Теоретические подходы к изучению проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 12:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению школе.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе.
2. Определить основные проблемы формирования мотивационной готовности у детей к школе.
3. Изучить мотивационную готовность.
4. Разработать и внедрить программу, направленную на повышение мотивационной готовности детей к школе.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Поэтому особенно важным компонентом в формировании мотивационной готовности детей к обучению в школе является принятие родителями будущих первоклассников их нового социального статуса и желание помочь ребенку преодолеть первые трудности.

Для родителей были подготовлены и проведены:

Консультации и памятки:

  1. «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников»;
  2. «Психологическое развитие детей как необходимое условие успешности обучения»;
  3. «О методах воздействия на ребенка в семье»;
  4. «Помогаем ребенку осваивать новую социальную роль школьника».
  5. Цель: обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы, вклад семьи в личностно-мотивационную подготовленность ребенка к школьной жизни.

 Семинары – практикумы для родителей и педагогов:

  1. «Создание у ребенка положительного отношения к школе и формирования направленности на обучение».
  2. «Готовность детей к обучению в школе». 
    Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе.

Родительские собрания:

1. «Готовность детей к обучению в школе. О чем должны знать родители будущих первоклассников?»;

2. «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?».

Цель: Информировать  родителей о понятии «психологическая готовность к обучению в школе». Сформировать  представление о проблемах психологической готовности к обучению в школе и путях их решения, а также принятию самими родителями нового статуса своего ребенка.

День открытых дверей для школьных учителей и родителей.

«Детский сад как социально-педагогическая среда, интегрирующая интересы семьи, школы и ребенка».

 Цель: способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия: дать родителям и педагогам опыт игрового взаимодействия друг с другом.

Для педагогов старших и подготовительных групп были предоставлены мультимедийные консультации:

  1. «Формирование мотивационной готовности детей к школе»;
  2. «Занимательные упражнения для познавательной активности ребенка»;
  3. «Ошибки взрослых в предшкольной подготовке детей».

Цель: формирование правильного отношения педагогов к предшкольной подготовке детей, умения выбиать адекватные методы обучения, не нарушая ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности.

 

    1. Контрольный эксперимент

 

После проведения формирующего эксперимента, на конец года (апрель) с детьми экспериментальной и контрольной групп была проведена итоговая диагностика по определению мотивационной готовности к обучению в школе.

Рассмотрим полученные результаты итоговой диагностики  в сравнении с результатами, полученными на начало учебного года.

Общий уровень сформированности мотивационной готовности по методике Венгера А.Л. на конец года в экспериментальной группе представлен в приложении (табл. 16.1, прил.16).

Сравним показатели экспериментальной группы по данной методике на начало и конец года, после формирующего эксперимента.

Таблица 2

Сравнительный анализ данных по методике Венгера А.Л.

экспериментальная группа

Степень сформированности

Рузультаты,%

Уровень сформированности мотивации на начало года

Уровень сформированности  мотивации на конец года

Сформированная мотивация

32

72

Мотивация в стадии становления

52

36

Низкая мотивация

16

0


 

Как видно из таблицы 2, уровень сформированной мотивации у детей к обучению в школе, на конец года вырос на 40%. На 16% снизился уровень мотивации, находящейся в стадии становления, т.е. увеличилось количество детей, уровень мотивации которых стал стабильным, сформированным. И на 16% снизилась низкая мотивация у детей. Таким образом, детей с низкой мотивацией на конец года не выявлено, что в свою очередь показывает значимость мероприятий, проведенных в формирующем эксперименте.

Рассмотрим, как изменились показатели по методике Гуткиной Н.И. «Сказка», исходя из полученных результатов на конец года. Сравнительный анализ представлен в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительный анализ результатов по методике Гуткиной Н.И.

Доминирующий мотив

Результаты,%

Уровень сформированности мотива на начало года

Уровень сформированности  мотиваи на конец года

Познавательный

48

85

Неопределенный

36

15

Игровой

16

0


 

Как видно из табл.3, рост познавательного мотива к обучению в школе составил 37%. Неопределенная мотивация снизилась на 21% и составила 15% детей от общего количества испытуемых. И детей с игровой мотивацией не выявлено.

Дети с неопределенной, нестабильной мотивацией, испытывают внутренние противоречия - с одной стороны задания вызывают познавательный интерес, испытуемые концентрируют свое внимание, на какое-то время на изучаемом предмете, задают вопросы педагогу, с другой – боятся трудностей, избегают неудач и теряют интерес к задаче, как только появляются затруднения в ее решении.

Сравним результаты диагностики (табл.17.1, прил.17) по методике Нежновой Т.А. «Беседа о школе». Данная методика направлена на выявление отношения ребенка к обучению в школе.  Результаты сранительного анализа представлены в таблице 4.

Как мы видим из табл.4, в формировании внутренней мотивационной готовности детей к обучению в школе, произошли существенные изменения.

Таблица 4

Сравнительный анализ результатов по методике Нежновой Т.А. в экспериментальной группе.

Степень сформированности

Результаты,%

Уровень сформированности внутреннего отношения на начало года

Уровень сформированности  внутреннего отношения на конец года

Внутренняя отношение к школе сформировано

28

76

Внутреннее отношение в стадии становления

52

24

Внутреннее отношение не сформировано

20

0


 

Согласно таблице 4, уровень сформированной внутренней позиции увеличился к концу года на 48%,  становление внутренней позиции снизилось с 52% до 24%, что составило 28%, т.е. на 28% детей стало меньше с неопределенной позицией. Детей с несформированной позицией не выявлено.

Рассмотрим полученные данные по методике Матюхиной М.В. на конец года. Анализ результатов ранжирования выбора (табл. 18.1, прил. 18) позволил сделать следующие выводы:

Согласно рисунку 11. результаты ранжирования выбора  выглядят следующим образом:

      • 7% выбрали доминирующий мотив долга и ответственности;
      • 11% - социальный мотив;
      • 14% мотив достижений;
      • 3% - мотив избегания неудач;
      • 18% - позиционный мотив;
      • 22% имеют познавательный мотив;
      • 25% руководствуются учебным мотивом.

Таким образом, в результате суммирования адекватных для положительной мотивации результатов (учебный, познавательный, мотив достижений и позиционный мотивы), мы можем говорить, что 79% испытуемых имеют сформированную мотивационную готовность к обучению в школе и руководствуются адекватными для этого мотивами, а именно стремлением к совершенствованию, освоению новых способов действия, преодолению трудностей, стремлением к получению новых знаний и новой информации об окружающем мире, стремлением к успеху и социальному одобрению, стремлением занять новое, значимое место в системе общественных отношений. Остальные 21% испытуемых показали, что их мотивационная готовность еще находится в стадии становления.

Проанализируем полученные результаты по сравнению с данными на начало года (табл.5).

Таблица 5

Сравнительный анализ результатов по методике Матюхиной М.В.

Вид преобладающего мотива

Результаты  экспериментальной группы, %

Уровень на начало года

Уровень на конец года

Мотив долга и ответственности

20

7

Мотив  достижений

8

14

Социальный мотив

24

11

Мотив избегания неудач

12

3

Позиционный мотив

12

18

Учебный мотив

12

25

Позновательный мотив

12

22


Как уже отмечалось выше, произошел рост адекватных мотивов для обучения в школе. Прирост данного показателя составил 35%. Таким образом, мы можем говорить о том, что на 35% детей стало больше руководствоваться адекватными мотивами к обучению к школе и на 45% стало меньше руководствоваться неадыкватными мотивами.

Результаты рисуночного теста «Я в школе» (табл. 19.1, прил.19)  также свидетельствует о том, что произошел существенный рост показателей по формированию внутренней позиции школьника к обучению в школе.

Рассмотри полученные данные в сравнении с показателями на начало года (табл. 6).

Таблица 6

Сравнительная характеристика данных по методике Захаровой Е.И.

Рисунок «Я в школе» (экспериментальная группа)

Степень сформированности

Уровень, %

Уровень сформированности ВПШ на начало года

Уровень сформированности  ВПШ на конец года

ВПШ сформирована

20

77

ВПШ в стадии становления

64

23

ВПШ не сформирована

16

0


 

Исходя из данных таблицы 6, мы можем сделать вывод, что на конец года в экспериментальной группе также наблюдается рост внутренней мотивационной готовности детей к обучению в школе. Так уровень сформированной внутренней позиции составил 77%, что на 57% выше по сравнению с  начальным уровнем детей. Это говорит нам о том, что у испытуемых уже сформировано позитивное отношение к элементам школьной действительности, они готовы  включиться в новую систему отношений и приступить к освоению новой деятельности.

Уровень становления внутренней позиции снизился на 41%, что говорит о том, что на 41% детей больше смогли определить для себя адекватные доминирующие мотивы к обучению в школе. У оставшихся 23% есть все предпосылки для формирования внутренней позиции к началу обучения в школе, при соответствующей поддержке их социального окружения (родители, их старшие братья и сестры, друзья). Детей с несформированной внутренней позицией не выявлено на конец года.

Проанализируем результаты итоговой диагностики на конец года в контрольной группе, по отношению к полученным результатам в экспериментальной группе.

Рассмотрим полученные результаты по методике Венгера А.Л. (табл.20.1 прил.20) в сравнении с результатами по данной методике в экспериментальной группе (табл.7).

Таблица 7

Сранительный анализ результатов по методике Венгера А.Л.

Испытуемые

Уровень сформированности  мотивации на конец года, %

Мотивация сформирована

Мотивация в стадии становления

Мотивация несформирована

Экспериментальная группа

72

28

0

Контрольная группа

45

47

8


 

Как видно из таблицы 7, уровень сформированности мотивационной готовности в контрольной группе существенно отличается от уровня в экспериментальной группе. Разница составила 27%., т.е. на 27% детей в экспериментальной группе больше с сформированной мотивационной готовности к обучению в школе. На 19% детей контрольной группы больше находятся в стадии становления мотивационной готовности и на 8% детей контрольной группы больше показали низкую мотивационную готовность. В экспериментальной группе детей с несформированной мотивационной готовностью нет.

Результаты итоговой диагностики по методике Гуткиной Н.И. «Сказка», определяющей доминирование познавательного мотива в мотивационной сфере, по сранению с результатами экспериментальной группы представлены в таблице 8.

Информация о работе Теоретические подходы к изучению проблемы формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе