Административно-правовой статус особых экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 02:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в рассмотрении правовых аспектов создания, функционирования и прекращения деятельности особых экономических зон в Российской Федерации, а также в проведении сравнительного анализа положений российского и зарубежного законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………...............................................7
1.1 Экономико-правовая природа особых экономических зон………..….7
1.2. Международный правовой опыт регламентации особых экономических зон……………...…………………………………………………19
2. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РФ..............................................................................30
2.1. Порядок учреждения особых экономических зон в РФ……….….….30
2.2. Правовые проблемы функционирования особых экономических зон..………………………...………………………………..………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….…56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………...…………............60

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!.docx

— 114.33 Кб (Скачать файл)

       В 2011 году в особые экономические зоны Российской Федерации привлечено 73 инвестора с общим объемом  заявленных инвестиций около 90 млрд. рублей. На сегодняшний день в особых экономических  зонах всех типов реализуют проекты 307 инвесторов( в 2006 году их было всего 12), среди которых ведущие компании с участием иностранных инвесторов из 24 стран мира. Общий объем заявленных инвестиций составляет около 360 млрд. рублей. Предусмотрено создание более 50 тыс. новых рабочих мест14.

       Особые  экономические зоны сегодня - это, прежде всего, государственно-частное партнерство. Оно заключается в совместном вложении средств бюджета и частных  инвестиций в развитие той или  иной территории.

       Таким образом, можно сказать, что создание и функционирование особых экономических  зон направлено на повышение экономического, социального, научно-технического развития регионов России, где Правительство  может вводить инновационный  курс промышленной политики и специальный, более благоприятный режим приема капиталов, позволяющий инвесторам, как местным, так и иностранным, извлекать выгоды из преимуществ  данной особой экономической зоны.

       Поэтому по экономическим результатам зарубежных стран и России использования  особых экономических зон дает основание  при точном технико-экономическом и юридическом обосновании проекта зоны рассчитывать на положительные итоги от ее создания. Эти важные для страны социально-экономические выигрыши, означающие в их комбинации модернизирующее воздействие зоны не только на состояние хозяйства региона особой экономической зоны, но и на всю национальную экономику страны. Такое модернизирующее влияние «зонирования», как процесса создания, функционирования и развития особых экономических зон, проявляется через возможность экспериментировать с новыми для экономики государства средствами и методами технологического, организационного и юридического характера, опробовать их на ограниченном территориальном пространстве. И в дальнейшем такой опыт может быть использован в других районах страны15.

       Говоря  о социальном эффекте, связываемый  с наличием особых экономических  зон, надо отметить, что успешная деятельность зон укрепляет бюджет государства. Успешность особых экономических зон  помогает решить проблемы роста базы налогообложения, увеличивая число  налогоплательщиков - юридических и  физических лиц. Важно то, что иностранные  граждане, резиденты особых экономических  зон, являясь налогоплательщиками, в свою очередь, не претендуют на долю из пенсионных и иных страховых фондов принимающей страны.

       Также с позиций российских реалий, особые экономические зоны призваны решить не только традиционную для них задачу - привлекать инвестиции и развивать  высокотехнологичные производства. Как известно, в России происходит широкомасштабная утечка капитала зарубеж. С точки зрения инвестиционной политики, создание особых экономических зон, возможно, поможет не только предотвратить такую утечку, но и направить потоки капитала в особые экономические зоны РФ. 

1.2. Международный  правовой опыт регламентации  особых экономических зон.

       В настоящее время особые (свободные) экономические зоны получили широкое  распространение в мире. Они функционируют в Аргентине, Болгарии, Бразилии, Великобритании, Вьетнаме, Египте, Индии, Индонезии, Ирландии, Испании, Италии, Кении, Кипре, Китае, Колумбии, Литве, Лихтенштейне, Люксембурге, Малайзии, Мальте, Монако, Панаме, Польше, России, Сенегале, Сингапуре, США, Таиланде, Тайване, Тунисе, Турции, Филиппинах, Франции, Чехии, Чили, Швейцарии, Южной Корее, Ямайке и др16.

       В мировом сообществе анализом, мониторингом функционирования особых экономических  зон занимается ЮНИДО, структурное подразделение ООН. В настоящее время создано около 3000 особых экономических зон в более чем 120 странах мира, где работает свыше 50 млн. человек17.

       Современные особые экономические зоны с точки  зрения функциональности можно разбить  на 4 основные типа зон: торговые, промышленно-производственные, технико-внедрические и комплексные18.

       Однако  их прототипы появились намного  раньше, в связи с чем мировую историю особых экономических зон можно условно разбить на три этапа.

       Первый  зафиксированный прообраз особой экономический  зоны в мировой истории упоминается  в 166 г. до н.э. и был создан на острове Делос в Греции. В дальнейшем в районах крупных европейских портов, находящихся на пересечении мировых торговых путей, возникали свободные таможенные зоны, в рамках которых устанавливался беспошлинный режим экспорта и импорта товаров. В России в XIX веке в Одессе и Батуме также существовали «порты франко» — свободные таможенные зоны.

       Производственные  особые экономические зоны относятся  к зонам второго поколения. Обычно они принимаются за основную единицу  анализа (как наиболее распространенные), и на этом строятся два различных  концептуальных подхода к созданию зон. Первый, территориальный подход, рассматривает зону как специально выделенную территорию, на которой  вводится преференциальный хозяйственный  режим. Второй, функциональный подход, рассматривает зону как особый преференциальный режим, распространяемый на определенный вид предпринимательской деятельности независимо от местоположения компании (статус резидента получают фирмы, относящиеся  не к определенной территории, а  к определенной сфере производства). На крайних полюсах этих подходов находятся обширные районы со статусом экспортно-производственных зон (специальные  экономические зоны Китая 1980-х годов) и отдельные промышленные фирмы, работающие в режиме особых экономических  зон (точечные фирмы-зоны в Карибском  бассейне или в Бразилии). На практике, однако, наибольшее распространение  получили особые экономические зоны в виде промышленных парков, где  различия двух подходов во многом стираются. Так, в США впервые свободные  экономические зоны, ориентированные  на замещение импорта, были созданы  по акту 1934 г. в виде зон внешней  торговли. Целью их была активизация внешнеторговой деятельности с помощью эффективных механизмов снижения таможенных издержек19.

       Одной из наиболее успешных зон подобного  типа можно считать ирландскую промышленно-производственную зону «Шеннон». Зона изначально развивалась  вокруг крупного международного аэропорта  в одноименном городе. В 1957 году здесь был открыт первый магазин «дьюти-фри». Толчком к развитию послужило выгодное географическое положение аэропорта – он находился в середине самого короткого авиамаршрута между Старым и Новым Светом. Однако развитие техники привело к возможности совершать трансатлантические рейсы без дозаправок, и «Шеннон» потерял свое стратегическое значение.

       С целью поддержания экономического развития города в 1959 г. парламент принимает  закон о создании экспортно-промышленной зоны. Были установлены льготные вывозные пошлины в размере 10%, создана  компания, осуществляющая управление зоной и имеющая широкий круг полномочий «Shannondevelopmentcompany», а также запущены программы по поддержке малого и среднего бизнеса.  Только в конце 1970-х годов после создания в «Шеннон» развитой инфраструктуры и разработки соответствующей законодательной базы инвесторами выступили фирмы, специализирующиеся на электронике и точном машиностроении. В 1990 году объем производства промышленно-производственной зоны превысил 300 млн. долларов, в том числе чистый экспорт составил 200 млн. долларов. В зоне было зарегистрировано около 400 иностранных компаний и филиалов, на которых было занято 16 тыс. человек.  На настоящий момент в «Шеннон» функционирует инновационный центр «Limmeric», который является инкубатором для технологичных компаний, а компания «Shannondevelopmentcompany» занимается разработкой проектов по созданию особых экономических зон в других странах.

       К особым зонам третьего поколения  относятся технико-внедренческие  зоны (их называют технополисы, технопарки и т.д.), возникшие в 70-80 гг. XX века вокруг крупных научных центров или в регионах с повышенной концентрацией высокотехнологичного производства. Технопарки — это зоны интенсивного развития прикладной науки и наукоемкого производства, в которых обеспечены наиболее благоприятные условия для компаний, использующих результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и новейшие технологии.

       Сегодня в мире технопарковые зоны (технополисы) развиваются невероятно быстрыми темпами. Наиболее крупная в США научно-техническая зона — легендарная Силиконовая долина, которую называют колыбелью современных информационных технологий.

       В рамках экономики Соединенных Штатов существуют два типа технопарков: частные и государственные. Научно-технические парки создаются не с разрешения государственных органов, а в соответствии со сложившейся ситуацией социально-экономического плана (высокий уровень безработицы, неразвитость региона, инфраструктурные неурядицы и др.). При финансировании технопарков используются различные источники, включая фонды университетов и благотворительных обществ, а также муниципалитетов, федеральных ведомств и министерств, промышленных фирм и собственных средств.

       Деятельность  технопарков в США ориентируется  на представление льготной помощи национальным внедренческим компаниям, главным образом венчурным, изобретателям и ученым, разрабатывающим новые технологии. Эта помощь выражается в предоставлении в аренду производственных и офисных помещений, лабораторного оборудования, консультаций, разработке бизнес-планов, а также содействие в получении займов как одного из источников финансирования создаваемых венчурных компаний. Приоритетным направлением последних является разработка высокотехнологических производств.

