Правовой режим свободных (особых) экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Опыт создания СЭЗ и особых экономических зон существенно дифференцирован в зависимости от уровня развития страны.
Целью курсовой работы является исследование особенностей функционирования СЭЗ в России, в связи с чем ставится следующий ряд теоретических и практических задач исследования: рассмотрение правового регулирования СЭЗ в России, требований по размещению, механизму создания и функционирования свободных экономических зон, а также условий экономической деятельности иностранных инвесторов и видов предоставляемых им льгот.

Содержание работы

Введение 3
§1. Понятие и виды свободных экономических зон, их правовой статус в России 4
§2. Требования по размещению, механизм создания и функционирования свободных экономических зон 10
§3. Условия экономической деятельности иностранных инвесторов, виды предоставляемых налоговых льгот 16
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

курсовая мчп.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Особыми являются требования, предъявляемые к территориям, на которых создаются портовые ОЭЗ – на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации (часть 2.1 статьи 4), а именно на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, которые выполняют международные воздушные перевозки; такие ОЭЗ могут включать в себя части территорий и (или) акваторий морских портов, речных портов, территорий аэропортов. Портовые ОЭЗ могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, расширения, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. В границах портовых ОЭЗ могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»22. Однако они не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров (часть 2.2 статьи 4). Такие зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу или объединены акваторией морского порта, акваторией речного порта и площадь которых составляет не более 50 кв. км (часть 2.3 статьи 4).

Права собственности на земельные  участки, на которых планируется  создание ОЭЗ, и на иные объекты недвижимости, расположенные на таких земельных  участках, подтверждаются соответствующими документами (свидетельствами о  государственной регистрации прав, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и т.д.) – установленными Приказом Минэкономразвития России N 439 «Об утверждении Порядка оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечня документов, прилагающихся к заявке»23.

В отличие от промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных  и портовых ОЭЗ, предусмотренных  Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях созданы федеральными законами. Статья 3 Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» устанавливает, что ОЭЗ в Магаданской области – это территория, которая расположена в административных границах г. Магадана. При этом следует отметить, что налоговые льготы, установленные статьей 5 данного федерального закона, предоставляются участникам ОЭЗ при осуществлении хозяйственной деятельности не только на территории ОЭЗ, но и в пределах Магаданской области.

Учитывая, что в ОЭЗ  в Магаданской области входит не вся ее территория, органы государственной  власти Магаданской области однажды  предприняли попытку расширить территорию ОЭЗ посредством принятия Закона Магаданской области от 5 июля 1999 г. N 80-ОЗ «Об изменении административно-территориального устройства Магаданской области», что было предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации. Закон был направлен на упразднение муниципального образования «Ольский район» и присоединение его территории к территории г. Магадана без учета мнения населения этого муниципального образования - местный референдум по данному вопросу не проводился. В результате Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации подтвердила, что рассматриваемый закон был принят Магаданской областной Думой в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, но с нарушением Европейской хартии местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и тем самым нарушил права заявителей и жителей указанного муниципального образования на местное самоуправление. Как следствие, местный законодатель неправомерно включил территорию муниципального образования «Ольский район» в состав территории муниципального образования г. Магадан24.

Сама процедура  создания ОЭЗ выглядит следующим образом. Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта РФ и муниципального образования принимается Правительством РФ и оформляется соответствующим постановлением. Для этого высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство РФ заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на конкурсной основе.

В течение 30 дней с даты принятия Правительством РФ решения о создании особой экономической  зоны заключается соглашение о создании особой экономической зоны, в котором устанавливаются объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур ОЭЗ, план обустройства и материально-технического оснащения ОЭЗ, перспективный план развития ОЭЗ, размеры принадлежащих Российской Федерации, субъекту РФ и муниципальному образованию долей в праве общей долевой собственности на объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур ОЭЗ, порядок эксплуатации и содержания, владения, пользования и распоряжения объектами инфраструктуры ОЭЗ, обязательства органов государственной власти субъекта РФ по предоставлению налоговых льгот резидентам ОЭЗ и др.

В Российской Федерации  предмет соглашения о ведении  предпринимательской деятельности в ОЭЗ различается в зависимости от типа зоны. Заключение соглашения относительно ведения деятельности в ОЭЗ предусматривается и в ряде зарубежных законодательств. В частности, процедура создания совместных предприятий в свободных экономических зонах Китая предполагает подписание с местным народным правительством контракта на освоение участка на территории ОЭЗ, где оговариваются площадь, цели использования, срок контракта, размер платы и т.д.25

Особая экономическая  зона, за исключением портовой особой экономической зоны, создается на 20 лет. Портовые особые экономические зоны создаются на 49 лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

Особое внимание уделяется государственному регулированию  и контролю деятельности ОЭЗ. Это  система скоординированных действий государства, направленных на достижение целей и задач, решаемых в ходе реализации зональной политики в интересах эффективного функционирования национальной экономики страны в целом и ее составляющих. Роль государственного регулирования ОЭЗ сводится к организации работ, определению приоритетных проектов, выбору регионов, подготовке и обеспечению организационно-правовой базы26.

Налоговые и  таможенные органы РФ осуществляют финансовый контроль на территории особой экономической  зоны в соответствии с законодательством РФ и уведомляют органы управления особыми экономическими зонами о выявленных нарушениях. При двух и более существенных нарушениях резидентом особой экономической зоны налогового и (или) таможенного законодательства лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны по результатам рассмотрения судом заявления органов управления особыми экономическими зонами.

Непосредственное  управление ОЭЗ до октября 2009 г. осуществляли Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) и его территориальные органы, составляющие единую централизованную систему управления ОЭЗ и именуемые законодателем органами управления особыми экономическими зонами. С 5 октября 2009 г. в целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти РосОЭЗ было упразднено, а его функции были переданы Министерству экономического развития РФ.

Особое место  в системе управления ОЭЗ занимают их наблюдательные советы, создаваемые  для координации деятельности контролирующих ОЭЗ органов, хозяйствующих субъектов по развитию ОЭЗ, контроля за выполнением соглашения о создании ОЭЗ, контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на обустройство территории, а также для рассмотрения и утверждения перспективных планов развития ОЭЗ. В состав наблюдательного совета входят представители Минэкономразвития РФ, исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, резиденты особой экономической зоны и представители иных (в т.ч. научных) организаций.

 

 

 

§3. Условия экономической деятельности иностранных инвесторов, виды предоставляемых  налоговых льгот

Особенность правового  режима предпринимательской деятельности проявляется в правовом регулировании налогообложения и в особых гарантиях, которые законодатель предоставляет резидентам ОЭЗ. Федеральный закон «Об ОЭЗ в РФ» в статье 9 дает различные дефиниции для определения «резидент» в зависимости от типа ОЭЗ. В общем виде резидентом ОЭЗ признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении предпринимательской деятельности.

В российской налоговой  системе особые налоговые режимы действуют на территориях ОЭЗ  в целях стимулирования:

- инвестиционной  деятельности в отдельных субъектах  РФ для ускорения их экономического развития (особые экономические зоны в Калининградской области и Магаданской области);

- развития обрабатывающих  отраслей экономики, высокотехнологичных  отраслей, производства новых видов  продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы27.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона об ОЭЗ налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Это означает, что резиденты ОЭЗ общего режима выплачивают налоги, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, основными из которых являются налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций. А также страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды с выплат в пользу физических лиц. Вместе с тем, действующее законодательство позволяет резидентам ОЭЗ применять также и специальные режимы налогообложения.

Федеральный закон «Об ОЭЗ в РФ» не содержит правил взимания налогов в промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной и портовой ОЭЗ, но в ст. 36 отсылает к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах. В свою очередь, Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает ряд особенностей налогообложения (налоговых льгот) для резидентов этих ОЭЗ28.

Особый налоговый  режим заключается в применении для резидентов ОЭЗ особых (льготных) налоговых ставок по отдельным налогам (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог), уплачиваемых в рамках общего режима налогообложения, при условии, что резидент соответствующей ОЭЗ ведет на ее территории только промышленно-производственную, технико-внедренческую или туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении указанной деятельности в соответствии с федеральным законом об особых экономических зонах в Российской Федерации.

Посредством использования  особого налогового режима происходит сокращение совокупного уровня расходов на реализацию инвестиционного проекта. Благодаря льготам по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций и земельному налогу, налоговая нагрузка, под которой обычно понимается совокупный объем денежных средств, уплачиваемый хозяйствующим субъектом в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды по итогам отчетного периода, в значительной степени уменьшается. Это способствует стимулированию деятельности компаний, производящих конечную конкурентоспособную продукцию, и привлечению большего числа потенциальных инвесторов на территории особых экономических зон.

Несмотря на то что снижения издержек за счет налоговых льгот намного меньше, чем снятия инфраструктурных и административных барьеров, именно особый налоговый режим считают главным стимулом для резидентов ОЭЗ. Косвенным подтверждением тому является мнение представителей Microsoft, которые не скрывают, что Дубна привлекла внимание мирового гранда IT по многим причинам: не только как крупный международный научно-исследовательский и технологический центр с развитой, в том числе информационной, инфраструктурой, но и как город, где по соседству существует атомная электростанция29.

Основной проблемой  правового регулирования налогообложения  резидентов ОЭЗ, по нашему мнению, является нестабильность законодательства и индивидуальный подход к определению налоговых преференций. Помимо вышеописанных налоговых преференций, действующих на территории Калининградской, Магаданской областей и территорий иных типов ОЭЗ, с 1 января 2011 г. добавился особый налоговый режим для резидентов инновационного центра Сколково. Инновационный центр не имеет статуса ОЭЗ, однако соответствует всем признакам таковой. Можно сказать, что компании, получившие статус резидентов данного центра, практически освобождены от налогообложения. Такой масштабный инфраструктурный проект, конечно, крайне сложно реализовать без каких бы то ни было налоговых стимулов. Однако возникает вопрос необходимости введения особого налогового режима и для резидентов технопарков в сфере высоких технологий, практически прототипов в малой форме технико-внедренческих особых экономических зон. Субъекты РФ, на территории которых строятся технопарки, уже приступили в рамках своих полномочий к формированию системы налоговых преференций для их резидентов. Так, в Республике Мордовия с 1 января 2009 г. резиденты технопарка получили полное освобождение от налога на имущество организаций, право применять пониженную до 5% ставку по единому налогу в рамках упрощенной системы налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», а также до 13,5% - по налогу на прибыль организаций в части, поступающей в региональный бюджет30.

Информация о работе Правовой режим свободных (особых) экономических зон