Теоретические подходы к изучению проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 12:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению школе.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе.
2. Определить основные проблемы формирования мотивационной готовности у детей к школе.
3. Изучить мотивационную готовность.
4. Разработать и внедрить программу, направленную на повышение мотивационной готовности детей к школе.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Констатирующий эксперимент показал, что на начальном этапе эксперимента, обе группы в среднем, примерно имеют один и тот же уровень сформированности мотивационной готовности.

В качестве повышения уровня мотивационной готовности у детей к обучению в школе, мы разработали и внедрили специализированную программу для детей экспериментальной группы. Данная программа позволяет постредством дидактических приемов (бесед, сюжетно – ролевых игр, экскурсий в школу, дидактических игр и т.д., а также паралельная работа с родителями дошкольников), изменить внутреннюю позицию ребенка и повысить познавательный интерес к обучению в школе. 

Контрольный  эксперимент позволил на конец года провести сравнительный анализ показателей сформированности мотивационной готовности в обеих группах. Проанализировав итоги котрольного эксперимента, мы можем константировать тот факт, что работа по формированию мотивационной готовности детей в экспериментальной группе, принесла свои результаты, и позволила повысить начальный уровень мотивации у детей к обучению в школе  в среднем на 40% по сравнению с начальным уровнем мотивационной готовности дошкольников, что в свою очередь на 36% выше, чем уровень сформированности мотивационной готовности у испытуемых контрольной группы. 

Анализ анкет и индивидуальных бесед с родителями также подтвердил эффективность проведенных мероприятий. 96% родителей изменили свое начальное отношение к ребенку, как к будущему ученику, его новому социальному статусу. И только 4% родителей (1 семья) не изменили своего отношения, принимая своего ребенка, как ребенка еще маленького и неумеющего принимать самостоятельные решения, не смотря на хорошую мотивацию ребенка к обучению в школе и его высокие познавательные способности. Таким образом, мы можем утверждать, что разработанная нами специализированная программа уникальна и эффективна, результативность которой мы доказали с помощью критерия t-Стьюдента.

Исходя из всего выше сказанного, мы можем константировать тот факт, что гипотеза нашей работы о необходимости создания и внедрения специализированной программы,  направленной на развитие мотивационной готовности у детей к обучению в школе через дидактические приемы, позволяющей эффективно развивать изучаемый психологический феномен, доказана. Программа по формированию мотивационной готовности была необходима и целесообразна.

