Административно-правовой статус особых экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 02:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в рассмотрении правовых аспектов создания, функционирования и прекращения деятельности особых экономических зон в Российской Федерации, а также в проведении сравнительного анализа положений российского и зарубежного законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………...............................................7
1.1 Экономико-правовая природа особых экономических зон………..….7
1.2. Международный правовой опыт регламентации особых экономических зон……………...…………………………………………………19
2. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РФ..............................................................................30
2.1. Порядок учреждения особых экономических зон в РФ……….….….30
2.2. Правовые проблемы функционирования особых экономических зон..………………………...………………………………..………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….…56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………...…………............60

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!.docx

— 114.33 Кб (Скачать файл)

       Социальными целями являются:

- создание  новых рабочих мест, роль занятости  населения;

- обучение  и подготовка квалифицированных  рабочих, инженерных, хозяйственных  и управленческих кадров с  учетом использования мирового  опыта;

- насыщение  национального рынка высококачественными  товарами и услугами производственного  и потребительского назначения;

- рост  благосостояния и уровня жизни  населения;

- ускорение  развития остальных регионов  за счет концентрации в пределах  зон ограниченных национальных  ресурсов;

       В качестве научно-технических целей  можно выделить:

- активное  использование новейших зарубежных  и отечественных технологий;

- ускоренное  внедрение результатов НИОКР;

- концентрация  научно-технических кадров, в том  числе зарубежных, на приоритетных  направлениях;

- привлечение  опыта и научно-исследовательских  достижений научно-технических центров;

- повышение  эффективности используемых производственных  мощностей.

       Понятие «особоя экономическая зона» в научном мире трактуется по-разному, но суть выгодных префенций одной территории над другой остается всегда. Определение особой экономической зоны (свободной экономической зоны) дается в ряде научных работ и учебных пособиях, подготовленных российскими учеными. Так, авторы учебного пособия «Свободные экономические зоны» (1997) В. Г. Игнатов и В. И. Бутов дают следующее определение: «Свободные экономические зоны - ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач»6. Как отмечают Н. Смородинская, А. Капустин, «свободная зона - это не только и не столько обособленная географическая территория, но скорее часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льготи стимулов, неиспользуемая в других его частях»7. Логинова Е.В. считает, что «свободная экономическая зона - это часть территории страны, создаваемая по инициативе центральных или местных органов власти и хозяйственного руководства, в которой на основе «пакета» законодательных и нормативных актов с учетом комплекса взаимовыгодных интересов страны, территории самой зоны, хозяйствующих на ней субъектов устанавливается льготный режим хозяйствования, определяются границы зоны, специализация и приоритеты развития отраслей и производств хозяйства с целью достижения целей и задач развития экономики зоны и национальной хозяйственной системы страны в целом»8.

       В современных теоретических работах  экономистов и правоведов, посвященных  проблемам особых экономических  зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов  государственного вмешательства в экономические процессы или как уникальная форма государственно-частного партнерства. Эта формулировка понятия «особая экономическая зона» охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования9. При таком подходе под особой экономической зоной подразумевается часть национального экономического пространства с определенной системой льгот и стимулов для бизнеса.

       Понятие особой экономической зоны дается в  ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах  в Российской Федерации» и определяется как «часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой  действует особый режим осуществления  предпринимательской деятельности, а также может применяться  таможенная процедура свободной  таможенной зоны».

       Исходя  из данной легальной дефиниции, особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории России, кроме этого, в особой экономическей зоне устанавливается особый льготный режим по сравнению с общим режимом производственных инвестиций предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, а так же и потому, что в законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» отмечено, что особые экономические зоны относятся к категории особых режимов внешней торговли наравне с приграничной торговлей10.

       С 2005 по 2007 год в отношении особых экономических зон в России был  принят ряд законодательных актов, для которых предусматривалась  — в зависимости от функционального  назначения — следующая типологизация:

1) технико-внедренческие;

2) промышленно-производственные;

3) туристско-рекреационные;

4) портовые;

5) так  называемые «старые» эномические зоны 1990-х годов (в Калининградской и Магаданской областях);

6) игорные  зоны.

На данный момент на территории России создано 30 особых экономических зон, в том числе: 4 — технико-внедренческие, 4 — промышленно-производственные, 13 — туристско-рекреационных, 3 — портовые, 2 «старые» и 4 — игорные.

       Технико-внедренческие  зоны созданы в Санкт-Петербурге, Томске и Московской области (города Дубна и Зеленоград). Специализация зоны в Санкт-Петербурге — научное приборостроение, в Томске — промышленная электроника и биотехнологии, в Дубне — информационные и ядерные технологии, в Зеленограде — микро- и нано- электроника.

       Зоны  промышленно-производственного  типа расположены в Липецкой области и Республике Татарстан. Первая специализируется на производстве бытовых электроприборов и промышленном приборостроении; вторая — на узлах и деталях для автомобильной промышленности, а также на продукции химической промышленности.

       Туристско-рекреационные  зоны появились на западе (Калининград), юге (Краснодар и Ставрополь), а также в азиатской части России (Бурятия, Иркутск, Республика Алтай, Алтайский край).

       Портовые  зоны создавались как инструмент развития транспортно-логистических узлов  в России. Последние могут формироваться на базе морских и речных портов, а также аэропортов. Особый зональный режим предусматривает предоставление таможенных льгот и налоговых стимулов как российским, так и иностранным компаниям, работающим в портах, где действует этот режим. К настоящему времени портовые зоны созданы в Красноярске (Восточная Сибирь), Ульяновске (Поволжье), Советской Гавани и Хабаровске (Дальний Восток).

       Законодательство общего характера для особых экономических зон, не распространяется на «старые» зоны, созданные в 1990-е годы.

Последние функционируют на основе специальных законодательных актов, принятых на момент образования этих зон. «Старые», особые экономические зоны действуют в Магадане, расположенном на Дальнем Востоке11, и в Калининграде — российском эксклаве, который оказался отделенным от остальной территории РФ Литвой и Польшей12. Калининград наиболее преуспел как в получении, так и в сохранении на своей территории особого статуса. На наш взгляд, сохранение привилегированного положения Калининградского региона объясняется скорее его уникальным геостратегическим положением.

       Игoрные зоны планируется сделать единственными территориями в Рoссии, где разрешены азартные игры. Закон об игoрнoм бизнесе разрешает азартные игры на территории четырех российских регионов: Калининградской области, Алтайского, Краснодарского  и Приморского  краев13.

       Отличие нынешних особых экономических зонот прошлых, созданных в 90-е годы прошлого века, в основном заключается в качественной неразработанности нормативно-правовой базы. В настоящее время правовое регулирование организации и деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации осуществляется на основании Соглашения «по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» от 18 июня 2010 года, иными актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах и иным законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

       Особый  режим осуществления предпринимательской  деятельности связан с выстраиванием  специальной системы администрирования, налоговых льгот и преференций  для инвесторов:

1. Базисом,  как правило, особых экономических  зон становятся территории, где  расположены ориентированные на  экономические связи транспортные  узлы. Это, прежде всего, порты  (морские и речные, аэропорты), связанные  с другими территориями - потенциальными  рынками или источниками сырья  - подъездными путями, располагающими  энергетическими мощностями и  т.п.;

2. Налогообложение  резидентов особых экономических  зон в РФ урегулировано законодательством  о налогах и сборах, актами  субъектов Российской Федерации  и муниципальных властей. Все  инвесторы особых экономических  зон пользуются набором льгот,  гарантированных законодательством. 

       Предприятия, зарегистрированные на территории особой экономической зоны, получают льготу в размере 4,5% по выплате налога на прибыль организации. Таким образом, средняя налоговая ставка по России составляет 20%, в то время как инвесторы  особых экономических зон платят 15.5 – 16%. Инвесторы получают право  не платить налог на имущество  организации с момента постановки имущества на учет (в среднем ставка по налогу составляет в России 2,2%). Инвесторы особых экономических зон освобождаются от уплаты налога на землю (около 1,5%). Инвесторы также полностью освобождаются от уплаты налога на транспортное средство с момента его регистрации (в зависимости от мощности, в различных регионах ставка по данному налогу составляет от 10 до 150 руб./л. с.). Кроме того, дополнительную налоговую преференцию получают инвесторы технико-внедренческих зон: такие компании выплачивают страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, исчисляемые по более низкой ставке, чем на всей территории России.

       Налоговые каникулы, предоставленные органами государственной властина региональном уровне, длятся от 5 до 10 лет.С 1 января 2012 г. до 1 января 2023 г. для организаций - резидентов технико-внедренческих и туристско-рекреационных зон, объединённых решением Правительства РФ в кластер, применяется налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в размере 0%;

3. Режим  свободной таможенной зоны, действующий  на территории особой экономической  зоны, позволяет выгодно размещать  высокотехнологичные предприятия,  для создания которых зачастую  требуется ввозить на территорию  России дорогостоящее оборудование  и компоненты из-за рубежа.

       Ввозимые  на территорию особой экономической  зоны иностранные товары размещаются  и используются без уплаты ввозных  таможенных пошлин, налогов, а также  без применения мер нетарифного  регулирования. Товары Таможенного  союза (Россия, Казахстан и Беларусь) помещаются под режим свободной  таможенной зоны без уплаты вывозной таможенной пошлины, а также без  применения запретов и ограничений. До 1 января 2017 года инвесторы особой экономической зоны вправе ввозить  на внутренний рынок Таможенного  союза продукцию, которая была произведена  с использованием иностранных товаров  на территории особой экономической  зоны, без уплаты таможенных пошлин и налогов, при условии, что товары подверглись достаточной переработке(для инвесторов, зарегистрированных в особых экономических зонах до 1 января 2012 года).

       Также в случае поставки на территорию Таможенного  союза товаров, произведенных на территории ОЭЗ из импортных комплектующих  или сырья, инвестор имеет право  выбрать ставку таможенной пошлины, которая при этом будет применяться, — т. е. ставку на сырье либо на готовую  продукцию;

4. Особый  административный режим (один  регулирующий орган - с 2010 г.  компания ОАО «особые экономические  зоны» (до 2010 г. - Федеральное агентство  по управлению особой экономической  зоны)). ОАО «собые экономические зоны» создано в 2006 г., его единственным акционером является государство. С момента принятия Федерального закона  №116-ФЗ «Об особых экономических зонах» от 22.07.2005 и до 2010 г. компания действовала как заказчик строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере, принцип «одного окна» при регистрации предприятия в зоне;

5. Существенным  преимуществом является гарантия  от неблагоприятного изменения  законодательства о налогах и  сборах  для резидентов особых  экономических зон.

       В соответствии со ст. 38 Федерального закона  №116-ФЗ «Об особых экономических зонах» от 22.07.2005 акты, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов особых экономических зон, не могут применяться к ним в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Исключение сделано лишь в отношении налогообложения подакцизных товаров.

       Как сказанно в ст. 3 Федерального закона РФ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 № 409-ФЗ) «особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции».

Информация о работе Административно-правовой статус особых экономических зон