Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:20, лекция

Описание работы

«Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения», – говорится в ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г., «Об общественных объединениях».[6] Этим Законом предусмотрены различные формы реализации гражданами конституционного права на объединения. Граждане вправе объединятся в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации. Деятельность таких объединений регламентируется не только упомянутым Законом, но и специальным федеральным законодательством.[7]

Файлы: 1 файл

Админ 7 сем.docx

— 79.08 Кб (Скачать файл)

 
 
 
Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами. Государство, закрепляя административнуюправосубъектность общественных объединений, тем самым определяет виды административных правоотношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов. 
 
Наиболее важные вопросы, связанные с общественными объединениями, как уже отмечалось, решены в законе о них. Он определяет содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. 
 
Исходным в определении статуса общественных объединений является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и законные интересы граждан. 
 
Законом определены важнейшие требования к содержанию Устава общественного объединения, в силу чего он является важным документом, регламентирующим организацию и деятельность объединения, а также порядок его реорганизации и ликвидации. 
 
Государство не руководит деятельностью общественных объединений. Действует принцип взаимного невмешательства: не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а последних — в деятельность указанных органов и их должностных лиц. 
 
Государство проникает во внутреннюю жизнь общественных объединений в той мере, в какой определяет требования к содержанию Устава, то есть к тому, что в нем должно быть отражено: кто может быть их членами и участниками, объекты их собственности, взаимоотношения с бюджетом, источники их средств и т. п. Их деятельность как юридических лиц регламентируется гражданским законодательством. На работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании. 
 
Во всех случаях, когда отношения между общественными объединениями и государством регулируются правом, они не носят характера подчинения или субординации. Форма взаимодействия между ними — согласование либо участие в обсуждении и решении вопросов. 
 
Вместе с тем законом закреплены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и общественных объединений. 
 
Общественные объединения вправе: 
 
·          свободно распространять информацию о своей деятельности; 
 
·          участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;  
 
·          проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;  
 
·          представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;  
 
·          вносить предложения в органы государственной власти и др. Важной гарантией прав общественных объединений является норма закона, согласно которой они вправе осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; 
 
·          учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; 
 
·          участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации объединения и при наличии в Уставе данного объединения положения об участии его в выборах) и т.д. 
Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в установленных законом случаях и формах участвуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным. Например, органы государственной власти обязаны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. 
 
Помимо установления общих правовых основ статуса общественных объединений государство влияет на них и иными способами. 
 
Орган, регистрирующий общественные объединения, контролирует соответствие их деятельности уставным целям. Он может запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; в установленных случаях может вынести руководящим органам объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения. ( Федеральный закон от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности"). 
 
Финансовые органы контролируют источники доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств и уплату налогов. 
 
Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществлять органы надзора за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил и иные органы государственного надзора. 
 
Важнейшей обязанностью общественных объединений является соблюдение законодательства Российской Федерации. Их деятельность может быть приостановлена по решению суда в случае нарушения Конституции РФ, конституций, уставов субъектов РФ, законодательства РФ. 
 
Порядок приостановления устанавливается федеральными законами. 
 
Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда при совершении действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни; при нарушении своими действиями прав и свобод граждан; неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.  
 
Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность  лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствовать этим целям. 
 
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных преимуществ.

2)  Формы взаимодействия общественных объединений с органами государственной власти

 

.1 Правовое регулирование  общественных объединений в России

 

Основы правового статуса  общественных объединений устанавливаются  и гарантируются Конституцией Российской Федерации, в статьях: 13, 30 и ряде других, без которых существование  общественных объединений было бы невозможно (например, ст.ст. 28, 29, 31, 32 Конституции  Российской Федерации).

Важное значение имеют также международные документы, такие как:

·Всеобщая декларация прав человека;

·Пакт о гражданских и  политических правах.

Содержание прав граждан  на объединение, основные государственные  гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются ФЗ «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом РФ и другими  законами об отдельных видах общественных объединений.

«Особенности, связанные  с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов  общественных объединений - политических партий, профессиональных союзов, благотворительных  и других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом. Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных  законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируются ФЗ «Об общественных объединениях» - ст. 4 ФЗ «Об общественных объединениях».

На момент принятия Федерального закона «Об общественных объединениях», его исходные правовые принципы опирались  только на Конституцию РФ и Гражданский  кодекс. В последующем законодательная  база деятельности общественных объединений  значительно расширилась и в  настоящее время включает следующие  Федеральные законы:

1.настоящий Федеральный  закон «Об общественных объединениях»  от 19 мая 1995 г.,

2.Федеральный закон «О  государственной поддержке молодежных  и детских общественных объединениях»  от 26 июня 1995 г.;

.Федеральный закон «О  благотворительной деятельности  и благотворительных организациях»  от 11 августа 1995 г.;

.Федеральный закон «О  профсоюзах, их правах и гарантиях  деятельности» от 12 января 1996 г.;

.Федеральный закон «О  некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.

При этом важно учитывать, как взаимодействуют и применяются  нормы указанных Федеральных  законов в отношении каждого  отдельного общественного объединения: если законы о профсоюзах и молодежных объединениях полностью попадают в  сферу деятельности базового закона об общественных объединениях, устанавливая особенности регулирования конкретных видов таких объединений, то законы о некоммерческих и благотворительных  организациях попадают в эту сферу  лишь частично.

