Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 12:21, дипломная работа
Цель исследования: изучение проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению школе.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе.
2. Определить основные проблемы формирования мотивационной готовности у детей к школе.
3. Изучить мотивационную готовность.
4. Разработать и внедрить программу, направленную на повышение мотивационной готовности детей к школе.
Поэтому особенно важным компонентом в формировании мотивационной готовности детей к обучению в школе является принятие родителями будущих первоклассников их нового социального статуса и желание помочь ребенку преодолеть первые трудности.
Для родителей были подготовлены и проведены:
Консультации и памятки:
Семинары – практикумы для родителей и педагогов:
Родительские собрания:
1. «Готовность детей к обучению в школе. О чем должны знать родители будущих первоклассников?»;
2. «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?».
Цель: Информировать родителей о понятии «психологическая готовность к обучению в школе». Сформировать представление о проблемах психологической готовности к обучению в школе и путях их решения, а также принятию самими родителями нового статуса своего ребенка.
День открытых дверей для школьных учителей и родителей.
«Детский сад как социально-педагогическая среда, интегрирующая интересы семьи, школы и ребенка».
Цель: способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия: дать родителям и педагогам опыт игрового взаимодействия друг с другом.
Для педагогов старших и подготовительных групп были предоставлены мультимедийные консультации:
Цель: формирование правильного отношения педагогов к предшкольной подготовке детей, умения выбиать адекватные методы обучения, не нарушая ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности.
После проведения формирующего эксперимента, на конец года (апрель) с детьми экспериментальной и контрольной групп была проведена итоговая диагностика по определению мотивационной готовности к обучению в школе.
Рассмотрим полученные результаты итоговой диагностики в сравнении с результатами, полученными на начало учебного года.
Общий уровень сформированности мотивационной готовности по методике Венгера А.Л. на конец года в экспериментальной группе представлен в приложении (табл. 16.1, прил.16).
Сравним показатели экспериментальной группы по данной методике на начало и конец года, после формирующего эксперимента.
Таблица 2
Сравнительный анализ данных по методике Венгера А.Л.
экспериментальная группа
Степень сформированности |
Рузультаты,% | |
Уровень сформированности мотивации на начало года |
Уровень сформированности мотивации на конец года | |
Сформированная мотивация |
32 |
72 |
Мотивация в стадии становления |
52 |
36 |
Низкая мотивация |
16 |
0 |
Как видно из таблицы 2, уровень сформированной мотивации у детей к обучению в школе, на конец года вырос на 40%. На 16% снизился уровень мотивации, находящейся в стадии становления, т.е. увеличилось количество детей, уровень мотивации которых стал стабильным, сформированным. И на 16% снизилась низкая мотивация у детей. Таким образом, детей с низкой мотивацией на конец года не выявлено, что в свою очередь показывает значимость мероприятий, проведенных в формирующем эксперименте.
Рассмотрим, как изменились показатели по методике Гуткиной Н.И. «Сказка», исходя из полученных результатов на конец года. Сравнительный анализ представлен в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ результатов по методике Гуткиной Н.И.
Доминирующий мотив |
Результаты,% | |
Уровень сформированности мотива на начало года |
Уровень сформированности мотиваи на конец года | |
Познавательный |
48 |
85 |
Неопределенный |
36 |
15 |
Игровой |
16 |
0 |
Как видно из табл.3, рост познавательного мотива к обучению в школе составил 37%. Неопределенная мотивация снизилась на 21% и составила 15% детей от общего количества испытуемых. И детей с игровой мотивацией не выявлено.
Дети с неопределенной, нестабильной мотивацией, испытывают внутренние противоречия - с одной стороны задания вызывают познавательный интерес, испытуемые концентрируют свое внимание, на какое-то время на изучаемом предмете, задают вопросы педагогу, с другой – боятся трудностей, избегают неудач и теряют интерес к задаче, как только появляются затруднения в ее решении.
Сравним результаты диагностики (табл.17.1, прил.17) по методике Нежновой Т.А. «Беседа о школе». Данная методика направлена на выявление отношения ребенка к обучению в школе. Результаты сранительного анализа представлены в таблице 4.
Как мы видим из табл.4, в формировании внутренней мотивационной готовности детей к обучению в школе, произошли существенные изменения.
Таблица 4
Сравнительный анализ результатов по методике Нежновой Т.А. в экспериментальной группе.
Степень сформированности |
Результаты,% | |
Уровень сформированности внутреннего отношения на начало года |
Уровень сформированности внутреннего отношения на конец года | |
Внутренняя отношение к школе сформировано |
28 |
76 |
Внутреннее отношение в стадии становления |
52 |
24 |
Внутреннее отношение не сформировано |
20 |
0 |
Согласно таблице 4, уровень сформированной внутренней позиции увеличился к концу года на 48%, становление внутренней позиции снизилось с 52% до 24%, что составило 28%, т.е. на 28% детей стало меньше с неопределенной позицией. Детей с несформированной позицией не выявлено.
Рассмотрим полученные данные по методике Матюхиной М.В. на конец года. Анализ результатов ранжирования выбора (табл. 18.1, прил. 18) позволил сделать следующие выводы:
Согласно рисунку 11. результаты ранжирования выбора выглядят следующим образом:
Таким образом, в результате суммирования адекватных для положительной мотивации результатов (учебный, познавательный, мотив достижений и позиционный мотивы), мы можем говорить, что 79% испытуемых имеют сформированную мотивационную готовность к обучению в школе и руководствуются адекватными для этого мотивами, а именно стремлением к совершенствованию, освоению новых способов действия, преодолению трудностей, стремлением к получению новых знаний и новой информации об окружающем мире, стремлением к успеху и социальному одобрению, стремлением занять новое, значимое место в системе общественных отношений. Остальные 21% испытуемых показали, что их мотивационная готовность еще находится в стадии становления.
Проанализируем полученные результаты по сравнению с данными на начало года (табл.5).
Таблица 5
Сравнительный анализ результатов по методике Матюхиной М.В.
Вид преобладающего мотива |
Результаты экспериментальной группы, % | |
Уровень на начало года |
Уровень на конец года | |
Мотив долга и ответственности |
20 |
7 |
Мотив достижений |
8 |
14 |
Социальный мотив |
24 |
11 |
Мотив избегания неудач |
12 |
3 |
Позиционный мотив |
12 |
18 |
Учебный мотив |
12 |
25 |
Позновательный мотив |
12 |
22 |
Как уже отмечалось выше, произошел рост адекватных мотивов для обучения в школе. Прирост данного показателя составил 35%. Таким образом, мы можем говорить о том, что на 35% детей стало больше руководствоваться адекватными мотивами к обучению к школе и на 45% стало меньше руководствоваться неадыкватными мотивами.
Результаты рисуночного теста «Я в школе» (табл. 19.1, прил.19) также свидетельствует о том, что произошел существенный рост показателей по формированию внутренней позиции школьника к обучению в школе.
Рассмотри полученные данные в сравнении с показателями на начало года (табл. 6).
Таблица 6
Сравнительная характеристика данных по методике Захаровой Е.И.
Рисунок «Я в школе» (экспериментальная группа)
Степень сформированности |
Уровень, % | |
Уровень сформированности ВПШ на начало года |
Уровень сформированности ВПШ на конец года | |
ВПШ сформирована |
20 |
77 |
ВПШ в стадии становления |
64 |
23 |
ВПШ не сформирована |
16 |
0 |
Исходя из данных таблицы 6, мы можем сделать вывод, что на конец года в экспериментальной группе также наблюдается рост внутренней мотивационной готовности детей к обучению в школе. Так уровень сформированной внутренней позиции составил 77%, что на 57% выше по сравнению с начальным уровнем детей. Это говорит нам о том, что у испытуемых уже сформировано позитивное отношение к элементам школьной действительности, они готовы включиться в новую систему отношений и приступить к освоению новой деятельности.
Уровень становления внутренней позиции снизился на 41%, что говорит о том, что на 41% детей больше смогли определить для себя адекватные доминирующие мотивы к обучению в школе. У оставшихся 23% есть все предпосылки для формирования внутренней позиции к началу обучения в школе, при соответствующей поддержке их социального окружения (родители, их старшие братья и сестры, друзья). Детей с несформированной внутренней позицией не выявлено на конец года.
Проанализируем результаты итоговой диагностики на конец года в контрольной группе, по отношению к полученным результатам в экспериментальной группе.
Рассмотрим полученные результаты по методике Венгера А.Л. (табл.20.1 прил.20) в сравнении с результатами по данной методике в экспериментальной группе (табл.7).
Таблица 7
Сранительный анализ результатов по методике Венгера А.Л.
Испытуемые |
Уровень сформированности мотивации на конец года, % | ||
Мотивация сформирована |
Мотивация в стадии становления |
Мотивация несформирована | |
Экспериментальная группа |
72 |
28 |
0 |
Контрольная группа |
45 |
47 |
8 |
Как видно из таблицы 7, уровень сформированности мотивационной готовности в контрольной группе существенно отличается от уровня в экспериментальной группе. Разница составила 27%., т.е. на 27% детей в экспериментальной группе больше с сформированной мотивационной готовности к обучению в школе. На 19% детей контрольной группы больше находятся в стадии становления мотивационной готовности и на 8% детей контрольной группы больше показали низкую мотивационную готовность. В экспериментальной группе детей с несформированной мотивационной готовностью нет.
Результаты итоговой диагностики по методике Гуткиной Н.И. «Сказка», определяющей доминирование познавательного мотива в мотивационной сфере, по сранению с результатами экспериментальной группы представлены в таблице 8.