Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 20:14, шпаргалка
1. Психологическая коррекция: понятие и виды
Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Психологи́ческая
корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической
помощи (среди других: психологическое
консультирование, психологичес
Психокоррекционные воздействия
могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление.
Различают индивидуальную и групповую
психокоррекцию. В индивидуальной психолог рабо
Основными принципами
психокоррекционной работы являются следующие:
1. Принцип единства диагностики и коррекции.
2. Принцип нормативности развития.
3. Принцип коррекции «сверху вниз».
4. Принцип коррекции «снизу вверх».
5. Принцип системности развития психической
деятельности.
б. Деятельностный принцип коррекции.
1. Принцип единства диагностики
и коррекцииотражает целостность
процесса оказания психологической помощи
как особого вида практической деятельности
психолога. Подробно рассмотренный в трудах
Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот
принцип является основополагающим всей
коррекционной работы, так какэффективность коррекционной
работы на 90%зависит от комплексности,
тщательности и глубины предшествующей
диагностической работы.
Названный принцип
реализуется в двух аспектах.
Во-первых, началу осуществления
коррекционной работы обязательно должен
предшествовать этап прицельного комплексного
диагностического обследования, на его
основании составляется первичное заключение
и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей
работы. Эффективная коррекционная работа
может быть построена лишь на основе предварительного
тщательного психологического обследования.
В то же время «самые точные, глубокие
диагностические данные бессмысленны,
если они не сопровождаются продуманной
системой психолого-педагогических коррекционных
мероприятий» (Д.Б. Эльконин, 1989).
Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей
деятельности психолога требует постоянного
контроля динамики изменений личности,
поведения, деятельности, динамики эмоциональных
состояний клиента, его чувств и переживаний
в процессе коррекционной работы. Такой
контроль позволяет внести необходимые
коррективы в задачи самой программы,
вовремя изменить и дополнить методы и
средства психологического воздействия
на клиента. Таким образом, контроль динамики
хода эффективности коррекции, в свою
очередь, требует осуществления диагностических
процедур, пронизывающих весь процесс
коррекционной работы и предоставляющих
психологу необходимую информацию и обратную
связь.
2. Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
Понятие психологический возраст было введено Л.С. Выготским. Это «тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период» (Л.С. Выготский, 1984).
Таким образом, при
оценке соответствия уровня развития
ребенка возрастной норме и формулировании
целей коррекции необходимо учитывать
следующие характеристики:
1) Особенности социальной ситуации развития
(например, изменение типа образовательного
или воспитательного учреждения, круга
общения ребенка, включая сверстников,
взрослых, семейное окружение и т.д.).
2) Уровень сформированности психологических
новообразований на данном этапе возрастного
развития.
З) Уровень развития ведущей деятельности
ребенка, ее оптимизация.
Кроме понятия «возрастная норма» психологу приходится встречаться с понятием «индивидуальная норма», которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития.
3. Принцип коррекции «сверху вниз».Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента (у Л.С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
4. Принцип коррекции «снизу вверх».При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.
Таким образом, главной задачей коррекции «снизу вверх» становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. Вцентре коррекции — наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара.
5. Принцип системности
развития психологической
Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.
При определении стратегии коррекционной работы принцип системности развития оказывается тесно связанным с принципом коррекции «сверху вниз»: системность анализа актуального уровня развития, достигнутого ребенком к моменту обследования, осуществляется с точки зрения центральной линии развития, сложившейся иерархии форм психической деятельности на каждом возрастном этапе, определяющей зону ближайшего развития и перспективы.
6. Деятельностный принцип коррекции.Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.
Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счете, в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента.
Особенно широко в коррекционной работе с детьми используется понятие «ведущая деятельность», В дошкольном и младшем школьном возрасте такой ведущей деятельностью является игра в различных ее разновидностях, в подростковом возрасте — общение и различного рода совместная взаимодеятельность.
Деятельностный принцип коррекции: во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционньих усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.
ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ
Составляя различного рода
коррекционные программы, необходимо
опираться на следующие принципы:
1. Принцип системности коррекционных,
профилактических и развивающих задач.
2. Принцип единства коррекции и диагностики.
З. Принцип приоритетности коррекции каузального
типа.
4. Деятельностный принцип коррекции.
5. Принцип учета возрастно-психологических
и индивидуальных особенностей клиента.
б. Принцип комплексности методов психологического
воздействия.
7. Принцип активного привлечения ближайшего
социального окружения к участию в коррекционной
программе.
8. Принцип опоры на разные уровни организации
психических процессов.
9. Принцип программированного обучения.
10. Принцип возрастания сложности.
11. Принцип учета объема и степени разнообразия
материала.
12. Принцип учета эмоциональной сложности
материала.
1. Принцип системности
Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым специальных коррекционных мероприятий. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности ребенка посредством механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.