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Акулина, Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний / Н.Н. Акулина. – СПб.: ПИТЕР, 2009. - 207с.
  2. Артемова, Л. Формирование социальной активности /Л. Артемова // Дошкольное воспитание.  2010.  № 4.  С. 39 – 41.
  3. Бардин, К.В. Подготовка ребенка к школе / К.В. Бардин. - М., 2012. - 359с.
  4. Божович, Л.И. Изучение мотивации детей и подростков / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 305с.
  5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, серия «Мастера психологии» - 2009. – 276 с.
  6. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: Изучение мотивации поведения детей и подростков /Л.И, Божович. – М.: Академия. – 2010. – 289 с.
  7. Бороздина, Л.В. Влияние уровня самооценки на продуктивность учебной деятельности / Л.В. Бороздина, Е.С. Рощина // Новые исследования в психологии. 2012. № 1. С. 23 – 26.
  8. Вакуленко, И. К школе готов. / И. Вакуленко // Наш малыш. 2009. № 5. С. 5-12.
  9. Вартанова, И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности / И.И. Вартанова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. №4. С. 33-41.
  10. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. /А.Л. Венгер. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2009. – 159 с.
  11. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником. / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. 2011. № 8. С. 14-17.
  12. Возрастная и педагогическая психология. Учеб.пособие для студентов пед. институтов / под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2009. - 288 с.
  13. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2003. – 429с.
  14. Гаспарова, Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста /Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. 2009. № 7.  С. 45 – 50.
  15. Гинзбург, М.Р. Психология личностного самоопределения /М.Р. Гинзбург - М., 2006. 237 с.
  16. Гинзбург, М.Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет Текст. / М.Р. Гинзбург. Особенности психического развития детей 6-7летнего возраста. - М.: Педагогика, 2008. - С. 36-45.
  17. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. - Томск, 2012. – 160 с.
  18. Готовность ребёнка к школе / под ред. А.В. Гордиец. – Р-на-Д: Феникс, 2009.- 106с.
  19. Грабал, В. Мотивация достижения и её развитие в процессе учебной деятельности / В.Грабал. – М.: Просвещение, 2010.- 321с.
  20. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина – М.: ИНФРА – М, 2009.- 147с.
  21. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина – М.: Академический проект, 2010. – 168 с.
  22. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова - М., 2012. - 246 с.
  23. Дошкольник: обучение и развитие воспитателям и родителям /под ред. В. М. Белкина// – Ярославль: Академия развития, 2009. – 214с.
  24. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. 2011. №1.- С.73-78.
  25. Егошина, Е.В. Методика исследования мотивов учения / Е.В. Егошина // Начальная школа, 2009. №6. С. 7-14.
  26. Елфимова, Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников / Н.В. Елфимова // Вопросы психологии. 2012. № 3. С.6-8.
  27. Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / Н.В. Елфимова - М.: МГУ, 2011.-124 с.
  28. Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997.- 480с.
  29. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин - СПб.: ПИТЕР, 2010. – 140с.
  30. Кабанова, М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. / М.Н. Кабанова. - СПб.: Издательский Дом “Нева”; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013. -224с.
  31. Капчеля, Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. / Г.И. Капчеля, М.И. Лисина. – Калинин, 2009. – 132 с.
  32. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2010.- 421с.
  33. Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учеб. пособ. / О.Б. Конева. Челябинск: изд-во ЮУРГУ, 2010.- 32 с.
  34. Кравцова, Е.Е. Шестилетний ребёнок: готовность к школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Дело, 2008. – 154с.
  35. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т.Кудрявцев. – М.: Знание, 2011. – 324с.
  36. Леонтьев, А.Н. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / А.Н. Леонтьев. – Новосибирск: НГУ, 2012. – 452с.
  37. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 2009.-265 с.
  38. Лисина, М.И. Общение детей и взрослых / М.И.Лисина. – М.: Просвещение, 2008.- 165с.
  39. Лусканова, Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов / Н.Г. Лусканова // Психологическая газета. - 2011. - №9.- С. 8-9.
  40. Малютина, С. В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению / С. В. Малютина — Пермь: Меркурий, 2012. – 216с.
  41. Маркова, А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя/ А.К. Маркова. -  М.: Просвещение, 2009. – 109с.
  42. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская //. - М., 2009. - 221 с.
  43. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2011.-351с.
  44. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников /М.В. Матюхина. М.: Педагогика, 2009. - 144 с.
  45. Маханева, М. Проблема преемственности между детским садом и школой. / М.Маханева // Дошкольное воспитание.  2009. № 5. С.65-67.
  46. Методика подготовки детей к школе: психологические тесты, основные требования, упражнения /под ред. Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 44 с.
  47. Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В.Э. Мильман // Вопросы психологии. 2011.  №5.  С. 129-138.
  48. Моргун, В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету / В.Ф. Моргун. - М., 2009. – 142с.
  49. Мухина, В.С. Что такое готовность к обучению ? / В.С. Мухина // Семья и школа. 2013. № 4. С. 25-28.
  50. Мухортова, Е.А. Скоро в школу!: Увлекательная подготовка детей к первому классу  /Е.А. Мухортова, С.К. Нартова-Бочавер – М.: В. Секачев; ТОО «ТП», 2013. – 128 с.
  51. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков - М., 2012. - 274 с.
  52. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В.Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 142с.
  53. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей./ М.А. Панфилова – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 160 с.
  54. Подготовка детей к школе в детском саду /Под ред. Ф.А.Сохина, Т.В.Тарунтаевой. - М., 2012. - 224 с.
  55. Поддьяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков. – М.: Дело, 2010.- 97с.
  56. Психологический словарь / под редакцией П.С. Гуревича. – М.: Владос. – 2012. – 529с.
  57. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. - М., 2011. - 377 с.
  58. Римашевская, Л. Социально – личностное развитие / Л. Римашевская // Дошкольное воспитание. 2010. № 6.  С. 18 – 20.  
  59. Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /под редакцией Д.И. Фельдштейна. – Москва-Воронеж.: Педагогика, издание 2-е стереотипное. – 2011. – 365с.
  60. Яшнова, О.А. Проблемы подготовки ребенка к школе в зеркале успешности / О.А. Яшнова // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2012. № 2. С.80-83.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рисунок 1.1

Стимульный материал к тесту  «Мотивационная готовность»

(автор Венгер А.Л.)

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теоретические подходы к изучению проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе