Административно-правовой статус особых экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 02:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в рассмотрении правовых аспектов создания, функционирования и прекращения деятельности особых экономических зон в Российской Федерации, а также в проведении сравнительного анализа положений российского и зарубежного законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………...............................................7
1.1 Экономико-правовая природа особых экономических зон………..….7
1.2. Международный правовой опыт регламентации особых экономических зон……………...…………………………………………………19
2. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РФ..............................................................................30
2.1. Порядок учреждения особых экономических зон в РФ……….….….30
2.2. Правовые проблемы функционирования особых экономических зон..………………………...………………………………..………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….…56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………...…………............60

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!.docx

— 114.33 Кб (Скачать файл)

На этом этапе резко возрастает скорость привлечения иностранных инвестиций. Сравнивая показатели 1991 г. и 1996 г., можно увидеть, что прирост объемов инвестиционных проектов составил 623%.

       Помимо  внедрения технологий, некоторые  из предприятий с иностранным  капиталом, обосновавшиеся в зонах  стали создавать там исследовательские  центры. Таким образом, новые проекты  уже не были экспериментальными, а являлись существенными и долгосрочными планами корпораций в отношении развития крупной промышленности. Происходит увеличение стоимости промышленного продукта в приморских зонах технико-экономического развития. В 1996 г. этот показатель по сравнению с результатами 1991 г. вырос на 858,2%25.

       В 90-е годы происходит значительное увеличение числа зон технико-экономического развития. С четырнадцати число зон  увеличилось до тридцати двух, и  располагались они теперь более  чем в половине провинций, автономных районах и городах центрального подчинения.

       Таким образом, в рамках особых экономических  зон начинают формироваться конкурентоспособные  региональные кластеры26.  В силу этого в рамках кластеров происходит улучшение инфраструктуры, благодаря использованию региональных преимуществ, улучшается инвестиционный климат, основанный на высоком уровне условий производства, специализация кластера способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции.

       С 1998 г. и по настоящее время происходит замедление скорости развития особых зон. Такие показатели, как объем продаж промышленного продукта и объем продаж промышленного продукта предприятий с иностранным капиталом, сократились со среднегодовых 57,1% и 68,6% на третьем этапе до 40,8% и 38,1% на четвертом.

Говоря  о положительных результатах, можно отметить, что, в настоящий момент Китай, по уровню технологического развития опережает Россию и Бразилию, а в скором будущем по объему ВВП обгонит и США.   В особых зонах реально действует политико-правовая система содействия высокотехнологичным отраслям и защиты интеллектуальной собственности. Внедряются новые формы привлечения иностранного капитала.

       К основным причинам их успешного применения относят политику открытости Китая  внешнему миру, правильность выбора места  организации специальных экономических  зон, специальную налоговую политику и создание льготного режима налогообложения, избыток трудовых ресурсов и сравнительную  дешевизну труда работников, а  также стабильность и преемственность  политического курса КНР27.

       В рамках мирового опыта по инновационным  методам развития особых экономических  зон стоит отметить один уникальный проект. Это проект создания особой экономической зоны, которая бы располагалась на территории нескольких государств и функционировала по единым правилам, несмотря на внутренние национальные ограничения каждой страны-участницы. Такой проект существует, и Россия в нем учавствует, название этого проекта «Туманган».

       Cуть проекта «Туманган» заключается в создании международной экономической зоны, территориально располагающейся на территории 10000 кв.км, границы которого расположены в треугольнике порта Чончжин (КНДР), г. Яньцзи (КНР) и Владивосток (Россия).

Целью программы  «Туманган» является:

       развитие  района Туманган через скоординированную стратегию развития в нем транспорта, инфраструктуры, торговли, промышленности, туризма;

       развитие  организационных и законодательных  форм, человеческих и природных ресурсов;

       защита  окружающей среды.

Под районом  развития Туманган, предложенным в проекте ООН «Договора о сотрудничестве по программе развития зоны Туманган», понимается территория КНДР, КНР и России, прилегающая к бассейну реки Туманная (Туманган, Тумыньцзян) и включающая часть провинции Северный Хамген КНДР, корейского автономного национального района провинции Цзилинь и южной части Приморского края - от Хасана до порта Восточный.

       В перспективе должна возникнуть единая особая экономическая зона «Туманган»: на стыке границ трех государств — Китая, Северной Кореи и России — на территории примерно в 10 тыс. кв. км и с населением 300 млн человек. Также должна возникнуть новая транспортная магистраль из Северо-Восточной Азии в Европу. В рамках расширения проекта было много перспективных задумок – вроде соединения Транскорейской и Транссибирской магистрали и создания общей энергосистемы28.

       Можно сказать, что объективный потенциал  для реализации первоначальных идей, как связанных с самим проектом Туманган, так и в более широком плане - формированием интегрированной экономической зоны,  имеется. И в свою очередь этот проект должен развиваться несмотря на все политические ограничения. Инновационность этого проекта должно поддерживаться мировым сообществом и посредником между государствами должна быть ООН.

       Анализ  богатой мировой практики создания и функционирования свободных экономических зон позволяет сформулировать некоторые общие выводы29.

Первое  заключается в том, что особые экономические зоны практически  никогда не развиваются в четком соответствии с первоначальным планом их создания. Непредсказуемость результатов присуще всем инновационным экономическим проектам.

Второе: каждому типу зон должен соответствовать свой индивидуальный набор льгот и преференций, обеспечивающий оптимальное функционирование бизнеса именно в данной конкретной зоне с учетом всех ее особенностей. При этом принципиально, чтобы система льгот и гарантий была максимально прозрачна для инвесторов, закреплена законодательно и отличалась стабильностью, т.е. не подвергалась существенным изменениям в течение по крайней мере 10 лет.

Третье: успех любой промышленно-производственной зоны определяется не только ее внутренней рентабельностью, но и ее международной конкурентоспособностью относительно других особых зон, расположенных в различных странах мира. Поэтому прогноз конкурентоспособности зоны в международном масштабе должен служить одним из основных параметров при планировании, так как в противном случае иностранные инвесторы предпочтут свободные зоны, более благоприятные с точки зрения инвестирования финансовых средств и ведения бизнеса.

Четвертое: финансовые и социальные дивиденды от создания особой экономической зоны могут быть как значительно больше, так и меньше изначально планируемых. Экономическая эффективность особой экономической зоны определяется не в первый год ее работы, а в среднем — через 4-7 лет, так как за более короткое время вложенные инвестиции просто не могут окупиться.

Пятое: важным свойством является инновационность в деятельности особых экономических зон, которая проявляется прежде всего в том, что создание всей инфраструктуры особой экономической зоны привносит в конкретную национальную экономику новые способы производства.

       В свете вышесказанного особые экономические  зоны выступают инструментом связи  между мировой экономикой и экономикой конкретной страны и представляют собой  пример наиболее прогрессивных форм развития экономики в целом. 

2. Правовые вопросы  функционирования особых экономических зон в РФ.

2.1. Порядок  учреждения особых экономических  зон в РФ.

       В мировой практике сложилось два  альтернативных подхода к процедуре  создания зон – методом «сверху» и методом «снизу». Первый вариант  характерен для зон, создаваемых  по инициативе и за счет государства  усилиями центральных или региональных властей (практика Индии, Южной Кореи, Тайваня), либо усилиями государственных  корпораций (практика Великобритании, Латинской Америки). Второй вариант  касается зон всех прочих форм собственности. Он допускает чисто заявительный порядок организации ОЭЗ (США, Канада, Западная Европа) или требует утверждения  со стороны государственных органов (Аргентина, Турция). Вместе с тем  принципиальное значение для успешного  функционирования ОЭЗ имеют не столько  способ ее создания или ее форма  собственности (известны примеры успеха частных парков в США), сколько  соответствие этих параметров конкретным потребностям экономического развития страны30. С этой точки зрения у национальных властей имеются три концептуальные альтернативы в вопросе зональной политики:

 

1) содействовать  общему улучшению делового климата  в стране в расчете на самообразование  зон «снизу» по инициативе и за счет частного капитала;

2) строить  государственные зоны «сверху»  на государственные средства  и в соответствии со специальной  программой;

3) прямо  и косвенно поддерживать инициативу  «снизу», исходящую от частного  бизнеса и местных сообществ,  предоставляя льготы и стимулы  организаторам проектов.

