Административно-правовой статус особых экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 02:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в рассмотрении правовых аспектов создания, функционирования и прекращения деятельности особых экономических зон в Российской Федерации, а также в проведении сравнительного анализа положений российского и зарубежного законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………...............................................7
1.1 Экономико-правовая природа особых экономических зон………..….7
1.2. Международный правовой опыт регламентации особых экономических зон……………...…………………………………………………19
2. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РФ..............................................................................30
2.1. Порядок учреждения особых экономических зон в РФ……….….….30
2.2. Правовые проблемы функционирования особых экономических зон..………………………...………………………………..………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….…56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………...…………............60

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!.docx

— 114.33 Кб (Скачать файл)

       Для повышения эффективности административно-правового регулирования режима особых экономических зон в России необходимо введение комплексного законодательства в отношении особых экономических зон, создание оптимальных методов контроля за его исполнением, а также внедрение мер по стабилизации экономической, финансовой и социальной ситуации в стране. Это позволит, используя правовой режим особой зоны, привлечь новых резидентов, обеспечить развитие территорий их дислокации, стать действенным инструментом интеграции экономики страны в систему мирохозяйственных связей.

       По  нашему мнению, к вышеперечисленным  предложениям должны быть осуществлены также  изменения по следующим  вопросам:

-        прежде всего нужно отказаться от создания зон на базе коммерческого соглашения трех уровней государственной власти;

-          нужно начать двигаться в сторону организации зон нового поколения, когда они являются не столько участком территории, сколько особым институциональным режимом, благоприятствующим образованию кластерных альянсов трех структур – университетских (научных) кругов, бизнеса и государства;

-             в современных условиях преференциальные режимы должны быть нацелены не на отдельные технологические прорывы, а на массовую кластеризацию национальной экономики;

-         важным является инновационность в деятельности особых экономических зон, которая проявляется, прежде всего, в том, что создание всей инфраструктуры особой экономической зоны привносит в конкретную национальную экономику новые способы производства;

-      государству стоит создавать  социальные программы для стимулирования  формирования у населения инновационного  менталитета;

-              целесообразно законодательно закрепить приобщение участников особых экономических зон к законотворческому процессу.

       Цель  дипломной работы заключалась в рассмотрении правовых аспектов создания, функционирования и прекращения деятельности особых экономических зон в Российской Федерации, а также в проведении сравнительного анализа положений российского и зарубежного законодательства, и, на наш взгляд, эта цель была достигнута в ходе тщательного исследования.

       Содержащиеся в работе теоретические положения и аналитические выводы способствуют дальнейшим научным исследованиям проблем административно-правового регулирования института особых экономических зон в Российской Федерации. В частности, предложения, касающиеся совершенствования законодательства регулирующего отношения по функционированию особых экономических зон на территории Российской Федерации могут быть использованы как в нормотворческой деятельности при разработке правовых норм, так и в правоприменительной практике государственных органов. Именно такие подходы, озвученные в работе, делают нашу экономику и страну постиндустриальной.

 

 

Список  использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст // Российская газета.– 1993. – 25 дек.
  2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в ред. Протокола 26.06.1999) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 32, ст. 4810.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон № 195-ФЗ ( в ред. ФЗ от 01.03.2012) // Российская газета. – 2001. – 31 дек.
  4. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) ( в ред. от 16.04.2010).
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон № 117-ФЗ (в ред. ФЗ от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.
  6. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон № 116-ФЗ (в ред. ФЗ от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 30 (ч. 2). – Ст. 3127.
  7. Об     основах     государственного     регулирования     внешнеторговой деятельности: Федеральный закон № 164-ФЗ (в ред. ФЗ 06.12.2011)  // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 50. – Ст. 4850.
  8. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон № 160-ФЗ (в ред. ФЗ 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – 12 июля. – Ст. 3493.
  9. Об особой экономической зоне в Калининградской области: Федеральный закон № 13-ФЗ (в ред. ФЗ 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 4. – Ст. 224.
  10. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон № 101-ФЗ  (в ред. ФЗ 01.12.2007) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 29. – Ст. 2757.
  11. О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ (ред.  ФЗ от 21.11.2011)  // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 1. – Ст. 7.
  12. Об утверждении правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны: Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 №564 // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 38. – Ст. 3822.

    Литература

  1. Арутюнов Д.Р., Проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах // Современное право. 2006. № 9. С. 21 - 25.
  2. Арутюнян Л.О., Особые экономические зоны как фактор стимулирования развития инновационной деятельности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация. 2006. № 4(20).
  3. Авдокушин, Е. Ф., Международные экономические отношения: учеб. / Е. Ф. Авдокушин. – М.: Юристъ, 1999. – 368 с.
  4. Багаутдинов А.Н., Проблема понятия особых экономических зон в российском праве // Право и государство: теория и практика. 2007. № 9. С. 104 - 108.
  5. Батыров М.В.,Правовые механизмы регулирования отношений в сфере функционирования особых экономических зон Российской Федерации» Международное публичное и частное право», 2011, № 2
  6. Богуславский М.М., Международное частное право. М., 2004.
  7. Богуславский М. М., Международное частное право: учеб. / М. М. Богуславский. – М.: Юрист, 2004. – 412 с.
  8. Вишняков В.Г., Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. № 1.
  9. Данько Т. П., Свободные экономические зоны / Т. П. Данько, З. М. Окрут. – М.: Инфра – М., 1998.
  10. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации. М., 2009.
  11. Доронина      Н.Г.,      «Особые      экономические      зоны»       во внешнеэкономической деятельности / Н. Г. Доронина // Журнал российского права. – 2004. – № 6. – С. 95–105.
  12. Друзик Я.С., Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства. М., 2000.С. 53.
  13. Ильин А.Ю., Особые экономические зоны: экономико-правовой аспект создания, развития и действия // Финансовое право. - М.: Юрист, 2011, № 4. - С. 26-31.
  14. Смородинская Н.В., Организация особых экономических зон в мировой и российской практике: концептуальные проблемы// Вестник Института экономики РАН. №3/2011. Научный журнал. М.: ИЭ РАН, 2011. – 427с.
  15. Смородинская, Н.В., Свободные экономические зоны: уроки мировой практики / Н. Смородинская, Г. Белова, О. Богачева. – Москва: Просвещение, 1993. – 305 с.
  16. Смородинская Н.В., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы //Российский экономический журнал. -1994. - №12. С. 126.
  17. Трошкина Т.Н., Перспективы регионального развития в свете формирования особых экономических зон в РФ: проблемы внешнеторгового и таможенного регулирования // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2008. № 1(4).
  18. Зименков Р.И., Опыт США в создании и функционировании свободных экономических зон // Инвестиции в России. 2005. № 8. С. 3.
  19. Зименков Р.И., Свободные экономические зоны: Учеб.пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 223 с.
  20. Кари Л., Особые экономические зоны в России: что они могут предложить иностранным фирмам // Экономическая политика. - 2009. – № 5. - С.149-165.
  21. Калинина Л.Е., Государственная политика в сфере туризма: туристско-рекреационные особые экономические зоны // Туризм: право и экономика. - М.: Юрист, 2006, № 5. - С. 23-27.
  22. Кокорин В.А., Современные проблемы административно-правового регулирования офшорных институтов // Государство и право. 2007.
  23. Павлов П.В., Административно-правовое регулирование режима особых экономических зон в России; «Административное и муниципальное право», 2010, № 12.
  24. Рыбаков С.А., Реформирование российской модели особых экономических зон: правовые инструменты и перспективы / С. А. Рыбаков // Право и экономика. - 2010. - № 10. - С. 18-21.
  25. Лисица В.Н., Особые экономические зоны в Российской Федерации. Новосибирск, 2010. С. 32 - 34, 115 - 125.
  26. Цяньшэн П., Кай В., Опыт китайских зон технико-экономического развития / Пер. с кит. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 229 - 235.
  27. Шаститко А.Е., Яковлева Е.Л. Принципы организации особых экономических зон в Российской Федерации // Информационно-аналитический бюллетень. 2003. № 46. С. 6.
  28. Шмонов Н.Н., Историческое исследование проблем развития особых экономических зон. -Казань: Изд-во КГУКИ, 2010. - 158с.
  29. Особенности правового статуса резидентов особых экономических зон//С.А. Рыбаков, Налоги. 2010. № 3. С. 9 – 14.
  30. Особые экономические зоны в России: Правовое регулирование / А.В. Пушкин, И.Г. Богданов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — 228 с.
  31. Официальный информационный ресурс  Министерства Экономического развития РФ (электронный ресурс) //  Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/deposobeczone/doc20120117_009 (дата обращения: 28.03.2012).
  32. Частный некоммерческий сайт проета «Туманган» (электронный ресурс) //  Режим доступа: http://www.tumangan.ru  (дата обращения: 14.03.2012).
  33. Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны». – URL: http://www.oaooez.ru/management_company/ ( дата обращения: 31.01.2011).
 

 

Приложение 1. Базовые модели особых экономических зон в мировой практике38

Виды  ОЭЗ Размеры (кв.км) Наличие таможенной границы Базовые льготы Регионы / страны распространения
1. Зоны  свободной торговли 3,0 – 5,0 Обязательно Администрат.,

таможенные

Развитые и  развивающиеся страны, на территории которых расположены транспортные узлы
2. Производственные  

А) точечные

 

Б) промышленные

парки

 
 
1,0-2,0  

0,1-0,5

1,0-20,0

 
 
Отсутствует  

Не обязательно

 
Администрат.,

таможенные

 

Администрат.,

таможенные

Бразилия, Мексика, Пуэрто-Рико, Филиппины  

Карибский бассейн, Мексика,ЮВА, Россия

В) торгово-производственные 1,0-4,0 Обязательно Администрат.,

таможенные

США
Г) зоны малого бизнеса 0,01-3,0 Отсутствует Администрат., налоговые, финансовые Великобритания, Франция, Индия, Ближний Восток, Аргентина
3. Технико-внедренческие 2,-20,0 Не обязательно Администрат., налоговые Страны ЮВА, Россия
4. Комплексные  

А) специальные  экономические

 

Б) территории особо  режима

 
 
16,0-330,0  
 

15-200 тыс. (под  льготами до 10 тыс.)

 
 
Обязательно  
 

Обязательно для  части зоны

Администрат., таможенные,

налоговые, финансовые

 

Администрат., таможенные,

налоговые, финансовые

 
 
Китай

Бразилия

 

Аргентина, Россия(Калининградская  и Магаданская ОЭЗ)



Информация о работе Административно-правовой статус особых экономических зон