездействия», указывает Л.П. Попов.6

Неотъемлемым признаком  административного правонарушения является административная наказуемость. Общественно опасное деяние, запрещенное  законом, признается административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

Виновность, как признак  административного правонарушения состоит в том, что данное деяние является результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением. Вина выражает психическое отношение  лица к содеянному и его последствиям.

Для признания деяния административным правонарушением  необходимо установить, что оно является продуктом психической деятельности здравомыслящего лица.

Информация о работе Административные правлонарушения