Закон о некоммерческих организациях регулирует в основном гражданско-правовые, имущественные отношения в организациях, не преследующих целей извлечения прибыли.

Кроме того, в данной сфере  действуют следующие важные нормативные  акты:

1.Приказ Минюста РФ  от 12 июля 2002 N 199 «Об утверждении  форм документов, применяемых при  государственной регистрации Торгово-Промышленной  палаты, общественного объединения  и религиозной организации в  качестве юридического лица»;

2.Приказ Минюста РФ  от 08.08.2001 N 237 «Об утверждении образцов  документов, необходимых для государственной  регистрации политической партии и ее регионального отделения»;

.Приказ Минюста РФ от 06.10.1997 N 19-01-122-97 «О правилах рассмотрения  заявлений о государственной  регистрации общественных объединений».

 

2.2 Взаимодействие в процессе  создания общественных объединений

 

Согласно ст. 18 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения  создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных  видов общественных объединений  может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах  общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими  лицами могут входить юридические  лица - общественные объединения.

Решения о создании общественного  объединения, об утверждении его  устава и о формировании руководящих  и контрольно-ревизионного органов  принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Правоспособность общественного  объединения как юридического лица возникает с момента государственной  регистрации данного объединения.

При создании общественного  объединения государство предъявляет  требования к его учредителям  и членам. Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения:

1.иностранный гражданин  или лицо без гражданства, в  отношении которых в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке принято решение о  нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

2.лицо, включенное в перечень  в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О  противодействии легализации (отмыванию)  денежных средств, полученных  преступным путем, и финансированию  терроризма»;

.общественное объединение,  деятельность которого приостановлена  в соответствии со статьей  10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии  экстремистской деятельности» (далее  - Федеральный закон «О противодействии  экстремистской деятельности»);

.лицо, в отношении которого  вступившим в законную силу  решением суда установлено, что  в его действиях содержатся  признаки экстремистской деятельности;

.лицо, содержащееся в местах  лишения свободы по приговору  суда.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «Об  общественных объединениях» членами  и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет; членами и участниками  детских общественных объединений  могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия  выбытия из членов общественных объединений  по возрасту, определяются уставами соответствующих  общественных объединений. Устав общественного  объединения согласно ст. 20 ФЗ «Об  общественных объединениях» должен включать:

1.название, цели общественного  объединения, его организационно-правовую  форму;

2.структуру общественного  объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

.условия и порядок приобретения  и утраты членства в общественном  объединении, права и обязанности  членов данного объединения (только  для объединения, предусматривающего  членство);

.компетенцию и порядок  формирования руководящих органов  общественного объединения;

.порядок внесения изменений  и дополнений в устав общественного  объединения;

.источники формирования  денежных средств и иного имущества  общественного объединения, права  общественного объединения и  его структурных подразделений  по управлению имуществом;

.порядок реорганизации  и (или) ликвидации общественного  объединения.

Процедура государственной  регистрации общественных объединений  описана в ст. 21 ФЗ «Об общественных объединениях». В соответствии с  ней для приобретения прав юридического лица общественное объединение должно в обязательном порядке пройти государственную  регистрацию согласно ФЗ «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей».

Решение о государственной  регистрации (или об отказе в государственной  регистрации) общественного объединения  принимается федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации  общественных объединений, или его  территориальным органом. Для совершения процедуры государственной регистрации  общественного объединения следует  предоставить соответствующему федеральному органу (или территориальному) следующие  документы:

1.заявление, подписанное  уполномоченным лицом (заявителем), с указанием его фамилии, имени,  отчества, места жительства и  контактных телефонов;

2.устав общественного  объединения в трех экземплярах;

.выписка из протокола  учредительной конференции или  общего собрания, содержащая сведения  о создании общественного объединения,  об утверждении его устава  и о формировании руководящих  органов и контрольно-ревизионного  органа;

.сведения об учредителях;

.документ об уплате  государственной пошлины;

.сведения об адресе (о  месте нахождения) постоянно действующего  руководящего органа общественного  объединения, по которому осуществляется  связь с общественным объединением;

.протоколы учредительных  конференций или общих собраний  структурных подразделений для  международного, общероссийского и  межрегионального общественных  объединений;

.при использовании в  наименовании общественного объединения  личного имени гражданина, символики,  защищенной законодательством Российской  Федерации об охране интеллектуальной  собственности или авторских  прав, а также полного наименования  иного юридического лица как  части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия  на их использование.

Документы подаются представителями  общественного объединения в  федеральный орган в течение  трех месяцев после проведения учредительной  конференции. Далее территориальным  органом федерального органа государственной  регистрации в соответствующем  субъекте Российской Федерации на основании  предоставленных документов принимается  решение о государственной регистрации  отделения общественного объединения.

Федеральный орган государственной  регистрации в течение тридцати дней со дня подачи заявления о  государственной регистрации общественного  объединения обязан принять решение  о государственной регистрации  общественного объединения либо отказать в государственной регистрации  общественного объединения и  выдать заявителю мотивированный отказ  в письменной форме. Далее федеральный  орган государственной регистрации  направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые  для осуществления данным органом  функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения и представленных федеральным  органом государственной регистрации  сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более  чем пять рабочих дней со дня получения  этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую  запись и сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной  регистрации общественного объединения. После этого федеральный орган государственной регистрации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

Информация о работе Административное право