Административное наказание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:35, реферат

Описание работы

Административное наказание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения. Оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..3
1. Понятие и система административных наказаний ………………..5
2. Виды административных наказаний ………………………………6
3. Общие правила наложения административных наказаний ………17
4. Порядок наложения административных наказаний
при множественности административных проступков …………..26
5. Освобождение от административной ответственности …………..28
Заключение ……………………………………………………………..32
Список используемой литературы …………………………………….34

Файлы: 1 файл

Административные наказания.docx

— 62.68 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ

     Введение  ………………………………………………………………..3

     1. Понятие и система административных  наказаний ………………..5

     2. Виды административных наказаний   ………………………………6

     3. Общие правила наложения административных  наказаний ………17

     4. Порядок наложения административных наказаний

         при множественности административных проступков …………..26

     5. Освобождение от административной  ответственности …………..28

     Заключение  ……………………………………………………………..32

     Список  используемой литературы …………………………………….34

 

ВВЕДЕНИЕ.

     Административное  наказание является формой государственного и разновидностью административного  принуждения и представляет собой  правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения. Оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.

     Наказание может быть назначено судьей, мировыми судьями, уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения. Это вытекает из смысла и содержания ст.1.5, 2.1.

     Административное  наказание как мера юридической  ответственности отличается от уголовного наказания, применяемого к лицу, признанному  виновным по обвинительному приговору суда за совершенное преступление. Уголовные наказания предусмотрены в УК, а также в УПК.

     Перечень  мер административной ответственности, закрепленный в КоАП, является исчерпывающим.

     Административное  наказание как ответную реакцию  государства на совершение правонарушения следует отграничивать от иных мер  административного принуждения. К ним относятся:

     административно-предупредительные  меры (проверка документов, прекращение (ограничение) движения транспорта и  пешеходов, различные надзорные  проверки, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения  свободы, досмотр, карантин, принудительное медицинское освидетельствование  отдельных категорий граждан  и т.д.). Они применяются при  определенных условиях, например, при  стихийных бедствиях, проведении массовых мероприятий и не связаны с совершением конкретного правонарушения. Цель их применения - предотвращение и предупреждение правонарушений;

     меры  административного пресечения (требование прекратить противоправное деяние, административное задержание, приостановление работы предприятий, прекращение эксплуатации транспортных средств, применение работниками милиции физической силы и технических средств, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и др.). Они направлены на принудительное прекращение противоправных действий, на предотвращение их вредных последствий, на обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел об административном правонарушении и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

     Административные  наказания следует отличать и  от мер воздействия принудительно-воспитательного  характера, предусмотренных федеральным  законодательством о защите прав несовершеннолетних. К числу этих мер относятся следующие: обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей.

     Сущность  наказания как меры административной ответственности определяется и  целями его применения. Оно применяется  в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА  АДМИНИСТРАТИВНЫХ  НАКАЗАНИЙ

     Административное наказание, выражая отрицательную оценку государством совершенного правонарушения, тем не менее содержит в себе предупредительную и профилактическую направленность. Это относится и к тем лицам, к которым наказание не применялось. При этом воспитание лица, совершившего административное правонарушение (в отличие от прежнего закона), не провозглашается целью наказания, хотя и предполагает позитивные изменения, направленные на соблюдение законов и правопорядка. Степень достижения целей зависит от экономических, социальных, психологических и иных факторов и находит свое выражение в комплексе мер со стороны как государства, так и общества в целом.

     Административное  наказание не может иметь своей  целью унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Данная норма впервые находит свое закрепление в КоАП. Она вытекает из положений Международного пакта о гражданских и политических правах, Конституции РФ. Статья 10 пакта гласит: "Все лица имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности".

     В соответствии с административным законодательством запрещается в качестве наказания причинение физических страданий лицам, совершившим административное правонарушение, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица, независимо от обстоятельств, в которых они находятся. Это означает, что юридическое лицо вправе требовать опровержения не соответствующих действительности порочащих его деловую репутацию сведений, имеет право на помещение ответа в средствах массовой информации и на установление в судебном порядке факта несоответствия распространенных порочащих сведений действительности, а также на возмещение причиненного в связи с посягательствами на деловую репутацию имущественного вреда.

     При этом административное наказание по своей природе может объективно причинить как физический, так и психологический дискомфорт.

     2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ  НАКАЗАНИЙ

     Административные наказания различны по своему характеру, содержанию и правовым последствиям, они образуют систему. По расположению административных наказаний в системе нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем тяжести каждого из наказаний в соотношении между собой.

     Основные  и дополнительные административные наказания

     Санкцией  административно-правовой нормы может  быть предусмотрено несколько вариантов назначения наказания. В зависимости от этого критерия административные наказания классифицируются на основные и дополнительные.

     Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться  в дополнение к другим видам административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

     Дополнительными являются такие административные наказания, которые могут назначаться как самостоятельно, так и присоединяться к основным мерам наказания. В качестве как основного, так и дополнительного административного наказания, как и прежде, законодатель указывает возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискацию орудия или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

     Необходимость применения дополнительного наказания  обусловлена характером правонарушения, личностью виновного. Оно может  быть назначено только в том случае, если это прямо предусмотрено в санкции применяемой нормы.

     В тех случаях, когда дополнительное наказание имеет альтернативный характер, назначение его является правом должностного лица, судьи. Так, за непринятие мер по таможенному оформлению или выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств, налагается штраф в размере от 1/10 до 1/2 стоимости явившихся предметами административного правонарушения товаров и (или) транспортных средств с конфискацией или без таковой (ст.16.16 КоАП РФ).

     При этом за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

     Применение  дополнительного наказания должно быть продиктовано характером правонарушения, личностью, обстоятельствами дела.

     Одним из административных наказаний, применяемых  к лицам, виновным в совершении правонарушений, является предупреждение. Предупреждение как мера административного наказания характеризуется следующими чертами:

     оно находит свое выражение в официальном  порицании;

     может применяться как физическому, так  и юридическому лицу;

     налагается  за совершение малозначительного административного  правонарушения и в том случае, если данная санкция содержится в конкретных нормах Особенной части КоАП, или закона субъекта РФ об административной ответственности. Так, предупреждение как мера административного наказания указывается в 20 составах Особенной части КоАП, предусматривающих административные правонарушения в области дорожного движения;

     применяется в качестве основного наказания. К предупреждению может быть присоединено дополнительное взыскание, если таковое предусмотрено в санкции соответствующей нормы;

     лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года;

     предупреждение  выносится всегда в письменной форме, что позволяет отличать его от устного замечания, которое применяется  в случаях освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение. Следует отметить, что ранее, в предусмотренных законодательством случаях, предупреждение оформлялось и иным установленным способом. Действующий Кодекс иные формы вынесения предупреждения, кроме письменной, не предусматривает;

     согласно  ст.28.6 КоАП назначение административного  наказания в виде предупреждения за совершение административного правонарушения осуществляется в порядке упрощенного производства, т.е. без составления протокола.

     Административный  штраф как мера административного наказания по своей сущности является денежным взысканием. Юридическое содержание административного штрафа проявляется в следующем:

     административный  штраф является основным наказанием (ст.3.3 КоАП);

     особенностью  данного наказания является возможность  его установления не только КоАП, другим федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ об административной ответственности (ст.3.2 КоАП);

     штраф, представляя собой административное наказание имущественного характера, в отличие от гражданско-правового не выполняет компенсационной функции.

     Административный  штраф может выражаться в величине, кратной:

     а) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

     б) стоимости предмета административного  правонарушения, на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения;

     в) сумме неоплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения, сумме незаконной валютной операции.

     Размер  административного штрафа не может  быть менее 1/10 минимального размера оплаты труда.

     Максимальный  размер штрафа зависит как от порядка  его исчисления, так и от субъекта, привлекаемого к административной ответственности. Так, размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

     Административный  штраф за нарушение федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства, а также законодательства о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть установлен с превышением размеров, указанных в ч.1 ст. 3.5 КоАП, но не может превышать для должностных лиц - двухсот минимальных размеров оплаты труда; для юридических лиц - пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Информация о работе Административное наказание