Административно-правовой статус особых экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 02:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в рассмотрении правовых аспектов создания, функционирования и прекращения деятельности особых экономических зон в Российской Федерации, а также в проведении сравнительного анализа положений российского и зарубежного законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………...............................................7
1.1 Экономико-правовая природа особых экономических зон………..….7
1.2. Международный правовой опыт регламентации особых экономических зон……………...…………………………………………………19
2. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РФ..............................................................................30
2.1. Порядок учреждения особых экономических зон в РФ……….….….30
2.2. Правовые проблемы функционирования особых экономических зон..………………………...………………………………..………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….…56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………...…………............60

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!.docx

— 114.33 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное 

образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

кафедра административного и финансового  права 
 

              Допустить к защите в ГАК 

              «___»____________2012 г.

              Научный руководитель

              Доктор юридических наук, профессор

              Лупарев        Евгений        Борисович 
               
               

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

     Административно-правовой статус особых экономических  зон 
 
 
 
 

Работу  выполнил                                               Кривобоков Михаил Викторович

 

Курс 5 группа 6 (ОФО)               факультет                                      юридический

 

Специальность                                                                 030501   юриспруденция

 

Нормоконтролер                                                    Лупарев  Евгений Борисович

 
 
 
 
 
 
 
 

Краснодар 2012 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3

1. Особые экономические зоны как форма территориального государственного  управления…………...............................................7

     1.1  Экономико-правовая природа  особых экономических зон………..….7

     1.2. Международный правовой опыт регламентации особых экономических зон……………...…………………………………………………19

2. Правовые вопросы  функционирования особых экономических зон в РФ..............................................................................30

     2.1. Порядок учреждения особых экономических  зон в РФ……….….….30

     2.2. Правовые проблемы функционирования особых экономических зон..………………………...………………………………..………………………42

Заключение  ………………………………………………………………….…56

Список  использованных источников …………...…………............60

Приложение 1.

 

Введение

       Заметную  и важную роль со второй половины XX века стал занимать такой инструмент воздействия на экономику различных стран как особая экономическая зона. Это экономическое явление способствует развитию динамики международного товарооборота, привлечения инвестиций, апробации новых методов менеджмента, обмену технологиями, информацией. И этот перечень не исчерпывающий, он будет дополняться в зависимости от экономического менталитета и потребности того или иного государства.

       В соответствии с международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973), под свободной  зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются  как объекты, находящиеся  за пределами  национальной таможенной территории, и поэтому с них не взимается  стандартный налог1. Можно сказать, что особая экономическая зона -  это территория с иным правовым статусом, режимом по сравнению с другими территориями в сфере таможенных, налоговых, хозяйственных отношений.

       Мировая практика показывает, что различного рода экономические зоны (независимо от того, как их называют – свободные  экономические зоны, особые экономические  зоны, зоны свободной торговли или  как-то иначе) способны быть инструментом, стимулирующим экономическое развитие страны в целом или отдельных  направлений экономической деятельности2. Российская Федерация не является исключением из данного механизма экономического развития.

       Актуальность выбранной дипломной работы заключается в том, что особые экономические зоны могут потенциально понести в себе позитивный эффект в выходе России на лидирующие позиции на международной арене посредством развития стабильной, независимой, конкурентоспособной, мощной экономики как необходимой основы.  Крепкая экономическая система любой страны - это залог успешности. Проблематика административно-правого статуса особых экономических зон также заключается в следующем:

- вместе  с Федеральным законом РФ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых  экономических зонах в РФ»,  который упорядочил создание  и функционирование  особых экономических  зон, за 7 лет было принято более  250 разъясняющих и уточняющих  нормативных  актов; 

- до  сих пор не принята единая  Концепция развития особых экономических  зон в России, которая позволила  бы определить направления развития  экономики исходя из современных реалий и избежать повторения ошибок, которые были допущены при создании зон в 1990-е гг.;

- с подписанием  3 ноября 2010 года Президентом Российской  Федерации  Федерального закона  «О присоединении Российской  Федерации к Международной конвенции  об упрощении и гармонизации  таможенных процедур» от 18 мая  1973 года в редакции Протокола  о внесении изменений в Международную  конвенцию об упрощении и гармонизации  таможенных процедур от 26 июня 1999 года (№ 279-ФЗ) в правовом развитии  Россия вышла на новый уровень,  что требует обобщения;

- интеграции  России в мировую экономику  путем присоединения во Всемирную  торговую организацию; 

- создании  Таможенного союза(Россия, Белоруссия, Казахстан);

- в экономике  сохранена ресурсная зависимость, в частности, от нефти и газа;

- в истории  России особые экономические  зоны имеют как положительные,  так и отрицательные результаты, причем до конца непонятен  и социально-экономический эффект  от их функционирования, в связи  с чем полемика в научном  мире об их роли продолжается  и в наши дни. 

       Информационный  материал об особых экономических зонах нам известен  из трудов  правоведов и экономистов: Е.Ф. Авдокушина, Я.С. Друзика, Т.П. Данько, Т.И. Дейч, С.А. Рыбакова, Н.А. Орлова, П.В. Павлова, С.П. Приходько, Н.В. Воловик, В.В. Ушакова, Н.В. Смородинской и другие.

       Цель дипломной работы заключается в рассмотрении правовых аспектов создания, функционирования и прекращения деятельности особых экономических зон в Российской Федерации, а также в проведении сравнительного анализа положений российского и зарубежного законодательства.

Для достижения целей необходимо решение следующих  задач:

- определить  экономико-социальную сущность особых  экономических зон;

- дифференцировать  виды особых экономических зон;

- рассмотреть  наиболее важные аспекты в  функционировании особых экономических  зон в зарубежных странах;

- обобщить  мировой опыт по регламентации  особых экономических зон;

- рассмотреть  наиболее важные проблемы в  деятельности особых экономических  зонах  Российской Федерации.

       Объектом  исследования являются урегулированные нормами национального права отношения, возникающие в связи с учреждением и функционированием особых экономических зон, а также их государственным управлением.

В соответствии с поставленной целью и объектом структура нашей работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

       Использованные  источники для написания дипломной работы, можно разбить на группы:

1.Нормативно-правовые  источники (Международные, зарубежные  и российские акты)

2.Правоприминительная  практика

3.Научная  литература

4.Статитические  данные (Международных организаций,  интернет-источники).

       При написании дипломной работы были использованы следующие методы познания:

1. общенаучные  (системный, структурно-функциональный, исторический, статистический, формально-логический)

2. общелогические (анализ, синтез, сравнение)

3. частнонаучные (конкретизация, толкование, технико-юридический анализ).

 

1. Особые экономические зоны как форма территориального государственного управления.

    1. Экономико-правовая природа особых экономических зон.

       Генезис особых экономических зон (далее  ОЭЗ) прошел исторически долгий путь от торговых городов-портов среднего века до инновационных парков современности. Превратившись в неотъемлимый институт мировой экономики, их роль, формы и вид существенно изменились, они существуют и действуют во многих странах мира. Придавая большой приоритет деятельности особым экономически зонам, многие государства предусматривают внедрение системы экономико-правовых и социальных мер по их поддержке, в частности, это поощрительная налоговая и финансовая политика, что очень важно для любой начальной работы хозяйственного субъекта.

       Опыт  создания особых экономических зон  существенно неоднообразен в зависимости от уровня развития страны. В наши дни в индустриально развитых странах особые экономические зоны представлены всеми типами зон, но наибольшее развитие получили зоны свободной торговли и технико-внедрические зоны, когда как в развивающихся и государствах с переходной экономикой – производствеенные зоны.

       Сегодня российская экономика переживает ключевой момент в своей истории. Будет ли сохранена ресурсная зависимость или Россия сможет осуществить реформирование своей экономики в позитивную сторону - это вопрос времени.

Многие  видят будущее страны в инновационном развитии экономически перспективных экономических зон. В основу создания таких зон положены общие идеи государственно-частного партнерства и конкретные правила законодательства об особых экономических зонах в России.

       Административно-правовой режим особых экономически зон имеет  специальное законодательство, которое  охватывает следующий круг вопросов: налогообложение; административный режим; таможенное регулирование; имущественные отношения; лицензирование; визовое оформление; управление особой эномической зоной; банковская деятельность; предоставление концессий; гарантии прав инвесторов. Определенную специфику в особой экономической зоне могут иметь также нормы трудового и социального законодательства3.

       В настоящее время особые экономические  зоны с тем или иным успехом  на отдельных территориях функционируют  более чем в 140 государствах. Самое  большое количество особых экономических  зон работает в Соединенных Штатах Америки, по подсчетам специалистов, в США их более 100. В США функционируют  три категории особых экономических  зон: зоны внешней торговли, предпринимательские  зоны, технологические парки4.

       В России особые экономические зоны появились  в 90-х гг. конца XX века. Объективная необходимость создания особых экономических зон заключалась в решении экономических, социальных и даже политических задач в условиях капиталистичеких отношений.

       В работе «Свободные экономические зоны»  Р.И. Зименков, определил цели создания особых экономических зон и классифицировал их на экономические, социальные и научно-технические5.

       Экономические цели создания ОЭЗ:

- активизация и расширение внешнеторговой, а также внешнеэкономической деятельности в целом;

-      привлечение в экономику иностранных и национальных инвестиций;

- повышение  конкурентоспособности национального  производства и его экономической  эффективности;

- увеличение  экспорта и рационализация импорта;

- рост  национальных поступлений в бюджет  страны и регионов.

Информация о работе Административно-правовой статус особых экономических зон