Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 13:05, шпаргалка

Описание работы

Определение предмета изучения психологии телесности.
Предметом психологии телесности являются закономерности развития телесности человека на разных этапах онтогенеза, а также ее структура и психологические механизмы функционирования в качестве человеческого, т.е. культурно детерминированного феномена в норме и патологии; условия и факторы, влияющие на формирование нормальных и патологических явлений телесности.

Файлы: 1 файл

Телесность.docx

— 169.01 Кб (Скачать файл)

Задачи т-о психотерапии:

    • исследование психологических  проблем клиента и оказание  помощи в их решении;

    • улучшение субъективного  самочувствия и укрепление психического  здоровья;

    • изучение психологических  закономерностей, механизмов и способов  межличностного взаимодействия  для создания основы эффективного  и гармоничного общения с людьми;

    • развитие самосознания  и самоисследование клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

    • содействие процессу  личностного развития, реализации  творческого потенциала, достижению  оптимального уровня жизнедеятельности  и ощущения счастья и успеха.

 

22. Работа с группами в телесной терапии.

Психокоррекционными группами называют небольшие временные объединения людей, имеющие специально обученного руководителя и проводящие встречи в определенное время. Основные задачи таких групп – взаимное исследование, получение знаний о собственной личности, ее развитие и раскрытие. В настоящее время существует большое количество различных психо коррекционных или тренинговых групп. Несмотря на особенности телесной терапии, то есть на то, что акцент делается на телесно двигательном аспекте, а не на вербальном, в ней присутствуют все особенности и преимущества именно групповой формы работы.

Особенности и задачи групповой психотерапии

Социальная дезадаптация проявляется только при существовании человека в обществе, поэтому весьма перспективными методами психокоррекционной работы с устойчивыми характерными конфликтами личности является групповая форма терапии.

Хотя любой человек, находясь в группе, получает меньше внимания, чем при индивидуальном лечении, существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии. Жизнь человека – явление социальное. Во время работы или игры, в моменты интимной близости и многие другие человек испытывает потребность вступать в контакты с другими людьми, делиться своими впечатлениями.

Второе потенциальное преимущество группы состоит в возможности получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь. В процессе происходящих в группе взаимодействий осознается ценность других людей и потребность в них.

В третьих, в группе можно быть не только участником событий, но и зрителем. Наблюдая со стороны за ходом групповых взаимодействий, можно идентифицировать себя с активными участниками и использовать результаты этих наблюдений при оценке собственных эмоций и поступков.

В четвертых, группа может способствовать личностному росту. Личность неизбежно ставится в положение, побуждающее к самоисследованию и интроспекции, и, кроме того, получает необходимую поддержку для вербализации своих желаний и проблем.

Гибкость групповых форм терапии позволяет моделировать самые разнообразные ситуационные формы межличностных взаимодействий, разрабатывать различные терапевтические программы и работать с разным контингентом участников.

В зависимости от методологической ориентации и функциональной направленности работы в группах их членами могут быть как относительно приспособленные к жизни, эмоционально уравновешенные студенты, которые стремятся к самопознанию и самосовершенствованию, так и люди, которые нуждаются в помощи в связи с эмоциональными или поведенческими расстройствами. Многие руководители перед набором новых групп проводят предварительное обследование кандидатов. Однако такие обследования не позволяют безошибочно выявить тех, кто лучше других способен к эффективной работе.

Выделяют десять основных психотерапевтических факторов, которые свойственны большинству групп (Рудестам):

1. Сплоченность. Это одно из главных условий, способствующее достижению группой успеха.

2. Внушение надежды. Вера в возможность изменений сама по себе обладает терапевтическим действием.

3. Универсализация. Люди приходят в группу каждый со своими проблемами, но скоро осознают, что и у других есть такие же трудности, такое же ощущение собственной несостоятельности и отчужденности от других.

4. Альтруизм. Целительным действием обладает сознание того, что каждый в группе нужен и полезен другим.

5. Предоставление информации. В некоторых группах применяются прямые инструкции и советы.

6. Множественный перенос. Любое искаженное восприятие реалий и любое нарушение в области взаимоотношений с другими людьми, вызванные произошедшими в прошлом событиями, особенно семейными, проявляются в группе, которая, согласно психодинамической теории, сама уподобляется семье. Эмоциональные привязанности члена группы к ее руководителю, к партнерам или к группе в целом подвергаются проверке и, при необходимости, рациональной и реалистичной оценке.

7. Межличностное обучение. Группа создает почву для исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций, а также для анализа новых форм поведения. Члены группы могут открыто просить друг друга о помощи и поддержке и демонстрировать сколь угодно сильные аффекты, способствующие приобретению корректирующего эмоционального опыта.

8. Развитие навыков общения. Явно или неявно, члены группы совершенствуют свои коммуникативные навыки жизни в обществе.

9. Подражательное поведение. Умение себя вести отчасти приобретается в процессе наблюдения за другими. На начальном этапе работы в группе возможно подражание поведению руководителя или других особо популярных членов группы с целью получения одобрения. Постепенно участники начинают экспериментировать со всеми встречающимися в группе моделями поведения.

10. Катарсис. Когда долгое время сдерживаемые чувства вины, враждебности и т. д. или «недопустимые» побуждения находят выход в группе, это приносит чувство облегчения и освобождения. Однако главная польза от катарсиса состоит в усилении сплоченности, которое происходит вследствие интенсивного взаимодействия членов группы друг с другом в обстановке безопасности и понимания.

Эффективность тренинга во многом зависит не только от адекватности осуществляемой ведущим оценки, но и от того, насколько богатым арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели.

При планировании занятий, а также в процессе проведения упражнений важно учитывать ряд моментов: правильный выбор упражнения, инструктирование группы перед его выполнением, остановка и обсуждение результатов. Выбирая то или иное упражнение, ведущий ориентируется на следующее:

1. Что должно произойти в результате занятия:

• как изменится состояние группы как целого;

• как изменится состояние каждого из участников группы в отдельности;

• не следует ли посвятить занятие работе с одним или двумя тремя участниками;

• будет ли получен материал для продвижения вперед в содержательном плане?

2. На каком этапе находится группа? Чем она сплоченней, чем свободнее, непринужденнее чувствуют себя ее участники, тем рискованнее могут быть упражнения. Прежде всего к ним относятся такие, которые предполагают физический контакт в ходе работы, а также упражнения, которые выполняются с закрытыми глазами.

3. Состав группы: социально демографические характеристики, а также физические данные.

 

23. Основные положения биоэнергетического анализа В.Райха.

В.Райх предложил собственный взгляд на характер. По В.Райху, характер состоит из привычных положений и отношений пациента, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения, физические позы, привычки держаться и двигаться.

Райх полагал, что характер создает защиты против беспокойства, многочисленных инстинктивных импульсов. Райх считал, что характер проявляется наиболее полно в мимике, жестах, поведении человека более полно, нежели в словах. Представление о характерном панцире, по его мнению, включает все подавляющие защитные силы, организованные в более или менее связный паттерн в Эго. Сначала он описывал этот паттерн в психологических терминах, затем стал связывать различные формы характерных сопротивлений со специфическими паттернами мускульного панциря. 

Хронические мышечные зажимы блокируют три основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. “Броня характера” (“мышечная броня”) выражается в напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и пр. Противостоять психологическим защитным механизмам можно путем модификации телесного состояния и бездействия на напряженную область. Райхом были созданы методики для уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц; с помощью физических воздействий высвобождаются завуалированные мысли и чувства.

Разрабатывая концепцию “мышечной брони”, телесно-ориентированные психотерапевты отмечают, что мышечное напряжение связано с различными ситуациями и психологическими травмами, переживаемыми людьми. Формирование характера и “мышечной брони” диалектически взаимосвязано, тело и психика в этом процессе непрерывно взаимодействуют. По существу они не могут быть разделены; по функции они тождественны. 
Хроническое напряжение блокирует энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций. Защитный панцирь не дает человеку переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств.

Примером этого служит стремление маленького мальчика удержаться от плача: он стискивает зубы, сдерживает дыхание и напрягает мышцы живота и шеи. Это первая стадия при формировании “брони характера”. Позднее психотравмирующие ситуации могут вызвать автоматическое торможение естественных двигательных и голосовых компонентов ответных реакций и становятся бессознательными. Эмоции, блокированные таким образом, никогда не устраняются, потому что не могут полностью проявиться. Эти блоки (мышечные зажимы) искажают и разрушают естественные чувства. По Райху, полное освобождение от заблокированной энергии происходит только после полного ее переживания.

На основании изучения подобных мышечных проявлений Райх выделяет 7 кругов формирования “мышечной брони”, состоящей из мышц и органов соответствующих функций. Эти сегменты образуют ряд из 7 горизонтальных колец, находящихся под прямым углом к позвоночнику. Основные сегменты панциря располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Терапия Райха состоит, прежде всего, в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом. С каждым сегментом можно работать отдельно. 

В распускании панциря используют три типа средств: 
1) накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания;  
2)  прямое воздействие на хронические мышечные зажимы посредством давления, пощипывания и т.д.; 
3) открытое рассмотрение совместно с пациентом сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются. 

Райх подчеркивал важность освобождения, расслабления “мышечного панциря” в дополнение к аналитической работе с психологическим материалом. Он рассматривал ум и тело как нерасторжимое единство. Его научные интересы перемещались от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к исследованию как психологических, так и соматических аспектов характера и характерного панциря и далее к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на свободное протекание биологической энергии. Райх стремился к распусканию защитного панциря, блоков чувствования, которые искажают психологическое и физическое функционирование человека; рассматривал терапию как средство восстановления свободного протекания энергии через тело посредством систематического освобождения блоков мускульного панциря, поэтому и назвал свой метод лечения неврозов “биофизической аргонно терапией”. 
Разработанные Райхом методики дыхания, эмоционального раскрепощения, усиления напряжения в заблокированных областях тела легли в основу созданных его учениками биоэнергетики и структурной интеграции Рольф.

 

24. Первичная терапия А.Янова

Методы высвобождения негативных эмоций, применяющиеся в группах биоэнергетической психотерапии, во многих отношениях сходны с первичной терапией. Из всех видов телесной психотерапии этот метод (его создатель – психолог Артур Янов из Лос Анджелеса) не только самый известный, но и самый спорный.

Смысл теории: Если не удовлетворять потребности маленького ребенка в том, чтобы его кормили, согревали, держали на руках, развлекали, давали ему возможность развиваться, его обида трансформируется в «первичную боль», которая впоследствии скрывается под броней психического и физического напряжения. Невроз представляет собой проявление этой первичной боли, человек находит такой выход своему внутреннему напряжению, который позволяет ему не осознавать болезненные переживания. Этот выход обязательно представляет собой какую либо форму саморазрушающего поведения, целью которого является уменьшение внутренней тревоги. Подобные формы поведения постоянно воспроизводятся при бесконечных и тщетных попытках избавиться от нераспознанного источника внутренней боли. К несчастью, простой разрядки внутренней напряженности недостаточно в случаях, когда необходимо в полной мере пережить исходную боль и связать свой актуальный опыт с самыми ранними воспоминаниями. Все формы телесной психотерапии направлены на осознание клиентом самых глубоких внутренних ощущений и потребностей, но первичная терапия ограничивает повторное переживание событий прошлого лишь наиболее эмоционально нагруженными воспоминаниями, которые относятся к самым ранним этапам жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"