Теоретические подходы к изучению проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 12:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению школе.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе.
2. Определить основные проблемы формирования мотивационной готовности у детей к школе.
3. Изучить мотивационную готовность.
4. Разработать и внедрить программу, направленную на повышение мотивационной готовности детей к школе.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к школе. 

Психологи и педагоги озабочены тем, что ежегодно увеличивается рост детей не готовых к школе, не желающих идти в общеобразовательные учреждения, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является направление «Мотивационная готовность ребенка к школе», который имеет социальный заказ со стороны родителей и педагогов.

Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе. Под  психологической  готовностью к  школьному   обучению   понимается необходимый  и  достаточный  уровень  психического  развития   ребенка   для освоения  школьной  учебной  программы  в  условиях  обучения  в  группе сверстников. Имеются различные точки зрения на структуру психологической готовности ребенка к школе, но все авторы (Маркова А.К., Гуткина Н. И., Гинзбург М. Р., Божович Л. И.) выделяют мотивационную готовность к школе как основную, мотивационная готовность, как стремление ребенка к учению, желание быть школьником.

Как правило, в мотивационной сфере поступающего в школу ребенка представлены различные мотивы учения, но какой-либо один может доминировать. Божович Л. И.  выделяла:

  1. Доминирование социальных мотивов учения - это мотивы, связанные с потребностью ребенка занять новую социальную позицию. В случае доминирования этих мотивов ребенок стремится в школу, чтобы занять в обществе новую позицию – позицию школьника. Познавательная потребность выражена у него слабо, а потому в школе его, прежде всего, интересуют не знания, которые дает учитель, а строгое исполнение роли ученика, заданной новой социальной позицией.
  2. Доминирование познавательной мотивации - этих детей можно охарактеризовать как детей любознательных. Они много хотят знать, нередко приходят в первый класс, умея уже писать и читать, а в школу стремятся, чтобы узнать еще больше. Поскольку у такого ученика слабо развиты социальные мотивы учения, то у него не наблюдается стремления хорошо выполнять обязанности ученика, как этого требует его новая социальная позиция.

К моменту поступления в школу в мотивационной сфере ребенка должны быть развиты как познавательные, так и социальные мотивы учения в совокупности, позволяющие ребенку стать субъектом учения, то есть сознательно принимать и выполнять поставленные перед ним задачи.

Современные психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, у него не разовьется потребность выяснить непонятное, узнать новое, у него не будет создана прочная мотивационная основа для усвоения системы научных знаний в школьном обучении.

Цель исследования: изучение проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению школе.

Объект исследования: мотивационная готовность у детей к школе.

Предмет исследования: проблема формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе.

Гипотеза исследования: применение в работе с детьми старшего дошкольного возраста  специализированной программы,  направленной на развитие мотивационной готовности у детей к обучению в школе через дидактические приемы, позволяет эффективно развивать изучаемый психологический феномен.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе.
  2. Определить основные проблемы формирования мотивационной готовности у детей к школе.
  3. Изучить мотивационную готовность.
  4. Разработать и внедрить программу, направленную на повышение мотивационной готовности детей к школе.

Методологическая основа: в работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический и практический материал авторов, осветивших данную проблему в своих трудах, таких как  Леонтьев А.Н., Запорожец А.В., Эльконин Д. Б, Божович Л.И., Славина Л.С., Менчинская Н.А.

В своих работах они говорят о том, что именно отсутствие мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе.

Методы исследования:

  1. Методика «Мотивационная готовность» (автор Венгер А.Л.).
  2. Методика «Сказка» (автор Гуткина Н. И.).
  3. Методика «Беседа о школе» (автор Нежнова Т.А).
  4. Методика определения преобладающего мотива, определяющего желание ребенка идти в школу (автор Матюхина М.В).
  5. Методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Рисунок «Я в школе» (в обработке Захаровой Е.И).
  6. Математический метод t-критерий Стьюдента.

         Описание выборки исследования:  Выборка испытуемых состоит из воспитанников подготовительных групп МБДОУ «ДСОВ № 76» г. Братска, в количестве 50 человек. Возраст испытуемых составляет 6-7 лет.

Научно-практическая значимость: практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа может быть использована воспитателями, психологами и  родителями для изучения мотивационной готовности  дошкольников к обучению в школе и формированию у детей необходимой для обучения мотивации.

Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения. В первой главе рассматриваются основные подходы к изучению формированию мотивационной готовности к обучению детей в школе. Вторая глава посвящена описанию методов и организации исследования, и содержит результаты исследования, их анализ и программу развития мотивационной готовности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ У ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

    1. Вопросы формирования мотивационной готовности у детей

       к обучению в школе в психологических исследованиях

 

К настоящему времени проведено большое количество психологических исследований, посвященных выявлению особенностей мотивации и способов формирования в разные возрастные периоды. Однако до сих пор в науке есть немало разногласий и противоречий в характеристике мотивации, что может быть объяснено сложностью самого явления.

Исследователи вкладывают в содержание понятия «мотивация» различные психологические смыслы и содержание:

  1. побуждение (Якобсон П. М.);
  2. осознаваемые потребности (Рубинштейн С. Л.);
  3. предметы удовлетворения потребностей (Леонтьев А. Н.);
  4. намерения (Божович Л. И.);
  5. процесс образования и возникновения мотива (Ильин Е. П.).

На наш взгляд, наиболее точным, полным и признанным в науке, является понимание мотивации как системы внутренних детерминант поведения человека (потребностей, интересов, мотивов, эмоций и т. д.), связанных со структурой личности [35].

 В соответствии с  этой точкой зрения в деятельности  человека выделяется особый компонент - мотивационный, определяющий возникновение, направление, способы осуществления  и результат конкретных форм деятельности. Иными словами мотивация определяется в психологии как блок управления деятельностью, она изменяет ее в зависимости от своего содержания.

Важнейшая функция мотивационного компонента - побуждение к деятельности и смыслообразование, т. е. обеспечение «принятия» цели деятельности, наделение ее личностным смыслом [18].

В условиях конкретной жизненной ситуации мотивация кристаллизируется в системе мотивов деятельности (полимотивированность деятельности). Можно с достаточной степенью обоснованности сделать вывод, что мотив  в современной психологии понимается только в связи с деятельностью. В русле концепции деятельности мотив рассматривается как предмет потребности, т. е. как когнитивно-аффективное образование [4]. Когнитивный элемент означает знание субъекта о предмете, который может удовлетворить его потребность. Функция аффективного элемента заключается в придании предмету потребности необходимого побуждения.

Многие исследователи указывали на необходимость стадиального рассмотрения мотивационного процесса, хотя и с разных позиций [12]. Стадиальную модель принятия морального решения разработал Шварц С. Ценность его модели состоит в тщательном рассмотрении этапов оценки: ситуации, приводящей к возникновению желания помочь другому человеку, своих возможностей, последствий для себя и нуждающегося в помощи.

Ковалев В. И. рассматривает мотив как трансформирование и обогащение стимулами потребности. Если стимул не превратился в мотив, значит, он или «не понят» или «не принят». Таким образом, возможный вариант возникновения мотива, пишет Ковалев В. И., можно представить следующим образом: возникновение потребности - ее осознание - «встреча» потребности со стимулом - трансформирование (обычно посредством стимула) потребности в мотив и его осознание [32].

Файзуллаев Л. А.  выделяет в мотивационном процессе пять этапов.

Первый этап - возникновение и осознание побуждения. Полное осознание побуждения включает в себя осознание предметного содержания побуждения (какой предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого действия. В качестве осознанного побуждения, отмечает автор, могут выступать потребности, влечения, склонности и вообще любое явление психической деятельности (образ, мысль, эмоция).

Второй этап - это «принятие мотива». Под этим несколько нелогичным названием этапа автор понимает внутреннее принятие побуждения, т. е. идентификацию его с мотивационно-смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно-личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека.

Иными словами, на этапе принятия мотива, человек, сообразуясь со своими нравственными принципами, ценностями, решает, насколько значима возникшая потребность, влечение, стоит ли их удовлетворять.

Третий этап - это реализация мотива, в течение которого, в зависимости от конкретных условий и способов реализации, может измениться психологическое содержание мотива. При этом мотив, как считает автор, приобретает новые функции удовлетворения, насыщения потребности, интереса, что приводит к переходу к следующему этапу мотивации - закреплению мотива, в результате чего он становится чертой характера.

Последний этап - актуализация потенциального побуждения, под которой имеется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания [23].

Зерниченко А. Н.  и Гончаров Н. В.  выделяют в мотивации три стадии: формирование мотива, достижение объекта потребности и удовлетворение потребности. Вторая и третья стадии связаны с реальным действованием [17].

Как утверждает Ильин Е. В., исполнительскую деятельность связывать с процессом мотивации (точнее - принимать ее за мотивацию) вряд ли справедливо [30].

Формирование побуждения, направленного на удовлетворение потребностей, проходит, ряд последовательных стадий (зон): потребностное возбуждение сначала попадает в зону потребностных эталонов, затем - в зону представительства потребностей зону обработки потребностного возбуждения и в зону формирования программы действий и на конечном этапе - в зону (центры) подкрепления [2].

Ряд зарубежных психологов рассматривают стадиальность мотивационного процесса в рамках гештальт-подхода. Речь идет о цикле контакта, сутью которого является актуализация и удовлетворение потребностей при взаимодействии человека с внешней средой: доминирующая потребность появляется на переднем плане сознания в качестве фигуры на фоне личного опыта и, удовлетворенная, вновь растворяется в фоне. В этом процессе выделяется до шести фаз: ощущение стимула - его осознание - возбуждение (решение, возникновение побуждения) - начало действия - контакт с объектом - отступление (возвращение к исходному состоянию). При этом отмеченные фазы могут четко дифференцироваться или накладываться друг на друга.

Таким образом, каждый автор процесс мотивации рассматривает по-своему. У одних - это структурно-психологический подход (Ковалев А. Г., Тихомиров О. К., Файзуллаев А. А.), у других - биологизированный, морфофункциональный, в значительной степени рефлекторный подход (Колесов Д. В.), у третьих - гештальт-подход (Робин Ж. М.). Положительные моменты есть в каждом из них.

Стадии мотивации, их количество и внутреннее содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинает развертываться процесс формирования намерения как конечного этапа мотивации. Стимулы могут быть физическими - это внешние раздражители, сигналы и внутренние (неприятные ощущения, исходящие от внутренних органов). Но стимулами могут быть и требования, просьбы, чувство долга и прочие социальные факторы.

Информация о работе Теоретические подходы к изучению проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе