Административное 
право        
отрасль права, 
представляющая собой совокупность 
юридических норм, которые регулируют 
общественные отношения, складывающиеся 
при осуществлении исполнительно-распорядительной 
деятельности, т. е. в процессе государственного 
управления. Нормы А. п. определяют 
порядок организации и деятельности аппарата 
государственного управления, компетенцию 
центральных и местных органов управления, 
права и обязанности должностных лиц, 
взаимоотношения между органами управления 
и гражданами, а также регламентируют 
порядок издания актов управления, методы 
административной деятельности, порядок 
применения мер административного принуждения. 
В процессе применения норм А. п. возникают 
административно-правовые отношения между 
органами государственного управления, 
с одной стороны, и соответствующими органами 
государства, общественными организациями 
и гражданами — с другой. Для этих отношений 
характерно следующее: одной из сторон 
в них всегда выступает государственный 
орган (орган управления) или его должностное 
лицо, наделённые определёнными государственными 
властными полномочиями и действующие 
от имени государства; отношение может 
возникнуть помимо воли др. стороны; как 
правило, споры, возникающие по этим отношениям, 
разрешаются в административном порядке, 
т. е. вышестоящим органом управления или 
специально созданным для этой цели государственным 
органом.         
А. п. как отрасль права 
отражает сущность экономического и 
социального строя, сущность государства, 
принципы системы права данной общественно-экономической 
формации. А. п. эксплуататорских государств 
регулирует отношения между государством 
и подданными в целях охраны частной собственности, 
режима эксплуатации и обеспечения интересов 
господствующего класса. Основная часть 
норм буржуазного А. п. составляют нормы, 
регламентирующие административно-политическую 
деятельность буржуазного государства, 
в том числе применение административного 
принуждения в различных его формах. Эти 
нормы таковы, что дают возможность полиции 
и другим административным властям действовать 
на основе свободного усмотрения (т. н. Дискреционная 
власть), широко применяя репрессивные 
меры путём непосредственного принуждения 
в административном порядке, без обращения 
в судебные органы.        
 В условиях всё большего 
сращивания государственного аппарата 
с аппаратом монополий и милитаризации 
экономики империалистическое государство 
активно вмешивается в руководство 
экономикой в интересах финансовой олигархии. 
Это находит отражение и в действующем 
А. п. В частности, это выражается в значительном 
увеличении числа административно-правовых 
норм по вопросам экономического регулирования 
(регламентация государственного сектора 
хозяйства и компетенции соответствующих 
органов управления, государственное 
регулирование некоторых сторон хозяйственной 
деятельности монополий, установление 
государственного контроля над отдельными 
отраслями хозяйства и т. д.). Значительно 
расширяются также административные полномочия 
отраслевых органов управления, осуществляющих 
централизованное руководство деятельностью 
публичных корпораций или государственный 
контроль за деятельностью частных предприятий 
и их объединений, а также органов, координирующих 
развитие капиталистического хозяйства 
(органов планирования, учёта и контроля, 
финансовых органов); большое развитие 
получило административно-правовое регулирование 
т. н. социальных услуг.        
 В социалистических 
государствах А. п. — самостоятельная 
отрасль системы социалистического права, 
в которой находят своё выражение принципы 
социалистического демократизма, хозяйственно-организаторская, 
социально-культурная, воспитательная 
функции социалистического государства. 
Нормы А. п. в этой области обеспечивают 
реализацию гарантированных конституцией 
политических и социально-экономических 
прав граждан. Эти же цели преследует и 
правовое регулирование административно-политической 
деятельности государственных органов, 
призванное охранять социалистические 
завоевания, общественный порядок и государственную 
безопасность в интересах трудящихся. 
Регулируя общественные отношения, складывающиеся 
в процессе исполнительно-распорядительной 
деятельности органов социалистического 
государства, А. п. оказывает активное 
воздействие на развитие экономических 
отношений, в его нормах получают правовое 
закрепление основные принципы государственного 
управления в социалистическом обществе. 
Социалистическое А. п. закрепляет формы 
и методы организации управления народным 
хозяйством, способы обеспечения законности 
и гарантии прав граждан в области исполнительно-распорядительной 
деятельности. 
 А. п. регулирует 
общественные отношения, складывающиеся 
в ходе исполнительно-распорядительной 
деятельности органов Советского 
государства, осуществляющих задачи 
коммунистического строительства. 
Основная часть советского А. п. составляют нормы, регулирующие 
порядок руководства и управления отраслями 
народного хозяйства: организацию планирования 
и финансирования, учёта и контроля; подготовки, 
подбора и расстановки кадров; оперативное 
управление предприятиями и хозяйственными 
организациями. Особо важное значение 
имеют нормы А. п., отражающие мероприятия 
по проведению в СССР (с середины 60-х гг.) 
экономической реформы и определяющие 
правовое положение социалистических 
производственных предприятий, права 
и обязанности хозяйственных министерств, 
ведомств и объединений. Важной задачей 
советского А. п. является обеспечение 
дальнейшего развития учреждений культуры, 
народного образования, здравоохранения, 
организация научно-иисследовательской 
деятельности, реализация гарантированных 
Советской конституцией прав и демократических 
свобод граждан, защита этих прав и свобод, 
совершенствование правовых гарантий 
личности в области государственного 
управления. Нормы советского А. п. направлены 
также на обеспечение функции государства 
по обороне страны, охране общественного 
порядка и государственной безопасности, 
на развитие внешних сношений Советского 
государства.        
 Система советского 
А. п. складывается из общей 
и особенной частей. Общая часть 
объединяет нормы, регламентирующие 
правовое положение и компетенцию органов 
управления, правовое положение граждан 
и общественных организаций в сфере исполнительно-распорядительной 
деятельности, формы и методы этой деятельности 
(акты управления, меры убеждения и поощрения, 
меры принуждения, способы и формы обеспечения 
законности в административной деятельности). 
К общей части относятся и административно-процессуальные 
нормы, регулирующие порядок рассмотрения 
административных споров и применения 
соответствующих мер воздействия. Особенная 
часть содержит нормы, которые регулируют 
организацию, методы и формы управления 
отдельными отраслями народного хозяйства, 
социально-культурной и административно-политической 
деятельности.        
 Источниками советского 
А. п. являются Конституция 
СССР, конституции союзных и автономных 
республик, законы и постановления Верховного 
Совета СССР, Верховных Советов союзных 
и автономных республик, Указы и постановления 
Президиума Верховного Совета СССР, Президиумов 
Верховных Советов союзных и автономных 
республик, постановления и распоряжения 
Совета Министров СССР, Советов Министров 
союзных и автономных республик, приказы 
и инструкции министров, председателей 
государственных комитетов и ведомств, 
решения и распоряжения местных Советов 
депутатов трудящихся и их исполкомов.
         
Лит.: Административное право. Учебник 
под ред. А. Е. Лунева, М., 1967; Козлов Ю. М., 
Предмет административного права, М., 1967.
         
Н. Г. Салищева.