Констатирующий эксперимент
показал, что на начальном этапе эксперимента,
обе группы в среднем, примерно имеют один
и тот же уровень сформированности мотивационной
готовности.
В качестве повышения уровня
мотивационной готовности у детей к обучению в школе, мы разработали
и внедрили специализированную программу
для детей экспериментальной группы. Данная
программа позволяет постредством дидактических
приемов (бесед, сюжетно – ролевых игр,
экскурсий в школу, дидактических игр
и т.д., а также паралельная работа с родителями
дошкольников), изменить внутреннюю позицию
ребенка и повысить познавательный интерес
к обучению в школе.
Контрольный эксперимент
позволил на конец года провести сравнительный
анализ показателей сформированности
мотивационной готовности в обеих группах.
Проанализировав итоги котрольного эксперимента,
мы можем константировать тот факт, что
работа по формированию мотивационной
готовности детей в экспериментальной
группе, принесла свои результаты, и позволила
повысить начальный уровень мотивации
у детей к обучению в школе в среднем
на 40% по сравнению с начальным уровнем
мотивационной готовности дошкольников,
что в свою очередь на 36% выше, чем уровень
сформированности мотивационной готовности
у испытуемых контрольной группы.
Анализ анкет и индивидуальных
бесед с родителями также подтвердил эффективность
проведенных мероприятий. 96% родителей
изменили свое начальное отношение к ребенку,
как к будущему ученику, его новому социальному
статусу. И только 4% родителей (1 семья)
не изменили своего отношения, принимая
своего ребенка, как ребенка еще маленького
и неумеющего принимать самостоятельные
решения, не смотря на хорошую мотивацию
ребенка к обучению в школе и его высокие
познавательные способности. Таким образом,
мы можем утверждать, что разработанная
нами специализированная программа уникальна
и эффективна, результативность которой
мы доказали с помощью критерия t-Стьюдента.
Исходя из всего выше сказанного,
мы можем константировать тот факт, что гипотеза нашей работы о необходимости
создания и внедрения специализированной
программы, направленной на развитие
мотивационной готовности у детей к обучению
в школе через дидактические приемы, позволяющей
эффективно развивать изучаемый психологический
феномен, доказана. Программа по формированию
мотивационной готовности была необходима
и целесообразна.
ЛИТЕРАТУРА
- Акулина, Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний / Н.Н. Акулина. – СПб.: ПИТЕР, 2009. - 207с.
- Артемова, Л. Формирование социальной активности /Л. Артемова // Дошкольное воспитание. 2010. № 4. С. 39 – 41.
- Бардин, К.В. Подготовка ребенка к школе
/ К.В. Бардин. - М., 2012. - 359с.
- Божович, Л.И. Изучение мотивации детей и подростков / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 305с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование
в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.:
Питер, серия «Мастера психологии» - 2009. – 276 с.
- Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: Изучение мотивации
поведения детей и подростков /Л.И, Божович. – М.: Академия. – 2010. – 289 с.
- Бороздина, Л.В. Влияние уровня самооценки на продуктивность учебной деятельности / Л.В. Бороздина, Е.С. Рощина // Новые исследования в психологии. 2012. № 1. С. 23 – 26.
- Вакуленко, И. К школе готов. / И. Вакуленко // Наш малыш. 2009. № 5. С. 5-12.
- Вартанова, И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности / И.И. Вартанова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. №4. С. 33-41.
- Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. /А.Л. Венгер. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2009. – 159 с.
- Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником. / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. 2011. № 8. С. 14-17.
- Возрастная и педагогическая
психология. Учеб.пособие для студентов пед.
институтов / под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2009. - 288 с.
- Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2003. – 429с.
- Гаспарова, Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста /Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. 2009. № 7. С. 45 – 50.
- Гинзбург, М.Р. Психология личностного самоопределения /М.Р. Гинзбург - М., 2006. 237 с.
- Гинзбург, М.Р. Развитие мотивов учения
у детей 6-7 лет Текст. / М.Р. Гинзбург. Особенности психического развития детей 6-7летнего возраста. - М.: Педагогика, 2008. - С. 36-45.
- Готовность детей к школе. Диагностика
психического развития и коррекция его
неблагоприятных вариантов / Отв. ред.
В.И. Слободчиков. - Томск, 2012. – 160 с.
- Готовность ребёнка к школе
/ под ред. А.В. Гордиец. – Р-на-Д: Феникс,
2009.- 106с.
- Грабал, В. Мотивация достижения и её развитие в процессе учебной деятельности / В.Грабал. – М.: Просвещение, 2010.- 321с.
- Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина – М.: ИНФРА – М, 2009.- 147с.
- Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина – М.: Академический проект,
2010. – 168 с.
- Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова - М., 2012. - 246 с.
- Дошкольник: обучение и развитие
воспитателям и родителям /под ред. В. М.
Белкина// – Ярославль: Академия развития, 2009. – 214с.
- Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики
учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. 2011. №1.- С.73-78.
- Егошина, Е.В. Методика исследования мотивов учения / Е.В. Егошина // Начальная школа, 2009. №6. С. 7-14.
- Елфимова, Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников / Н.В. Елфимова // Вопросы психологии. 2012. № 3. С.6-8.
- Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция
мотивации учения у дошкольников и младших школьников / Н.В. Елфимова - М.: МГУ, 2011.-124 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997.- 480с.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин - СПб.: ПИТЕР, 2010. – 140с.
- Кабанова, М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога.
/ М.Н. Кабанова. - СПб.: Издательский Дом “Нева”; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013. -224с.
- Капчеля, Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. / Г.И. Капчеля, М.И. Лисина. – Калинин, 2009. – 132 с.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2010.- 421с.
- Конева, О.Б. Психологическая
готовность детей к школе: учеб. пособ.
/ О.Б. Конева. Челябинск: изд-во ЮУРГУ, 2010.- 32 с.
- Кравцова, Е.Е. Шестилетний ребёнок: готовность к школе / Е.Е. Кравцова. – М.:
Дело, 2008. – 154с.
- Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т.Кудрявцев. – М.: Знание, 2011. – 324с.
- Леонтьев, А.Н. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / А.Н. Леонтьев. – Новосибирск: НГУ, 2012. – 452с.
- Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции
/ А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 2009.-265 с.
- Лисина, М.И. Общение детей и взрослых / М.И.Лисина. – М.: Просвещение, 2008.- 165с.
- Лусканова, Н.Г. Оценка школьной мотивации
учащихся начальных классов / Н.Г. Лусканова // Психологическая газета. - 2011. - №9.- С. 8-9.
- Малютина, С. В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению / С. В. Малютина — Пермь: Меркурий, 2012. – 216с.
- Маркова, А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя/ А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2009. – 109с.
- Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская //. - М., 2009. - 221 с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2011.-351с.
- Матюхина, М.В. Мотивация учения младших
школьников /М.В. Матюхина. М.: Педагогика, 2009. - 144 с.
- Маханева, М. Проблема преемственности между детским садом и школой. / М.Маханева // Дошкольное воспитание. 2009. № 5. С.65-67.
- Методика подготовки детей
к школе: психологические тесты, основные
требования, упражнения /под ред. Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова.
– Волгоград: Учитель, 2012. – 44 с.
- Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация
учебной деятельности / В.Э. Мильман // Вопросы
психологии. 2011. №5. С. 129-138.
- Моргун, В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету / В.Ф. Моргун. - М., 2009. – 142с.
- Мухина, В.С. Что такое готовность к обучению ? / В.С. Мухина // Семья и школа. 2013. № 4. С. 25-28.
- Мухортова, Е.А. Скоро в школу!: Увлекательная
подготовка детей к первому классу /Е.А. Мухортова, С.К. Нартова-Бочавер – М.: В. Секачев;
ТОО «ТП», 2013. – 128 с.
- Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков - М., 2012. - 274 с.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В.Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 142с.
- Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей./ М.А. Панфилова – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 160 с.
- Подготовка детей к школе в
детском саду /Под ред. Ф.А.Сохина, Т.В.Тарунтаевой. - М., 2012. - 224 с.
- Поддьяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков. – М.: Дело, 2010.- 97с.
- Психологический словарь
/ под редакцией П.С. Гуревича. – М.: Владос.
– 2012. – 529с.
- Психология детей дошкольного
возраста: Развитие познавательных процессов
/ Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина.
- М., 2011. - 377 с.
- Римашевская, Л. Социально – личностное развитие / Л. Римашевская // Дошкольное воспитание. 2010. № 6. С. 18 – 20.
- Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /под редакцией Д.И. Фельдштейна. – Москва-Воронеж.:
Педагогика, издание 2-е стереотипное.
– 2011. – 365с.
- Яшнова, О.А. Проблемы подготовки ребенка
к школе в зеркале успешности / О.А. Яшнова // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2012. № 2. С.80-83.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рисунок 1.1
Стимульный
материал к тесту «Мотивационная готовность»
(автор Венгер А.Л.)