Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 12:21, дипломная работа
Цель исследования: изучение проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению школе.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе.
2. Определить основные проблемы формирования мотивационной готовности у детей к школе.
3. Изучить мотивационную готовность.
4. Разработать и внедрить программу, направленную на повышение мотивационной готовности детей к школе.
Для пробуждения и развития познавательных интересов в старшем дошкольном возрасте существенное значение имеет содержание знаний. Развитие познавательного интереса предусматривает становление таких компонентов личности, как устойчивость, изменение характера и направленности знаний, изменение способов усвоения знаний, изменение познавательной активности и самостоятельности [7].
В структуре познавательного интереса выделяют эмоциональный, интеллектуальный и волевой компоненты [3].
У старших дошкольников непосредственное эмоциональное отношение подчиняется интеллектуальной деятельности. Поэтому, познавательный интерес, возникает у детей не только в связи с непосредственно воспринимаемым в рамках своего окружения, но и далеко выходит за его пределы. Как правило, он направлен на выявление причинно-следственных связей. Ребенок начинает делать допущения, предположения, направляющие его в сферу возможного. Исследователи выделяют своеобразную градацию в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: любопытство, любознательность, потребность убедиться в истине.
Раскрывая психологическую природу любопытства, исследователи подчеркивают, что стремление дошкольников к получению новых впечатлений является той необходимой основой, на которой зарождается и развивается любопытство и любознательность.
В любознательности детей проявляется склонность к постижению сущности предметов и явлений, их связей и взаимоотношений. Когда же ребенок пытается проверить приобретенное знание, то в этом случае проявляется потребность в истине.
Выготский Л. С., Морозова Н. Г., и другие ученые выделяют следующие критерии определения уровня развития познавательных интересов в дошкольном возрасте [9]:
В конце дошкольного возраста у детей появляется качественно новый, своеобразный уровень развития познавательной потребности, связанный с возникновением интереса к собственно познавательным задачам. С достижением этого уровня развития познавательного интереса и связана мотивационная готовность детей к школьному обучению. В связи с этим выделяются признаки познавательного интереса:
На наш взгляд, эти признаки естественным образом укладываются в этапы развития познавательного интереса и превращения его в деятельность.
Этапы развития интереса и превращение его в деятельность включают:
В связи с этим, возникает вопрос, какой должна быть последовательность действий педагога при создании познавательного мотива деятельности?
Ответ на этот вопрос мы находим в теории деятельности Леонтьева А. Н.: «Для того чтобы возбудить интерес, нужно не указывать цель, а затем пытаться мотивированно оправдать действие в направлении указанной цели, но нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели».
В исследованиях Денисенковой Н. С. было показано, что наиболее благоприятные условия для развития познавательных мотивов в обучении старших дошкольников возникают при сочетании игровых и познавательных мотивов.
Эффективно такое построение
обучения, при котором решение
познавательной задачи
Выявлено, что приемы, актуализирующие познавательные мотивы, эффективны при введении нового материала. Установлено, что развитию познавательных мотивов благоприятствует введение упражнений в содержание продуктивной деятельности детей, которая ставит перед ребенком задачу анализа, оценки ее результатов, что меняет мотивационную структуру деятельности.
Вместе с тем обнаруживается, что внесение упражнений в контекст игровой деятельности задерживает развитие познавательных мотивов: у детей не наблюдается перехода мотивов из конкретно - ситуативных в обобщенные [14].
Иными словами, речь идет об управлении мотивационной стороной деятельности дошкольников, обеспечивающем формирование мотивационной готовности детей к школьному обучению.
Дошкольное детство с его сензитивностью, открытостью в постижении мира является базой для формирования у маленького человека мотивационной готовности к обучению.
к обучению в школе
Достаточно распространённая сегодня практика подготовки детей к школе способствует значительному снижению в дальнейшем учебной мотивации учащихся.
Рассмотрим проблемы, возникающие у детей при формировании мотивационной готовности с позиции структуры мотивационной готовности к школе [27].
Интерес и положительное отношение к школе.
Система мотивов, определяющих желание ребёнка идти в школу состоит из адекватных (познавательный, позиционный и оценочный) мотивов и неадекватных (внешний, социальный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим.
При наличии у ребенка
негативной мотивации к
Современные родители уже с 4-х летнего возраста стремятся записать своего ребенка в различные кружки, секции, и к 7 годам, к началу школьного обучения, количество таких кружков на одного ребенка нередко достигает цифры 3-4. Целиком загруженная неделя, которая включает в себя посещение детского сада и кружков по вечерам, нередко не дает возможности отдохнуть детям и по выходным. В результате даже в понедельник в детский сад дети приходят уже уставшие от занятий.
У многих детей, которые посещают подготовительные курсы при школе, размыта грань между будущей и настоящей «субботней» школой. На вопрос: «Ты хочешь учиться в школе?», дети отвечают: «А я и так уже учусь в школе».
Интерес к школе у некоторых детей также не выраженный, поскольку у детей, посещающих подготовительные курсы при школе, отсутствует некая интригующая новизна предстоящего важного события – поступления в школу.
Сформированность внутренней позиции школьника.
Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, навыков, умений, достаточного интеллектуального развития, ему трудно будет учиться, если у него не сформирована внутренняя позиция школьника, которую следует рассматривать как одну из составляющей мотивационной готовности к школе.
Внутренняя позиция школьника, представляющая психологическую предпосылку к овладению учебной деятельностью, не возникает на занятиях по типу школьного урока, а формируется преимущественно внутри ведущей деятельности дошкольника – в игровой деятельности:
Если ребёнок старшего дошкольного возраста играет меньше, чем ему требуется, а это часто происходит из-за элементарного недостатка времени, выделяемого на игру по остаточному принципу, он не приобретает такие качества, как самоконтроль, ответственность, осознанность, умение действовать по правилу и инструкции, у него не формируются социальные мотивы учения. В связи с этим, возникает проблема: поведение ребёнка остаётся ситуативным, непроизвольным.
Познавательная потребность и познавательная инициатива.
Ребёнка нельзя заставить учиться, если он этого не хочет. Насильственное обучение дошкольника азам чтения, когда у него ещё нет выраженной потребности, сопровождается огромным напряжением нервной системы, что в результате приводит, по мнению медиков и физиологов, к истощению нервной системы с одной стороны и стойкому отрицательному переживанию, связанному с процессом чтения, с другой стороны. В результате дети приобретают устойчивую неприязнь к процессу чтения на многие годы или даже на всю жизнь. Но ведь, как известно, возраст 5-6 лет является сенситивным для обучения детей чтению. Возникает дилемма, которую можно разрешить, если организовать обучение чтению через игру и чтение книг, в непроизвольной, непреднамеренной, непосредственной форме. Специально не следует учить с детьми буквы. Буквы должны входить в жизнь ребёнка как элемент окружающей среды, через картинки, кубики, магнитную азбуку и т.д., через дидактические игры, через книги.
Ещё одним важным моментом в подготовке к чтению является развитие фонематического слуха также через различные игры со звучащим словом, по ходу которых ребёнку необходимо выделять в словах фонемы. Обучение должно осуществляться через зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности. Такое обучение будет происходить самостоятельно или при минимальном ненавязчивом участии взрослого, и главное, ребёнок будет выступать в учебном процессе, как активный субъект деятельности [36].
Положительная самооценка. Стремление к достижению результатов своей деятельности, преодолению трудностей.
Ребёнок, приходя в школу, попадает в новую систему отношений, где всё же преобладает оценка предметных действий ребёнка результатов его деятельности, их соответствие образцам или правилам, ребёнок сам по себе менее интересен. В школе ребёнок встречает чужих людей, с ними он должен строить отношения, у ребёнка появляется потребность защищать своё «Я», своё «личное пространство». Негативный «Я – образ» и неуверенность в своих силах приводит к тому, что ребёнок начинает учиться ниже своих возможностей. Именно для детей с заниженной самооценкой, тревожных, мнительных, неуверенных в своих силах является полезным посещать подготовительные курсы при школе. В дальнейшем, таких детей не будет пугать новизна ситуации поступления в школу, они приобретут эмоциональную поддержку в лице детей, с которыми познакомятся на курсах, там же возможно лучше узнают учителя, его требования.
Мотивационная готовность к школе начинается, прежде всего, с любви ребёнка к себе и его веры в возможность быть лучше, т.е. стремлению к совершенству [47].
Самооценка – один из важнейших механизмов саморегуляции, позволяющий ребёнку преодолевать трудности. Считается, что становление устойчивой самооценки как таковой происходит в возрасте 5-6 лет. Именно в этом возрасте важно помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку, которая будет способствовать преодолению возможных жизненных сложностей, в том числе и школьных [48].
Считается, что самооценка ребёнка становится к периоду обучения в школе устойчивой, но всё - же она зависит от мнения и высказывания о нём взрослых – педагогов и родителей. Например, тревога матери по поводу возможных школьных проблем заражает ребёнка, вселяет в него страх перед школой, снижает самооценку. Некорректные высказывания родителей о способностях или лучше сказать о неспособностях ребёнка, о его несостоятельности перед школой также способствуют понижению самооценки. Преодоление тревожности, повышение самооценки можно добиться посредством совместных усилий педагогов и родителей на пути продвижения ребёнка к успеху. При этом нельзя ругать ребёнка за ошибки, неудачи, сравнивать с более успешными детьми. Надо шаг за шагом показывать ребёнку, что он уже умеет и что должен сделать, чтобы достичь больших успехов.
С позиции современного развития общества на сегодняшний день психологи уже говорят о новой проблеме в формировании мотивационной готовности детей к школе – проблеме развития коммуникативных навыков детей. Современное поколение умеет общаться только в виртуальном пространстве. Раннее увлечение детей компьютерами лишает их возможности совершенствовать навыки общения с другими людьми, «смешивает» реальность и «виртуальный» мир, порой нарушая законы жизни человека на земле. Неконтролируемое пользование компьютером, интернетом разрушает у детей желание общаться в «живую» со сверстниками. Проблема развития коммуникативных навыков детей ведет к нарушению в развитии речи детей, что существенно влияет на их будущее обучение в школе [27].