Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:20, лекция

Описание работы

«Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения», – говорится в ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г., «Об общественных объединениях».[6] Этим Законом предусмотрены различные формы реализации гражданами конституционного права на объединения. Граждане вправе объединятся в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации. Деятельность таких объединений регламентируется не только упомянутым Законом, но и специальным федеральным законодательством.[7]

Файлы: 1 файл

Админ 7 сем.docx

— 79.08 Кб (Скачать файл)

В уставе определяются цели и предмет деятельности коммерческой организации; ее структура, компетенция, организация управления; порядок  реорганизации и ликвидации и  многое другое. В уставе, в частности, закрепляются виды локальных актов, издаваемых организацией, основания  их принятия и круг разрешаемых вопросов, органы или должностные лица, принимающие  акты.

Традиционно для решения  задач, стоящих перед предприятием, принимаются следующие виды локальных  актов:

  • комплексные акты по основным вопросам (целевые комплексные программы и т. п.);
  • положения;
  • инструкции;
  • приказы директора (иного руководителя) предприятия;
  • указания директора (иного руководителя) предприятия, его заместителей, главного инженера;
  • распоряжения директора (иного руководителя) предприятия, его заместителей, главного инженера;
  • указания и распоряжения руководителей структурных подразделений предприятия;
  • приказы, указания и распоряжения директоров (иных руководителей) заводов-филиалов;
  • совместные решения администраций и общественных организаций;
  • протоколы совета бригадиров предприятия;
  • протоколы совета мастеров предприятия;
  • указания начальников отделов и служб предприятия;
  • распоряжения начальников цехов;
  • решения административно-общественных комиссий;
  • документы, принятые на собрании трудового коллектива;
  • решения совета трудового коллектива;
  • договоры (хозяйственные договоры) и др.

Учреждение — это разновидность организации, образованной собственником для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществления управленческих, социально-культурных и административно-политических функций. К учреждениям, создающим социальные ценности непроизводственного характера, относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения и др. Учреждения, осуществляющие управленческие функции, — аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т. д.

В зависимости от вида выполняемой  ими социально-культурной или административно-политической деятельности различаются учреждения:

  • здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулаторные медицинские консультации и др.);
  • образования (школы, гимназии, лицеи, детские сады, курсы, колледжи, институты, университеты и др.);
  • культуры (дома и дворцы культуры, дома творчества, театры, кинотеатры, филармонии, концертные залы, библиотеки, музеи, выставки и др.);
  • науки (научно-исследовательские институты, лаборатории, научные центры, экспериментальные и испытательные полигоны, опытные производства, научные станции и др.);
  • иностранных дел (посольства, консульства, торговые представительства) и др.;
  • другие виды учреждений.

Как уже отмечалось выше, учреждение представляет собой вид  некоммерческой организации. Оно не является собственником имущества  и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Различия между предприятиями и учреждениями заключаются в результатах их основной деятельности: первые производят материальные блага и получают прибыль; вторые создают ценности в основном непроизводственного характера  или осуществляют управленческие функции. В реальной действительности такое  разделение достаточно условно, так  как нередко деятельности предприятий  сопутствует выполнение отдельных  функций, характерных для учреждений, и наоборот, учреждения часто выполняют  работу, свойственную предприятиям.

Эти обстоятельства делают во многом похожими административно-правовые статусы предприятий и учреждений. Учредительным документом на создание учреждения являются устав или положение. Так же, как и предприятие, учреждение подлежит государственной регистрации, а на осуществление некоторых  видов деятельности необходимо получение  лицензии (например, на образовательную, медицинскую и др.).

Однако в отличие от предприятий некоторые учреждения подлежат государственной аттестации и аккредитации. Например, образовательные  учреждения проходят аттестацию один раз в пять лет. Для того чтобы  образовательное учреждение имело  право выдавать своим выпускникам  документы государственного образца  о соответствующем образовании, оно должно иметь от государства (в данном случае от Федерального агентства  по образованию) свидетельство о государственной аккредитации. Государственная аккредитация гарантирует качество образовательных услуг не ниже требований государственного стандарта.

Государственные учреждения имеют большую зависимость от государства, чем негосударственные. На работу учреждений, в том числе  и негосударственных, влияние государства  сильнее, чем на деятельность предприятий. Государство обеспечивает проведение единой политики во всех учреждениях, относящихся к той или иной сфере, например в области образования, медицины, культуры и др.

В учреждениях, как правило, издаются следующие акты:

  • положения;
  • инструкции;
  • приказы директора (иного руководителя) учреждения;
  • указания директора (иного руководителя) учреждения, его заместителей;
  • распоряжения директора (иного руководителя) учреждения, его заместителей;
  • указания и распоряжения руководителей структурных подразделений учреждения;
  • приказы, указания и распоряжения руководителей филиалов учреждения;
  • совместные решения администрации и общественных организаций;
  • документы, принятые на собрании трудового коллектива;
  • решения совета трудового коллектива;
  • договоры (хозяйственные договоры и др.).

5) Основы административно-правового положения предприятий и учреждений 

 

Нормы права, устанавливающие  административно-правовой статус предприятий и учреждений, могут быть подразделены на три основные группы:

а) нормы, относящиеся к  предприятиям и учреждениям всех видов собственности;

б) нормы, адресуемые государственным предприятиям и учреждениям;

в) нормы, адресуемые муниципальным  предприятиям и организациям;

г) нормы, адресуемые негосударственным  корпоративным предприятиям и учреждениям.

Нормы группы «а» закрепляют принципиальные позиции во взаимодействии предприятий и учреждений с органами прежде всего исполнительной власти. Они в качестве принципов устанавливают:

запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий; государственную регистрацию предприятий, порядок ее осуществления и основания для отказа в регистрации; обязательность для предприятий ведения бухгалтерской и статистической отчетности, предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложенияи ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации. Предприятия, независимо от видов собственности и организационно-правовых форм, обязаны, соблюдать законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правовой режим природопользования, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья работников предприятий, населения и потребителей продукции, антимонопольное законодательство и т.д.

Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением соответствующего законодательства и в этой части могут вмешиваться в деятельность предприятий,применять к его нарушителям меры принудительного воздействия, предусмотренные законодательством. Предприятия признаны субъектами определенных видов административных правонарушений (земельного законодательства, правил и норм в области строительства и т.д.).

В определенных случаях предприятия  обязаны получать разрешение на занятие данным видом хозяйственной деятельности.

Наличие общего в содержании административно-правового статуса предприятий сочетается с его особенностями, присутствующими прежде всего в статусе государственных, муниципальных и негосударственных, корпоративных предприятий. Положение законодательства о том, что предприятиям независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм гарантируются равные условия деятельности, является алогичным, имеющим больше политическую, чем правовую концепцию.

Особенности административно-правового  статуса государственных предприятий проистекают из того, что государство является собственником таких предприятий. К ведению государственных органов относится создание предприятий; определение предмета и целей их деятельности, а также дислокации; утверждение устава; управление предприятиями; назначение на должность и освобождение от должности руководителей;* доведение в установленных случаях государственных заказов; реорганизация и ликвидация государственных предприятий.

______________________

*  Собрание актов Президента и Правительства Российской федерации. 1994 № 8 Ст. 593; Указ Президента Российской федерации от 10 июня 1994 года «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» // Российские вести. 1994. 16 июня, ст. 295, 296 ГК РФ. 

 

Некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям, функционирование которых в соответствующей части подчиняется режиму разрешительной системы — производство любых видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ.

Должностные лица государственных  предприятий наделены полномочиями государственно-властного характера. На них распространяется дисциплинарная власть уполномоченных государственных органов и должностных лиц.

Выше обозначены некоторые  общие элементы правового статуса  государственного предприятия. Однако на административно-правовой статус государственных  предприятий существенным образом  влияет правовой режим их имущества. Как известно, с этой точки зрения они подразделяются на два вида: основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления, создаваемые в виде федеральных казенных предприятий (см. ст. 114, 115ГКРФ).

Реализация государственными предприятиями полномочий в отношении  закрепленного за ними имущества  в случаях, предусмотренных законом, опосредствуется властеотношениями с государственными органами, осуществляющими от имени собственников, то есть Российской Федерации и ее субъектов, их полномочия права собственности. Такие отношения могут возникнуть в связи с необходимостью получения согласия предприятием на распоряжение имуществом, с осуществлением контроля уполномоченным государственным органом за его сохранностью и правильным использованием и т.д. Но поскольку право хозяйственного ведения дает больше самостоятельности в распоряжении имуществом собственника, чем право оперативного управления, то объем и характер властеотношений, в которых могут участвовать действующие на их основе государственные предприятия, различаются. В отношении предприятий, основанных на праве оперативного управления, уполномоченные государственные органы наделены решающей властью по более широкому кругу вопросов. Ибо такое предприятие реализует полномочия в отношении закрепленного за ним имущества: а) в пределах установленных законом; б) в соответствии с целями своей деятельности; в) заданиями собственника, и г) назначением имущества. Оно может распоряжаться этим имуществом с согласия собственника, который вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Предприятию же, основанному на праве хозяйственного ведения, необходимо, например, согласие собственника на распоряжение лишь недвижимым имуществом.

Административно-правовой статус федеральных казенных предприятий имеет и другие, четко выраженные специфические черты.

Федеральные казенные предприятия  создаются по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Оно же вправе принимать решения и о реорганизации и ликвидации такого предприятия.

В отношении федеральных  казенных предприятий предусмотрен режим директивного планирования. Он установлен постановлением Правительства  Российской Федерации от 6 октября 1994 года № 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)».*

___________________

* Российская газета. 1994. 16 ноября. 

 

Казенные предприятия  осуществляют свою деятельность в соответствии с планами-заказами и планами их развития. Они вправе осуществлять только ту деятельность, которая разрешена уполномоченным государственным органом. Последний утверждает и доводит до казенного предприятия обязательный для исполнения план-заказ по установленным показателям с учетом плана развития предприятия.

Информация о работе Административное право