Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 12:21, дипломная работа
Цель исследования: изучение проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению школе.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе.
2. Определить основные проблемы формирования мотивационной готовности у детей к школе.
3. Изучить мотивационную готовность.
4. Разработать и внедрить программу, направленную на повышение мотивационной готовности детей к школе.
ВВЕДЕНИЕ
В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к школе.
Психологи и педагоги озабочены тем, что ежегодно увеличивается рост детей не готовых к школе, не желающих идти в общеобразовательные учреждения, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является направление «Мотивационная готовность ребенка к школе», который имеет социальный заказ со стороны родителей и педагогов.
Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Имеются различные точки зрения на структуру психологической готовности ребенка к школе, но все авторы (Маркова А.К., Гуткина Н. И., Гинзбург М. Р., Божович Л. И.) выделяют мотивационную готовность к школе как основную, мотивационная готовность, как стремление ребенка к учению, желание быть школьником.
Как правило, в мотивационной сфере поступающего в школу ребенка представлены различные мотивы учения, но какой-либо один может доминировать. Божович Л. И. выделяла:
К моменту поступления в школу в мотивационной сфере ребенка должны быть развиты как познавательные, так и социальные мотивы учения в совокупности, позволяющие ребенку стать субъектом учения, то есть сознательно принимать и выполнять поставленные перед ним задачи.
Современные психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, у него не разовьется потребность выяснить непонятное, узнать новое, у него не будет создана прочная мотивационная основа для усвоения системы научных знаний в школьном обучении.
Цель исследования: изучение проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению школе.
Объект исследования: мотивационная готовность у детей к школе.
Предмет исследования: проблема формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе.
Гипотеза исследования: применение в работе с детьми старшего дошкольного возраста специализированной программы, направленной на развитие мотивационной готовности у детей к обучению в школе через дидактические приемы, позволяет эффективно развивать изучаемый психологический феномен.
Задачи исследования:
Методологическая основа: в работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический и практический материал авторов, осветивших данную проблему в своих трудах, таких как Леонтьев А.Н., Запорожец А.В., Эльконин Д. Б, Божович Л.И., Славина Л.С., Менчинская Н.А.
В своих работах они говорят о том, что именно отсутствие мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе.
Методы исследования:
Описание выборки исследования: Выборка испытуемых состоит из воспитанников подготовительных групп МБДОУ «ДСОВ № 76» г. Братска, в количестве 50 человек. Возраст испытуемых составляет 6-7 лет.
Научно-практическая значимость: практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа может быть использована воспитателями, психологами и родителями для изучения мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе и формированию у детей необходимой для обучения мотивации.
Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения. В первой главе рассматриваются основные подходы к изучению формированию мотивационной готовности к обучению детей в школе. Вторая глава посвящена описанию методов и организации исследования, и содержит результаты исследования, их анализ и программу развития мотивационной готовности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ У ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
к обучению в школе в психологических исследованиях
К настоящему времени проведено большое количество психологических исследований, посвященных выявлению особенностей мотивации и способов формирования в разные возрастные периоды. Однако до сих пор в науке есть немало разногласий и противоречий в характеристике мотивации, что может быть объяснено сложностью самого явления.
Исследователи вкладывают в содержание понятия «мотивация» различные психологические смыслы и содержание:
На наш взгляд, наиболее точным, полным и признанным в науке, является понимание мотивации как системы внутренних детерминант поведения человека (потребностей, интересов, мотивов, эмоций и т. д.), связанных со структурой личности [35].
В соответствии с
этой точкой зрения в
Важнейшая функция мотивационного компонента - побуждение к деятельности и смыслообразование, т. е. обеспечение «принятия» цели деятельности, наделение ее личностным смыслом [18].
В условиях конкретной жизненной ситуации мотивация кристаллизируется в системе мотивов деятельности (полимотивированность деятельности). Можно с достаточной степенью обоснованности сделать вывод, что мотив в современной психологии понимается только в связи с деятельностью. В русле концепции деятельности мотив рассматривается как предмет потребности, т. е. как когнитивно-аффективное образование [4]. Когнитивный элемент означает знание субъекта о предмете, который может удовлетворить его потребность. Функция аффективного элемента заключается в придании предмету потребности необходимого побуждения.
Многие исследователи указывали на необходимость стадиального рассмотрения мотивационного процесса, хотя и с разных позиций [12]. Стадиальную модель принятия морального решения разработал Шварц С. Ценность его модели состоит в тщательном рассмотрении этапов оценки: ситуации, приводящей к возникновению желания помочь другому человеку, своих возможностей, последствий для себя и нуждающегося в помощи.
Ковалев В. И. рассматривает мотив как трансформирование и обогащение стимулами потребности. Если стимул не превратился в мотив, значит, он или «не понят» или «не принят». Таким образом, возможный вариант возникновения мотива, пишет Ковалев В. И., можно представить следующим образом: возникновение потребности - ее осознание - «встреча» потребности со стимулом - трансформирование (обычно посредством стимула) потребности в мотив и его осознание [32].
Файзуллаев Л. А. выделяет в мотивационном процессе пять этапов.
Первый этап - возникновение и осознание побуждения. Полное осознание побуждения включает в себя осознание предметного содержания побуждения (какой предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого действия. В качестве осознанного побуждения, отмечает автор, могут выступать потребности, влечения, склонности и вообще любое явление психической деятельности (образ, мысль, эмоция).
Второй этап - это «принятие мотива». Под этим несколько нелогичным названием этапа автор понимает внутреннее принятие побуждения, т. е. идентификацию его с мотивационно-смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно-личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека.
Иными словами, на этапе принятия мотива, человек, сообразуясь со своими нравственными принципами, ценностями, решает, насколько значима возникшая потребность, влечение, стоит ли их удовлетворять.
Третий этап - это реализация мотива, в течение которого, в зависимости от конкретных условий и способов реализации, может измениться психологическое содержание мотива. При этом мотив, как считает автор, приобретает новые функции удовлетворения, насыщения потребности, интереса, что приводит к переходу к следующему этапу мотивации - закреплению мотива, в результате чего он становится чертой характера.
Последний этап - актуализация потенциального побуждения, под которой имеется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания [23].
Зерниченко А. Н. и Гончаров Н. В. выделяют в мотивации три стадии: формирование мотива, достижение объекта потребности и удовлетворение потребности. Вторая и третья стадии связаны с реальным действованием [17].
Как утверждает Ильин Е. В., исполнительскую деятельность связывать с процессом мотивации (точнее - принимать ее за мотивацию) вряд ли справедливо [30].
Формирование побуждения, направленного на удовлетворение потребностей, проходит, ряд последовательных стадий (зон): потребностное возбуждение сначала попадает в зону потребностных эталонов, затем - в зону представительства потребностей зону обработки потребностного возбуждения и в зону формирования программы действий и на конечном этапе - в зону (центры) подкрепления [2].
Ряд зарубежных психологов рассматривают стадиальность мотивационного процесса в рамках гештальт-подхода. Речь идет о цикле контакта, сутью которого является актуализация и удовлетворение потребностей при взаимодействии человека с внешней средой: доминирующая потребность появляется на переднем плане сознания в качестве фигуры на фоне личного опыта и, удовлетворенная, вновь растворяется в фоне. В этом процессе выделяется до шести фаз: ощущение стимула - его осознание - возбуждение (решение, возникновение побуждения) - начало действия - контакт с объектом - отступление (возвращение к исходному состоянию). При этом отмеченные фазы могут четко дифференцироваться или накладываться друг на друга.
Таким образом, каждый автор процесс мотивации рассматривает по-своему. У одних - это структурно-психологический подход (Ковалев А. Г., Тихомиров О. К., Файзуллаев А. А.), у других - биологизированный, морфофункциональный, в значительной степени рефлекторный подход (Колесов Д. В.), у третьих - гештальт-подход (Робин Ж. М.). Положительные моменты есть в каждом из них.
Стадии мотивации, их количество и внутреннее содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинает развертываться процесс формирования намерения как конечного этапа мотивации. Стимулы могут быть физическими - это внешние раздражители, сигналы и внутренние (неприятные ощущения, исходящие от внутренних органов). Но стимулами могут быть и требования, просьбы, чувство долга и прочие социальные факторы.