Этапы экономико-математического моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат

Описание работы

В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.

Файлы: 15 файлов

#1-13.doc

— 474.00 Кб (Скачать файл)

Предложение эластично в том случае, когда фирмы могут легко и быстро изменить величину предложения товаров ответ на изменение его цены.

Предложение неэластично, когда нельзя быстро и легко изменить объем  предлагаемого товара в связи с изменением его цены.

Эластичность предложения зависит  от следующих факторов

  1. наличия резерва производственных мощностей;
  2. уровня производственных запасов;
  3. специфики товаров: промышленные или сельскохозяйственные.

 

 

 

 

#10. Равновесная цена на рынке, дефицит и излишки на конкурентном рынке

 

Рыночное равновесие – примерное  равенство спроса и предложения  на определенный товар в данное время и на данном рынке. Когда государство диктует продавцам низкую цену (ниже точки равновесия), возникает дефицит, т.е. образуется определенное количество недопустимых товаров. Если продавец искусственно повышает цену выше равновесной, образуется избыток (перепроданное кол-во товаров).

Рыночное равновесие -  это компромисс между продавцами и покупателями. Цена равновесия – это точка, в которой интересы покупателя и продавца совпадают.

Для того чтобы определить рыночную цену товара, надо объединить анализ спроса с анализом предложения. По этой же точке можно определить равновесное количество продукции. Эта устойчивая цена не может быть. конечно, достигнута сразу. ОТКЛОНЕНИЕ ОТ ПОЛОЖЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ. Может случиться так, что под воздействием различных факторов равновесие на рынке нарушилось и спрос на товар возрос. Например: Увеличились доходы населения и люди стали приобретать то, что желание потребителей приобрести дополнительное количество товара и готовность заплатить за него большую сумму денег отражается в перемещении кривой спроса в вправо. Поскольку рынок в состоянии обеспечить поставку товара лишь в прежнем объеме и не способен мгновенно отреагировать на новую потребность, поначалу дополнительный спрос останется без удовлетворения. Возникнет ситуация товарного дефицита. Надбавки к ценам со стороны нетерпеливых покупателей повышают цены. ЭTO приводит к увеличению предложения и некоторому уменьшению величины спроса, тем самым достигается новая более высокая равновесная цена. При уменьшении спроса (сдвиг кривой  в обратном направлении) при имеющейся цене покупатели готовы приобрести количество товара меньшее, чем готовы предложить производители. Возникает излишек товара. Конкуренция продавцов снижает цены, величина спроса возрастает, предложение несколько падает, вследствие чего опять устанавливается прежняя равновесная цена.

 Равновесие рыночных цен  устанавливается при таких ценах  и количествах товаров, при  которых покупатели хотят купить, соответствует количеству, которое  продавцы хотят продать.

Смысл равновесия: в точке пересечения (в точке равновесия) совпадает  количество, которое потребитель  желает купить, а производитель продать. И только при такой цене, когда  эти планы продажи и покупок  совпадают, цена не имеет тенденции к изменению. Равновесная цена— цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша) потребителя.

 

 

 


 

 

 

 

В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли  бы предложить наиболее передовые фирмы.

Возможны как установление точной равновесной цены, так и небольшие  отклонения от нее. Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.

В случаях, когда цена находится ниже равновесного уровня дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д.— все они являются омертвленными затратами  которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара и не доходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает" излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны, поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те, кто продает (или распределяет) дефицитный товар, заинтересованы в сохранении его дефицита, потому что он становится источником их доходов (потому что увеличивает размеры неденежных затрат Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными" предлогами.

В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.

 

#11. Денежный рынок и денежно-кредитная политика государства. Государственное регулирование цен

 

Денежный рынок — это рынок, на котором продается и покупается особый товар — деньги. Основными его элементами являются предложение денег, спрос на деньги, цена денег (ставка ссудного процента ).

Общее количество имеющихся в стране денег составляет предложение денег. Современное денежное обращение развитых стран отличается тем, что основная часть денежных операции производится в безналичной форме. Роль денег выполняют не только наличные деньги, но и вклады до востребования, срочные вклады и т. д. Поэтому для расчета количества денег экономисты ввели понятие денежных агрегатов (М1,М2 ...), количество которых в разных странах различно (есть и некоторая специфика в их определении). Рассмотрим структуру денежных агрегатов в США: Ml — наличные деньги (монеты и бумажные деньги), находящиеся в обращении, плюс вклады до востребования (чековые вклады); М2 — агрегат М1 плюс сумма сберегательных вкладов и мелких срочных вкладов (до 100 000 дол.); М3 — агрегат М2 плюс крупные срочные вклады;L — агрегат М3 плюс некоторые виды ценных бумаг (краткосрочные ценные бумаги и облигации Казначейства США и т. д.).

В экономической теории под деньгами понимают М1, т. е. деньги, обслуживающие текущий оборот.

Предложение денег контролируется государством. Делает это центральный банк как путем эмиссии денег, так и посредством управления денежно-кредитной системой страны. Он определяет необходимое количество денег исходя из состояния экономики. Количество денег фиксировано на определенный период и не зависит от уровня процентной ставки. Поэтому кривая предложения денег S представляет вертикальную линию, перпендикулярную оси абсцисс в точке, соответствующей количеству денег.

Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики. Он обусловлен двумя  функциями денег: быть средством обращения и средством накопления (сохранения) богатства. Соответственно совокупный спрос на деньги включает: а) спрос на деньги для сделок; б) спрос на деньги как средство сохранения богатства (спрос на деньги со стороны активов).

Спрос на деньги для сделок определяется тем, что деньги нужны экономическим субъектам для покупок и платежей (торговых сделок). Чем больше в обществе производится товаров и услуг, тем больше покупок совершается и тем больше спрос на деньги для сделок. Следовательно, он зависит прежде всего от объема номинального валового национального продукта: чем он выше, тем больше нужно денег для сделок и наоборот.

Под денежно-кредитной политикой  понимают совокупность мероприятий, которые  предпринимаются правительством в  денежно-кредитной сфере с целью достижения стабильного экономического развития, характеризующегося, отсутствием инфляции и полной занятостью. Проводит денежно-кредитную политику Центральный банк страны. Денежно-кредитное регулирование осуществляется в два этапа. На первом — центральный банк воздействует на объем денежной массы, уровень процентных ставок, на втором - изменения в данных факторах передаются в сферу производства, влияя на объем национального дохода, уровень цен, занятость, темпы экономического развития.

Основными инструментами денежно-кредитной  политики являются: 1) операции на открытом рынке— наиболее важный оперативный инструмент, с помощью которого центральный банк может влиять на объем имеющихся у банков свободных резервов, а значит, и на предложение денег. Сущность их заключается в покупке-продаже государственных ценных бумаг на рынке.; 2) изменение норм обязательных резервов - используется довольно редко. Это сильно действующее средство и его частое применение может негативно сказаться на денежно-кредитной сфере. Как известно, норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов банка и, следовательно, на его возможности создания новых денег. Повышение ее ведет к сокращению избыточных резервов; 3) изменение учетной ставки— старейший метод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит возможность выдачи ссуд центральным банком коммерческим. Предоставляя ссуду, центральный банк увеличивает резервы коммерческого, которые тот использует для выдачи кредита предпринимателям, населению. За ссуду коммерческий банк платит процент. Ставка процента называется учетной. Центральный банк может изменять ее. Повышение учетной ставки приводит к тому, что ссуды центрального банка становятся менее привлекательны для коммерческих.

Помимо общих инструментов денежно-кредитной политики существуют и селективные. Они направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования. К ним можно отнести ограничение размеров кредита для отдельных отраслей; изменение условий выдачи потребительских, ипотечных ссуд и т. д. Следует подчеркнуть, что центральный банк использует совокупность инструментов при реализации денежно-кредитной политики.

В зависимости от состояния экономики  страны проводится политика "дорогих" или "дешевых" денег. В период инфляции центральный банк осуществляет политику "дорогих" денег (политику кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег (или уменьшения темпов роста денежной массы). Для этого центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку.

Политика "дешевых" денег (экспансионистская  денежно-кредитная политика) проводится в периоды спада производства, когда необходимо стимулировать деловую активность. Она заключается в увеличении предложения денег: центральный банк покупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков, населения; снижает резервную норму; понижает учетную ставку.

В некоторых случаях государство  может законодательно устанавливать  уровни цен: потолок цен и нижний уровень.

Потолок цен представляет собой  максимальную цену, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу. Это позволяет потребителям приобретать некоторые товары первой необходимости или услуги, которые они не смогли бы купить при равновесных ценах. Примером могут служить рентные платежи и норма процента, которую разрешается взимать с должников. В широких масштабах потолки цен, или общий контроль цен, применялись для ограничения инфляционных процессов в экономике.

 Установление потолка цены приводит к устойчивому дефициту. Введение ценового потолка на тот или иной продукт (услугу), например, на уровне цен, приводит к возникновению устойчивого дефицита данной продукции, величина которого определяется отрезком Qs Qd. В связи с этим правительству приходится принимать на себя нормирование потребления данного продукта в интересах достижения более справедливого его распределения.

Установление ценового потолка создает и более серьезную проблему - препятствует изменению цен, что абсолютно необходимо для эффективности распределения ресурсов.

Нижний уровень цены — это минимальная цена, устанавливаемая правительством и превышающая цену равновесия. Обычно она применяется в таких случаях, когда рыночная система не обеспечивает достаточный уровень доходов определенным группам поставщиков ресурсов или производителей. В развитых странах законодательство о минимуме заработной платы, а также поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию - вот два наиболее широко известных примера установления правительством нижнего уровня цен.

 Установление нижнего уровня  цены приводит к излишку (избытку)  продукции.

Исходя из анализа видно, что существование нижнего уровня цены, ведет к образованию устойчивого излишка продукции, величина которого измеряется отрезком Qd Qs. Правительство должно либо выкупать этот излишек, либо принимать меры к его ликвидации путем ограничения предложения или расширения спроса на данный продукт.

Ценовые потолки и нижние уровни цен лишают механизм свободного рыночного  взаимодействия спроса и предложения. Свободно устанавливающиеся цены автоматически нормируют продукт для покупателей; регулируемые цены этого не делают. Соответственно, правительству приходится брать па себя решение проблемы нормирования потребления продукта, порождаемой установлением ценовых потолков, а так же проблем закупки или уничтожения излишков, возникающих вследствие введения минимальных цен.

Итак, государственные цены не дают возможности равновесной цене осуществлять распределительную функцию (нормирование). Установление ценовых потолков приводит к возникновению устойчивых дефицитов, и если правительство стремится к справедливому распределению продукции ему приходится брать на себя нормирование потребления. Установление нижнего уровня цен способствует производству излишков продукции; правительство должно закупать эти излишки или предотвращать их возникновение, вводя ограничения на производство или стимулируя потребительски! спрос.

Причины, порождающие возникновение  государственных цен.

  1. В некоторых случаях, например, во время войн, государство устанавливает цены на предметы первой необходимости.
  2. Государственные цены на сельскохозяйственные продукты.
  3. Государство может оказывать влияние на рыночные цены с помощью налогов и субсидий.

#106-#110.doc

— 133.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#58-69 #57=67.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#98-102 #102.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Ист. гос. упр., инд. план..doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономическое моделирование.doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования