Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:20, лекция

Описание работы

«Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения», – говорится в ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г., «Об общественных объединениях».[6] Этим Законом предусмотрены различные формы реализации гражданами конституционного права на объединения. Граждане вправе объединятся в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации. Деятельность таких объединений регламентируется не только упомянутым Законом, но и специальным федеральным законодательством.[7]

Файлы: 1 файл

Админ 7 сем.docx

— 79.08 Кб (Скачать файл)

По согласованию с уполномоченным органом формируется план развития казенного предприятия, предусматривающий  определенные мероприятия и задания.

Постановлением установлен особый порядок финансирования как выполнения плана-заказа, так и плана развития казенного предприятия.

Иными словами, казенными  предприятиями осуществляется непосредственное государственное управление с использованием директивного планирования.

 

Особенности административно-правового  статуса муниципальных предприятий. Их статус чаще всего определяется нормами и положениями, адресуемыми одновременно государственным предприятиям. Главная особенность в том, что их статус реализуется в основном в отношениях с органами местного самоуправления.

В частности, отношениям органов  местного самоуправления с муниципальными предприятиями, организациями и учреждениями посвящены ст. 30 и 31 Федерального закона об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации. Этим органам предоставлено право создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения между органами местного самоуправления и руководителями указанных предприятий, учреждений и организаций строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

Муниципальные предприятия  не создаются со статусом, аналогичным статусу казенного предприятия.

Однако следует учитывать, что субъектами властных отношений  с муниципальными предприятиями  являются в соответствующих случаях органы местного самоуправления и администрации городов и районов, еще не отнесенным к органам местного самоуправления.  

Необходимо иметь в  виду, что детальное правовое положение  государственных и муниципальных  предприятий должно быть урегулировано  специальным законом о государственных  и муниципальных предприятиях.

Органом управления предприятия  или учреждения является администрация, осуществляющая функции оперативного управления им.

В соответствии с п. 4 ст. 113 ГК РФ органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Представляется, что в данном случае имеется в виду орган юридического лица, а не управленческий орган, которым традиционно признается администрация предприятия, возглавляемая руководителем.

Управленческие полномочия администрации распространяются на отношения внутри предприятия, учреждения. Возглавляет администрацию единоличный руководитель (директор, начальник, ректор и т.д.), ответственный за всю работу предприятия или учреждения, в том числе за работу аппарата управления им.

 

В руках администрации  находятся все необходимые для  непосредственного руководства процессами производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности предприятий, учреждений распорядительные полномочия юридически властного характера.

Администрация государственного предприятия, учреждения обеспечивает как их интересы, так и интересы государства. Наем руководителя предприятия, учреждения — прерогатива государства. Многие должностные лица являются одновременно субъектами трудовых и государственно-служебных отношений.

Руководитель предприятия  наделен определенными полномочиями по представительству, распоряжению имуществом, средствами и организации работы предприятия. Он действует от имени предприятия, представляет его интересы, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия. Равенство основных полномочий руководителей всех предприятий призвано обеспечить нормальные условия для работы предприятий, а также устранить обезличку в ответственности за их функционирование.

Особенности административно-правового  статуса негосударственных корпоративных предприятий.* Такие предприятия действуют в пределах административно-правового режима, характерного для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроля за их соблюдением. Его влияние на данные предприятия более ограничено, чем на государственные. Оно, по общему правилу, не решает конкретных вопросов их учреждения, определения профиля, организации управления. По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами, предпринимателями, которые имеют значение для государственных органов как правомерные или неправомерные юридические факты.

__________________________

*  В административно-правовом статусе как государственных, так и негосударственных предприятий определенных категорий могут присутствовать специфические черты Например, они предусмотрены нормативными актами о приватизации предприятий автомобильного транспорта, имеющих мобилизационные задания. В уставе акционерных обществ должны отражаться обязательства по выполнению мобилизационных заданий, приравненных к заказам для республиканских нужд. Имеются конкретные особенности в статусе предприятий иных категорий.

 
 

 

В органах управления акционерных  обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, имеются представители государства. В соответствии с Федеральным Законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 23 июля 1997 г. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления при преобразовании государственных государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества либо принятии решений о продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций таких обществ могут принимать решения об использовании в отношении их специального права на участие соответственно Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в управлении ими. В таком случае они назначают своих представителей в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытого акционерного общества. Представители наделены существенными правами: имеют право вета при принятии общим собранием открытого акционерного общества решения о внесении изменений и дополнений в устав или об утверждении его в новой редакции; о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении ликвидационных балансов; об изменении уставного капитала; о заключении определенных сделок и т.д. Кроме того, они назначают своих представителей в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых закреплены в государственной или муниципальной собственности. Представителями могут назначаться государственные или муниципальные служащие, а также иные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.* В акционерном обществе «Газпром» создана коллегия, возглавляемая первым заместителем председателя правительства Российской федерации.

_________________

*   Российская газета. 1997. 2 августа.  

 

Таким образом, влияние государства  на негосударственные предприятия является специфическим, не носящим характера государственного руководства их основной деятельностью.

Государственное руководство  государственными предприятиями также  является преимущественно общим, но функционально более ориентированным, чем негосударственными. Оно осуществляется в условиях производственно-хозяйственной и финансовой самостоятельности, пределы которой могут зависеть от отраслевой специфики. Свою деятельность они осуществляют под руководством вышестоящего органа, который, однако, лишен права осуществлять непосредственное управление их деятельностью. Лишь в ограниченных случаях государственные органы решают конкретные вопросы относительно государственных и негосударственных предприятий.

Управление негосударственными коммерческими организациями имеет  своеобразные организационные формы. В этой сфере формируются органы: а) коллективные, имеющие в своем составе лиц, не входящих в «штаты» данной организации, но участвующие в принятии решений с правом решающего голоса (общие собрания), б) коллегиальные органы — организационно и юридически оформленные группы лиц, наделенных определенной компетенцией, включающей, в частности, юридически властные полномочия (совет директоров, дирекция, правления и т.п.); в) единоличные (по терминологии ГК РФ) — директор, генеральный директор, председатель и др.

Общее собрание является высшим органом; совет директоров — органом, осуществляющим общее руководство  в период между собраниями. Текущее руководство возлагается на исполнительные органы, которые могут быть единоличными и коллегиальными.

Единоличные и коллегиальные  органы представляют собой по сути администрацию соответствующих обществ, производственных кооперативов. Организация управления конкретными видами негосударственных коммерческих организаций строится по следующим моделям:

а) хозяйственным обществом  с ограниченной и дополнительной ответственностью: высший орган —  общее собрание его участников;

исполнительный орган  может быть единоличным, единоличным  и коллегиальным, то есть в обществе может быть только единоличный либо одновременно единоличный и коллегиальный  органы;

б) акционерным обществом, относящимся к хозяйственным  обществам: высший орган — общее собрание акционеров; совет директоров (наблюдательный совет), создаваемый в обществах с числом акционеров более 50.

Исполнительный орган: либо единоличный (директор — генеральный директор), либо одновременно единоличный и коллегиальный (дирекция, правление).

Следовательно, в акционерных  обществах возможна двух- и трехзвенная  система органов управления;

в) производственным кооперативом: высший орган — общее собрание его членов; наблюдательный совет, который  может быть создан в кооперативе  с числом членов более пятидесяти; исполнительный орган — правление  и председатель или председатель кооператива Органы вышеназванных  коммерческих организаций действуют  в пределах установленной компетенции. Причем общие собрания, а в акционерных  обществах и совет директоров (наблюдательный совет), имеют исключительную компетенцию, вопросы которой не могут быть

переданы на решение их исполнительных органов.

В хозяйственных товариществах  органы не создаются. Управление их деятельностью  осуществляется по общему согласию всех участников. Но учредительным договором  товарищества могут быть предусмотрены  случаи, когда решение принимается  большинством голосов участников.

Следует иметь в виду, что  в ГК РФ органом унитарного предприятия признан руководитель. При этом для обозначения исполнительного органа здесь употребляется термин «единоличный», а не «единоначальный» орган, что не принято в административном праве. С точки зрения гражданского права может быть это и оправдано, поскольку имеется в виду орган юридического лица, действующий от его имени в гражданском обороте. В административно-правовом смысле правильность такого подхода вызывает сомнение. Ибо «единоначальный» и «единоличный» орган — несовпадающие понятия. В единоначальном органе приоритет в осуществлении компетенции данного органа принадлежит руководителю, возглавляющему орган и действующему на основе принципа единоначалия. Наряду с ним в порядке распределения компетенции по руководству конкретными участками работы, юридически властными полномочиями наделяются и другие должностные лица. Не только руководитель, но и они несут ответственность за состояние дел на данном участке.

Единоличный орган в полном объеме замыкает на себя властную компетенцию. Никто иной, без его на то решения, не вправе участвовать в ее реализации. Именно по такому принципу определен, например, статус Президента Российской Федерации.

По действующему праву  подобная модель не применима ни к  органам исполнительной власти (руководитель возглавляет орган, но им не является), ни к организации управления предприятиями  с точки зрения осуществления  здесь властных полномочий.

Властная деятельность органов  управления корпоративных организаций в значительной степени опосредуется административным правом. Например, реализация полномочий в форме приказов отнюдь не гражданско-правовое регулирование. Но включение в гражданское законодательство пересекающихся с административным правом норм является объективно обусловленным. Приказы директора акционерного общества обязательны для всех его работников — норма, лишенная гражданско-правового содержания. А без реализации властных полномочий правового характера невозможно акционерное общество.

Лица, образующие администрацию  негосударственного предприятия, учреждения не являются служащими, наделенными государственно-властными полномочиями по отношению к их работникам. Государство, как правило не участвует в комплектовании ее состава. Это прерогатива учредителей либо уполномоченных ими органов. Однако властная деятельность администрации этих предприятий и учреждений имеет правовой характер: она регламентируется правом и осуществляется в установленных правовых формах.


Информация о работе Административное право