Административные правлонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:35, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования заключаются в комплексном общетеоретическом анализе понятия правонарушения, его объективной и субъективной стороны, обобщение выводов отраслевых юридических наук по данной проблематике, разработка рекомендация по совершенствованию законодательства и практически его применения.
Поставленная цель достигалась путем решения следующих задач: выяснить и уточнить понятие правонарушения;
разработать и уточнить понятие объективной и субъективной стороны правонарушения, их соотношение;
выявить соотношение правонарушения и состава правонарушения;
разработать рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……… 3
1 Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности в законодательстве России…….…………
5
1.1 Понятие и признаки административного правонарушения…………………. 5
1.2 Классификация правонарушений……………………………………………… 10
1.3 Разграничение административных правонарушений от иных правонарушений……………………………………………………………………. 15
2 Анализ состава административного правонарушения………………………… 21
2.1 Понятие состава административного правонарушения. Объект, объективная сторона правонарушения ……………………………….…….…… 21
2.2 Анализ субъективной стороны административного правонарушения и его субъекта……………………………………………………….…….……………… 40
Заключение…………………………………………………………………………. 50
Глоссарий…………………………………………………………………………… 54
Список использованных источников……………………………………………… 56
Приложение А. Состав правонарушения………………………………………… 61
Приложение Б. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении……………………………………………………………………..
64
Приложение В. Представление об устранении нарушений требований ФЗ «Об ограничении курения табака»………………………………………………………
67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ админитр..doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

В отличие от действий, бездействие выражается в пассивном  поведении лица, в невыполнении возложенных на него обязанностей. Следует учитывать, что бездействие в некоторых случаях не тождественно физическому бездействию. Уклоняясь от выполнения обязанностей, лицо может вести себя весьма активно (например, невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования (ст. 12.26 КоАП РФ).

Однако, если его деятельность направлена не на выполнение обязанности, а не уклонение от ее исполнения, то юридически лицо признается бездействующим (например, невыполнение законного  требования сотрудника милиции пройти освидетельствование на определение состояния опьянения водитель транспортного средства убегает от него и тем самым уклоняется от освидетельствования, совершая административное правонарушение ст. 12.26 КоАП России).

Бездействие признается противоправным лишь в тех случаях, когда лицо обязано совершить какое-либо действие в силу своего служебного положения или по прямому законному предписанию должностного лица и органа. В качестве примера можно привести следующее: в соответствии с «Положением о паспорте гражданина Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства России от 6 июля 1997 г., паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации. Невыполнение этого требования о необходимости получения паспорта является юридическим бездействием, составляющим объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей ст. 19.15 КоАП РФ (Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации).

Помимо вышеизложенных конструкций объективной стороны  состава административного правонарушения встречаются так называемые длящиеся административные правонарушения. Данное правонарушение начинается с какого-либо одного действия или бездействия и осуществляется потом непрерывно путем неисполнения обязанности, либо пребывания лица в противоправном состоянии (например, проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации и др.).

Для решения вопроса  о привлечении к административной ответственности важное значение имеет  уяснение момента окончания деяния, поскольку сроки наложения административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ, по общему правилу, исчисляются с этого момента.

Если объективная  сторона административного правонарушения выражена простым действием - деяние окончено с момента выполнения указанного действия. В случае указания в соответствующей  статье КоАП РФ на систематичность тех или иных действий объективная сторона признается выполненной при совершении третьего тождественного действия. В случае, если при формулировании объективной стороны состава административного правонарушения законодатель называет два обязательных действия, то деяние окончено с момента совершения второго действия.

Административное правонарушение, объективная сторона которого выражается в совершении одного из альтернативных действий, указанных в соответствующей  статье КоАП РФ, считается оконченным при совершении любого из этих действий.

Любое правонарушение причиняет  вред общественным отношениям, следовательно, между деянием и наступившими последствиями существует причинная  связь. Не существует безвредных правонарушений. Таким образом, следует различать  причинную связь и общественно опасные последствия как признаки объективной стороны правонарушения.

В составе правонарушения причинная связь и последствия  не всегда находят свое отражение, т.к. зависят от воли законодателя, от того, укажет он их в правовой норме  или нет.

Рассматривая проблему, в каком из структурных элементов  нормы права изложена объективная сторона правонарушения считаю, что объективная сторона состава правонарушения закреплена в гипотезе правовой нормы.

