Теоретические подходы к изучению проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 12:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению школе.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе.
2. Определить основные проблемы формирования мотивационной готовности у детей к школе.
3. Изучить мотивационную готовность.
4. Разработать и внедрить программу, направленную на повышение мотивационной готовности детей к школе.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

 

1.3 Вывод

 

  1. Проблема формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе наиболее актуальна на современном этапе и имеет социальный заказ, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
  2. Ведущими мотивами детей старшего дошкольного возраста являются социальные мотивы и познавательные мотивы. Познавательные мотивы, проявляясь в познавательном интересе, становятся самостоятельными мотивами действий ребенка, направляющими его поведение и на познавательную активность.
  3. Управление мотивационной стороны деятельности детей предполагает соблюдение ряда условий: опору на значимые отношения дошкольника, его потребности, ведущие мотивы; демократическим стилем общения ребенка со взрослыми; адекватной цели организацией деятельности детей дошкольного возраста.
  4. Индикаторами мотивационной готовности у детей к школьному обучению являются:
    • иерархия мотивов с доминантой на социальные и познавательные мотивы;
    • полимотивированность познавательной деятельности детей.

Показателями мотивационной готовности к систематическому обучению служат:

    • обретение дошкольником «внутренней позиции школьника»;
    • сформированность познавательной активности и познавательного интереса.
  1. Поскольку мотивацией определяется не только возникновение и направление деятельности, а также ее способы и результаты, то исключительно важным представляется целенаправленное управление взрослыми (педагогами и родителями) процессом формирования мотивационного компонента деятельности детей (мотивационной готовности), обеспечивающих общую готовность детей к дальнейшему обучению в школе.
  1. Современные проблемы формирования мотивационной готовности к обучению детей в школе убеждают нас в том, что только правильно подобранные условия для развития мотивации позволят сформировать необходимый уровень мотивационной готовности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

    1. Организация исследования мотивационной готовности у детей

к обучению в школе

 

В теоретической части нашей работы мы рассмотрели проблемы, связанные с формированием мотивационной готовностью у детей к школьному обучению.  Мы выяснили, что ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, не желающих становиться учениками и уходить из детского сада в школу. При этом дети имеют достаточно высокий уровень умственного развития, обладают навыками чтения и счета. 

Основная проблема наблюдается во внутреннем принятии ребенком новой социальной роли и желании учиться в школе, которое формируется благодаря его социальному окружению и условий, в которых происходит формирование мотивационной готовности.  Все это определило актуальность нашего исследования.

Цель нашего исследования: изучение проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению школе.

Объектом исследования выступает мотивационная готовность у детей к школе.

Предмет исследования: проблема формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе.

Гипотеза исследования: применение в работе с детьми старшего дошкольного возраста  специализированной программы,  направленной на развитие мотивационной готовности у детей к обучению в школе через дидактические приемы, позволяет эффективно развивать изучаемый психологический феномен.

Задачи исследования:

  1. Изучить мотивационную готовность.
  2. Разработать и внедрить программу, направленную на повышение мотивационной готовности детей к школе.

Для проведения исследования по проблеме формирования мотивационной готовности у детей к  обучению в школе нами была проведена диагностика воспитанников двух подготовительных групп МБДОУ «ДСОВ № 76» г. Братска. В исследовании участвовало 50 детей. Возраст детей на момент исследования варьировался от 6 до 7 лет.

Для начала исследования были созданы необходимые условия, располагающие ребенка к взаимному контакту и не мешающие проведению диагностики. Испытуемым были предложены следующие методики:

Тест «Мотивационная готовность» (автор Венгер А.Л.) [50].

Методика предназначена для выявления предпочитаемого вида деятельности и уровня мотивационной готовности к школьному обучению на основе выявленных предпочтений детей.

Стимульный материал данного теста представляет собой комплект из 9 карточек с сюжетными рисунками: 3 карточки с сюжетами обучения, 3 карточки с сюжетами трудовых действий и 3 карточки с игровыми сюжетами (рис.1.1, прил.1).

Процедура тестирования: положите перед ребенком все карточки в три ряда, но так, чтобы в каждом ряду оказались изображения всех трех видов сюжетов.

Инструкция: «Посмотри, пожалуйста, на эти картинки и выбери ту, где нарисовано занятие, которым ты хотел бы сейчас заниматься». Выбранная картинка откладывается в сторону, а ребенку предлагается сделать выбор, из оставшихся, еще два раза. Таким образом, определяются предпочтительные виды деятельности, к которым ваш ребенок мотивационно готов.

