Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 12:21, дипломная работа
Цель исследования: изучение проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению школе.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе.
2. Определить основные проблемы формирования мотивационной готовности у детей к школе.
3. Изучить мотивационную готовность.
4. Разработать и внедрить программу, направленную на повышение мотивационной готовности детей к школе.
Таблица 8
Сравнительный анализ результатов по методике Гуткиной Н.И. «Сказка»
Испытуемые |
Доминирующий мотив к обучению в школе на конец года,% | ||
Познавательный мотив |
Неопределенный мотив |
Игровой мотив | |
Экспериментальная группа |
84 |
17 |
0 |
Контрольная группа |
47 |
45 |
8 |
Таблица 8 позволяет нам говорить о том, что в контрольной группе на 37% испытуемых меньше выбрали доминирующий познавательный мотив. На 28% детей больше осталось детей с нестабильным мотивом, т.е познавательный мотив чередуется с игровым мотивом. И на 8% детей больше с несформированной мотивацией к школе на конец года.
Полученные данные позволяют
предварительно судить о том,
что мероприятия по
Рассмотрим результаты диагностики на конец года по методике Нежновой Т.А. «Беседа о школе» (табл.21.1, прил. 21).
Исходя из данных таблицы 9, составленных по результатам диагностики мы можем судить о том, как изменилось внутреннее отношение дошкольников к обучению в школе, в контрольной группе, на конец года по сравнению с изменениями, произошедшими за тот же период в экспериментальной группе.
Таблица 9
Сравнительный анализ результатов на конец года по методике Нежновой Т.А.
Испытуемые |
Уровень сформированности внутренней позиции школьника на конец года,% | ||
Внутренняя позиция сформирована |
Внутренняя позиция в стадии становления |
Внутренняя позиция несформирована | |
Экспериментальная группа |
76 |
24 |
0 |
Контрольная группа |
41 |
51 |
8 |
Из таблицы 9 мы видим, что в контрольной группе на 35% детей меньше имеют сформированную пвнутреннюю позицию. На 27% детей больше в контрольной группе набрали от 5 до 8 баллов, что говорит о преобладающем интересе детей к внешней атрибутике школьной жизни, и 8% испытуемых не готовы к обучению в школе, они имеют несформированную внутреннюю позицию.
Проведем ранжирование данных (табл.22.1 прил.22) диагностики по методике Матюхиной М.В., позволяющей выявить ведущие мотивы, определяющие желание ребенка учиться в школе и сравним полученные результаты (табл. 10) с результатами экспериментальной группы.
Таблица 10
Сравнительный анализ результатов на конец года по методике Матюхиной М.В.
Группы |
Преобладающий мотив к обучению в школе на конец года в % | ||||||
Мотив долга и ответственности |
Социа-льный мотив |
Мотив дости-жений |
Мотив избе-гания неудач |
Позиционный мотив |
Познавате-льный мотив |
Учеб-ный мотив | |
Экспериментальная группа |
7 |
11 |
14 |
3 |
18 |
22 |
25 |
Контрольная группа |
16 |
27 |
8 |
14 |
12 |
15 |
8 |
Как мы видим из таблицы 10, разница по всем пунктам очевидна.
В результате суммирования адекватных для мотивационной готовности мотивов, мы можем константировать, что в контрольной группе лишь 43% испытуемых имеют сформированную мотивационную готовность к обучению в школе, что на 36% ниже, чем в экспериментальной группе, оставшие 49% испытуемых показали, что их мотивационная готовность еще находится в стадии становления, что на 28% выше, чем в экспериментальной группе. И 8% стабильно показывают несформированность мотивационной готовности (0% в экспериментальной группе).
Проверим уровень сформированности внутренней позиции школьника на конец года по проективной методике «Я в школе» (табл.23.1 прил.23). Сравним полученные результаты с показателями в экспериментальной группе (табл.11).
Таблица 11
Сравнительный анализ результатов по методике Захаровой Е.И.
Группы испытуемых |
Уровень сформированности внутренней позиции школьника на конец года,% | ||
Внутренняя позиция сформирована |
Внутренняя позиция в стадии становления |
Внутренняя позиция несформирована | |
Экспериментальная группа |
77 |
23 |
0 |
Контрольная группа |
42 |
50 |
8 |
На основании полученных результатов, представленных в табл. 11, мы делаем следующий вывод: в контрольной группе на 35% испытуемых меньше имеют сформированную внутреннюю позицию. На 27% испытуемых больше находятся в процессе становления внутренней позиции и 8% остались по прежднему на низком уровне, внутренняя позиция не сформирована.
Необходимо отметить, что дети контрольной группы, показывающие стабильно низкий уровень на протяжении всего года, не готовы к обучению в школе и, возможно, им будет предложено остаться на год в дошкольном учреждении, либо дополнительно пройти ПМПК (психолого -медицинская педагогическая комиссия) для определения обучаемости ребенка.
На следующем этапе мы провели сравнительный анализ полученных результатов до и после формирующего эксперимента с помощью t-Стьюдента. Полученные результаты отраженны в таблице 12.
Таблица 12
Результаты сравнительного анализа по методу t-критерия Стьюдента показателей исследования испытуемых
Оценка развития мотивационной готовности |
Значение t-критерия при р-уровне значимости | |
контрольная группа |
экспериментальна группа | |
Уровень мотивации |
0,95 при р>0,1 |
3,51 при р< 0,001 |
Отношение к школе |
1,07 при р>0,1 |
3,25 при р< 0,01 |
Внутренняя позиция школьника |
1,23 при р>0,1 |
3,16 при р< 0,01 |
Данные таблицы 12 свидетельствуют о том, что по всем исследуемым оценкам развития мотивационной готовности испытуемых в контрольной группе значимых изменений не выявлено, тогда как в экспериментальной группе обнаружена положительная динамика по уровню данных показателей. Выявленные эмпирические значения t-критерия Стьюдента для всех исследуемых параметров в экспериментальной группе колеблются в диапазоне от t=3,16 (р>0,01) до t=3,51 (р<0,001). Данный факт позволяет констатировать достоверность изменения уровня в исследуемых переменных между показателями первичной и вторичной диагностики испытуемых экспериментальной группы. Полученные в эксперименте показатели более подробно. Наиболее существенные изменения на однопромильном уровне достоверности (р<0,001) выявлены в уровне развития мотивации. В остальных оценках развития мотивационной готовности также выявлена положительная динамика, достоверность которой подтверждается на однопроцентном пороге значимости (р<0,01).
В целом, по результатам проведенного исследования, можно заключить, что применение психолого-педагогической программы, направленной на развитие мотивационной готовности доказало свою эффективность.
Исследовав теоретические аспекты проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе, мы определили основные направления, по которым было принято решение провести эксперимент. В эксперименте участвовали две группы детей, которые условно были разделены на контрольную и экспериментальную группы.
Чтобы проверить освещенные проблемы на практике, нами были подобраны ряд методик, позволяющих оценить мотивационную готовность, как в качественном, так и в количественном виде. Основными критериями мотивационной готовности были выбраны внутренняя позиция школьника и определение доминирующего мотива, оказывающее влияние на желание идти в школу.
Констатирующий эксперимент показал, что на начальном этапе эксперимента, обе группы примерно имеют один и тот же уровень сформированности мотивационной готовности.
Для экспериментальной группы был проведен формирующий эксперимент, цель которого – увеличить уровень сформированности мотивационной готовности посредством изменения и создания условий в семье и дошкольном учреждении.
Контрольный эксперимент позволил на конец года провести сравнительный анализ показателей сформированности мотивационной готовности в обеих группах.
Проанализировав итоги котрольного эксперимента, мы можем константировать тот факт, что работа по формированию мотивационной готовности детей в экспериментальной группе, принесла свои результаты, и позволила повысить начальный уровень мотивации у детей к обучению в школе в среднем на 40% по сравнению с начальным уровнем мотивационной готовности дошкольников, что в свою очередь на 36% выше, чем уровень сформированности мотивационной готовности у испытуемых контрольной группы.
Таким образом, мы можем утверждать, что гипотеза нашей работы о необходимости создания и внедрения специализированной программы, направленной на развитие мотивационной готовности у детей к обучению в школе через дидактические приемы, позволяющей эффективно развивать изучаемый психологический феномен, доказана. Программа по формированию мотивационной готовности была необходима и целесообразна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе наиболее актуальна на современном этапе и имеет социальный заказ, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. В настоящее время все больше и больше внимания уделяется формированию именно внутренней готовности ребенка идти в школу, несмотря на его порой высокий уровень познавательных способностей.
Как известно, ведущими мотивами детей старшего дошкольного возраста являются социальные мотивы (имеется ввиду позиционный мотив – желание занять место ученика, принять новый статус) и познавательные мотивы. Познавательные мотивы, проявляясь в познавательном интересе, становятся самостоятельными мотивами действий ребенка, направляющими его поведение и на познавательную активность.
Управление мотивационной стороны деятельности детей предполагает соблюдение ряда условий:
Индикаторами мотивационной готовности у детей к школьному обучению являются:
Показателями мотивационной готовности к систематическому обучению служат:
Поскольку мотивацией определяется не только возникновение и направление деятельности, а также ее способы и результаты, то исключительно важным представляется целенаправленное управление взрослыми (педагогами и родителями) процессом формирования мотивационного компонента деятельности детей (мотивационной готовности), обеспечивающих общую готовность детей к дальнейшему обучению в школе.
Современные проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе убеждают нас в том, что только правильно подобранная и реализованная программа для развития мотивации позволит сформировать необходимый уровень мотивационной готовности.
Исследовав и проанализировав теоретические аспекты изучаемого психологического феномена у детей, мы определили основные направления, по которым было принято решение провести эксперимент. В эксперименте участвовали две группы детей, которые условно были разделены на контрольную и экспериментальную группы.
Для проведения эксперимента нами были подобраны и проведены ряд методик, позволяющих оценить мотивационную готовность, как в качественном, так и в количественном виде. Основными критериями мотивационной готовности были выбраны внутренняя позиция школьника и определение доминирующего познавательного мотива, оказывающее влияние на желание ребенка идти в школу.