Методика обучения студентов решению задач по теме «Векторная алгебра» с использованием ИКТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка методических рекомендаций по обучению студентов решению задач по разделу «Векторная алгебра»
Для достижения поставленной цели необходимо будет решить следующие задачи:
1. изучить общие вопросы методики обучения студентов решению задач и организации контроля обучения;
2. разработать технологию алгоритмизированного обучения решению задач по разделу «Векторная алгебра» с учетом психолого-педагогического аспекта студентов первых курсов;
3. создать методическое обеспечение для обучения студентов решению задач по разделу «Векторная алгебра» с применением иКТ;
4. разработать методические рекомендации к организации контроля над решением задач по разделу «Векторная алгебра»;

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
§1. Психолого-педагогический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
п.1.Возрастные психологические особенности студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
п.2.Алгоритмическое мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§2. Общая методика и современные технологии обучения решению задач 10
п.1. Общая методика решения задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
п.2. Современные технологии обучения решению задач. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
§3. Роль иКТ при обучении решению задач. Применение среды Delphi . . 16
§4. Контроль знаний. Современные формы контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
п.1. Формы контроля и его функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
п.2. Тестирование как форма контроля практических навыков . . . . . . . . . . . 21
§5. Методические рекомендации к обучению решению задач студентами . 23
п.1. Примерные алгоритмы по типам задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
п.2. Применение построенного алгоритма на занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
п.3. использование иКТ при обучении решению задач по теме. Описание программы . . . . . . . . . . . 34
п.4. Методические рекомендации к организации контроля над решением задач по теме «Векторная алгебра» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по методике.docx

— 480.88 Кб (Скачать файл)

 

36

 

количестве форм. Ведь для каждой задачи необходимы свои персональные данные и должен быть свой индивидуальный ответ, то есть у различных задач различные входные/выходные данные. и в этом случае снова используется TPageControl с набором TTabSheet. Каждый подтип задач располагается на отдельной странице, а уже в зависимости от типа задач на форме присутствуют необходимые TEdit - поля для ввода данных и TLabel - подписи к этим полям, чтобы пользователь знал, что и куда вводить.

 

После того, как введены все данные необходимо нажать на кнопку Решить (Найти, Проверить и т.д. в зависимости от типа задачи). Здесь снова идет контроль за тем, чтобы пользователь ввел все данные и заполнил поля для ввода правильно, иначе программа снова его предупредит о заполнении не всех полей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После нажатия на кнопку Решить (Найти, Проверить и т.д. в зависимости

 

37

 

 

Рис. 3: Контроль за правильным вводом данных

 

от типа задачи) появится счетчик TUpDown с TLabeledEdit. Это необходимо, чтобы при решении задачи пошагово выводить решение, то есть следить за действиями и учиться решать задачи, а не просто получать ответы. В правой части формы находится поле для вывода текста решения. При нажатии на счетчик, решение либо двигается вперед к следующему шагу, либо назад к предыдущему. Важная особенность, что текст решения не сменяет друг друга каждый раз, а добавляется к уже выведенному, что дает возможность видеть все решение сразу. и как только пользователь доходит до того шага решения, на котором получается ответ, этот ответ выводится в соответствующее поле. При возвращении на один шаг назад поле с ответом очищается.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4: Вывод хода решения

 

 

38

 

Так же в программе предусмотрена кнопка Очистить. При нажатии на эту кнопку очищаются все поля ввода, поле для вывода решения и вывода ответа, так же обнуляются и скрываются счетчик и поле для отображения шагов решения. Это же все происходит, если пользователь закроет просто вторую форму.

 

При решении некоторых задач в ответе получается число с слишком большой точностью, со многими знаками после запятой. Чтобы этого не произошло, в таких задач присутствует ещё одно поле, в котором отображается точность ответа. С этим полем ассоциирован счетчик, для управления этой точностью. Причем, при изменении точности уже при выведенном ответе, результат пересчитывается сразу, без дополнительных операций. Максимальная возможная точность - 8 знаков. По умолчанию это значение равно 2-м знакам после запятой.

 

Таким образом, данная программа способна решать все основные задачи по теме «Векторная алгебра» с использованием построенного алгоритма. Эту программу может использовать как учитель для решения задач на уроках, так и учащийся дома для самостоятельного ознакомления, повтотрения и обучения ходу решения. Учителю не нужно будет каждый раз писать ход решения, достаточно просто его показывать, а это позволит рассмотреть намного больше задач за отведенное время. Учащийся же сможет самостоятельно просмотреть и повторить решение определенного типа задач.

 

 

 

п.4. Методические рекомендации к организации контроля над решением задач по теме «Векторная алгебра».

 

При любом обучении одна из важнейших задач - это организация контроля за приобретенными навыками. Контроль необходим и при обучении решению задач. Причем, если при изучении теоретических знаний достаточно просто диктанта, устного опроса или тестирования, то при обучении решению задач необходим контроль за усвоением навыков и способов решения. В данном случае простым диктантом или тестированием не обойтись - нужно специализированное тестирование, в котором нужно не просто дать ответ, а указать, при помощи какой формулы будет производиться решение, к какому типу задач принадлежит данная.

 

Таким образом, оптимальным решением будет тестирование, созданное учителем самостоятельно, с учетом нужных в данный момент требований и критериев. Для создания подобного тестирования подходит программа «Тестирование ver. 3.0», созданная при помощи интегрированной среды Turbo Delphi. При помощи этой программы учитель может создавать тестирование, которое будет проверять знания по необходимым в данный момент компонентам (принадлежность задач к типам и подтипам, указание формулы, используемой для решения, решение задачи с развернутым ответом и т.д.). Причем создание данного тестирование не будет занимать длительного времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе рассмотрен теоретический материал по разделу «Векторная алгебра», создано методическое обеспечение для обучения студентов решению задач по разделу с применением иКТ. В ходе выполнения работы, в соответствии с поставленной целью, были выполнены следующие задачи:

 

    1. изучены общие вопросы методики обучения студентов решению задач

и организации контроля обучения.

 

    1. Обобщен и систематизирован материал по данному разделу.

 

    1. Разработаны методические рекомендации к организации контроля над решением задач по разделу «Векторная алгебра».

 

Данная работа может быть полезна преподавателям и студентам для самостоятельного изучения и углубления материала по данному разделу, как ученикам, так и преподавателям для систематизации знаний и организации контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41

 

Список литературы

 

 

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - СПб.: Питер, 2001. - 288 с. - (Серия "Мастера психологии")

 

  1. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1982 1984. Т. 3.

 

  1. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии).– Ереван: АН Арм. ССР, 1988.– 263 с.

 

  1. Чурикова и.Э. Кризисы возрастного развития и их влияние на процесс адаптации к учебному процессу // Теория и практика преобразования педагогических систем: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Рязань: РГПУ имени С.А. Есенина, 2004.

 

 

 

  1. http://phizika.net.tf/algoritm.html

 

  1. Фридман Л. М., Турецкий Е. Н. «Как научиться решать задачи»; Москва «Просвещение» 1979 г., с изменениями – 1984 г.

 

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

 

  1. Современные средства оценивания результатов обучения в школе:<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';

Информация о работе Методика обучения студентов решению задач по теме «Векторная алгебра» с использованием ИКТ