 
 

       Как было отмечено из вышеперечисленного, в России особые экномические зоны создаются методом «сверху»  по инициативе центральных и региональных властей.

       Собственно  процедура создания особой экономической  зоны определена Федеральным законом  от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации» и  Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 N 563 (ред. от 31.01.2008) «Об утверждении  Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических  зон».

       Сам процесс создания особой экономической  зоны в России можно разбить на этапы:

1. Объявление  конкурса на создание ОЭЗ.

2. Разработка  претендентами технико-экономического  обоснования ОЭЗ; подача заявок  на создание ОЭЗ.

3. Поведение  итогов на создание ОЭЗ одного  типа; по результатам конкурса  объявляются победители.

4. Утверждение  результатов конкурса и нормативно-правовое  закрепление решений конкурсных  комиссий о создании ОЭЗ.

5. Завершающий  этап – заключение трехстороннего  соглашения.

 

       Министерство  экономического развития Российской Федерации  принимает решение о проведении конкурса, утверждает его результаты и конкурсную документацию, а также  организует конкурс по каждому типу особой экономической зоны отдельно.

       Информационное  сообщение о проведении конкурса должно быть опубликовано в официальном  печатном издании, определяемом организатором  конкурса, и размещено на официальном  сайте в сети Интернет, определяемом организатором конкурса, не позднее чем за 45 дней до даты окончания приема заявок.

       Информационное  сообщение о проведении конкурса включает в себя:

    а) дату и время начала и окончания  приема заявок;

    б) адреса пунктов приема заявок и документов (с указанием в случае необходимости  времени приема, номера комнаты, номера телефона);

    в) дату, время и место подведения итогов конкурса и вскрытия конвертов  с заявками;

    г) порядок и место получения  конкурсной документации;

    д) порядок оценки заявок (по балльной системе) и определения победителей  конкурса;

    е) способ уведомления участников конкурса о результатах конкурса и способ уведомления претендентов об их допуске (отказе в допуске) к участию в  конкурсе.

       Для осуществления конкурсных процедур образуются комиссия по отбору заявок на создание особых экономических зон  промышленно-производственного типа, комиссия по отбору заявок на создание особых экономических зон технико-внедренческого типа, комиссия по отбору заявок на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа и комиссия по отбору заявок на создание портовых особых экономических  зон (далее - комиссии).

       Претендентами на участие в конкурсе являются высшие исполнительные органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  совместно с исполнительно-распорядительными  органами муниципальных образований, подавшие организатору конкурса заявки на создание особых экономических зон.

       Участниками конкурса признаются высшие исполнительные органы государственной власти субъектов  Российской Федерации совместно  с исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований, которые были допущены комиссиями к конкурсному отбору.

Расходы, связанные с подготовкой и  представлением заявок, несут претенденты. Комиссии вправе отклонить все заявки, если они не отвечают требованиям, предусмотренным  конкурсной документацией.

       Число членов каждой из комиссий должно быть нечетным и составлять не менее 9 человек. В состав комиссии по отбору заявок на создание особых экономических зон  промышленно-производственного типа включаются представители организатора конкурса, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы.

       В состав комиссии по отбору заявок на создание особых экономических зон технико-внедренческого типа включаются представители организатора конкурса, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства образования  и науки Российской Федерации, Министерства информационных технологий и связи  Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы и Российской академии наук.

Информация о работе Административно-правовой статус особых экономических зон