Административное наказание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:35, реферат

Описание работы

Административное наказание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения. Оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..3
1. Понятие и система административных наказаний ………………..5
2. Виды административных наказаний ………………………………6
3. Общие правила наложения административных наказаний ………17
4. Порядок наложения административных наказаний
при множественности административных проступков …………..26
5. Освобождение от административной ответственности …………..28
Заключение ……………………………………………………………..32
Список используемой литературы …………………………………….34

Файлы: 1 файл

Административные наказания.docx

— 62.68 Кб (Скачать файл)

     Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц  прекратить его, следует рассматривать как нежелание правонарушителя отказаться от противоправного поведения, как игнорирование правомерных требований уполномоченных на то лиц. Это условие следует отличать от неисполнения законных требований, образующих самостоятельный состав административного правонарушения и предусмотренных Особенной частью КоАП. Например, невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства (ст.12.25); неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ (ст.18.7); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст.19.3); неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст.19.4); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (ст.19.5), и др.

     Повторное, в течение года, совершение однородного  правонарушения, за которое лицо уже  подвергалось административному взысканию, свидетельствует об устойчивой противоправной установке (например, мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты лицом, ранее наказанным за данное нарушение; обман потребителей в одной из форм, перечисленных в ст.14.7, в частности, обмеривание, обвешивание, обсчет потребителя лицом, ранее наказанным за обмеривание, обвешивание, обсчет; перемещение товаров и (или) транспортных средств через границы зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной коммерческой деятельности без разрешения таможенного органа лицом, ранее наказанным именно за нарушение режима зоны таможенного контроля, предусмотренного ст.16.5).

     Вовлечение  несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения предполагает наличие со стороны  правонарушителя однородных неоднократных действий, направленных на достижение противоправного результата. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения усиливает административную ответственность, независимо от того, в какой форме оно осуществлялось: обман, уговоры, использование зависимого положения и др. При этом следует учитывать, что в КоАП содержатся юридические составы, в диспозиции которых вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения рассматривается в качестве квалифицирующего признака (вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ - ст.6.10).

     Под совершением правонарушения группой  лиц понимается разовое, спонтанное объединение усилий для совершения правонарушения. Очевидно, что размер ответственности этих лиц должен устанавливаться индивидуально в зависимости от степени участия каждого из них в совершении административного правонарушения.

     Совершение  административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах, как и в прежнем КоАП, остается в числе условий, влияющих на усиление административной ответственности. К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, наряду со стихийными бедствиями, непосредственно указанными в данной статье, относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти; вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

     Совершение  административного правонарушения в условиях чрезвычайных ситуаций представляет собой повышенную общественную опасность. Поэтому законодателем предусмотрены и самостоятельные юридические составы, в диспозиции которых указанные условия являются квалифицирующими признаками (нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст.20.5); невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - ст.20.6).

     Как известно, большинство правонарушений совершается лицами в нетрезвом состоянии. Совершение правонарушения в состоянии опьянения признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

     4. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ  АДМИНИСТРАТИВНЫХ  НАКАЗАНИЙ ПРИ  МНОЖЕСТВЕННОСТИ  АДМИНИСТРАТИВНЫХ  ПРОСТУПКОВ

     В КоАП понятие "совокупность административных правонарушений" не раскрывается. И  только по аналогии с уголовным законом  можно сделать вывод о том, что совокупностью административных правонарушений признается совершение лицом двух или более административных правонарушений, по каждому из которых не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, и ни за одно из них не налагалось административное наказание. Административные правонарушения могут быть совершены как одновременно в результате одного действия (бездействия), так и в разное время. Каждое из правонарушений при их совокупности должно квалифицироваться по отдельной статье нормативного акта, предусматривающего административную ответственность. В отличие от уголовного законодательства не предусматривается возможность сложения взысканий, назначенных за несколько правонарушений: при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Единственное исключение предусмотрено ч.2 ст.44, когда дела о совершенных правонарушениях рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом). В этом случае административное наказание назначается в пределах только одной санкции. В отличие от КоАП РСФСР в новом Кодексе критерий "одновременного" рассмотрения дел одним и тем же органом (должностным лицом) не указывается в качестве обязательного условия назначения административного наказания. Однако правовая природа назначения административного наказания по совокупности правонарушений предполагает одновременное рассмотрение дел.

     Следует заметить, что данное правило распространяется на назначение как основных, так  и дополнительных наказаний. Если нормами  Особенной части за любое из совершенных  правонарушений предусмотрено дополнительное наказание, в этом случае к основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных наказаний.

     При назначении административного наказания  по совокупности правонарушений следует отличать их от правонарушений, совершенных повторно (неоднократно). Такие административные правонарушения являются сложными по юридической конструкции состава, но всегда единичными в отличие от совокупности, когда лицо совершает несколько административных правонарушений.

     Повторность в качестве квалифицирующего признака закрепляется в диспозиции конкретных юридических составов Особенной  части КоАП. Однако законодатель не формулирует понятие повторности, что является существенным пробелом.

     Анализ  административных правонарушений приводит к следующим выводам.

     Повторность (неоднократность) характеризуется  совершением двух и более однородных административных правонарушений, за которые лицо ранее привлекалось к административной ответственности, но при этом срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек. Как видно, для повторных (неоднократных) административных правонарушений характерна их однородность.

     Однородность  означает, что вновь совершенное  правонарушение и прежнее правонарушение предусмотрены одной и той  же статьей или частью статьи, а следовательно, им присущи одинаковые или сходные непосредственные объекты административного правонарушения, мотивы и условия их совершения. Если за ранее совершенное административное правонарушение лицо было освобождено от административной ответственности, вновь совершенное однородное правонарушение нельзя признавать повторным.

     5. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ  АДМИНИСТРАТИВНОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ

     В соответствии со ст.2.7. КоАП РФ лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если оно действовало в состоянии крайней необходимости. Из смысла статьи вытекает, что совершение лицом противоправного действия в состоянии крайней необходимости не является правонарушением, и, руководствуясь ст.24.5, производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. Крайняя необходимость является важным условием защиты личности и прав человека, охраняемых законом интересов общества и государства, способствует развитию социальной активности людей в охране правопорядка.

     Законодатель, раскрывая понятие крайней необходимости, указывает на три условия, при  которых противоправное деяние не является административным правонарушением:

     1) причинение вреда охраняемым  законом интересам для устранения  непосредственно угрожающей опасности.  То есть опасность должна быть  не мнимой, а реальной, и не  в будущем, а в настоящий  момент;

     2) опасность, угрожающая охраняемым  интересам, не могла быть устранена  иными средствами, т.е. не было  возможности избрать другие меры  для защиты, не причиняющие вреда.  Орган (должностное лицо), рассматривающий данное дело, с учетом конкретных обстоятельств должен решить вопрос о том, являлось ли совершение противоправного деяния единственной возможностью для предотвращения вреда;

     3) причиненный вред должен быть  менее значительным, чем предотвращенный. При оценке предотвращенного и причиненного вреда следует учитывать значимость интересов, которые защищались и которые были нарушены. Бесспорно, что интересы, связанные с жизнью, здоровьем человека, более значимы, чем имущественные интересы. Если речь идет об имущественных интересах, то здесь должен быть применен оценочный критерий - стоимость вреда предотвращенного и причиненного.

     При наличии всех этих условий причинение лицом вреда охраняемым законам интересам признается уполномоченным органом (должностным лицом) крайней необходимостью, т.е. не является правонарушением и не влечет административной ответственности.

     Крайняя необходимость по своему содержанию близка к такому понятию, как необходимая оборона. Необходимая оборона - это совершение лицом противоправного действия, действовавшим в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны. Но КоАП не предусматривает института необходимой обороны.

     Субъектом административного правонарушения в соответствии со ст.2.3 является лицо, достигшее 16-летнего возраста. Из содержания данной статьи следует, что административной ответственности может быть подвергнуто только вменяемое физическое лицо. Если во время совершения противоправных действий (бездействия) лицо находилось в состоянии невменяемости, то оно не подлежит административной ответственности.

     Под понятием невменяемости законодатель подразумевает невозможность физического лица осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. В рассматриваемом понятии указаны два критерия невменяемости: медицинский и юридический.

     Медицинский критерий указывает на различные  формы болезненных расстройств психической деятельности. В статье указаны четыре такие формы: а) хроническое психическое расстройство - т.е. когда динамика болезненного процесса имеет длительный характер и тенденцию к прогрессированию, например, шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и т.д.; б) временное психическое расстройство - кратковременное расстройство психики человека, протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением, например, алкогольный психоз (белая горячка), реактивные симптоматические состояния, такие как патологический аффект, т.е. расстройство психики, вызванное тяжелым душевным потрясением; в) слабоумие - дефект психики, проявляющийся в слабости интеллекта, который может быть врожденным - олигофрения - или приобретенным в результате изменений мозга при различных заболеваниях - деменция; г) иное болезненное состояние психики - различные заболевания, которые сопровождаются временным расстройством психики, но не относятся собственно к психическим расстройствам.

Информация о работе Административное наказание