Теоретические подходы к изучению проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 12:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению школе.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе.
2. Определить основные проблемы формирования мотивационной готовности у детей к школе.
3. Изучить мотивационную готовность.
4. Разработать и внедрить программу, направленную на повышение мотивационной готовности детей к школе.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Для пробуждения и развития познавательных интересов в старшем дошкольном возрасте существенное значение имеет содержание знаний. Развитие познавательного интереса предусматривает становление таких компонентов личности, как устойчивость, изменение характера и направленности знаний, изменение способов усвоения знаний, изменение познавательной активности и самостоятельности [7].

 В структуре познавательного  интереса выделяют эмоциональный, интеллектуальный и волевой компоненты [3].

У старших дошкольников непосредственное эмоциональное отношение подчиняется интеллектуальной деятельности. Поэтому, познавательный интерес, возникает у детей не только в связи с непосредственно воспринимаемым в рамках своего окружения, но и далеко выходит за его пределы. Как правило, он направлен на выявление причинно-следственных связей. Ребенок начинает делать допущения, предположения, направляющие его в сферу возможного. Исследователи выделяют своеобразную градацию в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: любопытство, любознательность, потребность убедиться в истине.

Раскрывая психологическую природу любопытства, исследователи подчеркивают, что стремление дошкольников к получению новых впечатлений является той необходимой основой, на которой зарождается и развивается любопытство и любознательность.

В любознательности детей проявляется склонность к постижению сущности предметов и явлений, их связей и взаимоотношений. Когда же ребенок пытается проверить приобретенное знание, то в этом случае проявляется потребность в истине.

Выготский Л. С., Морозова Н. Г., и другие ученые выделяют следующие критерии определения уровня развития познавательных интересов в дошкольном возрасте [9]:

    1. детские вопросы;
    2. стремление дошкольников длительно рассматривать, наблюдать свойства и особенности предметов и явлений, служащих объектом их интереса;
    3. эмоционально-познавательную активность детей, выявляющуюся в беседах, в обсуждениях со сверстниками и взрослыми видимого и наблюдаемого.

В конце дошкольного возраста у детей появляется качественно новый, своеобразный уровень развития познавательной потребности, связанный с возникновением интереса к собственно познавательным задачам. С достижением этого уровня развития познавательного интереса и связана мотивационная готовность детей к школьному обучению. В связи с этим выделяются признаки познавательного интереса:

    1. Эмоционально-познавательное переживание в процессе деятельности.
    2. Эмоционально-познавательное отношение к предмету или деятельности.
    3. Эмоционально-познавательная мотивированная направленность личности ребенка.

На наш взгляд, эти признаки естественным образом укладываются в этапы развития познавательного интереса и превращения его в деятельность.

Этапы развития интереса и превращение его в деятельность включают:

  1. «Язык» мотивировок детей.
  2. Любопытство - что такое?
  3. Любознательность - хочу узнать, понять…
  4. Интерес к предмету деятельности - это интересно, мне нравится…
  5. Потребность в овладении знанием о предмете, явлении, деятельности - хочу и могу овладеть, достичь.
  6. Раскрытие задатков и способностей (креативный потенциал ребенка).
  7. Я многое могу сделать сам и сделаю (делаю).

В связи с этим, возникает вопрос, какой должна быть последовательность действий педагога при создании познавательного мотива деятельности?

Ответ на этот вопрос мы находим в теории деятельности Леонтьева А. Н.: «Для того чтобы возбудить интерес, нужно не указывать цель, а затем пытаться мотивированно оправдать действие в направлении указанной цели, но нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели».

В исследованиях Денисенковой Н. С. было показано, что наиболее благоприятные условия для развития познавательных мотивов в обучении старших дошкольников возникают при сочетании игровых и познавательных мотивов.

 Эффективно такое построение  обучения, при котором решение  познавательной задачи является  непременным условием для последующего решения игровой или практической задачи.

Выявлено, что приемы, актуализирующие познавательные мотивы, эффективны при введении нового материала. Установлено, что развитию познавательных мотивов благоприятствует введение упражнений в содержание продуктивной деятельности детей, которая ставит перед ребенком задачу анализа, оценки ее результатов, что меняет мотивационную структуру деятельности.

Вместе с тем обнаруживается, что внесение упражнений в контекст игровой деятельности задерживает развитие познавательных мотивов: у детей не наблюдается перехода мотивов из конкретно - ситуативных в обобщенные [14].

Иными словами, речь идет об управлении мотивационной стороной деятельности дошкольников, обеспечивающем формирование мотивационной готовности детей к школьному обучению.

Дошкольное детство с его сензитивностью, открытостью в постижении мира является базой для формирования у маленького человека мотивационной готовности к обучению.

 

    1. Особенности мотивационной готовности у детей

к обучению в школе

 

Достаточно распространённая сегодня практика подготовки детей к школе способствует значительному снижению в дальнейшем учебной мотивации учащихся.

Рассмотрим проблемы, возникающие у детей при формировании мотивационной готовности с позиции структуры мотивационной готовности к школе [27].

Интерес и положительное отношение к школе.

Система мотивов, определяющих желание ребёнка идти в школу состоит из адекватных (познавательный, позиционный и оценочный) мотивов и неадекватных (внешний, социальный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим.

 При наличии у ребенка  негативной мотивации к школьному  обучению, необходимо выяснить ее  причины в каждом конкретном  случае. Но, как правило – это страх ребёнка перед школой, который формируют сами родители непосредственно или косвенно. Это может быть:

  1. ситуация в семье: отрицательный пример старших детей – школьников;
  2. пресыщение ребёнка самим процессом подготовки к школе, занятиями по типу школьного урока, усталость.

Современные родители уже с 4-х летнего возраста стремятся записать своего ребенка в различные кружки, секции, и к 7 годам, к началу школьного обучения, количество таких кружков на одного ребенка нередко достигает цифры 3-4. Целиком загруженная неделя, которая включает в себя посещение детского сада и кружков по вечерам, нередко не дает возможности отдохнуть детям и по выходным. В результате даже в понедельник в детский сад дети приходят уже уставшие от занятий.

У многих детей, которые посещают подготовительные курсы при школе, размыта грань между будущей и настоящей «субботней» школой. На вопрос: «Ты хочешь учиться в школе?», дети отвечают: «А я и так уже учусь в школе».

Интерес к школе у некоторых детей также не выраженный, поскольку у детей, посещающих подготовительные курсы при школе, отсутствует некая интригующая новизна предстоящего важного события – поступления в школу.

Сформированность внутренней позиции школьника.

Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, навыков, умений, достаточного интеллектуального развития, ему трудно будет учиться, если у него не сформирована внутренняя позиция школьника, которую следует рассматривать как одну из составляющей мотивационной готовности к школе.

Внутренняя позиция школьника, представляющая психологическую предпосылку к овладению учебной деятельностью, не возникает на занятиях по типу школьного урока, а формируется преимущественно внутри ведущей деятельности дошкольника – в игровой деятельности:

  1. сюжетно – ролевой;
  2. дидактической;
  3. игры с правилами;
  4. режиссёрской игры;
  5. а также через традиционные виды дошкольной деятельности.

Если ребёнок старшего дошкольного возраста играет меньше, чем ему требуется, а это часто происходит из-за элементарного недостатка времени, выделяемого на игру по остаточному принципу, он не приобретает такие качества, как самоконтроль, ответственность, осознанность, умение действовать по правилу и инструкции, у него не формируются социальные мотивы учения. В связи с этим, возникает проблема: поведение ребёнка остаётся ситуативным, непроизвольным.

Познавательная потребность и познавательная инициатива.

Ребёнка нельзя заставить учиться, если он этого не хочет. Насильственное обучение дошкольника азам чтения, когда у него ещё нет выраженной потребности, сопровождается огромным напряжением нервной системы, что в результате приводит, по мнению медиков и физиологов, к истощению нервной системы с одной стороны и стойкому отрицательному переживанию, связанному с процессом чтения, с другой стороны. В результате дети приобретают устойчивую неприязнь к процессу чтения на многие годы или даже на всю жизнь. Но ведь, как известно, возраст 5-6 лет является сенситивным для обучения детей чтению. Возникает дилемма, которую можно разрешить, если организовать обучение чтению через игру и чтение книг, в непроизвольной, непреднамеренной, непосредственной форме. Специально не следует учить с детьми буквы. Буквы должны входить в жизнь ребёнка как элемент окружающей среды, через картинки, кубики, магнитную азбуку и т.д., через дидактические игры, через книги.

Ещё одним важным моментом в подготовке к чтению является развитие фонематического слуха также через различные игры со звучащим словом, по ходу которых ребёнку необходимо выделять в словах фонемы. Обучение должно осуществляться через зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности. Такое обучение будет происходить самостоятельно или при минимальном ненавязчивом участии взрослого, и главное, ребёнок будет выступать в учебном процессе, как активный субъект деятельности [36].

Положительная самооценка. Стремление к достижению результатов своей деятельности, преодолению трудностей.

Ребёнок, приходя в школу, попадает в новую систему отношений, где всё же преобладает оценка предметных действий ребёнка результатов его деятельности, их соответствие образцам или правилам, ребёнок сам по себе менее интересен. В школе ребёнок встречает чужих людей, с ними он должен строить отношения, у ребёнка появляется потребность защищать своё «Я», своё «личное пространство». Негативный «Я – образ» и неуверенность в своих силах приводит к тому, что ребёнок начинает учиться ниже своих возможностей. Именно для детей с заниженной самооценкой, тревожных, мнительных, неуверенных в своих силах является полезным посещать подготовительные курсы при школе. В дальнейшем, таких детей не будет пугать новизна ситуации поступления в школу, они приобретут эмоциональную поддержку в лице детей, с которыми познакомятся на курсах, там же возможно лучше узнают учителя, его требования.

Мотивационная готовность к школе начинается, прежде всего, с любви ребёнка к себе и его веры в возможность быть лучше, т.е. стремлению к совершенству [47].

Самооценка – один из важнейших механизмов саморегуляции, позволяющий ребёнку преодолевать трудности. Считается, что становление устойчивой самооценки как таковой происходит в возрасте 5-6 лет. Именно в этом возрасте важно помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку, которая будет способствовать преодолению возможных жизненных сложностей, в том числе и школьных [48].

Считается, что самооценка ребёнка становится к периоду обучения в школе устойчивой, но всё - же она зависит от мнения и высказывания о нём взрослых – педагогов и родителей. Например, тревога матери по поводу возможных школьных проблем заражает ребёнка, вселяет в него страх перед школой, снижает самооценку. Некорректные высказывания родителей о способностях или лучше сказать о неспособностях ребёнка, о его несостоятельности перед школой также способствуют понижению самооценки. Преодоление тревожности, повышение самооценки можно добиться посредством совместных усилий педагогов и родителей на пути продвижения ребёнка к успеху. При этом нельзя ругать ребёнка за ошибки, неудачи, сравнивать с более успешными детьми. Надо шаг за шагом показывать ребёнку, что он уже умеет и что должен сделать, чтобы достичь больших успехов.

С позиции современного развития общества на сегодняшний день психологи уже говорят о новой проблеме в формировании мотивационной готовности детей к школе – проблеме развития коммуникативных навыков детей. Современное поколение умеет общаться только в виртуальном пространстве. Раннее увлечение детей компьютерами лишает их возможности совершенствовать навыки общения с другими людьми, «смешивает» реальность и «виртуальный» мир, порой нарушая законы жизни человека на земле.  Неконтролируемое пользование компьютером, интернетом разрушает у детей желание общаться в «живую» со сверстниками. Проблема развития коммуникативных навыков детей ведет к нарушению в развитии речи детей, что существенно влияет на их будущее обучение в школе [27].

Информация о работе Теоретические подходы к изучению проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе