Административный надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:59, реферат

Описание работы

С 01 июля 2011 года вступил силу Федеральный закон РФ № 64-ФЗ от 06.04.2011 года, регламентирующий применение административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Одновременно с этим внесены соответствующие изменения в Уголовный кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Что такое административный надзор, каковы его цели, в отношении кого он устанавливается? На эти и другие вопросы, связанные с понятием административного надзора, постараемся рассказать в данной стать

Файлы: 1 файл

Административный надзор.docx

— 18.47 Кб (Скачать файл)

Административный надзор

            С 01 июля 2011 года вступил силу  Федеральный закон РФ № 64-ФЗ  от 06.04.2011 года, регламентирующий применение  административного надзора за  лицами, освобожденными из мест  лишения свободы. Одновременно  с этим внесены соответствующие  изменения в Уголовный кодекс  РФ, Гражданско-процессуальный кодекс  РФ, Кодекс РФ об административных  правонарушениях и Уголовно-исполнительный  кодекс РФ. Что такое административный  надзор, каковы его цели, в отношении  кого он устанавливается? На  эти и другие вопросы, связанные  с понятием административного  надзора, постараемся рассказать в данной статье.

            Институт административного надзора  является не новым для российского  законодательства. Ранее вопросы,  касающиеся административного надзора  за лицами, освобожденными из  мест лишения свободы, регулировались  Положением об административном  надзоре, утвержденном в 1966 году  Указом Президиума Верховного  Совета СССР. Этот закон был  направлен на предупреждение  повторной преступности, действовал  на территории СССР в течение  почти 40 лет, постоянно совершенствовался  и фактически прекратил свое  действие в 2002 году в связи  с проводимым в 90-е годы прошлого  века реформированием законодательства, в том числе и уголовного, уголовно-процессуального и административного.

            Принятие нового федерального  закона об административном надзоре  было обусловлено отсутствием  законодательной базы осуществления  контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, бессистемностью такого контроля и, как следствие, ростом уровня рецидивной преступности

            Административный надзор направлен  в первую очередь на защиту  общества и государства от  преступных посягательств. В этих  целях задачами административного  надзора является снижение количества  повторных преступлений и других  правонарушений, лицами, освобожденными  из мест лишения свободы, оказание  индивидуального профилактического воздействия на них.

            Административный надзор устанавливается  только судом на основании  заявления администрации исправительного  учреждения или органа внутренних  дел в отношении совершеннолетних  лиц, освобождаемых либо освобожденных  из мест лишения свободы и  имеющих непогашенную либо неснятую  судимость за совершение тяжкого  или особо тяжкого преступления, при рецидиве преступлений, а  также умышленного преступления  в отношении несовершеннолетнего.  Контроль за соблюдением поднадзорным лицом ограничений и выполнением обязанностей осуществляется органами внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица.

            В отношении лиц данной категории административный надзор может быть установлен при наличии определенных условий: если такое лицо в период отбывания наказания признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо если такое лицо после отбытия наказания в течение одного года совершило два и более административных правонарушения против порядка управления либо посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность. Особое внимание в законе уделено лицам, имеющим судимость за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, а также совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве. В отношении таких лиц административный надзор устанавливается в обязательном порядке без наличия каких-либо иных оснований.

            При административном надзоре судом могут быть установлены следующие ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории. Также в обязательном порядке устанавливается явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Кроме того, на лицо, в отношении которого установлен административный надзор, законом накладывается ряд обязанностей.

            За несоблюдение установленных  ограничений или невыполнение  обязанностей поднадзорное лицо  несет административную ответственность,  предусмотренную ст.19.24 КоАП РФ (предупреждение, штраф либо административный  арест до 15 суток). Также ст.314.1 УК  РФ предусмотрена уголовная ответственность  за уклонение от административного  надзора (наказывается обязательными,  исправительными работами либо  лишением свободы на срок до 1 года).

             Административный надзор может  быть установлен срок от одного  года до трех лет, а в отношении  лиц, совершивших преступления  против несовершеннолетних или  при опасном либо особо опасном  рецидиве, - на  срок, установленный УК РФ для погашения судимости.

            Прекращение административного  надзора осуществляется в следующих  случаях: истечение его срока;  снятие судимости с поднадзорного  лица; осуждение поднадзорного лица  к лишению свободы и направление  его к месту отбывания наказания;  смерть поднадзорного лица. После  прекращения административного  надзора поднадзорное лицо снимается  с учета в органах внутренних  дел, при этом, прекращение административного  надзора не исключает установление  судом административного надзора  повторно. Кроме того, административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица (его представителя) по истечении не менее половины установленного срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо ведет себя безупречно и своим поведением доказало утрату опасности для общества, то есть добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет установленные обязанности, положительно характеризуется. В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор досрочно прекращен быть не может.

            Учитывая, что данный нормативный  акт действует сравнительно недавно,  сейчас сложно делать выводы  о том, насколько эффективны  будут принимаемые государством  меры по предупреждению повторной  преступности. В первую очередь  это будет зависеть от тщательности  контроля органами внутренних  дел за поведением лиц, освобожденных  из мест лишения свободы. В  любом случае конечная цель  введения института административного  надзора заключается в надежной  защите интересов общества и  государства от преступных посягательств  со стороны тех лиц, которые  уже были осуждены к лишению  свободы за совершение умышленных преступлений.


Информация о работе Административный надзор