       В Голландии и ФРГ в начале 1990-х  гг. было 45 и 50 технопарков соответственно, причем в планы указанных государств входило формирование еще 100 в каждой стране. В Японии в 14 районах действуют 18 технополисов на базе ведущих научных центров. Крупнейший технополис «Цикуба» обеспечивает работой 145 000 человек. В Англии имеется более 25 технопарковых зон, в которых задействовано 18 400 рабочих мест.

       К зонам третьего поколения следует  отнести также сервисные зоны (или зоны услуг) — туристско-рекреационные, банковские, страховые и т.д.

       В настоящее время в мире возникают  новые типы особые экономических  зон, в том числе так называемые микрозоны на основе отдельных городских кварталов или крупных предприятий.

Интересно, что многие особые экономические  зоны прошли путь своеобразной эволюции, трансформируясь из свободных торговых зон сначала в экспорто-производственные, а затем — в технопарковые или комплексные.

По данным статистики, в США через зоны свободной  торговли проходит 3% национального импорта и 2,5% экспорта. В США действует свыше 100 свободных экономических зон; в Южной Корее — 170; в Великобритании — около 30. В Китае около 4500 предприятий работают в особых экономических зонах, объем иностранных инвестиций в китайские свободные зоны составляет свыше $30 млрд, объем промышленного производства — свыше $40 млрд. В 2000 г. через такие зоны проходило до 30% мирового товарооборота20.

       В контексте вышесказанного необходимо отметить уникальный опыт  Китая  по вопросам создания и функционирования особых экономических зон.

       С  середины XX века Министерство внешнеэкономических  связей и внешней торговли Китая  передало часть своих функций  правительствам провинций и городов, создавших собственные внешнеторговые организации. Они стали постепенно все шире использовать предоставленное  им право выступать в качестве агентов китайских предприятий  при осуществлении внешнеторговых операций. Начали формоваться промышленно-торговые, научно-промьшенные, аграрно-промышленные объединения, обеспечивающие тесную организационную и экономическую связь внутреннего производства с внешней торговлей.

Важным  направлением можно назвать процесс  формирования и совершенствования  льготной налоговой, валютно-финансовой и кредитной политики, призванной стимулировать приток в КНР иностранного капитала, активизацию внешнеторговой деятельности местных органов власти и предприятий.

       В 1980 гг. в Китае время формируется  договорно-правовая и организационная  основа привлечения иностранного капитала: принимается пакет законов, регламентирующих вопросы налогообложений, передачи технологий, трудовых отношений, валютного  и таможенного режима, кредитно-финансового  обеспечения, контроля и регулирования  деятельности зарубежных предпринимателей.

       Первым  законодательным актом стало  «Положение о специальных экономических  зонах провинции Гуандун» 1980 года.  В провинции было поочередно создано пять особых экономических зон: Шэньчжэньская, Чжухайская, Шаньтоуская, Сямэньская и Хайнаньская. Размер их территории колебался от 15 км² до 52,4 тыс. км². 

Таким образом, на данном этапе была сформирована институциональная основа функционирования зон и их инфраструктурное обеспечение, определены первые территории  с  особым статусом.

       С 1983 года проявляются первые результаты работ экономических зон, происходит совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества с иностранными инвесторами и дальнейшая либерализация  государственной политики в области  привлечения и использования  иностранного капитала. С целью поощрения  притока инвестиций, начиная с 1985 г., постановлением Госсовета КНР иностранным банкам разрешено создавать на территории особых зон свои филиалы и отделения21.

В это  время китайское руководство  принимает решение о создании новых 14 зон технико-экономического развития, которые должны были привлекать недостающие передовые технологии, создавать предприятия со 100% иностранным  капиталом, а также совместные с  иностранными предприятиями научно-исследовательские  структуры, наращивать приток валюты за счет экспорта, распространять новые  технологии, а также опыт научного управления во внутренние районы страны. В 1984 году зоны подобного типа создаются в четырнадцати приморских городах - Тяньцзине, Шанхае, Даляне, Циньхуандао, Яньтайе, Циндао, Ляньюньгане, Наньтуне, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуаньчжоу, Чжаньцзяне и Бэйхайэ22.

       Начиная с 1990 года, происходит разделение рисков между высокотехнологичными компаниями и правительством. Механизм заключается в том, что правительство либо выплачивает до 50% по кредиту, привлекаемому компанией, либо само предлагает ей льготный кредит23. Такими льготами в равной мере могли пользоваться компании независимо от их формы собственности или происхождения капитала24.

Информация о работе Административно-правовой статус особых экономических зон