Административные наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является максимально полно показать специфику административного наказания как выражения реакции государства на административное правонарушение; выстроить целостную картину мер юридической ответственности за нарушение правил административно-правового характера.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
дать понятие административного наказания;
обозначить цели административного наказания;
рассмотреть систему и виды административных наказаний;
изучить порядок назначения административных наказаний.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и цели административного наказания
1.1 Понятие административного наказания
1.2 Цели административного наказания
Глава 2. Система и виды административных наказаний
2.1 Система административных наказаний
2.2 Виды административных наказаний
3. Порядок наложения административных наказаний
3.1 Принципы назначения административных наказаний
3.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность
3.3 Давностные сроки назначения административного наказания и срок их погашения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (14).docx

— 50.80 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и цели административного наказания

1.1 Понятие административного  наказания

1.2 Цели административного  наказания

Глава 2. Система и виды административных наказаний

2.1 Система административных  наказаний

2.2 Виды административных  наказаний

3. Порядок наложения административных наказаний

3.1 Принципы назначения  административных наказаний

3.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

3.3 Давностные сроки  назначения административного наказания  и срок их погашения

Заключение

Список литературы 

 

      Введение 

     Административные  правонарушения самые распространенные из всех видов противоправных проявлений, что придает вопросу борьбы с  ними особую значимость. А без эффективно действующего механизма административной ответственности нормы, регулирующие права и обязанности членов общества, имеют лишь декларативный характер; правоохранительные органы не способны осуществлять принуждение к исполнению обязанностей, восстановление нарушенных прав и наказание нарушителей  правовых запретов.

     Целью данной работы является максимально  полно показать специфику административного  наказания как выражения реакции  государства на административное правонарушение; выстроить целостную картину  мер юридической ответственности  за нарушение правил административно-правового  характера.

     Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. дать понятие административного наказания;
  2. обозначить цели административного наказания;
  3. рассмотреть систему и виды административных наказаний;
  4. изучить порядок назначения административных наказаний.
 

 

      1. Понятие и цели административного наказания 

     1.1 Понятие административного  наказания 

     Административное  наказание в соответствии с нормой ст. 3.1 КоАП РФ является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание, по своей сути, является санкцией административно-правовой нормы, применяемой за нарушение предписания указанной нормы. Содержание административного наказания составляют определенные принудительные мероприятия, состоящие, как правило, в обременении виновного дополнительными обязанностями либо ограничении его прав и свобод, влекущие неблагоприятные последствия для привлекаемого к административной ответственности. Суть наказания - кара, определенное возмездие за неблагоприятное социальное поведение, имеющее своей целью предупреждение совершения новых правонарушений. [8]

     Термин "административное наказание" обрел  свое автономное значение в административном законодательстве недавно (с принятием  КоАП РФ), заменив собой правовую категорию "административное взыскание".

     На  современном же этапе отказ законодателя от термина "административное взыскание" различными учеными-административистами объясняется по-разному. Более развернуто объясняет причину смены терминов Д.Н. Бахрах, акцентируя внимание на том, что "новое название мер административной ответственности, во-первых, лучше раскрывает их карательное содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает общие черты этих видов ответственности", к числу которых он относит: "применение карательных санкций за совершение правонарушения, составы которых четко закреплены законами, только субъектами публичной власти к лицам, которые не находятся от них в служебной зависимости". [3]

     Закон определяет административное наказание  как установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ). Из указанного определения можно выделить несколько признаков административного наказания, выводимых не столько путем текстуального прочтения, сколько путем логико-юридического, научного и системного осмысления:

     1) административное наказание есть  установленная государством мера  ответственности;

     2) административное наказание применяется  лишь за совершение административного  правонарушения;

     3) административное наказание может  быть применено только к лицу, признанному виновным в совершении  административного правонарушения;

     4) административное наказание есть  кара, которая заключается в обусловленном  им лишении или ограничении  прав и свобод правонарушителя;

     5) административное наказание всегда  носит личный характер и не  должно затрагивать интересы  третьих лиц;

     6) административное наказание применяется  широким кругом органов и должностных  лиц, уполномоченных рассматривать  дела об административных правонарушениях;

     7) административное наказание всегда  влечет последствие, при котором  нарушитель и после исполнения  административного наказания считается  подвергнутым такому наказанию.

     Все перечисленные признаки административного  наказания являются собственно административно-правовыми. Кроме того, следует отметить, что  они носят условный характер, поскольку связаны между собой внутренней связью и на практике реализуются вместе и одновременно (особенно первый, второй, третий, четвертый и пятый).

     С содержательной же стороны административное наказание может считаться законно  установленным только в том случае, если законом зафиксированы так  называемые существенные элементы правоограничения. Существенные элементы правоограничения указывают, по сути, на то, что административное наказание:

     1) устанавливается и применяется  государством в общественно значимых  интересах;

     2) применяется только от имени  государства;

     3) содержит четко определенный  объект (объекты) ограничений с  указанием количественных пределов (максимального, а в необходимых  случаях и минимального) вмешательства  в правовой статус нарушителя;

     4) выражает характер не какой-либо, а именно административной ответственности,  что, впрочем, обеспечивается  и рядом других присущих административным  наказаниям признаков.

     В сущности, административное наказание  как прерогатива государства  выражает прежде всего официальную государственную оценку административных деликтов и лиц, их совершающих. В связи с этим административное наказание есть государственное порицание лица, совершившего административное правонарушение. Однако государственный характер административного наказания означает также и то, что оно устанавливается и применяется государством в общественно значимых интересах, т.е. в интересах хотя и государства, но проистекающих из общественной необходимости.

     КоАП РФ определяет также административное наказание как меру ответственности - не всякой, а именно административной. Указание на вид ответственности содержится в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ. Поэтому административное наказание служит "измерением" административной ответственности лишь тогда, когда оно установлено государством за совершение именно административного правонарушения и включает ограничения прав и свобод лица, не выходящие за пределы минимально и максимально допустимого (общего) уровня административно-карательного воздействия. Выражая общие параметры административно-наказательного воздействия на правонарушителя, административное наказание выступает мерой, завершающей административное преследование, и итоговым показателем административной ответственности.

     Вторым  признаком административного наказания  является то, что оно применяется  лишь за совершение административного  правонарушения. Существенная особенность  данного признака заключается в  том, что он используется наряду с  таким основным институтом науки  административного права, как административное правонарушение.

     Административное  правонарушение и административное наказание - это понятия взаимозависимые  и взаимообусловленные, что не исключает  различия между ними. Административное правонарушение определяется административно-деликтным законом в целях обеспечения правильного и обоснованного применения мер административной ответственности.

     Закон с необходимостью связывает с  правонарушением наказание; в понятии  правонарушения, по существу, подразумевается  его противоположность - наказание. То, что составляет содержание правонарушения, - нарушение субъективного и (или) объективного права - выступает одновременно основанием для наказания. В последнем - суть диалектической связи административного  правонарушения и административного  наказания. А они, будучи самостоятельными понятийными единицами административно-деликтного законодательства, таким образом, взаимодействуют друг с другом в контексте административной ответственности, элементарными и имманентными категориями которой они же и выступают. Говоря иначе, ситуация, при которой у статьи, содержащей состав административного правонарушения, отсутствовала бы связанная с ней санкция, просто немыслима, а о наличии административной ответственности не следует даже и говорить. Аналогичным образом ситуация оценивается и при обратной связи.

     Третьим признаком административного наказания  является то, что оно может быть применено только к лицу, признанному  виновным в совершении административного  правонарушения. В этом признаке административного наказания реализуются такие принципы административно-деликтного законодательства, как принцип законности (ст. 1.6 КоАП РФ), принцип равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ), принцип справедливости (ч. ч. 2, 3 и 5 ст. 4.1 КоАП РФ) и, самое главное, принцип вины (ст. 1.5, ч. 1 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

     Суть  указанного признака в контексте  административного наказания состоит  в том, что административное наказание  может быть назначено при наличии  вины лица в совершении административного  правонарушения. Это значит, что административное наказание назначается лишь за те действия, которые предусмотрены административно-деликтным законом в качестве административного правонарушения; основанием применения к лицу административного наказания является совершение им общественно вредного деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения. Основным моментом является то, что лицо совершило это деяние виновно и его вина полностью доказана в установленном законом порядке.

     Четвертый признак административного наказания - это то, что оно есть кара, которая  заключается в обусловленном  им лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя. Именно в этом на практике выражается сущность наказания, его содержание. Кара с присущими ей характеристиками - традиционный признак наказания.

     Таким образом, административное наказание  объективно и обязательно причиняет  лицу, привлеченному к административной ответственности, определенные лишения  и ограничения прав и свобод, но цели причинить ему страдания  и тем более умалить его  человеческое достоинство или репутацию  наказание перед собой не ставит.

     Следующий - пятый - признак означает, что административное наказание всегда носит личный характер и не должно затрагивать интересы третьих лиц. Этот признак находится  в диалектическом согласии с третьим  признаком административного наказания, в соответствии с которым оно  применяется к лицу, признанному  виновным в совершении правонарушения, а не к кому-либо другому. Кроме  того, он выступает отличительным  признаком карательных мер юридической  ответственности, поскольку это  положение не применимо к гражданско-правовым санкциям, где их реализация может  произойти, например, и после смерти делинквента.

     Личный  характер административного наказания  не утрачивает своего значения и в  случаях привлечения к административной ответственности юридических лиц. "Личность" юридического лица проявляется  особым образом - через корпоративную  обособленность физических лиц, совокупность их экономического потенциала, сосредоточенного на реализации конституционных прав и свобод граждан, являющихся его  членами (участниками, учредителями). В  данном случае юридическое лицо по своей сути является объединением, которое создано гражданами для  совместной реализации как личных, так и политических, социально-экономических  и (или) культурных прав.

     Шестой  признак административного наказания  заключается в том, что оно  применяется широким кругом уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях органов и должностных  лиц.

     Положительным моментом внесудебного применения административных наказаний является также то, что  такие функции являются по своей  сути контрольными, надзорными и их реализуют должностные лица, обладающие специальными познаниями в тех отраслях законодательства, нарушение которых  и образует составы административных деликтов. Без специальных познаний, которыми должны обладать лица, уполномоченные применять административные наказания, зачастую невозможно верно и полно  описать существо специфичных административных правонарушений.

Информация о работе Административные наказания