Правовой режим свободных (особых) экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Опыт создания СЭЗ и особых экономических зон существенно дифференцирован в зависимости от уровня развития страны.
Целью курсовой работы является исследование особенностей функционирования СЭЗ в России, в связи с чем ставится следующий ряд теоретических и практических задач исследования: рассмотрение правового регулирования СЭЗ в России, требований по размещению, механизму создания и функционирования свободных экономических зон, а также условий экономической деятельности иностранных инвесторов и видов предоставляемых им льгот.

Содержание работы

Введение 3
§1. Понятие и виды свободных экономических зон, их правовой статус в России 4
§2. Требования по размещению, механизм создания и функционирования свободных экономических зон 10
§3. Условия экономической деятельности иностранных инвесторов, виды предоставляемых налоговых льгот 16
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

курсовая мчп.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное 

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Кафедра гражданского процесса и правоохранительной деятельности

 

 

Специальность:

Юриспруденция 030501

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по теме:

«Правовой режим  свободных (особых) экономических зон»

 

 

 

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент Алешукина С.А.

Выполнила:

студентка 44 группы

очного отделения

Тырымова Я.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь 2013

 

Содержание

 

 

Введение

Создание свободных  и свободных (особых, специальных) экономических  зон различного типа является одним  из путей обеспечения экономического роста страны. Идея создания свободных экономических зон (далее – СЭЗ) как специально выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях в мировой практике не нова1. СЭЗ должны способствовать решению таких задач, как привлечение иностранных инвестиций, быстрая интеграция в мировую экономику, освоение передового технологического и инновационного опыта.

В своем развитии СЭЗ прошли долгий путь от средневековых торговых городов-портов до инновационных парков и исследовательских центров. Их роль, место и формы серьезно изменились, они существуют и действуют во многих странах мира, превратившись в неотъемлемый институт мировой экономики. Придавая большое значение деятельности СЭЗ, страны размещения таких зон предусматривают внедрение системы экономико-правовых и социальных мер по их поддержке, в которую входят, в частности, поощрительная налоговая и финансовая политика, предоставление различных льгот.

Опыт создания СЭЗ и особых экономических зон существенно дифференцирован в зависимости от уровня развития страны.

Целью курсовой работы является исследование особенностей функционирования СЭЗ в России, в связи с чем ставится следующий ряд теоретических и практических задач исследования: рассмотрение правового регулирования СЭЗ в России, требований по размещению, механизму создания и функционирования свободных экономических зон, а также условий экономической деятельности иностранных инвесторов и видов предоставляемых им льгот.

 

§1. Понятие и виды свободных  экономических зон, их правовой статус в России

Правовое регулирование особых экономических зон в Российской Федерации осуществляется на двух уровнях – международном и национальном. На международном уровне отношения регулируются главным образом Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны 2010 г.2, а также иными актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Национальное законодательство состоит из Федерального закона 2005г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»3, принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов, устанавливающих особенности регулирования конкретных свободных экономических зон. Таким образом, из сферы действия законодательства Российской Федерации об ОЭЗ неоправданно исключены другие федеральные законы4, и прежде всего Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»5 и Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»6.

Отношения в сфере особых экономических  зон могут также регулироваться указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами7, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

Федеральный закон 2005 г. определяет особую экономическую зону (далее – ОЭЗ) как часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Вместе с тем, по мнению А.Н. Багаутдинова, замена термина «свободная экономическая зона» термином «особая экономическая зона» отражает тенденцию усиления контроля государства за внешнеэкономической деятельностью и призвано показать значимость государственного регулирования экономики, в том числе в зонах с особым экономическим статусом8. Н.Г. Доронина же считает необходимым проводить различие между ними. СЭЗ, по ее мнению, используются во внешнеторговой деятельности, а ОЭЗ как образования с особыми экономическими условиями функционирования применяются в инвестиционной деятельности9.

В юридической и экономической  литературе можно также встретить  множество точек зрений на суть ОЭЗ (С.И. Бахтин, А.П. Белов, М.М. Богуславский, А.В. Брызгалин, В.Г. Вишняков, П.Н. Зубов, Р.Ф. Кабиров, Л.Н. Рубцова, Н.А. Черкасов, Ю.А. Чернявская, Н.Г. Швыдак, В.М. Шумилов и др.). Тем не менее все они в целом схожи.

И.Н. Лебединец  полагает, что на территории ОЭЗ существуют особые условия привлечения иностранного капитала, для чего устанавливаются в частности, но не исключительно: 1) упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями; 2) льготный налоговый режим для такого рода предприятий; 3) пониженная арендная плата за землю и другие природные ресурсы; 4) особый таможенный режим; 5) упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизовый10.

Н.А. Черкасов к общим принципам  функционирования зон относит: 1) независимое  управление экономикой в зонах, включая экспортно-импортные операции; 2) беспошлинный импорт товаров и услуг; 3) освобождение от налогов экспорта; 4) льготную плату за землю; 5) льготное налогообложение предпринимательской деятельности; 6) активное привлечение иностранного капитала, в том числе открытие филиалов иностранных банков и компаний11.

Таким образом, на территории ОЭЗ и ОЭЗ резиденты пользуются дополнительными по сравнению с  иными лицами льготами и преимуществами. М.М. Богуславский к числу льгот  относит: 1) упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями; 2) льготный налоговый режим; 3) пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; 4) особый таможенный режим; 5) упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан12.

Анализ действующего российского законодательства позволяет выделить следующие характерные черты ОЭЗ.

Во-первых, резиденту ОЭЗ предоставляется на правах аренды имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности и необходимое для ведения им промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной или портовой деятельности. При этом управляет и распоряжается таким имуществом орган управления ОЭЗ – Федеральное агентство по управлению ОЭЗ и его территориальные органы (п. 8 ч. 1 ст. 8).

Во-вторых, данный орган выполняет  функции заказчика по подготовке документации по планировке территории в границах ОЭЗ и созданию инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны, обеспечивает проведение экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий, выдает разрешения на строительство, ввод объектов в эксплуатацию, а также получает технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществляет передачу этих условий и разрешений на строительство индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию (п. 7, 9 - 11 ч. 1 ст. 8).

В-третьих, налогообложение резидентов ОЭЗ имеет особенности и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 36).

В-четвертых, на территории ОЭЗ действует таможенный режим свободной таможенной зоны (ст. 37).

Наконец, в-пятых, акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ (ст. 38).

Существуют особые условия  для осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях. В частности, на территории ОЭЗ в Калининградской области действует таможенный режим свободной таможенной зоны в отношении товаров, ввозимых на территорию Калининградской области и вывозимых с ее территории, и применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций резидентами, установленный ст. 288.1 и 385.1 Налогового кодекса РФ13 (ч. 10 ст. 4, ст. 8, 17 ФЗ об ОЭЗ в Калининградской области).

Вместе с тем практика создания и функционирования ОЭЗ, ОЭЗ и офшорных зон в других странах свидетельствует о предоставлении более широкого круга льгот и преимуществ для резидентов соответствующих зон14. В этом плане более показательным является Федеральный закон от 30 января 1996 г. N 16-ФЗ «О Центре международного бизнеса «Ингушетия»15, утративший в настоящее время силу. В соответствии со ст. 28 на территории данного Центра компаниям международного бизнеса предоставлялись такие льготы, как полное освобождение от уплаты всех налогов Российской Федерации, за исключением регистрационного и годового сборов; освобождение от таможенных пошлин и сборов товаров, ввозимых на нужды содержания секретарских компаний; сохранение анонимности владельцев компаний международного бизнеса; и другие гарантии.

  В  зависимости  от видов деятельности, которыми резиденты могут заниматься на территориях соответствующих ОЭЗ, их можно разделить на следующие основные типы:

1) промышленно-производственные зоны предназначены для производства высококачественной конкурентоспособной продукции с целью насыщения внутреннего потребительского рынка и производства продукции, способной конкурировать на общемировом рынке16;

2) технико-внедренческие зоны17. Основная цель технико-внедренческих ОЭЗ заключается в разработке новых «прорывных» идей, реализации их в инновационных технологиях и товарах путем доведения до опытного, а затем до массового производства и продвижения на рынки, что активизирует экономику страны в целом. В отличие от промышленно-производственных зон, ориентированных на создание крупносерийного, трудоемкого производства, в технико-внедренческих зонах предполагается разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров; осуществление экспериментального производства небольших партий товаров, создание наукоемкой продукции18;

3) туристско-рекреационные зоны19 создаются для повышения конкурентоспособности туристской и другой деятельности в сфере туризма, развития лечебно-оздоровительных курортов и деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, по разработке и использованию природных лечебных ресурсов;

4) портовые особые экономические зоны20. 30 октября 2007 г. были внесены изменения в Закон об ОЭЗ в части создания четвертого вида ОЭЗ – портовых зон, которые предполагается располагать на территориях аэропортов, морских и речных портов России, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Целью создания портовых зон является привлечение инвестиций в осуществление деятельности по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта, производству морских, речных и воздушных судов на территории зон.

 

§2. Требования по размещению, механизм создания и функционирования свободных  экономических зон

Требования  по размещению свободных экономических  зон главным образом касаются земельных участков, образующих ОЭЗ. В их отношении, в первую очередь, действует общее требование о государственном кадастровом учете с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»21. При этом Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» установил ряд специальных требований к земельным участкам, образующим ОЭЗ.

Во-первых, ОЭЗ, за исключением портовых ОЭЗ, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности (часть 1 статьи 5). Во-вторых, ОЭЗ, за исключением туристско-рекреационной и портовой ОЭЗ, не может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований и не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования (часть 3 статьи 4).

Кроме того, для отдельных  видов ОЭЗ существуют специальные  условия создания. Так, промышленно-производственные ОЭЗ создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более 20 кв. км. На момент создания такой зоны земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты (часть 2 статьи 5). Технико-внедренческие ОЭЗ создаются не более чем на трех участках территории, общая площадь которых не должна превышать 4 кв. км (часть 2 статьи 4). На момент создания такой зоны земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций (часть 3 статьи 5).

Информация о работе Правовой режим свободных (особых) экономических зон