Административное право РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:13, реферат

Описание работы

Говоря об административном управлении как предмете административного права, мы имеем ввиду государственное управление как деятельность специальных государственных органов - органов государственного управления. Следует отчетливо понимать, что административное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Государственное управление, как один из видов государственной
деятельности, заключается в исполнительно-распорядительной деятельности специальных государственных органов в целях руководства различными областями общественной жизни.

Файлы: 1 файл

Административное Право Республики Казахстан.docx

— 19.37 Кб (Скачать файл)

Административное Право  Республики Казахстан

ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА

 

      Говоря  об административном управлении как предмете административного права, мы имеем ввиду государственное управление как деятельность специальных государственных органов - органов государственного управления. Следует отчетливо понимать, что административное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере

государственного управления. Государственное управление, как один из видов государственной

деятельности, заключается  в исполнительно-распорядительной деятельности специальных государственных органов в целях руководства различными областями общественной жизни.

 

                     ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО   УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

   1. Государственное  управление осуществляется специальными  субъектами - органами государственного управления.

   2. Основное направление  деятельности в процессе государственного  управления - исполнение законов  и других нормативных актов.

   3. Относительная  независимость исполнительных органов  государства от правительственных органов государства. Эта независимость вытекает из принципа разделения властей, закрепленного в Конституции РК.

   4. Наличие материальной  базы у исполнительных органов,  которым подчинен государственные предприятия, учреждения, организации.

   5. Юридически  властный характер государственного  управления, что означает наделение исполнительных органов властными полномочиями.

   6. Всеобъемлющий  характер государственного управления. Он охватывает  важные стороны  общественной жизни, регулируемые  правом.

   7. Государственное  управление имеет подзаконный  характер. Оно  осуществляется  на основе законов и должно  соответствовать нормативным актам.

Таковы основные черты  государственного управления.

Функции государственного управления представлены видами управленческой деятельности, определяющими их цели. К основным функциям относятся:

   1. прогнозирование  и планирование;

   2. организация;

   3. регулирование;

   4. руководство  и координация;

   5. контроль.

 

СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА

 

Под системой административного  права понимаются совокупность административно-правовых норм, объединенных в институты и регулирующих однородные общественные отношения. Традиционно административное право делится на общую и особенную части, каждая из которых включает в себя определенные правовые институты. Так, общую часть составляют правовые нормы и институты, общие в деятельности всех органов государственного управления всех отраслей, сфер государственного управления. Особенная же часть охватывает нормы, действующие в конкретных отраслях государственного управления (государственное хозяйство, охрана природы и использование природных ресурсов, государственная сфера социальной, культурной жизни и т.д.).

 

 

                   МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

О методах административного  регулирования. Они позволяют ответить на вопрос: как, каким образом, какими способами осуществляется регулирование. Административному праву характерны, прежде всего, предписания (возложение прямой юридической обязанности что-либо сделать) и запрет (запрещение совершать определенные действия) как средства регулирования общественных отношений. Хотя в процессе административно-правового регулирования используются и другие способы: дозволение, согласование, основанные на равенстве сторон, но они применяются в незначительной степени.

 

 

                       АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

 

Под административно-правовыми  нормами понимают установленные государством правила поведения, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления.

Логическая структура  их традиционна для всех норм права - это гипотеза (юридические факты), диспозиция (само правило поведения) и санкция (мера, применяемая в случаях нарушения требований этих норм).

Виды административно-правовых норм классифицируются по различным основаниям:

   1. по юридическому  содержанию;

   2. по материальному  и процессуальному содержанию;

   3. в зависимости  от адресата нормативных предписаний;

   4. по объему  регулирования;

   5. по юридической  силе;

   6. по сфере  действия;

   7. по действию  во времени;

   8. по действию  в пространстве.

 

 

           ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА  РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

       Юридические  нормы нуждаются во внешних формах своего выражения. Они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как пункты, параграфы в акты государственных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками права, внешними причинами его выражения.

       Источниками  административного права являются  акты государственных органов, в которых содержатся административно - правовые нормы. Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью

своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью исполнительной власти.

       Для  правовой регламентации управления нужно большое число законов и еще большее число конкретизирующих их подзаконов, нормативных актов. Существует значительное число чисто административно – правовых источников. Но много “ смешанных” многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права ( например, административного и

уголовного). В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно разделить на несколько типов:

 

      1) Законы  ( Конституция РК, Основы законодательства, Законы, кодексы);

      2) Решения   областных,  районных, городских и т.д.;

 

II.  Акты государственной  администрации;

      1) Указы,  распоряжения Президента;

      2) Постановления,  распоряжения Совета министров;

      3) Приказы,  постановления министров, государственных  комитетов и

         других ведомств;

      4) Постановления,  распоряжения акимов;

      5) Приказы,  постановления иных органов управления;

      6) Приказы  руководителей государственных  предприятий, учреждений.

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА

 

Необходимо уяснить, что граждане РК в управленческих отношениях могут выступать в двух основных качествах: как субъекты подчинения или как активные участники этих отношений.

      Для  совершения этих действий граждане РК должны обладать административной правоспособностью (она возникает с момента рождения и прекращается со смертью) и действительностью (в полном объеме наступает в 18 лет).

      Следующим  элементом административно-правового  статуса граждан РК являются права и обязанности в сфере государственного управления. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства таков: лица, не являющиеся гражданами РК, пользуются всеми правами и свободами, а также несут все обязанности, установленные Конституцией РК, законами и международными договорами РК, за исключением изъятий, предусмотренными

межгосударственными договорами. Всех иностранцев, находящихся на территории РК можно разделить на три большие группы: граждане временно проживающие в республике, граждане постоянно проживающие в РК и граждане, проезжающие через территорию РК транзитом, хотя в целом они имеют те же права и обязанности, что и казахстанцы, для них предусмотрены некоторые изъятия или ограничения:

   они не несут  воинскую обязанность;

   они не могут  быть государственными служащими,  кроме как по личному

   распоряжению  Президента РК и международным  договорам.

   на них возложена  обязанность уведомлять ОВД о поездке по территории

   республики (для  временно пребывающих);

   они обязаны регистрировать заграничные паспорта (для временно

   пребывающих)  и выполнять ряд действий, предусмотренных  Конституцией РК и

   другими законами, международными договорами и  соглашениями;

   лишены политических прав (избирать, избираться, быть членом политической

   партии).

 

 

ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТ  АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

    

 Наиболее многочисленная  группа организаций в любом  обществе – это предприятия. Предприятиями называются организационные образования, основной целью которых является извлечение прибыли, а основной формой деятельности - хозяйственно-коммерческая деятельность. По закону они самостоятельные субъекты с правами юридического лица, осуществляющие хозяйственно- коммерческую деятельность.

   В переходный  период следует квалифицировать  предприятия следующим

образом:

   1. В зависимости  от формы собственности:

а) предприятия, основанные на частной собственности;

б) предприятия, основанные на государственной собственности;

в) предприятия, основанные на собственности иностранных юридических  и физических лиц;

г) предприятия, основанные на смешанных формах собственности.

   2. По организационно-правовой  форме:

а) кооперативы (в том  числе колхозы);

б) коллективные предприятия;

в) товарищества;

г) акционерные общества;

д) государственные предприятия и т.д.

   3. В зависимости  от основной формы деятельности:

а) промышленные;

б) торговые;

в) транспортные;

г) сельскохозяйственные;

д) банковские и т.д.

   4. В зависимости  от наличия права юридического  лица:

а) имеющие такое право;

б) не имеющие его

 

      Вторая  группа рассматриваемых субъектов  - учреждения. Это организационные образования, основная форма их работы связана с хозяйственно-коммерческой деятельностью, а цели не связаны с получением прибыли. К ним относятся организации, функционирующие в основном в

социально-культурной, административно-политической сфере, классифицировать их также можно по различным основаниям:

   1. В зависимости  от вида деятельности:

а) лечебные;

б) учреждения образования;

в) научные, научно-исследовательские и другие.

   2. В зависимости  от формы собственности:

а) государственные;

б) частные;

в) смешанные.

      Сегодня  трудно провести разграничение  между предприятиями и учреждениями, поскольку последние, особенно частные, занимаются коммерческой деятельностью.

      В широком  смысле под организацией мы  понимаем любые объединения людей. Традиционно, в административном праве под организациями понимаются такие образования, как крупные производственно-хозяйственные комплексы, объединяющие большое количество предприятий, а также иные организации, не названные нами выше. Мы говорим об организациях, которые объединяют большое количество предприятий, подчиняющихся органам управления этих организаций, которые в свою очередь осуществляют управленческие функции в отношении

предприятий, создавших  эти организации. Указанные нами организации могут принимать форму:

   1. Государственных  холдинговых компаний.

   2. Государственных  концернов.

   3. Корпораций  компаний.

      Статус  указанных образований очень  неопределенный, и он требует  своего изучения.

      Говоря  об административно-правовом статусе  предприятий, учреждений и организаций, хотелось бы отметить, что он состоит из порядка образования, административной правосубъектности, прав и обязанностей, административной ответственности и гарантий прав, закрепленных законом.

 


Информация о работе Административное право РК