Теоретические подходы к изучению проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 12:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению школе.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе.
2. Определить основные проблемы формирования мотивационной готовности у детей к школе.
3. Изучить мотивационную готовность.
4. Разработать и внедрить программу, направленную на повышение мотивационной готовности детей к школе.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Таблица 8

Сравнительный анализ результатов по методике Гуткиной Н.И. «Сказка»

Испытуемые

Доминирующий мотив к обучению в школе на конец года,%

Познавательный мотив

Неопределенный мотив

Игровой мотив

Экспериментальная группа

84

17

0

Контрольная группа

47

45

8


 

Таблица 8  позволяет нам говорить о том, что в контрольной группе на 37%  испытуемых меньше выбрали доминирующий познавательный мотив. На 28% детей больше осталось детей с нестабильным мотивом, т.е  познавательный мотив чередуется с игровым мотивом. И на 8% детей больше с несформированной мотивацией к школе на конец года.

 Полученные данные позволяют  предварительно судить о том, что мероприятия по формированию  мотивационной готовности в экспериментальной  группе были гораздо эффективнее, чем мероприятия, проведенные в контрольной группе.

Рассмотрим результаты диагностики на конец года по методике Нежновой Т.А. «Беседа о школе» (табл.21.1, прил. 21).

Исходя из данных таблицы 9, составленных по результатам диагностики мы можем судить о том, как изменилось внутреннее отношение дошкольников к обучению в школе, в контрольной группе, на конец года по сравнению с изменениями, произошедшими за тот же период в экспериментальной группе.

Таблица 9

Сравнительный анализ результатов на конец года по методике Нежновой Т.А.

Испытуемые

Уровень сформированности  внутренней позиции школьника на конец года,%

Внутренняя позиция сформирована

Внутренняя позиция в стадии становления

Внутренняя позиция несформирована

Экспериментальная группа

76

24

0

Контрольная группа

41

51

8


 

Из таблицы 9 мы видим, что в контрольной группе на 35% детей меньше имеют сформированную пвнутреннюю позицию. На 27% детей больше в контрольной группе набрали от 5 до 8 баллов, что говорит о преобладающем интересе детей к внешней атрибутике школьной жизни, и 8% испытуемых не готовы к обучению в школе, они имеют несформированную внутреннюю позицию.

Проведем ранжирование данных (табл.22.1 прил.22) диагностики по методике Матюхиной М.В., позволяющей выявить ведущие мотивы, определяющие желание ребенка учиться в школе и сравним полученные результаты (табл. 10) с результатами экспериментальной группы.

Таблица 10

Сравнительный анализ результатов на конец года по методике Матюхиной М.В.

Группы

Преобладающий мотив к обучению в школе на конец года в %

Мотив долга и ответственности

Социа-льный мотив

Мотив дости-жений

Мотив избе-гания неудач

Позиционный мотив

Познавате-льный мотив

Учеб-ный мотив

Экспериментальная группа

7

11

14

3

18

22

25

Контрольная группа

16

27

8

14

12

15

8


 

Как мы видим из таблицы 10, разница по всем пунктам очевидна.

В результате  суммирования адекватных для мотивационной готовности мотивов, мы можем константировать, что в контрольной группе лишь 43% испытуемых имеют сформированную мотивационную готовность к обучению в школе, что на 36% ниже, чем в экспериментальной группе, оставшие 49% испытуемых показали, что их мотивационная готовность еще находится в стадии становления, что на 28% выше, чем в экспериментальной группе.  И 8% стабильно показывают несформированность мотивационной готовности (0% в экспериментальной группе).

Проверим уровень сформированности внутренней позиции школьника на конец года по проективной методике «Я в школе» (табл.23.1 прил.23). Сравним полученные результаты с показателями в экспериментальной группе (табл.11).

Таблица 11

Сравнительный анализ результатов по методике Захаровой Е.И.

Группы испытуемых

Уровень сформированности  внутренней позиции школьника на конец года,%

Внутренняя позиция сформирована

Внутренняя позиция в стадии становления

Внутренняя позиция несформирована

Экспериментальная группа

77

23

0

Контрольная группа

42

50

8


 

На основании полученных результатов, представленных в табл. 11, мы делаем следующий вывод: в контрольной группе на 35% испытуемых меньше имеют сформированную внутреннюю позицию. На 27% испытуемых больше находятся в процессе становления внутренней позиции и 8% остались по прежднему на низком уровне, внутренняя позиция не  сформирована.

Необходимо отметить, что дети контрольной группы, показывающие стабильно низкий уровень на протяжении всего года, не готовы к обучению в школе и, возможно, им будет предложено остаться на год в дошкольном учреждении, либо дополнительно пройти ПМПК (психолого -медицинская педагогическая комиссия)  для определения обучаемости ребенка.

На следующем этапе мы провели сравнительный анализ полученных результатов до и после формирующего эксперимента с помощью t-Стьюдента. Полученные результаты отраженны в таблице 12.