После этого инструкция меняется. Перед ребенком лежат уже не девять, а шесть оставшихся карточек. Предложите ребенку выбрать среди них те изображения, где нарисовано то, чем ребенок не хочет заниматься: «А теперь покажи мне то, чем бы ты совсем не хотел заниматься». Выбранная карточка откладывается, а ребенку предлагается сделать такой же выбор еще два раза. Подобный отрицательный выбор определяет те виды деятельности, которые вашего ребенка в настоящее время не интересуют. В заключение из оставшихся трех изображений детских действий предложите своему ребенку выбрать одно с предпочтительным видом деятельности, а затем одно - с отрицаемым видом деятельности. В конце всей процедуры карточки должны быть разложены на три группы: в первой группе - четыре с предпочитаемыми видами деятельности, во второй группе - четыре с отрицаемыми видами деятельности и в третьей - одна, оставшаяся не выбранной.

Обработка результатов:  количественной обработке - суммарному подсчету - подлежат карточки с изображениями предпочитаемых видов деятельности. Так, каждая карточка с сюжетом учебной деятельности оценивается в 2 балла, каждая карточка с изображением трудовой деятельности - в 1 балл и, наконец, игровой - 0 баллов. Таким образом, максимально возможное число баллов равно 7, а минимальное, которое ребенок теоретически может набрать, равно 0 баллов.

Принятым критерием хорошей мотивационной готовности к учебной деятельности считается сумма, равная 4-5 баллам. Если количество баллов превышает этот критический рубеж, то ваш ребенок имеет вполне сформированную готовность к обучению в школе. В случае сниженной готовности - когда сумма баллов попадает в диапазон от 1 до 3 - от ребенка в первые же месяцы школьной жизни можно ожидать проявления нежелания ходить в школу, учиться на уроках. При возникновении подобной ситуации вам необходимо активизировать усилия по формированию произвольности поведения ребенка и улучшения его работоспособности, а также заранее познакомить его (читать соответствующую художественную литературу, рассказывать, объяснять) со спецификой школьной жизни и значением обучения в школе для дальнейшей его жизни.

Методика  «Сказка» (автор Гуткина Н. И.) [20].

Цель: определение психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Методика направлена на определение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка.

Описание методики: В комнату, где на столике выставлены обычные не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка. Примерный набор игрушек может быть следующим: один предмет из кукольной  мебели, один предмет из кукольной посуды, одна мягкая игрушка, один кубик, одна простая машинка.  Следует заметить, что в этот набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого.

Инструкция: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. На это отводится около минуты. После того, как он ознакомится с игрушками, экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают сказку, которую он раньше не слышал (прил. 2).

На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит  к экспериментатору  и  просит дочитать сказку,  то взрослый отказывается, сославшись на то, что выбор уже сделан.

Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну игрушку и возвращается к экспериментатору с просьбой дочитать сказку, то взрослый предлагает ребенку положить игрушку на место и тогда прийти дослушать сказку. В случае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитывает сказку и говорит ему, что-либо сказка, либо игрушка.

Интерпретация: В протоколе регистрируется выбор испытуемого, его высказывания и поступки, на основании чего делается вывод о доминировании познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. Выбор сказки говорит о доминировании познавательного мотива. Выбор игрушек говорит о доминировании игрового мотива. Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, то есть как доминирование игровой мотивации, которая, не вызывает игровую деятельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек.

Методика «Беседа о школе» (автор Нежнова Т.А.) [41].

Данная методика позволяет исследовать внутреннюю позицию школьника и выявить характера ориентации на школьно-учебную деятельность.

Процедура исследования: Ребенку задаются вопросы (табл. 3.1 прил. 3), ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.

Варианты ответов и их оценка:

  • А   – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла;
  • Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл;
  • В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов.

Интерпретация результатов:

  • результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);
  • 8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);
  • 4-0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

Проективная методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Я в школе» (Захарова Е.И.) [29].

Настоящая модификация данной методики разработана Захаровой Е.И. с учетом системы анализа детского рисунка Хоментаускаса Г.Т. и характеристики внутренней позиции школьника Божович Л.И..

Назначение методики: Выявление отношения ребенка к предстоящему обучению в школе, степень сформированности у него внутренней позиции школьника.

Методика «Я в школе» является одной из разновидностей проективных рисуночных методик, в которых проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать.

Описание методики: После небольшого разговора о предстоящем обучении в школе ребенку предлагают нарисовать рисунок, которой можно было бы назвать «Я в школе».

Инструкция: «Давай немного порисуем. Представь, что ты уже школьник. Нарисуй, пожалуйста, рисунок, который можно было бы назвать «Я в школе». Нарисуй все то, что ты представляешь, когда думаешь о школе».

Желательно избегать, более развернутых инструкций, предоставляя ему полную свободу действий. Можно успокоить ребенка, сказав ему, что качество рисования не имеет значения.

В процессе выполнения ребенком рисунка психологу необходимо фиксировать особенности выполнения рисунка – паузы, спонтанные высказывания по поводу содержания рисунка.

Информация о работе Теоретические подходы к изучению проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе