Теоретические подходы к изучению проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 12:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению школе.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе.
2. Определить основные проблемы формирования мотивационной готовности у детей к школе.
3. Изучить мотивационную готовность.
4. Разработать и внедрить программу, направленную на повышение мотивационной готовности детей к школе.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Рисунок позволяет определить как целостное отношение к обучению в школе, так и характер отдельных элементов внутренней позиции школьника. При использовании методики при работе с дошкольником, анализируется не столько переживание ребенком актуальной школьной ситуации, сколько представление о содержании школьной действительности и готовность перейти к новой системе отношений.

Обработка данных и анализ результатов: В ходе анализа содержания рисунка оцениваются сформированность пяти элементов внутренней позиции школьника (табл. 4.1; табл. 4.2; табл. 4.3; табл. 4.4; табл. 4.5 прил.4). Для этого в рисунке фиксируются характерные для них особенности и обозначаются соответствующими баллами – 2, 1 или 0.

Интерпретация результатов: Общую степень готовности можно определить в результате суммирования оцениваемых показателей степени сформированности отдельных элементов внутренней позиции школьника (ВПШ) (табл.1):

Таблица 1

Общая степень сформированности вшутренней позиции школьника

Элемент ВПШ

 

Сформирован-

ность

 

ВПШ в процессе становления

 

Несформирован-ность

Необходимость учения, характер отношения к школе

 

 

 

Высокая: 8-6 б.

 

 

Средняя: 5-3 б.

 

 

Низкая: 2-0 б.

Интерес к учебным видам деятельности

 

 

Высокая: 8-6 б.

 

 

Средняя: 5-3 б.

 

 

Низкая: 2-0 б.

Стремление к отношениям нового типа

 

 

 

Высокая: 8-6 б.

 

 

Средняя: 5-3 б.

 

 

Низкая: 2-0 б.

Признание авторитета учителя

 

 

Высокая: 6-5 б.

 

 

Средняя: 4– 3 б.

 

 

Низкая: 1-0 б.

Тревога по поводу предстоящего поступления в школу

 

 

Низкая: 8-6 б.

 

 

Средняя: 5-3б.

 

 

Высокая: 2-0 б.

Итог:

 

38 –27 баллов

 

26 –13 баллов

 

12 – 0 баллов


 

Высокая степень сформированности внутренней позиции школьника означает наличие у него позитивного отношения к элементам школьной действительности, готовность включиться в новую систему отношений и приступить к освоению новой деятельности. Сформированность внутренней позиции школьника является важнейшим условием успешной школьной адаптации. Несформированность такой позиции означает отсутствие осознания необходимости изменения жизненной ситуации и позитивного отношения к ней. Удовлетворенный дошкольной позицией ребенок испытывает значительные трудности в адаптации к условиям обучения в школе.

Методика определения преобладающего мотива, определяющего желание ребенка идти в школу (Матюхина М.В.) [43].

Назначение методики: Выявление ведущих мотивов, определяющих желание ребенка учиться в школе. Имея в виду полимотивированность поведения, появляющуюся у старшего дошкольника, обсуждается вероятность того, что желание ребенка идти в школу может быть продиктовано неадекватными мотивами. Методика позволяет понять, какие мотивы поступления в школу являются ведущими у конкретного ребенка.

Обоснование выбора методики: методика предназначена для изучения мотивационной сферы будущих школьников. По идее автора, методика, предлагающая ребенку выбрать «свой» мотив из ряда предложенных ему вербализованных мотивов, позволяет испытуемому лучше осознать имеющиеся у него, но недостаточно осознанные мотивы. Таким образом, методика помогает глубже изучить структуру учебных мотивов.