Таблица 12

Результаты сравнительного анализа по методу t-критерия Стьюдента показателей исследования испытуемых

Оценка развития мотивационной готовности

Значение t-критерия

при р-уровне значимости

контрольная группа

экспериментальна группа

Уровень мотивации

0,95 при р>0,1

      3,51 при р< 0,001

Отношение к школе

1,07 при р>0,1

      3,25 при р< 0,01

Внутренняя позиция школьника

1,23 при р>0,1

      3,16 при р< 0,01


 

Данные таблицы 12 свидетельствуют о том, что по всем исследуемым оценкам развития мотивационной готовности испытуемых в контрольной группе значимых изменений не выявлено, тогда как в экспериментальной группе обнаружена положительная динамика по  уровню данных показателей. Выявленные эмпирические значения t-критерия Стьюдента для всех исследуемых параметров в экспериментальной группе колеблются в диапазоне от t=3,16 (р>0,01) до t=3,51 (р<0,001). Данный факт позволяет констатировать достоверность изменения уровня в исследуемых переменных между показателями первичной и вторичной диагностики испытуемых экспериментальной группы. Полученные в эксперименте показатели более подробно. Наиболее существенные изменения на однопромильном уровне достоверности (р<0,001) выявлены в уровне развития мотивации. В  остальных оценках развития мотивационной готовности также выявлена положительная динамика, достоверность которой подтверждается на однопроцентном пороге значимости (р<0,01).

В целом, по результатам проведенного исследования, можно заключить, что применение психолого-педагогической программы, направленной на развитие мотивационной  готовности доказало свою эффективность.

 

    1. Вывод

 

Исследовав теоретические аспекты проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе, мы определили основные направления, по которым было принято решение провести эксперимент. В эксперименте участвовали две группы детей, которые условно были разделены на контрольную и экспериментальную группы.

Чтобы проверить освещенные проблемы на практике, нами были подобраны ряд методик, позволяющих оценить мотивационную готовность, как в качественном, так и в количественном виде. Основными критериями мотивационной готовности были выбраны внутренняя позиция школьника и определение доминирующего мотива, оказывающее влияние на желание идти в школу.

Констатирующий эксперимент показал, что на начальном этапе эксперимента, обе группы примерно имеют один и тот же уровень сформированности мотивационной готовности.

Для экспериментальной группы был проведен формирующий эксперимент, цель которого – увеличить уровень сформированности мотивационной готовности посредством изменения и создания условий в семье и дошкольном учреждении.

Контрольный  эксперимент позволил на конец года провести сравнительный анализ показателей сформированности мотивационной готовности в обеих группах.

Проанализировав итоги котрольного эксперимента, мы можем константировать тот факт, что работа по формированию мотивационной готовности детей в экспериментальной группе, принесла свои результаты, и позволила повысить начальный уровень мотивации у детей к обучению в школе  в среднем на 40% по сравнению с начальным уровнем мотивационной готовности дошкольников, что в свою очередь на 36% выше, чем уровень сформированности мотивационной готовности у испытуемых контрольной группы. 

Таким образом, мы можем утверждать, что гипотеза нашей работы о необходимости создания и внедрения специализированной программы,  направленной на развитие мотивационной готовности у детей к обучению в школе через дидактические приемы, позволяющей эффективно развивать изучаемый психологический феномен, доказана. Программа по формированию мотивационной готовности была необходима и целесообразна.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе наиболее актуальна на современном этапе и имеет социальный заказ, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. В настоящее время все больше и больше внимания уделяется формированию именно внутренней готовности ребенка идти в школу, несмотря на его порой высокий уровень познавательных способностей.

Как известно, ведущими мотивами детей старшего дошкольного возраста являются социальные мотивы (имеется ввиду позиционный мотив – желание занять место ученика, принять новый статус) и познавательные мотивы. Познавательные мотивы, проявляясь в познавательном интересе, становятся самостоятельными мотивами действий ребенка, направляющими его поведение и на познавательную активность.

Управление мотивационной стороны деятельности детей предполагает соблюдение ряда условий:

    1. опору на значимые отношения дошкольника;
    2. его потребности;
    3. ведущие мотивы;
    4. демократическим стилем общения ребенка со взрослыми;
    5. адекватной цели организацией деятельности детей дошкольного возраста.

Индикаторами мотивационной готовности у детей к школьному обучению являются:

    • иерархия мотивов с доминантой на социальные и познавательные мотивы;
  • полимотивированность познавательной деятельности детей.

Показателями мотивационной готовности к систематическому обучению служат:

  • обретение дошкольником «внутренней позиции школьника»;
    • сформированность познавательной активности и познавательного интереса.

Поскольку мотивацией определяется не только возникновение и направление деятельности, а также ее способы и результаты, то исключительно важным представляется целенаправленное управление взрослыми (педагогами и родителями) процессом формирования мотивационного компонента деятельности детей (мотивационной готовности), обеспечивающих общую готовность детей к дальнейшему обучению в школе.

Современные проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе убеждают нас в том, что только правильно подобранная и реализованная программа для развития мотивации позволит сформировать необходимый уровень мотивационной готовности.

Исследовав и проанализировав теоретические аспекты изучаемого психологического феномена у детей, мы определили основные направления, по которым было принято решение провести эксперимент. В эксперименте участвовали две группы детей, которые условно были разделены на контрольную и экспериментальную группы.

Для проведения эксперимента нами были подобраны и проведены ряд методик, позволяющих оценить мотивационную готовность, как в качественном, так и в количественном виде. Основными критериями мотивационной готовности были выбраны внутренняя позиция школьника и определение доминирующего познавательного мотива, оказывающее влияние на желание ребенка идти в школу.

Информация о работе Теоретические подходы к изучению проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе