Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 20:14, шпаргалка

Описание работы

1. Психологическая коррекция: понятие и виды
Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Файлы: 1 файл

Методы психологической коррекции.docx

— 204.43 Кб (Скачать файл)

Цели коррекции.Целью гештальткоррекции является снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента.

Основная цель - помощь человеку в полной реализации его потенциала. Эта цель разбивается на вспомогательные:

- обеспечение полноценной  работы актуального самоосознавания

- смещение локуса контроля  вовнутрь;

- поощрение независимости  и самодостаточности;

- обнаружение психологических  блоков, препятствующих росту, и  изживание их.

Позиция психолога.В гештальткоррекции психолог рассматривается как катализатор, помощник, сотворец, интегрированный в единое целое гештальтличности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента и пытается облегчить выражение этих чувств.

Главная цель взаимодействия с клиентом - активация внутренних личностных резервов клиента, высвобождение которых ведет к личностному росту.

Требования и ожидания от клиента.В гештальткоррекции клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации позиций, на осознавании схем своего поведения и жизни. Предполагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание. Причем вербализация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента, его готовность принять сам процесс актуального переживания, в котором он будет на самом деле испытывать чувства и говорить от их имени, а не просто сообщать о них.

Техники. Психотехникам в гештальткоррекции придается очень большое значение. Они именуются играми и экспериментами. Широкую известность гештальткоррекция получила во многом благодаря этим играм.

1. Экспериментальный (диссоциированный) диалог. Это диалог между фрагментами собственной личности. Когда у клиента наблюдается фрагментация собственной личности, психолог предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности.

2. "Большой пес" и "Щенок".Широко  распространенным приемом является  использование двух игровых позиций: "Большой пес" и "Щенок". "Большой  пес" олицетворяет обязанности, требования, оценки. "Щенок" олицетворяет пассивно-оборонительные  установки, ищет уловки, отговорки, оправдания, обосновывающие уклонения  от обязанностей. Между этими  позициями происходят борьба  за власть и полный контроль  над личностью.

3. Совершение кругов, или  идти по кругу.Известная психотехника, согласно которой клиент по просьбе ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди, и либо что-то говорит им, либо совершает какие-то действия с ними.

4. Техника "наоборот" (перевертыш). Техника заключается в том, чтобы  клиент сыграл поведение, противоположное  тому, которое ему не нравится.

5. Экспериментальное преувеличение. Техника направлена на развитие  процесса самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и других движений.

6. Незаконченное дело.Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения.

7. Проективные игры на  воображение иллюстрируют процесс  проекций и помогают участникам  группы идентифицироваться с  отвергаемыми аспектами личности.

8. "У меня есть тайна".В  этой игре предпринимается исследование  чувства вины и стыда. Каждого  из участников группы просят  подумать о каком-либо важном  для него и тщательно хранимом  личном секрете.

9. "Преувеличение". Большое  внимание в гештальттерапии уделяется так называемому "языку тела".

10. "Репетиция".По мнению  Ф. Перлза, люди тратят много времени, репетируя на "сцене воображения" различные роли и стратегии поведения по отношению к конкретным ситуациям и лицам.

11. Проверка готового мнения.Случается, что психолог, слушая клиента, улавливает в его словах какое-то определенное сообщение.

 

16. Индивидуальная психокоррекция

Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой. В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом. Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. Все внимание психолога направлено только на одного человека. Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться в присутствии других людей. Но этот вид психокоррекции малоэффективен при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе. Необходимыми условиями индивидуальной психологической коррекции являются следующие: добровольное согласие на получение такой помощи; доверие клиента к психологу; активность клиента и его творческо-исследовательское отношение к собственным проблемам; право клиента принимать или не принимать оказываемую помощь; право клиента самому решать вопросы в своей жизни. Важной личностной предпосылкой эффективной работы является стремление самого психолога к самоактуализации и личностному росту. Освоение психокоррекции необходимо начинать с себя, с постоянной работы над развитием гибкости, спонтанности и мужества. Личностный рост предполагает реалистичное отношение к себе, постоянную открытость новому опыту, готовность внутренне изменяться, исследовать и творить себя, брать на себя ответственность за свои решения и действия. Форма индивидуальной психокоррекции выбирается в следующих случаях: —  когда проблемы клиента индивидуального, а не межличностного характера; —  когда клиент категорически отказывается работать в группе или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна; —  когда применяются достаточно сильные методы психологического воздействия и клиента необходимо постоянно держать под наблюдением и контролем; —  когда у клиента выявлена сильная тревожность; —  когда выявлена сильная заторможенность; —  при неуверенности в себе; —  при необоснованных страхах; —  при проблемах недостаточного осознания самого себя; —  при утрате смысла и цели жизни. Иногда бывает и так, что по характеру проблемы клиенту требуется групповая работа, но он категорически отказывается работать в группе. Тогда, в качестве первого шага на пути реабилитации можно использовать индивидуальную работу. И постепенно, по мере готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в групповую работу. Противопоказаниями для групповой психокоррекцией -ной работы могут служить сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность клиента, трудный характер, физическая болезнь, недостаточный уровень интеллектуального или морального развития и т.п. При сильнодействующих психокоррекционных процедурах у таких людей может наступить эмоциональный стресс или эмоциональный срыв. В силу других причин клиент может сознательно или бессознательно мешать работать другим участникам группы. И, наконец, он может не понимать, что от него требуется или вести себя в группе недостаточно культурно, шокируя других и выводя их из равновесия. Иногда клиент хочет . и ему действительно необходимо работать в группе, но фактически внутренне он сопротивляется этому. Тогда психолог может постараться снять внутреннее сопротивление клиента, убедить его в необходимости включиться в групповую работу и помочь ему это сделать практически. Есть клиенты, которые в обычных психокоррекционных ситуациях ведут себя вполне нормально, но теряют контроль над собой, когда чувствуют сильное психологическое воздействие. В этом случае сильно действующую психологическую процедуру необходимо сначала опробовать на клиенте в индивидуальном порядке, а затем уже включать его в группу. Индивидуальная психокоррекция помогает только тем, у кого есть действительные психологические или поведенческие проблемы. Наличие таких проблем может установить профессиональный психолог или осознать сам клиент. Иногда человеку кажется, что у него есть проблемы, хотя на самом деле их нет. Иногда напротив, кажется, что проблемы нет, хотя на самом деле она существует. Психокоррекция мало чем может помочь людям, у которых психологические или поведенческие отклонения вызваны серьезными заболеваниями органического характера. Для таких людей необходима помощь психотерапевтов или психиатров. 
 
17. Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия

1. Убеждение. В основном применяется  к людям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития и способным самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами. Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить. Убеждение начинается с выяснения того, что знает клиент о своих проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает с клиентом цели и задачи психокоррекции, и только после того, как клиент согласится, начинает работу с ним. Психолог подробно разъясняет клиенту что, как и почему он делает, а также — если в этом есть необходимость — объясняет причины возникновения и способ избавления от недостатков. Убеждение как метод психологического воздействия обычно применяется по отношению к маловнуша- емым людям. Что же касается сильно внушаемых, то для них наилучший способ воздействия — внушение. Если клиент обладает высоким уровнем интеллектуального развития, то по отношению к нему целесообразно использовать убеждение и внушение в комплексе. Используя метод убеждения, психолог пользуется следующими приемами: 1. Выясняет собственное отношение клиента к беспокоящим его психологическим и поведенческим проблемам, устанавливает причины, в силу которых он придерживается той или иной позиции. Прежде чем пытаться в чем-то убедить клиента, необходимо выяснить его точку зрения на проблему. Зная заранее точку зрения клиента, легче подобрать персонально для него убедительные аргументы, факты и нужную логику доказательства. 2.  Исходит из того, что в понимании своей проблемы клиент прав. Обсуждаются с ним различные точки зрения на данную проблему. Психолог, заранее не отвергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, приглашает его выслушать и взвесить разные точки зрения. Клиент, доверяющий психологу, как правило, соглашается на это и выражает готовность признать правоту психолога. 3. Предлагает клиенту самостоятельно принять решение о том, каким рекомендациям следовать и каким — не следовать. Прежде чем предоставить клиенту такую возможность, необходимо договориться с ним о том, что он и психолог находятся друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые решения. 4. Делит проблему, обсуждаемую с клиентом, на ряд частных вопросов и последовательно добивается согласия клиента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет получить сам. Разговор с клиентом в этом случае целесообразно строить так, чтобы сначала клиент отвечал и выражал согласие с выводами психолога на частные вопросы, а затем постепенно переходил к более сложным принципиальным вопросам. Здесь применима техника «психологического поглаживания». Для того чтобы убедить внушаемого клиента в собственной правоте, необходимо поставить ряд вопросов, на которые клиент вынужденно отвечает «да», потом несколько вопросов, на которые клиент отвечает «может быть», и потом переходить к тем вопросам, на которые клиент первоначально готов был ответить «нет», но пол воздействием ответов «да» и «может быть» он уже готов ответить не столь категорично. 2. Внушение. «Это более простой, а для клиента — менее эффективный способ воздействия, чем убеждение, так как при внушении не задействована воля клиента, способная усилить психокоррекционный эффект. Но с другой стороны, пользуясь внушением, можно быстрее добиться нужного результата, так как этот метод не требует длительных разъяснений и долгих дискуссий психолога и клиента. Но зато воздействие, основанное на чистом внушении, исчезает быстрее, чем влияние, базирующееся на убеждении. В основе внушения лежит механизм прямого влияния психолога на подсознание клиента, на использование не только разума, но и чувств, эмоций. Внушение обычно используют в условиях, когда внимание и сознание клиента чем-то отвлечены. Наилучшим условием для внушения является ситуация, при которой клиента вводят в состояние полного расслабления. Это могут делать только специалисты, имеющие соответствующее образование и профессионально владеющие техникой. Особое место среди методов индивидуального воздействия занимает психологическое консультирование. Задача психологического консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту разобраться в своих проблемах и вместе с клиентом найти пути разрешения этой ситуации. Психологическое консультирование чаще всего рассматривают как специальную область деятельности практического психолога. Существуют особые правила и техника ведения психологического консультирования.

18.Этапы индивидуальной  психологической коррекции

1. Заключение контракта  между клиентом и психологом, дающим согласие оказывать коррекционное  воздействие.

2. Исследование  проблем клиента.

3. Поиск способов  решения проблемы.

4. Формирование  психологом коррекционной программы  и обсуждение ее с клиентом.

5. Реализация намеченной  программы в соответствии с  заключенным контрактом.

6. Оценка эффективности  проведенной работы.

1. Заключение контракта  между клиентом и психологом, дающим согласие оказывать коррекционное  воздействие.Решение клиента заключить контракт должно быть осознанным, поэтому психолог обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации об основных целях психокоррекции; о своей квалификации; об оплате за психокоррекционные мероприятия; о приблизительной продолжительности психокоррекции; о целесообразности проведения психокоррекционных мероприятий; о риске временного ухудшения состояния в процессе психокоррекции; о границах конфиденциальности.

На данном этапе необходимо предоставить клиенту исчерпывающую информацию об условиях психокоррекционной работы. Необходимо согласовать с ним возможность аудио- и видеозаписи психокоррекционной работы. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиента. Обсуждение данного вопроса - одно из условий конфиденциальности и установления доверия между психологом и клиентом.

Выделяют два уровня конфиденциальности. Первый уровень относится к пределу профессионального использования информации, полученной от клиента. Каждый психолог может использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях, он не должен распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Сведения о клиентах (записи психолога, диагностические данные, индивидуальные карточки клиентов и т.д.) должны храниться таким образом, чтобы быть недоступными для посторонних лиц.

Второй уровень конфиденциальности относится к условиям, при которых полученная в процессе взаимодействия информация может быть использована исключительно для блага клиента. Иногда необходимо поделиться сведениями, полученными от клиента с его родителями, учителями, детьми, супругом. О своих намерениях психолог обязан поставить клиента в известность, и если клиент не возражает, то вопрос конфиденциальности из этического становится сугубо профессиональным.

Конфиденциальность нельзя возводить в абсолютный принцип, чаще всего приходится говорить о ее границах. Сформулированы основные правила по установлению такого рода границ.

1. Обязательство  соблюдать конфиденциальность не  абсолютно, а относительно, поскольку  существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.

2. Конфиденциальность  зависит от характера представленных  клиентом сведений, тем не менее  доверительность клиента несравненно  строже связывает консультанта, нежели "секретность" событий, о  которых сообщает клиент.

3. Материалы встреч, которые не могут причинить  вред интересам клиента, не подпадают  под правила конфиденциальности.

4. Материалы встреч, необходимые для эффективной  работы психолога, также не подпадают  под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление  эксперту материалов психокоррекционной  работы по договоренности с  клиентом).

5. Конфиденциальность  всегда основывается на праве  клиента на доброе имя и  сохранения тайны. Психолог обязан  уважать права клиентов и в  определенных случаях может даже  поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию  о клиенте правоохранительным  органам, если при этом не нарушаются  права третьих лиц).

6. Конфиденциальность  ограничена правом психолога  на сохранении собственного достоинства  и безопасности своей личности.

7. Конфиденциальность  ограничена правами третьих лиц  и общественности. Психолог, обеспечивая  конфиденциальность, должен ознакомить  клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается:

- Повышенный риск  для жизни клиента или других  людей.

- Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

- Необходимость  госпитализации клиента.

- Участие клиента  и других лиц в распространении  наркотиков и прочих тяжких  преступных деяниях.

Если во время индивидуальной работы выясняется, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, то психолог обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы, проинформировать об опасности ее саму, ее близких, правоохранительные органы, а также необходимо сообщить клиенту о своих намерениях.

2. Исследование  проблем клиента. На этой стадии  психолог устанавливает контакт  с клиентом и достигает обоюдного  доверия. Проведение индивидуальной  психологической коррекции требует  определенных личностных качеств  и установок от психолога, ее  проводящего.

В целом для эффективной коррекционной работы необходима положительная установка к личности другого человека (клиента), ориентированность на его проблемы, заинтересованность в их решении. Излишняя критичность, предубежденность, невнимательность и неестественность психолога, безусловно, мешают его работе. Согласно гуманистическим традициям положительная установка к другому человеку может быть создана благодаря безоценочному отношению и безусловному принятию личности другого, а также способности быть самим собой в процессе межличностного взаимодействия.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"