Описание методики: В методике используется 21 суждения, выражающие соответствующие мотивы:

    1. мотив долга и ответственности 1.1, 2.1, 3.1;
    2. широкий социальный мотив 1.2, 2.2, 3.2;
    3. мотив достижения 1.3, 2.3, 3.3;
    4. мотив избегания неудач 1.4, 2.4, 3.4;
    5. позиционный мотив (стремление быть лучшим)1.5, 2.5.,3.5;
    6. познавательный мотив 1.6, 2.6, 3.6;
    7. учебный мотив 1.7, 2.7, 3.7.

Ребенку необходимо отобрать из предложенного списка 3 высказывания, отражающих содержание ведущих мотивов дошкольника. Поскольку 21 суждение представляют весьма большой объем для выполнения ранжирования, предлагается осуществить выбор в несколько этапов.

На первом этапе ребенку предъявляются (читаются взрослым) 7 высказываний (по одному на каждый мотив). Предлагается выбрать три, наиболее подходящих, в наибольшей степени отражающих желания ребенка.

Инструкция: «Ты говорил, что хочешь пойти в школу. Я прочитаю тебе несколько причин, по которым можно этого хотеть. Послушай, и постарайся выбрать 3 варианта, которые для тебя больше всего подходят. Так мы будем делать несколько раз. Не торопись с ответом. Важно, чтобы ты выбрал действительно то, что тебе подходит, что соответствует твоим желаниям».

Психолог медленно читает ребенку суждения, делая после каждого из них паузу для того, чтобы ребенок мог осмыслить предложенные ему варианты. После того, как выбор осуществлен, подобная процедура повторяется еще дважды с оставшимися двумя группами из 7 высказываний. Результатом первого этапа становится список из 9 высказываний, выбранных ребенком из трех групп суждений.

На втором этапе выбор делается из 9 отобранных на первом этапе суждений. Эти суждения еще раз читаются ребенку, он выбирает из них 3 наиболее подходящих. Для осуществления учета осуществленных выборов, психологу необходимо заносить их в таблицу (табл.5.1, прил.5).

Интерпретация результатов: Результатом проведения методики становится три выбранных ребенком суждения, являющиеся выражением одного из нескольких мотивов. Необходимо оценить степень их адекватности для школьного обучения. Наиболее адекватными для школьного обучения являются мотивы:

  1. Учебный - стремление к совершенствованию, освоению новых способов действия, преодоления трудностей.
  2. Познавательный – стремление к получению новых знаний, новой информации об окружающем мире.
  3. Достижений - стремление к успеху, социальному одобрению. 
  4. Позиционный – стремление занять новое, значимое место в системе общественных отношений (в данном случае - быть лучшим).

Наименее адекватными для школьного обучения считаются мотивы:

Долга и ответственности - стремление выполнить то, что предписано внешними социальными требованиями. В данном случае речь идет не о внутреннем интересе к учению и новой социальной ситуации развития, а необходимости, продиктованной внешними требованиями.

Широкий социальный мотив - признание важности, необходимости обучения для решения отдаленных жизненных целей, являясь, по сути, совершенно справедливым, он неадекватен для данного возраста. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста еще не обладает временной перспективой, позволяющей выстраивать отдаленные жизненные планы. Кроме того, уровень интеллектуального развития не позволяет ему мыслить, используя гипотетико-дедуктивные построения («если, то ….»). Поэтому выбор соответствующих суждений скорее свидетельствует о том, что ребенок воспользовался рассуждениями взрослых, которым он доверяет.

Избегания неудач – стремление избежать неуспеха, осуждения, наказания создает условия для появления школьной тревожности.

Выбранные в результате ступенчатого ранжирования суждения могут быть подвергнуты качественному анализу.

Мотивационная готовность к школе присутствует в том случае, если стремление идти в школу продиктовано адекватными мотивами. В случае преобладания неадекватных мотивов, делается вывод об отсутствии мотивационной готовности к школе.

В своей работе мы использовали метод математической статистики критерий t-Стьюдента.

Критерий t- Стьюдента. Сравнение двух выборок по признаку, измеренному в метрической шкале, обычно предполагает сравнение средних значений с использованием параметрического критерия t-Стъюдента. Данный метод позволяет проверить гипотезу о том, что средние значения двух генеральных совокупностей, из которых извлечены сравниваемые независимые выборки, отличаются друг от друга. Допущение  независимости предполагает, что представители  двух выборок не составляют пары коррелирующих значений признака.

          Используемые формулы для расчета  по критерию t – Стьюдента:

                                                  (2.1)

где, - стандартное отклонение;

              Dx – дисперсия, которая рассчитывается по формуле:

Dx =                                                                        (2.2)

где, х  - результаты исследования;

           M – среднее значение;

           N – количество испытуемых.

Критерий t – Стьюдента рассчитывается по формуле:

                                                (2.3)

    где, M1 и M2 - среднее значение;

            Q21 и Q22 - стандартное отклонение;

             N1 и N2 - количество испытуемых.

Полученное значение сравнивают с табличными критическими значениями и делается соответствующий вывод.

 

    1. Констатирующий эксперимент

 

На начало учебного года (октябрь) с детьми был проведен констатирующий эксперимент. Данный эксперимент был направлен на установления начального уровня мотивационной готовности детей к обучению в школе в двух подготовительных группах. Испытуемые были разделены на контрольную и экспериментальную группы.

Проанализируем результаты, полученные в экспериментальной группе.

Диагностика мотивации детей, проведенная по методике Венгера А.Л., направленной на установление предпочитаемого вида деятельности и уровня сформированности мотивационной готовности, была определена результатами выбора детей (табл. 6.1, прил. 6). Общий уровень сформированности мотивационной готовности представлен в таблице (табл. 7.1, прил.7).

Рисунок 1. Уровень мотивационной готовности по методике Венгера А.Л.

(экспериментальная группа)

Таким образом, из рисунка 1, мы видим, что 32% испытуемых, на начало учебного года, отдают предпочтения познавательным видам деятельности, что говорит о сформированной мотивационной готовности.  У 52% детей выявлена хорошая мотивационная готовность, которая имеет предпосылки стать полностью сформированной к началу обучения в школе и 16% имеют сниженную мотивационную готовность к обучению в школе, отдают предпочтение игровой деятельности и не готовы к  учебным видам  деятельности.

Рассмотрим показатели диагностирования детей по методике Гуткиной Н.И. «Сказка» (табл. 8.1, прил.8), направленной на определение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка. Полученные данные говорят о том, что уровень доминирования познавательного мотива у детей экспериментальной группы  был определен на начало года, как средневыраженный.

Результаты диагностики представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Определение доминирующего мотива по методике Гуткиной Н.И. (экспериментальная группа)

 

Из рисунка 2 видно, что  48%  детей экспериментальной группы имеют доминирующий познавательный мотив, что говорит о хорошей мотивационной готовности детей к обучению в школе. У 36 % доминирующим мотивом выступает игровой мотив, что в свою очередь свидетельствует о несформированности мотивационной готовности к обучению в школе. И 16% показали нестабильную мотивацию, они высказали желание дослушать сказку, а потом поиграть игрушкой, но после повторного условия: либо сказка, либо игра, выбирали сказку. Это свидетельствует о том, что дети еще не совсем готовы к обучению в школе. С одной стороны они понимают значимость обучения в школе, с другой – еще не готовы расстаться с игрушками. Они готовы заниматься только тогда, пока им интересен объект познания, если интерес пропадает, либо возникают трудности в его понимании, они вновь возвращаются к игре.

Рассмотрим полученные результаты диагностики по методике Нежновой Т.А. «Беседа о школе».  Данная методика позволяет установить общее отношение ребенка к обучению в школе. исходя из своей внутренней позиции будущего ученика. На начало года общий уровень сформированности внутренней позиции школьника (ВПШ) (табл. 9.1, прил. 9) отражен на рисунке 3.

Информация о работе Теоретические подходы к изучению проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе