Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 13:05, шпаргалка

Описание работы

Определение предмета изучения психологии телесности.
Предметом психологии телесности являются закономерности развития телесности человека на разных этапах онтогенеза, а также ее структура и психологические механизмы функционирования в качестве человеческого, т.е. культурно детерминированного феномена в норме и патологии; условия и факторы, влияющие на формирование нормальных и патологических явлений телесности.

Файлы: 1 файл

Телесность.docx

— 169.01 Кб (Скачать файл)
  1. Определение предмета изучения психологии телесности.

Предметом психологии телесности являются закономерности развития телесности человека на разных этапах онтогенеза, а также ее структура и психологические механизмы функционирования в качестве человеческого, т.е. культурно детерминированного феномена в норме и патологии; условия и факторы, влияющие на формирование нормальных и патологических явлений телесности.

  При таком понимании предмета  психологического изучения телесности  становится возможным применение  тех методологических принципов  и конкретно-научных способов  анализа, которые были разработаны  в школе А.Р. Лурия.

  Нам представляется, что наиболее  существенным вкладом А.Р.Лурия в клиническую психологию является выделение культурно детерминированных феноменов высших психических функций (ВПФ) в клинической картине, традиционно рассматривавшейся только - и исключительно - с точки зрения мозгового дефекта. Принципиально та же задача стоит и перед психологией телесности: выделить пласт культурно обусловленных феноменов в этой предметной области. Если при создании нейропсихологии были взяты за основу уже разработанные в психологии представления о генезисе и структуре ВПФ, то относительно тела, его функций, телесных действий и дефектов необходим поиск специальных доказательств и аргументов в пользу их отнесенности к психологической реальности. Пока это решение существует главным образом в виде достаточно аморфного указания на психосоматическую связь.

 

  1. Отличительные особенности телесной организации животных и человека.

Телесность человека не имеет ничего общего с предметами внешнего мира и телами животных. У человеческой телесности нет внешних границ, ее существование в пространстве и времени радикально иное. Телесность распространяется на все воспринимаемое человеком, все феномены его «бытия-в-мире» связаны с его телесностью; границы его тела совпадают с границами его мира (так, например, звезда, которую индивид рассматривает в телескоп, является в данный момент границей его телесности). В отличие от фиксированного физического тела человек находится в непрерывном изменении и любое его движение, настроенность органов чувств выносит его за собственные пределы. Вспоминая свое пребывание в городе, расположенном за несколько тысяч километров, он находится там, а не в собственной квартире, где пребывает телесно. Телесность, по определению Босса, есть «открытость, равная по широте миру».

Из этого положения о телесности Босс делает достаточно оригинальный вывод — для человека патологично иметь физическое тело, подобное телу животного. Телесность есть не что иное, как проявление экзистенции. Первична экзистенция, вторична ее сущностная характеристика — телесность. Материальное же тело патологично.

Экзистенция со всеми ее «экзистенциалами» обитает не в материальном мире, а в мире смыслов. Поэтому она не детерминируется извне какими-либо причинами, но определяет сама себя в акте выбора. В связи с этим Босс открыто заявляет, что в противоположность большинству естествоиспытателей нашего времени он является сторонником учения о свободе воли, которая представляет собой непосредственно данный феномен и не нуждается в каких бы то ни было доказательствах. Говоря об «общей экзистенциальной патологии», Босс пытался показать, что у заболеваний нет причин, имеются только мотивы. В человеческом мире вообще нет причин, прошлое не детерминирует, а мотивирует настоящее.

 

  1. Тело и телесная реальность.

Тело представляет собой место бытия субъекта, тот протяженный и явный план, в котором субъект проявляет себя не только физически, но и психически — благодаря опосредованному взаимодействию тела и психики. В качестве основного посредника данного взаимодействия можно рассматривать телесность, обладающую, с одной стороны, телесно-чувственной материальной основой телесности, а с другой — смыслообразующей основой сознания.

Телесность входит во множество контекстов, где обсуждается проблема человека: тело и мысль, тело и чувство, тело и жизнь, тело и смерть, тело и душа, тело и дух, тело и природа, тело и общество, тело и культура, и т.д. Исходная мысль о человеке делается полнее, когда мы содержательно развертываем характеристики, стоящие в этих связях справа; когда мы говорим, что человека характеризует душевность и духовность, он мыслящий и чувствующий, он существо смертное, но особым образом причастен к бессмертию и т.д. Телесность - это то, что характеризует значимым образом мир человека и до разделения его на внутренний и внешний. Рассматривая телесность в онтологическом плане, приходится признать, что мы имеем дело не с простой фактичностью человека, но с реальностью, которая должна быть реконструирована, перепонята; анализу подлежит не "природа человеческого тела", а "тело человеческой природы". В истории человеческого самопознания такое перепонимание происходило не раз.

+ Понятие «телесная реальность», посредством которого устанавливается специфика той или иной культурно-исторической эпохи, способствует утверждению тела в статусе концептуального «моста», соединяющего знания о человеке, которые не являются строго фиксированными. В историко-культурном процессе происходили изменения и в системе взглядов человека на собственное тело. Телесный образ, детерминированный определенной эпохой, схватывал ее пространственно-временные особенности и соответствующий тип телесного мышления. Модификации телесной реальности в процессе культурно-исторической эволюции показывают, что каждая эпоха развернула определенную программу и в связи с этим обозначила соответствующий ракурс возможностей человека посредством созданного им телесного образа. Ретроспекция проблемы позволяет сделать вывод: в культурно-исторической эволюции человека природные функции, связи, отношения вымещаются социокультурными. Рассматриваемые в рамках проблемы тела стадии формирования культурной парадигматики подтверждают предположения о наступательном характере культурных феноменов.

 

  1. Значение телесного опыта в жизни животных, древнего и современного человека.

У тела наших далеких предков было еще много общего с животным телом на фоне ряда биопсихических преимуществ. Так, развитые, как у животных, рецепторный аппарат органов чувств/кожи и важнейшие подкорковые образования мозга, дополнялись гораздо более развитыми, чем у животных, теменными и лобными отделами коры мозга. Особенно важно, что у человека того времени была уже достаточно развита верхняя лобная доля коры, отвечающая за контроль эмоций. Программирующая и контролирующая функции сознания были тогда еще в «нежном возрасте», что, однако, не мешало им способствовать выживанию и формированию новых навыков человека. В то же время, древний человек уже формировал отношение к жизни через переживание смерти: мертвое (неподвижное) тело соплеменника вызывало ужас. Таким образом, конгруэнтность обеспечивалась простыми мотивами и установками, а реализовалась сложноорганизованными, «животно-человеческими», процессами чувственного познания: глубокое целенаправленное «животное» внимание, руководимое «человеческими», хоть и примитивными, целями, задачами и переживаниями, приводило к эффекту синхронизации, который создавал ощущение идентичности с наблюдаемым явлением или объектом. Иными словами: равенство в ощущениях между наблюдаемым явлением/объектом и интериоризированным образом этого явления/объекта. Характерные для явления или объекта движения вызывали переживания через микродвижения тела человека. Синхронизация вызывала в организме отклик, реакцию в ощущениях, язык которых был понятен нашим предкам, а потому приносил знание и облегчал адаптацию. Благодаря заинтересованности людей, память записывала и хранила в мышечной ткани тела и в виде вегетативных реакций организма значимую информацию как полезную для жизни (полезная — не обязательно позитивная). В случае опасности память тела через естественные знаки напоминала человеку значение данной опасности, способствуя одновременной актуализации соответствующих друг другу мышечных и вегетативных реакций. Это помогало сформировать полезные навыки избегания опасности и закрепить их в памяти, а тело само применяло эти навыки в нужный момент. И это способствовало обучаемости и развитию способностей, из которых наиболее ценные и устойчивые закреплялись на генном уровне и передавались по наследству. Таким образом, в суровой реальности жизни древнего человека его «животное» тело языком реакций выполняло роль эксперта в вопросах безопасности и эволюции. (Для сравнения: конгруэнтность «состояние организма — текущая ситуация» очень низка у современного цивилизованного человека, живущего уже не в реальном, но в «идеальном» мире — мире отраженных и воплощенных идей. Телесные реакции современного человека «западного образца» социализированы и жестко контролируются. Само тело подвержено директивному воздействию ментальности человека, которая, увы, как правило, является продуктом иллюзий и представлений об истинности оценки момента).

 

  1. Память - основа телесности.

Основа формирования телесности - единая память, которая проявляется в характерных позах, движениях, дыхании. Аппарат памяти записывает и хранит важную для нас информацию, закрепляет её в памяти и помогает применить в нужный момент, что способствует обучаемости, развитию способностей человека, наиболее полезные из которых закрепляются на генном уровне и передаются по наследству. Следует подчеркнуть, что только значимая информация формирует основные телесные особенности, и чем более эмоционально она пережита, тем более прочные следы оставляет в нашей памяти. Следовательно, ментальная и эмоциональная составляющие очень близки и взаимообусловлены. Память влияет на наши мотивации, установки, восприятие окружающего мира, на способность организма выбирать для себя оптимальное состояние исходя из особенностей текущего момента. Характер переработки информации зависит от той информации, которая уже хранится в аппарате памяти, а характер восприятия мира - от следов памяти прошлых восприятий. Плотное взаимодействие и взаимопроникновение психики и тела соединяет энергии тела и психики в единую биопсихическую энергию человека.

 

  1. Биологический организм и адаптация. «Вегетативная память».

В процессе адаптации (соцадаптации) индивида при определенных внешних условиях свойства соматовисцеральной системы в совокупности со свойствами органов чувств создают определенныефеномены. Известно, что человек (и организм, как неотъемлемая его часть) адаптируется каждое мгновение, т.к. изменения внешних и внутренних условий происходят постоянно. Адаптация организма к слабым и средним по силе раздражителям происходит достаточно быстро и мало заметна для человека, при этом повышается устойчивость организма и вырабатываются навыки и привычки. Недостаточно значимая информация воспринимается организмом как слабый раздражитель. Психикой она часто даже не осознается и слабо структурирована. Чуть более значимая информация воспринимается организмом как средние раздражители, поэтому реакции организма на нее более явные, и психика ее больше структурирует. Адаптация же к любым значимым для организма и психики факторам является стрессом. «В процессе адаптации все вовлеченные в нее органы, изменяясь количественно и качественно, образуют функциональную систему, ответственную за адаптацию. Развивающиеся здесь структурные изменения представляют собой системный структурный след…» (3) Изменения, наступающие вследствие стресса, вызывают ряд физиологических, психических и психологических явлений, поскольку «следы даже однократных воздействий экстремальных факторов… на организм человека приводят к изменениям вегетативных функций… Эти изменения формируют в организме так называемую »вегетативную память", в основе которой лежит (среди прочего) своеобразная взаимосвязь между отдельными элементами тканевой, сосудистой, эндокринной, иммунной систем…" (3), осуществляемая посредством мышечных фасций (7). Именно на уровне стресс-реакции на всякую значимую информацию и появляются характерные психосоматические феномены, порождающие более или менее устойчивый «продукт» взаимодействия психики и тела в виде индивидуальных психосоматических паттернов. Вопрос об устойчивости «продукта» взаимодействия психики и тела неразрывно связан с инерционными свойствами материи тела, свойствами памяти и психологической значимостью информации. Поскольку для организма и психики информация — это «раздражители», которые воздействуют на параметры, сложившиеся до данного воздействия, то и характер переработки новой информации зависит от характера переработки прежде записанной информации. Наслаиваясь, однотипная информация и однотипные способы обработки информации (реагирование) создают характер индивидуальной адаптации. «В основе формирования индивидуальных адаптаций лежат следы предшествующих раздражителей» (3). Сталкиваясь всякий раз с ситуацией, отчасти и чем-то напоминающей значимую, и тем более эмоционально значимую, человек будет испытывать похожие состояния через переживание комплекса первоначальных ощущений и представлений. Они возникают в результате воссоздания сформировавшегося в момент стресса системного структурного следа в организме с тем же, примерно, набором соматовисцеральных ощущений. Произойдет вспоминание тех же эмоций, мыслей, настроений, сигнализирующих о значении соматовисцеральных ощущений: в связи с тем, что в памяти хранится энграмма стимула-эталона (память о стрессогенной информации), информация будет узнаваться человеком «как прежняя». Равным образом, это справедливо при актуализации энграммы на фоне подпороговых ощущений. Образ восприятия подобного типа ситуаций и характерного типа реагирования на них будут тем более устойчивыми, чем сильнее было первое потрясение и чем меньше было оказано впоследствии противоположных влияний. Я считаю, что здесь размыты границы телесных и психических реакций, и потому нет никаких оснований разводить их во времени (что возникло раньше): одну и ту же информацию психика опосредованно познает через тело (вегетативная память — «субстрат» эмоционально-аффективного знания), а тело опосредованно познает через психику (узнавание стимула-эталона есть припоминание его значения).При этом экстероцептивные ощущения создают, в основном, когнитивный компонент образов восприятия, следов памяти, мыслей, рефлексивных образов («я знаю, что это…»), а проприоцептивные и интероцептивные ощущения создают, в основном, их аффективный компонент («я переживаю то, о чем знаю, что это…»). Такой плотный характер взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения психики и тела соединяет энергии тела и психики в единую биопсихическую энергию человека(греч. energeia — деятельность, активность, сила в действии).

  1. Определение понятия «телесное» человека.

Телесность – феноменологическая реальность, представляющая собой сочетание биопсихосоциальных аспектов телесного бытия субъекта в физическом мире. Слово «телесность» появилось в словарях русского языка в первой половине XX века: вначале у И. А. Бодуэна де Куртенэ, а затем у Ушакова и Ожегова.

Концепт «Телесность» отличается от понятия «образа тела», хотя однозначно развести эти термины не представляется возможным, поскольку в ряде случаев представление об «образе тела» очень близко к понятию «Телесности». Тем не менее, «образ тела» является преимущественно феноменом восприятия и связан, в большей степени, со структурой интрапсихического опыта, соответствующего ряду личностных характеристик, чем с особенностями собственно телесной реальности.

Телесность также не тождественна телу-организму, биологическому субстрату и включает помимо психофизиологических компонентов (операционализируемых в исследованиях рефлекса, схемы тела, позы, способности тела к движениям и действиям) осознаваемые и неосознаваемые, отчетливые или смутные образы, символы, представления, переживания. Телесность имеет характер Высшей Психической Функции и является феноменом не только восприятия, но и самосознания, формирующимся во взаимодействии с Другим. Подобно остальным ВПФ Телесность встраивается в общий ход психического развития и приобретает системное строение, знаково-символический характер, «культурную» форму, произвольность функционирования. По составу и структуре Телесность как целостная система включает ряд иерархически взаимосвязанных компонентов, не сводима к сумме своих частей и выходит за рамки тела-организма.

Граница Телесности является изменчивой, подвижной. При движении границы Телесности вовне, за пределы поверхности тела, в пространство Телесности включаются объекты внешнего мира, субъективно становящиеся объектами мира внутреннего (например, при «феномене зонда»). Граница Телесности может не только расширяться, но и сжиматься, в частности, до пределов больного органа при психосоматической патологии. Проблема динамичности, изменчивости Телесности исследуется в ряде направлений психологии телесности, рассматривающих вопросы онтогенетического и патогенетического развития Телесности, адаптационно-регуляторных и компенсаторных изменений Телесности в рамках психосоматического приспособления к условиям окружающей среды. Структурные составляющие Телесности, отражающие ее сложную пространственную конфигурацию, операционализируются в исследованиях характеристик внешней (внешность, образ физического Я, образ тела) и внутренней Телесности (структура интрацептивного опыта, семантика внутренней Телесности, образ тела), феномена границ Телесности, особенностей внешних слоев Телесности, включающих объекты внешнего мира (в частности, «одежду» как «кожу культурного тела»).

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"