Этот вывод  подтверждается тем, что четко прослеживается связь классификации составов правонарушений в зависимости от строения их объективной стороны. Гипотезы правовых норм принято классифицировать на простые, сложные и альтернативные. Аналогично, в зависимости от строения объективной стороны классифицируется и составы правонарушений.

В то же время  полагаю, что не следует вводить  понятие «диспозиция статей», «гипотеза  статей», т.к. именно норма права  предполагает ее деление на гипотезу, диспозицию и санкцию, а статья закона подразделяется на части, пункты и подпункты.

Все элементы состава  правонарушения тесно связаны с  объективной стороной. Так, объектом правонарушения выступают общественные отношения, которым и причиняется  вред в результате его совершения. Не уяснив характеристик вреда, сложно уяснить и содержание тех общественных отношений, которые были нарушены. Кроме того, неблагоприятные изменения могут происходить и в предмете правонарушения, которые также характеризуют последствия правонарушения. Поэтому к выводу о том, какие общественные отношения были нарушены, правоприменитель часто приходит в результате анализа признаков объективной стороны правонарушения. Таким образом, последствия, которые выступают признаком объективной стороны правонарушения, характеризуют и сам объект правонарушения. Время, место, обстановка являются признаками объективной стороны правонарушения, так как протекание общественных отношений невозможно вне связи с ними, да и во многих случаях сама обстановка определяется в нормативно-правовых актах как совокупность общественных отношений.

Связь объективной и  субъективной сторон прослеживается со «стадии» обнаружения умысла, которая  не является наказуемой. На данной «стадии» происходит планирование будущего правонарушения, которое из абстрактного намерения  может превратиться в реальность.

Из законодательных  определений умысла и неосторожности выявляется взаимосвязь объективной  и субъективной сторон правонарушения. Деяние находится под контролем  воли и сознания правонарушителя, а  волевые усилия направлены на наступление  общественно опасных последствий. Однако степень такого контроля может быть различна. Наиболее явно она проявляется в правонарушениях с заранее обдуманным умыслом, в меньшей степени - в правонарушениях с аффектированным умыслом и в неосторожных правонарушениях. Взаимосвязь объективной и субъективной сторон правонарушения вытекает и из детерминистической природы человеческого поведения, когда внутренние психологические процессы, антиобщественны установки лица, будучи порождением внешних причин, непосредственно обусловливают поведение субъекта.

Субъективная сторона  в известной степени определяет объективную сторону неосторожных правонарушений. Отсутствие надлежащей внимательности и предусмотрительности ведет к использованию опасных  средств и способов действий, а в конечном итоге - к наступлению результата правонарушения. Субъективная сторона обладает и причинной связью. Однако данная связь здесь носит несколько иной характер. Причинная связь должна осознаваться субъектом, отсутствие же осознания может означать и отсутствие вины субъекта.

Объективная сторона неразрывно связана  с субъектом правонарушения. Субъектом  правонарушения может быть только лицо, способное осознавать социальный смысл  своих действий и правовых требований. Уже в определении субъекта заложена связь с объективной стороной правонарушения, т.к деяние не может существовать само по себе, в отрыве от субъекта правонарушения. Не могут существовать вне субъекта также способы и средства совершения правонарушения, выступающие характеристиками деяния, совершаемого правонарушителем.

К числу обязательных признаков  объективной стороны состава  правонарушения относятся деяние, общественно  опасные последствия и причинная  связь. Деяние - сердцевина объективной  стороны состава правонарушения. Оно может быть выражено как в форме действия, так и в форме бездействия.

Общность действия и бездействия  определяется тем, что социальная сущность этих актов поведения зависит  не от того, имеется или отсутствует  в данном случае социальная активность субъекта, а от того, в каких условиях, в какой связи и взаимодействии с окружающими явлениями и процессами

совершается акт поведения. Однако действие отличается от бездействия  целым рядом характеристик. Бездействие  можно назвать социальной активностью  со знаком минус. Оно, как и действие, связано с волей и сознанием лица. При бездействии воля и сознание лица направлены на удержание его от необходимых, закрепленных в нормативно-правовых актах и актах индивидуального регулирования действий.

Ответственность за бездействие возможна только при наличии ряда условий. Во-первых, на лице должна лежать обязанность действовать надлежащим образом при возникновении соответствующих юридических фактов. Во-вторых, у субъекта должна быть реальная возможность действовать надлежащим образом. В-третьих, данная обязанность должна вытекать из нормативно-правового акта или договора, а также она может быть обусловлена предыдущим противоправным поведением субъекта. Отмечается несовершенство отечественного законодательства, в котором нормативно не закреплены условия ответственности за бездействие. На основе анализа законодательства ряда зарубежных стран предлагается аналогичные условия закрепить и в отечественных нормативно-правовых актах. Формулируются редакции соответствующих статей УК РФ, НК РФ и КоАП РФ.

Я не разделяю мнение ученых, считающих ненадлежащим образом выполненное действие разновидностью бездействия. Но моему мнению, оно является самостоятельной формой правонарушающего деяния. Так, действие и бездействие отличаются друг от друга только одним признаком - наличием социальной активности. Ненадлежащим образом выполненное действие, в свою очередь, отличается от действия и бездействия степенью социальной активности субъекта. Поэтому данная форма правонарушающего деяния занимает самостоятельное место между действием и бездействием.

Деяние как признак объективной  стороны правонарушения - это общественно  опасное, волевое и противоправное поведение, влекущее неблагоприятные  изменения в объекте правовой охраны и выражающееся в действии, бездействии или ненадлежащим образом выполненном действии.

В контексте последствий исследуется  проблема материальных и формальных составов правонарушений, суть которых  заключается не в отсутствии самих  последствий, а в их описании в  тексте нормативно-правового акта.

Считаю, что последствия являются обязательным признаком объективной стороны состава правонарушения независимо от того, как сформулирован состав - по типу материального или формального.

Исследуя законодательный термин «возможность наступления последствий» считаю, что законодатель, употребляя термин «возможность наступления последствий», подразумевает реальное наступление последствий определенного вида, которые и создают возможность для наступления последствий другого вида.

 Следует разграничивать понятие  последствий в узком и широком смыслах. Последствия правонарушения в узком смысле - это вред, причиняемый общественным отношениям, охраняемым правовыми нормами. Последствия правонарушения в широком значении - это система взаимосвязанных элементов, выражающихся в причинении вреда, нарушении однородных общественных отношений, общесоциальных последствий и материальных затратах на раскрытие правонарушения и применение мер юридической ответственности.

Деление признаков состава правонарушения на основные и факультативные носит  условный характер и во многом определяется гносеологическими целями. Такое название факультативные признаки получили ввиду того, что для квалификации одних правонарушений они являются обязательными, а для квалификации других - нет. В этих случаях правоприменителю не требуется установить фактические последствия совершенного деяния, поскольку они не влияют на квалификацию содеянного.

Так, нецензурная брань в общественных местах при определенных условиях оценивается  законодателем как мелкое хулиганство, оскорбляет честь и достоинство личности, отрицательно влияет на настроение граждан, находящихся в общественных местах.

Однако, эти предполагаемые последствия  названного административного правонарушения не включены законодателем в конструкцию  его состава, что освобождает правонарушителя от необходимости установления и доказывания подобных последствий. В данном случае достаточно установления лишь факта совершения действий, указанных в диспозиции статьи, предусматривающей ответственность за мелкое хулиганство, чтобы квалифицировать содеянное  как мелкое хулиганство.

Однако любое правонарушение совершается  в определенный пространственно-временной  промежуток, в условиях конкретной обстановки, а правонарушитель использует различные способы, средства и орудия.

В юридической литературе различают такие понятия, как  «место» и «время» совершения правонарушения, но в реальной действительности пространственно-временные характеристики неотделимы друг от друга. Следует сделать вывод, что понятие «время совершения правонарушения» должно включать в себя временные характеристики действия нормативно-правового акта и временные характеристики совершения самого правонарушения. Ввиду неотделимости данных признаков в науку следует ввести новый термин «пространственно-временная характеристика правонарушения», которая бы объединяла понятия места и времени совершения правонарушения.

В цивилистических науках безосновательно не уделяется внимание времени и месту совершения гражданско-правового  правонарушения как признакам объективной стороны состава. На основе анализа гражданского законодательства выявляется значение места и времени для совершения гражданско-правового правонарушения. Обосновывается его обще право вое, а не отраслевое значение.

Информация о работе Административные правлонарушения